Екатеринбург |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А71-10232/2022 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Абозновой О.В.,
рассмотрел материалы кассационной жалобы индивидуального предпринимателя Зямбахтина Евгения Александровича (далее - Предприниматель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 по тому же делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения сторон.
Общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Предпринимателю о взыскании 61 913 руб. 02 коп. задолженности за март 2020 г. - апрель 2021 г., сентябрь, октябрь 2021 г., май 2022 г., а также 2477 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 05.09.2022, принятым путем подписания резолютивной части, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Мотивированное решение изготовлено 26.09.2022.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприниматель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что услуги в спорный период региональным оператором не оказывались, что подтверждается имеющимися у него доказательствами, необоснованно не принятыми судом апелляционной инстанции.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 288.2. названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как установлено судами, между Обществом (региональный оператор) и Предпринимателем (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 14.10.2019 N ТКО8015.
Согласно пункту 1 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а исполнитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 5 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах норматива и утвержденного в установленном порядке нормативно-правовым актом исполнительного органа власти субъекта единого тарифа на услугу регионального оператора в размере 4 765 руб. 96 коп. за 1 тонну, кроме того НДС в размере 953 руб. 19 коп.
Размер ежемесячной оплаты по договору составляет 3 561 руб. 61 коп., кроме того НДС в размере 712 руб. 32 коп. (абзац 5 пункта 5 договора).
В соответствии с пунктом 6 договора потребитель оплачивает оказанные услуги путем перечисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора в случае определения объема оказанных услуг исходя из нормативов накопления ТКО - в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО. Оплата услуг за отчетный месяц осуществляется потребителем на основании акта оказанных услуг и счета-фактуры или универсального передаточного документа, независимо от подписания акта оказанных услуг или УПД потребителем.
Договор распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие до заключения договора с 01.01.2019 (пункт 33 договора).
В периоды март 2020 г. - апрель 2021 г., сентябрь, октябрь 2021 г., май 2022 г. региональный оператор оказал потребителю услуги по обращению с ТКО на сумму 61 913 руб. 20 коп., которая последним не оплачена.
Направленная региональным оператором в адрес потребителя претензия от 09.06.2022 N 23147 оставлена потребителем без удовлетворения, что послужило основанием для обращения региональным оператором в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, исходя из доказанности факта оказания услуг, наличия задолженности по их оплате в заявленном размере, в связи с чем признал обоснованным начисление неустойки. При этом судом учтено, что ответчиком не представлено доказательств ненадлежащего оказания услуг региональным оператором или оказания услуг в ином объеме.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к ТКО относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Судами установлено, что правом вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Удмуртской Республики в силу закона обладает только региональный оператор в лице Общества, из чего следует, что никакие другие лица, ни ответчик самостоятельно в спорный период вывоз ТКО осуществлять не могли. Региональный оператор в правоотношениях в рамках оказания услуг по обращению с ТКО является обязанной стороной.
Обеспечение возможности бесперебойной работы регионального оператора по обращению с ТКО и выполнение своих функций является публичным и охраняемым законом интересом, что свидетельствует о правомерности оказания истцом услуг по вывозу ТКО.
Поскольку Общество осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО как региональный оператор, оно оказывает услуги (и вправе требовать оплаты оказанных услуг) вне зависимости от наличия заключенного письменного договора с каждым собственником. При этом Общество является единственным региональным оператором в регионе, что предполагает под собой фактическое оказание услуг расположенным в данном регионе предприятиям (статья 24.6 Закона N 89-ФЗ), в том числе и ответчику.
Таким образом, как верно сочли суды, ТКО ответчика в отсутствие доказательств его транспортировки, хранения и последующей передачи для переработки, утилизации, иным лицам, осуществляет истец.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, в частности договор от 14.10.2019 N ТКО8015, акты оказанных услуг, расчет задолженности, суды установили, что представленными доказательствами подтвержден факт оказания истцом услуг по обращению с ТКО по договору в спорный период на общую сумму 61 913 руб. 02 коп.
Ненадлежащее оказание услуг региональным оператором или оказание услуг в иной объеме ответчиком не доказано (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом суды обоснованно приняли во внимание следующее.
Порядок фиксации нарушений по договору предусмотрен разделом 6 договора, согласно которому в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении, содержащий сведения о нарушении соответствующих пунктов договора.
Как верно указал апелляционный суд, вопреки доводам ответчика протокол допроса свидетеля от 02.06.2021, составленный территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в г. Глазове, не является подтверждением ненадлежащего оказания услуг, поскольку не фиксирует факта нарушения региональным оператором, не соответствует требованиям, изложенным разделом 6 договора. Надлежащим образом оформленные заборные ведомости за спорный период в нарушение пункта 16 договора потребителем, контррасчет и документы в его обоснование суду первой инстанции ответчиком представлены не были.
Суд апелляционной инстанции установил, что ответчик был извещен о рассмотрении Арбитражным судом Удмуртской Республики настоящего спора, материалы дела содержат доказательства вручении потребителю претензии регионального оператора (отчет об отслеживании почтового отправления N 80088073788762), а также искового заявления (отчет об отслеживании почтового отправления N 80081374512272). Доказательства, на которые сослался ответчик в апелляционной жалобе, не являются новыми, датированы 2021 г., между тем, суду первой инстанции представлены не были. В силу статей 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений.
Приложенные к апелляционной жалобе ответчика документы обоснованно не приобщены к материалам дела на основании части 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, дополнительные доказательства судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции. Настоящее дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства, оснований для принятия дополнительных доказательств у суда апелляционной инстанции не имелось.
В пунктах 5, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Представленный истцом расчет стоимости оказанных в исковой период времени услуг по вывозу ТКО судом первой инстанции проверен и признан правомерным, соответствующим действующему законодательству.
В силу пункта 17 договора потребитель имеет право инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору. Более того, условиями договора предусмотрена возможность зачета излишне уплаченной суммы в счет платежа за следующий расчетный период в случае, если объем фактически оказанных услуг по обращению с ТКО в расчетном периоде будет меньше объема, за который произведена оплата.
Таким образом, потребитель не лишен права обратиться к региональному оператору для перерасчета объема и стоимости фактически оказанных услуг, представив при этом надлежащем образом оформленные заборные ведомости.
Ответчиком надлежащих доказательств, опровергающих факт оказания истцом соответствующих услуг по вывозу ТКО, образовавшихся в период ведения хозяйственной деятельности ответчика, доказательств составления ответчиком и направления региональному оператору актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору представлено не было.
При таких обстоятельствах суды правильно исходили из того, что факт оказания истцом услуги по обращению с ТКО в спорный период подтвержден представленными доказательствами.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (пункт 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
О.В. Абознова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к ТКО относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
...
Поскольку Общество осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО как региональный оператор, оно оказывает услуги (и вправе требовать оплаты оказанных услуг) вне зависимости от наличия заключенного письменного договора с каждым собственником. При этом Общество является единственным региональным оператором в регионе, что предполагает под собой фактическое оказание услуг расположенным в данном регионе предприятиям (статья 24.6 Закона N 89-ФЗ), в том числе и ответчику.
...
В пунктах 5, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:"
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 мая 2023 г. N Ф09-2904/23 по делу N А71-10232/2022