Екатеринбург |
|
22 мая 2023 г. |
Дело N А47-14485/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Тороповой М. В., Суспициной Л. А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Оренбургнефть" на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
При открытии судом кассационной инстанции судебного заседания с использованием онлайн-сервиса "Картотека арбитражных дел" 15.05.2023 в связи с техническими неполадками представителям не удалось обеспечить подключение к каналу связи, в связи с чем судом объявлен перерыв до 16.05.2023 до 09 ч 15 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено 16.05.2023 в том же составе суда.
В судебном заседании приняли участие с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) представители:
Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление Росприроднадзора) - Скоян Ю.В. (доверенность от 01.01.2023 N 5);
акционерного общества "Оренбургнефть" (далее - общество "Оренбургнефть") - Киреева Т.М. (доверенность от 21.10.2021 N 427/21).
Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу "Оренбургнефть" о взыскании задолженности по возмещению вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате разлива нефтепродуктов в размере 27 810 000 руб. 00 коп.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственное казенное учреждение "Грачевское лесничество" (далее - учреждение "Грачевское лесничество"), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области (далее - Управление Росимущества по Оренбургской области).
Решением суда от 10.10.2022 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Оренбургнефть" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на ошибочность выводов судов о правильном расчете истцом вреда, произведенного по правилам Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 (далее - Методика N 238). Заявитель пояснил, что в силу пункта 3 Методики N 238, действующей на момент причинения вреда, исчисление размера вреда при самовольном снятии, уничтожении или порче почв в лесах должно производиться в соответствии с Методикой определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730. Исходя из пункта 6 приложения N 3 к постановлениюN 1730, с учетом площади участка 1100 кв.м., по мнению заявителя, размер взыскиваемого вреда не может превышать 7 993 054, 08 руб. Общество "Оренбургнефть" отмечает, что положенные судами в обоснование судебных актов материалы административного дела N 02-097/2020 не подтверждают факт уничтожения почвы на участке площадью 1100 кв.м. иные подтверждающие это документы в материалах дела отсутствуют. Согласно материалам административного дела 02-097/2020 факт уничтожения почвы на участке в результате разгерметизации трубопровода не установлен. Экспертное заключение об уничтожении почвы в материалах административного дела отсутствует. Истцом представлено заключение экспертной организации филиала "ЦЛАТИ по Оренбургской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" от 25.12.2020 N 74/1Ю, в котором экспертом установлен только факт превышения концентраций содержания нефтепродуктов в сравнении с фоновыми значениями, то есть факт порчи земли, а факт загрязнения или уничтожения плодородного слоя почвы на земельном участке в результате разгерметизации трубопровода не установлен. Площадь 1100 кв.м, указанная в акте отбора проб от 14.10.2020 N 483/88-п, не может быть принята в связи с тем, что не указаны координаты точек отбора проб и ориентиры.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росприроднадзора просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в Управление Росприроднадзора из МО МВД России "Бузулукский" поступил материал проверки КУСП N 1398 от 03.09.2020, проеденный по факту загрязнения земли нефтепродуктами в результате деятельности общества "Оренбургнефть".
Истец указал, что из материалов проверки следует, что 18.05.2020 участковым лесничим ПСУ "Грачевское лесничество" в ходе патрулирования территории лесного фонда ДО "Колос" (квартал 12 выдел 4) Грачевского района Оренбургской области обнаружено нахождение тяжелой техникой (5 автомобилей "Камаз"), а также выявлен участок между дубовыми деревьями, на котором произведена замена грунта на площади около 0,2 га. на поверхность грунта проступала нефть, имелся характерный нефтяной запах.
В ходе дальнейшей проверки обстоятельств нарушения земельного законодательства Российской Федерации установлено, что попадание нефтепродуктов на почву произошло в результате разгерметизации нефтепровода общества "Оренбургнефть".
Истец отметил, что в отношении общества "Оренбургнефть" руководителем (лесничим) ПСУ "Грачевское лесничество" 26.05.2020 составлен протокол об административном правонарушении N 1 по части 2 статьи 8.31 КоАП РФ "Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса".
