Екатеринбург |
|
26 мая 2023 г. |
Дело N А60-47411/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гайдука А. А.,
судей Сирота Е. Г., Мындря Д. И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" - Поджаров Д.А. (доверенность от 08.12.2022 N 10-А).
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (далее - предприятие "Спецавтобаза", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - территориальное управление, ответчик, заявитель жалобы) задолженности по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в сумме 248 015 руб. 22 коп. и 7 960 руб. в возмещение расходов по уплаченной государственной пошлине.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.12.2022 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
Территориальное управление, не согласившись с названными судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанные решение и постановление отменить, принять по данному делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя жалобы, являясь бюджетным учреждением, территориальное управление не имеет в распоряжении собственных денежных средств, обращение взыскания денежных средств с Российской Федерации в лице территориального управления финансируется за счет средств федерального бюджета, при этом как главному распорядителю бюджетных средств, денежные средства на цели содержания казны Российской Федерации ответчику не доведены.
Ссылаясь на указ Губернатора Свердловской области от 30.03.2018 N 164-УГ "Об утверждении положения об организации и ведении Гражданской обороны в Свердловской области", статью 4 Закона Свердловской области от 25.03.2020 N 30-03 "О гражданской обороне в Свердловской области", территориальное управление полагает, что является ненадлежащим ответчиком.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие "Спецавтобаза" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в адрес истца поступили сведения о наличии мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Свердловской области:
1) Белоярский городской округ, п. Рассоха, у СНТ Фронтовик с кадастровым номером 66:06:0000000:107 (координаты, широта и долгота 56.695626 61.016335) (МНР ТКО N 4662);
2) г. Екатеринбург, рядом с Аэропортом "Кольцово" с кадастровым номером 66:41:0614022:185 (координаты, широта и долгота 56.730861 60.789325) (МНР ТКО N 4751).
3) г. Екатеринбург, Железнодорожный р-н, лесной массив с кадастровым номером 66:41:0209209:2, ЕЗП 66:41:0000000:44 (координаты, широта и долгота 56.863806 60.312572) (МНР ТКО N 5145);
4) г. Екатеринбург, Чкаловский район, у ж/д станции "Вторчермет" с кадастровым номером 66:41:0001001:33 ЕЗП 66:41:0001001:41 (координаты, широта и долгота 56.766932 60.615078; 56.76676268 60.61513126; 56.76685713 60.6144398) (МНР ТКО N 5277).
В ходе проверки указанной информации 16.09.2020, 08.10.2020, 02.06.2021, 12.07.2021 специалистами предприятия "Спецавтобаза" установлено, что на территории указанных земельных участков незаконно размещены твердые коммунальные отходы, объем которых превышает 1 м3.
Предприятие "Спецавтобаза" направило территориальному управлению уведомления об обнаружении мест несанкционированных размещения твердых коммунальных отходов и необходимости их ликвидации.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, земельные участки, на которых обнаружены места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, находятся в собственности Российской Федерации.
Региональным оператором ликвидировано собственными силами по указанным выше адресам несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов, поскольку по истечении 30 дней с момента направления уведомления договор на оказание услуг по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов не заключен и место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов не ликвидировано.
Расходы предприятия "Спецавтобаза" по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов составили 248 015 руб. 22 коп., в подтверждение чего представлены соответствующие калькуляции, акты с приложением фотоматериалов, заключения о ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
В целях досудебного урегулирования спора, региональным оператором в адрес территориального управления направлены претензии с требованием оплаты задолженности.
Поскольку претензии были оставлены без удовлетворения, задолженность не погашена, предприятие "Спецавтобаза" обратилось в суд с настоящим иском о взыскании расходов на устранение мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Суд первой инстанции, установив факт выявления региональным оператором мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и последующую их ликвидацию собственными силами истца по указанным выше адресам, пришел к выводу о возложении на ответчика расходов по ликвидации несанкционированной свалки, в связи с тем, что земельные участки, на которых обнаружено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов, относятся к землям, распоряжение которыми осуществляется Российской Федерации в лице территориального управления.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным законом.
