Екатеринбург |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А71-10777/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сафроновой А. А.,
судей Громовой Л. В., Черемных Л. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональная инвестиционная компания" на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, посредством системы веб-конференции приняли участие представители:
акционерного общества "Газпром газораспределение Ижевск" -Трофимова О.В. (доверенность от 02.12.2022).
Акционерное общество "Газпром газораспределение Ижевск" (далее - общество "Газпром газораспределение Ижевск", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Межрегиональная инвестиционная компания" (далее - общество "Межрегионинвест", ответчик) об обязании в течение 3 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда выдать письменное согласие на подключение к газопроводу "Техническое перевооружение системы газораспределения и газоснабжение объекта: Коттеджный поселок "Родниковый край" по адресу муниципальное образование "Ягульское" Завьяловского района", следующих объектов, расположенных по адресу: 427018, Удмуртская Республика, Завьяловский район, с. Ягул, ул. Чижова, д. 7,8 ул. Касимова, д. 11, ул. Дерябина, д. 7, ул. Графа Шувалова, д. 2, ул. Кулаковой, д. 18, ул. Кулаковой, д. 20, ул. Черезова, 5, 10, ул. Касимова, 8, 17, 18, 20, ул. Чижова, 10, ул. Кулаковой, 4, 10/1, 10/2, ул. Драгунова, 12, 15 и присуждении судебной неустойки за каждый день неисполнения судебного акта (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.10.2022 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2023 решение оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Общество "Межрегионинвест" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное исследование обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, просит названные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав у удовлетворении иска.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в материалы дела не представлены копии заявок о подключении, подтверждающих волеизъявление физических лиц на газификацию указанных в исковом заявлении объектов, в случае наличия таких заявок, физические лица их направившие подлежали привлечению судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Заявитель жалобы полагает, что вывод судов о достаточной пропускной способности принадлежащего ответчику газопровода материалами дела не подтвержден. Истец не представил в суд надлежащие доказательства того, что у газопровода "Техническое перевооружение системы газораспределения и газоснабжение объекта: Коттеджный поселок "Родниковый край" имеются свободные мощности, необходимые для подключения указанных в иске объектов.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на пункт 48 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547, согласно которому при подаче искового заявления истец должен обосновать, что подключение указанных им в иске объектов возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту (ответчику). Соответствующие доказательства истцом при обращении в суд истцом не представлены, а потому вывод судов о подключении указанных в исковом заявлении объектов к принадлежащему ответчику газопроводу является единственным вариантом подключения (присоединения) материалами дела не подтвержден.
Общество "Межрегионинвест" считает, что требования истца в отношении тех объектов, которые уже подключены к газопроводу, лишены смысла, данные требования не направлены на восстановление каких-либо прав истца.
В отзыве на кассационную жалобу, общество "Газпром газораспределение Ижевск" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, ответчику на праве собственности принадлежит система газораспределения и газоснабжения на территории с. Ягул "Техническое перевооружение системы газораспределения и газоснабжение объекта: Коттеджный поселок "Родниковый край" по адресу Муниципальное образование "Ягульское" Завьяловского района" (акт о приемки законченного рабочего проекта N 160/13.ГСН, разработанного обществом с ограниченной ответственностью "ТГВПроектМонтаж").
Указанные газопроводы не являются обособленным объектом газового хозяйства, а присоединены непосредственно к распределительной системе Удмуртской Республики и являются ее звеном.
Общество "Газпром газораспределение Ижевск" осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения на территории Удмуртской Республики.
Истец является исполнителем Программы догазификации Удмуртской Республики, финансирование которой осуществляется за счет специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (в редакции Распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 21.10.2021 N 1126-р "О внесении изменения в распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 29.07.2019 N 885-р "Об утверждении Программы газификации Удмуртской Республики на 2019 - 2021 годы, финансирование которой осуществляется за счет специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям", а также мероприятий по догазификации в Удмуртской Республики.
Главой Удмуртской Республики 07.10.2021 утвержден пообъектный план-график до газификации Удмуртской Республики на 2021- 2024 годы.
Согласно Посланию Федеральному собранию 21.04.2021 Президентом Российской Федерации поручено осуществить газификацию населенных пунктов Российской Федерации до 2023 года без привлечения денежных средств граждан.
В целях исполнения Поручения Президента Российской Федерации с учетом критериев "Дорожной карты", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2021 N 1152-Р в период 2021- 2022 гг. Обществом "Газпром газораспределение Ижевск" запланировано выполнение мероприятий по догазификации 770 населенных пунктов Удмуртской Республики в рамках Программы газификации".