Истец пояснил, что в сентябре 2020 года сотрудниками учреждения "Грачевское лесничество" установлено, что на месте происшествия на поверхность почвы стало проступать вещество похожее на нефть, деревья засохли, присутствует нефтяной запах.
На основании вышеописанных материалов МО МВД России "Бузулукский" управлением 01.10.2020 возбуждено административное расследование N 02-097/2020 по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ "Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления".
В рамках административного расследования 14.10.2020 при участии представителя общества "Оренбургнефть", а также в присутствии иных представителей ответчика, произведен осмотр места происшествия с отбором проб почвы в местах загрязнения и фоновых проб почвы.
Во время осмотра обнаружены визуальные следы загрязнения почвы, ощущался слабо выраженный нефтяной запах (протокол осмотра от 14.10.2020 N 02-097).
Специалистами аккредитованной лаборатории филиала Центра лабораторного анализа и технических измерений по Оренбургской области ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" осуществлен отбор почвы в одиннадцати точках в местах видимого и предположительного загрязнения нефтепродуктами, а также отобраны фоновые пробы почвы в 44 м на север от места порыва. Отбор производился на две глубины 0 - 5 см и 5 - 20 см.
По результатам количественного химического анализа почв (протоколы КХА почвы N N 275-П - 286-П от 22.10.2020), проведенного специалистами филиала "ЦЛАТИ по Оренбургской области", установлено наличие превышения концентрации нефтепродуктов в почве.
Постановлением от 28.12.2020 N 02-097/2020 общество "Оренбургнефть" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ "Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления", назначено наказание в виде административного штрафа на сумму 60 000 руб. 00 коп.
Постановление вступило в законную силу, не обжаловано. Штраф оплачен своевременно.
На основании материалов административного расследования в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненною почвам как объекту охраны окружающей среды (утв. Приказом Минприроды России от 08.06.2010 N 238), произведен расчет размера вреда, причиненного почвам. Размер вреда, причиненный почвам по вине общества "Оренбургнефть", составил 27 810 000 руб. 00 коп.
Письмом от 30.09.2021 N 04/1983 генеральному директору общества "Оренбургнефть" Д.Л. Худякову предложено в добровольном порядке в течение месяца с момента получения компенсировать задолженность по возмещению вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения нефтепродуктами земельного участка в сумме 27 810 000 руб. 00 коп. Письмо вручено адресату 07.10.2021.
До настоящего времени задолженность не погашена, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды пришли к выводу о том, что истцом доказано наличие правовых оснований для взыскания с ответчика заявленной суммы ущерба. Суды признали расчет размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, правильным и подлежащим возмещению вследствие ее загрязнения и уничтожения в процессе хозяйственной деятельности общества "Оренбургнефть".
Суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", далее - Закон N 7-ФЗ)).
В соответствии со статьей 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
На основании статьи 1 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49) разъяснено, что одним из важнейших средств охраны окружающей среды и обеспечения права граждан на ее благоприятное состояние является возложение на лицо, причинившее вред, обязанности по его возмещению в полном объеме, а также обязанности приостановить, ограничить или прекратить деятельность, создающую опасность причинения вреда в будущем. Тем самым обеспечивается принятие мер по восстановлению состояния окружающей среды, подвергнутой негативному воздействию хозяйственной и (или) иной деятельности, и предупреждение нарушения природоохранных требований и причинения вреда окружающей среде в будущем.
Согласно пункту 6 Постановления N 49 основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона N 7-ФЗ).
По смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона 7-ФЗ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика (пункт 7 постановления N 49).
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (часть 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ).
Из статьи 77 Закон N 7-ФЗ следует, что возмещение вреда, причиненного окружающей среде, по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством, которая устанавливается с учетом не только материального, но и экологического вреда, причиненного природной среде.
