Екатеринбург |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А50-23735/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Лазарева С.В., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края (далее - Министерство) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация Чайковского городского округа (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Пермскому краю в лице Министерства о взыскании убытков в размере 1 664 400,40 руб.
Решением суда от 13.12.2022 заявленные исковые требования удовлетворены, с Пермского края в лице Министерства за счет казны Пермского края в пользу Администрации взысканы убытки в сумме 1 664 400 руб. 40 коп.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неверно определен субъект Российской Федерации - Пермский край, за счет казны которого подлежат взысканию убытки в виде расходов в результате исполнения Апелляционного определения Пермского краевого суда от 09.08.2021 по гражданскому делу N 33-7911/2021 по исполнению обязательств по предоставлению жилого помещения инвалиду Касимзяновичу (далее - Садертинов В.К.). Заявитель кассационной жалобы полагает неверной ссылку судов на преамбулу Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), поскольку она не содержит самостоятельные нормативные предписания. Свою позицию заявитель подтверждает ссылкой на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 по делу N 2-О-Р. Министерство в кассационной жалобе настаивает на том, что предоставление жилых помещений гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний являются федеральной льготой, и поскольку порядок компенсации предоставления этих льгот на федеральном уровне не установлен, то финансирование расходов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Заявитель кассационной жалобы отмечает, что ни в Федеральном законе N 181-ФЗ, ни в Жилищном кодексе Российской Федерации, к которому отсылает данный закон, не определены источники финансирования расходных обязательств, которые установлены Федеральным законом N 181-ФЗ в части обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005. По мнению Министерства, в случае возложения обязанности по возмещению расходов муниципалитета на бюджет Пермского края будут проигнорированы нормы статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, допущена возможность установления Российской Федерацией расходных обязательств субъекта Российской Федерации без установления источников, за счет которых эти расходы будут осуществляться; установление расходных обязательств, финансируемых за счет двух уровней бюджетов (одна и та же категория - инвалиды обеспечивается жильем за счет разных бюджетов). Также Министерство утверждает, что возлагая на Пермский край обязанности по финансированию таких расходов, суды нарушают статью 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Заявитель кассационной жалобы считает, что представленные в материалы дела доказательства, не подтверждают противоправность действий (бездействий) Пермского края в лице Министерства. Заявитель кассационной жалобы выражает несогласие с размером убытков, поскольку он рассчитан исходя из площади жилого помещения равной 33,1 кв.м. и подлежит перерасчету, в виду того, что нарушает принцип эффективности расходования бюджетных средств. Предоставление Садертинову В.К. жилого помещения более 24 кв.м. - а именно, жилого помещения площадью 33,1 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, г.Чайковский, пер.Школьный д.6/1 кв. 49 нарушает статью 17 Федерального закона N 181-ФЗ, а так же не соответствует обстоятельствам, отраженным в апелляционном определении Пермского краевого суда от 09.08.2021 по гражданскому делу N33- 7911/2021.
Администрацией представлен отзыв, в котором она, сославшись на несостоятельность позиции ее заявителя, просила оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу апелляционным определением Пермского краевого суда от 09.08.2021 по гражданскому делу N 33-7911/2021 (номер дела в суде первой инстанции N 2-531/2021) на Администрацию была возложена обязанность предоставить Садертинову В.К. жилое помещение по договору социального найма, расположенного в пределах территории г. Чайковского, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам в соответствии с установленными нормативами предоставления с учетом права на дополнительную площадь.
В соответствии с Положением об администрации Чайковского городского округа, утвержденного решением Чайковской городской Думы от 05.12.2018 N 79 (в редакции решения Думы Чайковского городского округа от 19.06.2019 N 227) Администрация - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Чайковского городского округа, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законами Пермского края.
Во исполнение апелляционного определения Пермского краевого суда от 09.08.2021 по гражданскому делу N 33-7911/2021 и в соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии от 29.12.2021, Управлением земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа (далее - Управление) Садертинову В.К. предоставлено в бессрочное владение и пользование находящееся в муниципальной собственности изолированное жилое помещение из состава жилищного фонда социального использования, состоящее из однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: Пермский край, г. Чайковский, пер. Школьный, д. 6/1, кв. 49, общей площадью 33,1 кв. м.
Между Управлением, действующим от имени собственника жилого помещения - муниципального образования "Чайковский городской округ" и Садертиновым В.К., 12.01.2022 заключен договор социального найма жилого помещения N 2483, сторонами подписан акт приема-передачи.
Вышеуказанное жилое помещение является муниципальной собственностью, в соответствии с Выпиской из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 09.01.2020.
Исходя из средней расчетной стоимости 1 кв. м, установленной постановлением Правительства Пермского края от 02.12.2021 N 962-п "Об утверждении на I квартал 2022 года корректирующих коэффициентов по муниципальным районам (городским, муниципальным округам) Пермского края и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским, муниципальным округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений" (далее - Постановление N 962-п) средняя расчетная стоимость 1 кв. м общей площади жилого помещения для Чайковского городского округа Пермского края в I квартале 2022 года составляла 50 284 руб.
Исходя из установленных Постановлением N 962-п сведений, стоимость спорного жилого помещения составит 1 664 400 руб. 40 коп.
(50 284 руб. x 33,1 кв. м).
В адрес Министерства 17.08.2022 направлена претензия о необходимости исполнения обязательств по возмещению убытков сумме 1 664 400 руб. 40 коп, связанных с предоставлением жилого помещения.
Администрацией 22.08.2022 получен ответ на претензию-требование N 33-05-58-1064 об отказе возмещения убытков в связи с тем, что финансирование обеспечения жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не относится к расходным обязательствам Пермского края в лице Министерства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации в суд с иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды обоснованно руководствовались следующим.