Согласно Программе газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Удмуртской Республики осуществляется с использованием сетей газораспределения, принадлежащих "основным абонентам". Урегулирование правоотношений с "основными абонентами" по вопросу возможности использования принадлежащих им сетей газораспределения для выполнения исполнителем мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Удмуртской Республики в рамках Программы газификации на законодательном уровне не разрешено.
Обращая с рассматриваемым иском, истец указывал, что подключение объектов (домовладений) потребителей по адресам: 427018, УР, Завьяловский район, с. Ягул, ул. Чижова, д. 7,8, ул. Касимова, д. 11, ул. Дерябина, д. 7, ул. Графа Шувалова, д. 2, ул. Кулаковой, д. 18, ул. Кулаковой, д. 20, ул. Черезова, 5, 10, ул. Касимова, 8, 17, 18, 20, ул. Чижова, 10, ул. Кулаковой, 4, 10/1, 10/2, ул. Драгунова, 12, 15 возможно только к существующим сетям газораспределения, принадлежащим ответчику (основной абонент), пропускная способность сетей газораспределения ответчика позволяет осуществить данное подключение, однако, ответчик препятствует присоединению к указанным сетям названных потребителей.
Истец неоднократно обращался к ответчику письмами: от 18.03.2022 N 01- 977(22)/7578, от 18.03.2022 N 01-1115(22)/7512, от 04.04.2022 N 01- 1560(22)/9304, от 06.04.2022 N 01-1737(22)/9530, от 06.04.2022 N 01- 1737(22)/9530, от 19.04.2022 N 01-1997(22)10606, от 15.06.2022 N 01- 2888(22)/14419 как к основному абоненту о предоставлении согласия на подключение перспективных потребителей к сетям газораспределения.
Согласие ответчика истцом не получено.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства и полагая, что ответчик обязан выдать согласие основанного абонента на подключение спорных потребителей, основания для отказа в выдаче такого согласия отсутствуют, в тоже время указанное поведение ответчика препятствует исполнителю осуществить подключение спорных потребителей в рамках программы догазификации, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Пунктом 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021 Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, публичным акционерным обществам и иными газораспределительным организациям поручено обеспечить до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определив критерии и условия такого подключения (технологического присоединения).
Во исполнение указанного поручения Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила N 1547).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1547 под подключением (технологическим присоединением) следует понимать совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, осуществления предпринимательской (профессиональной) деятельности; под исполнителем - газораспределительную организацию, владеющую на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов; основным абонентом признается юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.
Согласно пункту 5 Правил N 1547 подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Для заключения договора о подключении заявитель направляет на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявку о подключении с описью вложения.
В пункте 30 Правил N 1547 установлено, что исполнитель определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам", а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.
Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на дату подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы технические условия, на указанную дату не утратившие силу, и которые на дату рассмотрения заявки о подключении (технологическом присоединении) не завершили подключение.
В соответствии с пунктом 48 Правил N 1547 в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.
Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса.
Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем. Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
В силу пункта 121 Правил N 1547 срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках до газификации, определяемый программой газификации, не может выходить за пределы 2022 года.
Частью 3 статьи 27 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) определено, что юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
В соответствии с пунктом 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 (далее - Положение N 1370), поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводовотводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках.
Согласно пункту 3 Положения N 1370 местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.).
Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что газопровод относится к имуществу, в отношении которого действует специальный правовой режим, обусловленный его функциональным назначением, в связи с чем, правомочия собственника указанного имущества ограничены в законодательном порядке.
Истолковав вышеуказанные нормы применительно к рассматриваемому спору, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводам, что газопроводы, принадлежащие ответчику, обладают достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа, в связи с чем, вопреки доводам ответчика, его права подключением новых потребителей не нарушаются.