В соответствии со статьей 78 Закона N 7-ФЗ определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 5 Закона N 7-ФЗ предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения природоохранного законодательства полномочны органы государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Судами установлено, что в результате разгерметизации нефтепровода общество "Оренбургнефть" допустило загрязнение земель опасными для здоровья и окружающей среды веществами, привнеся в почвенный слой нехарактерные для него концентрации химических веществ (нефтепродуктов), и тем самым нарушило требования природоохранного и земельного законодательства Российской Федерации.
Факт причинения вреда почве подтверждается постановлением о привлечении общества "Оренбургнефть" к административной ответственности от 28.12.2020 N 02-097/2020 за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Порча земель", которое вступило в силу и ответчиком не обжаловано, протоколами результатов исследований (испытаний) измерений почвы от 22.10.2020 N275-П-286-П, протоколами отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 14.10.2020, актом N 483-88-П отбора пробы почвы от 14.10.2020.
Произведенный истцом расчет размера вреда в соответствии с Методикой N 238, который составил 27 810 000 руб., судами проверен и признан правильным.
Доводы ответчика о недоказанности факта уничтожения плодородного слоя почвы судами первой и апелляционной инстанций рассмотрены и обоснованно отклонены.
Согласно протоколам результатов количественного химического анализа (почвы, грунты, донные отложения) ЦЛАТИ от 22.10.2020 N 275-П-286-П, а также заключению экспертной организации по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 25.12.2020 N 74/1 установлено наличие превышения концентраций по нефтепродуктам от 2,4 до 32,9 раз.
Загрязнение нефтепродуктами приводит к изменениям в структуре биоценозов: в почвах изменяется состав почвенных обитателей. Нефтяное загрязнение вызывает опасные экологические последствия. При попадании нефти в почву нарушаются биологические (особенно микробиологические), химические и физические процессы, что приводит к разрушению структуры почвы и нарушению водно-воздушного режима. В результате резко снижается водопроницаемость, увеличивается соотношение между углеродом и азотом (за счет углерода нефти), что приводит к ухудшению азотного режима почв, нарушает корневое питание растений, что приводит к прекращению нормального роста растений в течение ряда лет. Пропитывание нефтепродуктами почвенной массы приводит к изменениям в химическом составе, свойствах и структуре почв. Прежде всего, это сказывается на гумусовом горизонте: количество углерода в нем резко увеличивается, но ухудшается свойство почв как питательного субстрата для растений. Загрязнение почвы нефтепродуктами создает новую экологическую обстановку, что приводит к глубокому изменению всех звеньев естественных биоценозов или их полной трансформации. Происходит замедление роста растений, хлороз, некроз, нарушение функции фотосинтеза и дыхания.
Кроме того, в рамках дела об административном правонарушении, возбужденном в отношении общества "Оренбургнефть", имеются доказательства того, что ранее на загрязненном земельном участке произведена замена грунта. Это отражено в протоколе осмотра земельного участка от 14.10.2020, составленном при участии представителя общества "Оренбургнефть" по доверенности Радаева О.Н., протокол подписан представителем Радаевым О.Н. без замечаний.
Помимо этого, факт снятия (уничтожения) плодородного слоя подтверждается протоколом об административном правонарушении от 30.11.2020 N 02-097/2020, составленным в отношении общества "Оренбургнефть" и постановлением от 28.12.2020N 02-097/2020 о назначении административного наказания обществу "Оренбургнефть" по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ.
Из материалов проверки следует, что 18.05.2020 участковым лесничим ПСУ "Грачевское лесничество" в ходе патрулирования территории лесного фонда обнаружено нахождение тяжелой техники, а также выявлен участок между дубовыми деревьями, на котором произведена замена грунта на площади около 0,2 га.
В ходе дальнейшей проверки установлено, что попадание на почву нефтепродуктов произошло в результате разгерметизации трубопровода общества "Оренбургефть".
Таким образом, ответчиком на земельном участке в мае 2020 года была произведена замена грунта в результате уничтожения плодородного слоя почвы, а в сентябре выявлено загрязнение уже завезенного грунта (почвы) нефтепродуктами.
Статьей 1 Закона N 7-ФЗ определено, что почва, являясь компонентом природной среды, призвана обеспечивать благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям сельскохозяйственной деятельности.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42).