В силу пункта 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17 Правил N 1156).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям норм статьи 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу норм статьи 2 Закона Свердловской области от 24.11.2014 N 98-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области и о внесении изменений в Закон Свердловской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" полномочия органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к полномочиям органов государственной власти Свердловской области.
Полномочия по распоряжению земельными участками является неотъемлемым полномочием собственника земельного участка, без которого право собственности на земельный участок прекращается.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятии, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.
Согласно пунктами 1, 4 приложения N 19 Приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Свердловской области, в том числе: предоставляет земельные участки в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование; передает земельные участки в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность; осуществляет продажу земельных участков.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости вышеуказанные земельные участки находятся в собственности Российской Федерации.
Таким образом, территориальное управление как орган исполнительной власти, в том числе и по управлению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, обязано возместить истцу понесенные расходы по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, установив факт выполнения истцом работ по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, несения расходов по их ликвидации, пришли к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Довод территориального управления о том, что, являясь бюджетным учреждением, ответчик не имеет в распоряжении собственных денежных средств, обращение взыскания денежных средств с Российской Федерации в лице территориального управления финансируется за счет средств федерального бюджета, при этом как главному распорядителю бюджетных средств, денежные средства на цели содержания казны Российской Федерации ответчику не доведены, судом кассационной инстанции отклоняется.
Учитывая, что факт проведения истцом работ по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в отсутствие договорных отношений подтвержден материалами дела и ответчиком надлежащими доказательствами не оспорен, доказательств возмещения указанных расходов ответчик не представил, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о возложении на территориальное управление обязанности по компенсации затрат истца по ликвидации несанкционированной свалки.
При этом, отсутствие у ответчика бюджетного финансирования для оплаты потребленных ресурсов и его правовой статус не освобождают его от ответственности за неисполнение принятого на себя обязательства (пункт 8 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации").
Довод территориального управления о том, что территориальное управление является ненадлежащим ответчиком, со ссылкой на указ Губернатора Свердловской области от 30.03.2018 N 164-УГ "Об утверждении положения об организации и ведении Гражданской обороны в Свердловской области", статью 4 Закона Свердловской области от 25.03.2020 N 30-03 "О гражданской обороне в Свердловской области", судом кассационной инстанции отклоняется.
Обязанность ликвидировать место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, либо заключить договор с региональным оператором, возложена на собственника земельного участка, на котором обнаружено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
В материалы дела истцом представлены выписки из единого государственного реестра недвижимости, подтверждающие принадлежность земельных участков Российской Федерации, полномочия по распоряжению которыми осуществляет территориальное управление.
Следовательно, территориальное управление как орган исполнительной власти по управлению земельными участками, находящимися в федеральной собственности является лицом обязанным возместить истцу понесенные расходы по ликвидации несанкционированных свалок.
Кроме того, указ Губернатора Свердловской области от 30.03.2018 N 164-УГ "Об утверждении положения об организации и ведении Гражданской обороны в Свердловской области" и статья 4 Закона Свердловской области от 25.03.2020 N 30-03 "О гражданской обороне в Свердловской области", не регулируют спорные отношения.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судами при рассмотрении спора норм права и не является основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта по делу.
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба территориального управления - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Гайдук |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что факт проведения истцом работ по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в отсутствие договорных отношений подтвержден материалами дела и ответчиком надлежащими доказательствами не оспорен, доказательств возмещения указанных расходов ответчик не представил, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о возложении на территориальное управление обязанности по компенсации затрат истца по ликвидации несанкционированной свалки.
При этом, отсутствие у ответчика бюджетного финансирования для оплаты потребленных ресурсов и его правовой статус не освобождают его от ответственности за неисполнение принятого на себя обязательства (пункт 8 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации").
...
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 мая 2023 г. N Ф09-2255/23 по делу N А60-47411/2022