Учитывая, что статьей 27 Закона N 69-ФЗ предусмотрена необходимость обеспечения лицами - собственниками сетей газоснабжения, недискриминационного доступа любых лиц к свободным мощностям принадлежащих им газораспределительных сетей, принимая во внимание то обстоятельство, что подобное подключение жителей является единственным вариантом присоединения, учитывая наличие пропускной способности сети для подключения спорных потребителей, суды пришли к обоснованному выводу, что несогласование ответчиком подключения к газопроводу-источнику создает препятствия исполнителю в реализации мероприятий по социальной газификации, отказ ответчика противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения и подключения к газораспределительным сетям, поскольку в силу пункта 48 Правил N 1547 основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Разрешая спор, суды приняли во внимание, что согласно ситуационному плану (плану газоснабжения из проектной документации, разработанной по заказу ответчика и согласованному истцом) подключение объектов капитального строительства (домовладений) жителей с. Ягул (коттеджного поселка "Родниковый край") планировалось к газопроводу, который уже построен и принадлежат основному абоненту, проектной документацией предусмотрено подключение 134 земельных участков.
Наличие пропускной способности газопровода ответчика определено обществом "Газпром газораспределение Ижевск" в соответствие с пунктом 30 Правил N 1547, Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2021 N 707 "О внесении изменений в постановлении Правительства УР от 29.12.2017 N 581 "Об утверждении региональной программы "Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и /иных организаций в Удмуртской Республике на 2018-2022 годы".
Истцом выполнен гидравлический расчет с учетом всех земельных участков поселка "Родниковый край" с учетом подключенных существующих абонентов, а также домовладений вошедших в программу догазификации и земельных участков планируемых к подключению согласно проекту на газификацию микрорайона для подтверждения пропускной способности существующих распределительных газопроводов, которым подтверждается наличие пропускной способности существующих сетей микрорайона для подключения всех земельных участков, расположенных на территории коттеджного поселка "Родниковый край".
Доказательств того, что присоединение потенциальных заявителей к существующей сети основного абонента отрицательно повлияет на объем и качество предоставляемых услуг по данному газопроводу, ответчиком не представлено (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции верно указал, что разработанная схема газопровода, являющаяся составной частью проекта, согласована сторонами, и предусматривает подключение заявителей, расположенных в коттеджном поселке "Родниковый край". Соответственно стороны приняли обязательства по подключению объектов капитального строительства (домовладений) по данной схеме, изменения в данную схему не вносились, а потому ответчик не обосновано ссылается на отсутствие доказательств альтернативных вариантов подключения.
Кроме того, суд первой инстанции обосновано указал, что в соответствии с пунктом 3 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, обязательных к применению для обеспечения исполнения требований о безопасности зданий и сооружений.
Из пункта 41 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 года N 815, следует, что пункт 4.2 СП 62.13330.2011 "СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы" (далее - СП 62.13330.2011) является обязательным к применению.
Согласно пункту 4.2. СП 62.13330.2011 выбор схем газоснабжения следует проводить, в том числе, учитывая источники газоснабжения, которые включают в себя местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др., при этом выбор той или иной схемы сетей газоснабжения в проектной документации должен быть обоснован экономически.
С учетом изложенного, и пояснений истца, суды пришли к верному выводу, что доказательством, подтверждающим обоснованность подключения через газораспределительные сети основного абонента - ответчика, считается наличие уже построенной сети газораспределения в данном микрорайоне, газопровод основного абонента является наиболее близким для подключения к нему потребителей и экономически более целесообразной, чем строительство дублирующей газораспределительной сети.
Принимая во внимание правовой статус истца и ответчика в сфере газоснабжения не привлечение к участию в деле потребителей, о присоединении которых просит истец, не привело к неправильному разрешению спора; самовольное подключение трех объектов, указанных в иске, к газопроводу ответчика не исключает их последующее подключение в установленном законом порядке.
Доводы кассационной жалобы судом округа отклоняются, поскольку сводятся к простому несогласию заявителя жалобы с результатами исследования и оценки обстоятельств дела и представленных доказательств, тогда как переоценка таковых выходит за рамки компетенции и полномочий суда кассационной инстанции, установленных нормами статей 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а потому является недопустимой (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой и апелляционной инстанций установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сафронова |
Судьи |
Л.В. Громова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4.2. СП 62.13330.2011 выбор схем газоснабжения следует проводить, в том числе, учитывая источники газоснабжения, которые включают в себя местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др., при этом выбор той или иной схемы сетей газоснабжения в проектной документации должен быть обоснован экономически.
...
Доводы кассационной жалобы судом округа отклоняются, поскольку сводятся к простому несогласию заявителя жалобы с результатами исследования и оценки обстоятельств дела и представленных доказательств, тогда как переоценка таковых выходит за рамки компетенции и полномочий суда кассационной инстанции, установленных нормами статей 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а потому является недопустимой (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 мая 2023 г. N Ф09-2365/23 по делу N А71-10777/2022