Таким образом, действующее земельное и природоохранное законодательство Российской Федерации не разделяет понятия "порча" и "уничтожение" почв для целей определения в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам, и не указывает на необходимость такого регулирования нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Сам факт порчи и уничтожения плодородного слоя почвы предполагает негативное воздействие на земли и почву и причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих компонентов, в том числе воздуха, воды и живых организмов, а значит, в любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы.
В соответствии с пунктом 1 Методики N 238 данная методика предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Устанавливая стоимостной критерий для определения причиненного почвам вреда, Методика предусматривает способы исчисления причиненного почве вреда в зависимости от обстоятельств и характера причиненного вреда.
Пунктом 12 Методики N 238 определена формула исчисления размера вреда в результате уничтожения плодородного слоя почвы, в которую включаются показатели площади участка, на котором обнаружено уничтожение плодородного слоя почвы, категории земель и вида разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 Методики N 238, таксы для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при уничтожении плодородного слоя почв согласно приложению N 1 к Методике N 238.
Судами верно отмечено, что указанная формула не содержит в качестве самостоятельного показателя сведения о плодородии почв, определяемых по результатам анализа отбора проб почв. При определении размера вреда как в результате порчи почв при снятии плодородного слоя, так и при определении вреда в результате уничтожения плодородного слоя, требуется определить лишь площадь участка, на котором допущено нарушение.
Следовательно, в случае уничтожения плодородного слоя почвы подтверждение его существования непосредственно на поврежденном земельном участке до причинения вреда, в том числе путем отбора проб, не представляется возможным в силу отсутствия самого плодородного слоя в результате его уничтожения.
Для вывода об уничтожении плодородного слоя почвы достаточно наличия факта осуществления ответчиком действий, в результате которых очевидно земельному участку причинен вред. Однако ответчик не представил доказательств отсутствия на земельном участке плодородного слоя почвы до даты аварии (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, судами правомерно взыскан с ответчика ущерб в результате уничтожения плодородного слоя почвы.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неверном расчете размера вреда в связи с применением Методики N 238 судом кассационной инстанции отклоняются, так как данная Методика предусматривает исчисление размера вреда, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, в отношении земельных участков, имеющих разные категории и вид разрешенного использования и расположенных в разных растительных зонах, в том числе лесном фонде.
Суд округа отмечает, что почвы так же, как и лес, являются самостоятельными и равнозначными объектами охраны окружающей среды.
Из материалов дела следует и судами установлено, что вред в данном случае причинен именно почвам как объекту охраны окружающей среды. Протоколами результатов количественного химического анализа (почвы, грунты, донные отложения) ЦЛАТИ от 22.10.2020 N 275-П-286-П, а также заключением экспертной организации по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 25.12.2020 N 74/1 установлено наличие превышения концентраций по нефтепродуктам от 2,4 до 32,9 раз.
Таким образом, судами установлено причинение вреда почвам вследствие разлива нефтепродуктов.
Приведенные в Методике N 238 формулы расчета предусматривают расчет размера вреда, причиненного непосредственно почве как объекту охраны окружающей среды.
Исследование представленного природоохранным органом расчета размера вреда показывает, что при расчете по Методике N 238 органом учтена категория земель лесного фонда и правомерно применен коэффициент Кисп=1,5 - для земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса.
Учитывая изложенное, истцом правомерно рассчитан ущерб, причиненный почве, в соответствии с Методикой N 238.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Оренбургнефть" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям сельскохозяйственной деятельности.
...
В соответствии с пунктом 1 Методики N 238 данная методика предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
...
Пунктом 12 Методики N 238 определена формула исчисления размера вреда в результате уничтожения плодородного слоя почвы, в которую включаются показатели площади участка, на котором обнаружено уничтожение плодородного слоя почвы, категории земель и вида разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 Методики N 238, таксы для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при уничтожении плодородного слоя почв согласно приложению N 1 к Методике N 238."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 мая 2023 г. N Ф09-2089/23 по делу N А47-14485/2021