В силу положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Исходя из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 551-О-О, Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда малоимущими гражданами, признанными по установленным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Учитывая вышеизложенное, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из пункта 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Вместе с тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детейинвалидов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 181-ФЗ.
Статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством.
При этом обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке статьи 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ в случае, если они встали на учет до 01.01.2005 (абзац 2 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ).
Согласно статье 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 3 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (части 1) и 132 (части 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями статей 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), статей 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона N 131-ФЗ).
Принимая во внимание вышеизложенные правовые нормы, суд апелляционной инстанции правомерно отклонил довод Министерства о том, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета.
Судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой содержится перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 30.09.2015 N 309-ЭС15- 5872 по делу N А60-23078/2014, от 07.10.2015 N 303-ЭС15-9208 по делу N А04-8224/2014, пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
Принимая во внимание, что Садертинов В.К., являясь инвалидом второй группы, страдает заболеванием (код по МКБ-10 F20.006), указанном в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2021 N 987н и в Перечне заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую помощь, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 N 991н, поставлен на учет постановлением администрации от 08.07.2016 N 1198, то есть после 01.01.2005, обеспечение его жилым помещением подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в силу пункта 3 статьи 125 эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.1.2 Положения о Министерстве социального развития Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 7-п, министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным органом в сфере социального обслуживания граждан на территории Пермского края, организует предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.
Согласно пункту 3.2 вышеуказанного Положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета Пермского края, в том числе средств на предоставление социального обслуживания отдельным категориям граждан.
Таким образом, вопреки мнению Министерства, судами верно определен надлежащий финансовый орган, представляющий интересы казны Пермского края, осуществляющий функции главного распорядителя средств бюджета Пермского края, в том числе средств на предоставление социального обслуживания отдельным категориям граждан, в соответствии с Положением о Министерстве социального развития Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 7-п.
Между тем, апелляционным определением Пермского краевого суда от 09.08.2021 по гражданскому делу N 33-7911/2021 (номер дела в суде первой инстанции N 2-531/2021) на Администрацию возложена обязанность предоставить Садертинову В.К. жилое помещение по договору социального найма, расположенного в пределах территории г. Чайковского отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам в соответствии с установленными нормативами предоставления с учетом права на дополнительную площадь, соответственно, возложение указанной обязанности на иное публичное образование противоречит части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрация, исполнив обязанность субъекта Российской Федерации по предоставлению жилого помещения Садертинову В.К. за счет муниципального жилищного фонда, утратила возможность предоставить его лицам, нуждающимся в порядке очередности на улучшение жилищных условий в соответствии с обязанностью города, установленной пунктом 6 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ.
Между тем, орган государственной власти субъекта Федерации встречную обязанность, расходы Администрации на исполнение названных полномочий, не компенсировал. В связи с чем, суды пришли к верному выводу о том, что органом государственной власти субъекта Федерации допущено противоправное бездействие, нарушающее пункт 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации.
Указанные обстоятельства квалифицированы судами как неисполнение уполномоченным государственным органом возложенных на него обязанностей по планированию бюджетных расходов.
Судами также учтено, что согласно письму Управления финансов от 06.09.2022 N 06.1-01-05-356 в 2021 году межбюджетные трансферты из бюджета Пермского края на приобретение жилых помещений инвалидам, вставшим на учет после 01.01.2005, Администрации не выделялись.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Администрации причинен вред бездействием исполнительного органа государственной власти, не исполнившего надлежащим образом финансовое обязательство, предусмотренное федеральным законом, и, соответственно, взятое на себя субъектом Российской Федерации.
Проверив представленный Администрацией расчет, суды признали его верным, соответствующим положениям Постановления N 962-п, в связи с чем, признали исковые требования администрации о взыскании убытков в сумме 1 664 400 руб. 40 коп., подлежащими удовлетворению в заявленной им сумме.
Доводы Министерства, о том, что размер убытков подлежит перерасчету исходя из возложенной на Администрацию апелляционным определением Пермского краевого суда от 09.08.2021 по гражданскому делу N 33-7911/2021 (номер дела в суде первой инстанции N 2-531/2021) обязанности предоставить жилое помещение исходя и нормы предоставления и права на дополнительную жилую площадь, то есть 12 кв. м + 12 кв. м = 24 кв. м, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, в виду того, что в материалы дела представлены доказательства того, что Садертинову В.К. неоднократно предлагались для вселения иные жилые помещения меньшей площади, но он отказался от вселения в них. При этом, как указывает Администрация, помещения площадью 24 кв. м в ее распоряжении отсутствуют. В связи с этим было представлено жилое помещение большей площади.
Кроме того, судом апелляционной отмечено, что в судебном акте указано на минимальную площадь жилого помещения, которое должно быть предоставлено Садертинову В.К. Предоставление жилого помещения большей площади прав Садертинова В.К. не нарушает, как и не нарушает условий апелляционного определения по делу N 33-7911/2021. Выбор жилого помещения для вселения полностью зависел от наличия в распоряжении Администрации помещения соответствующей площади.
Ссылка Министерства на определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11.11.2016 N 309-ЭС16-8490 по делу N А50-13344/2015 подлежит отклонению, так как изложенная в нем правовая позиция сформирована по спору с иными фактическими обстоятельствами. В рассматриваемом случае спор не связан с оказанием мер социальной поддержки лицам, страдающим заразными формами туберкулеза.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, правомерность выводов судов не опровергают, о неправильном применении норм материального права не свидетельствуют, по существу, выражают собственное толкование заявителя примененных норм права, в части направлены на переоценку доказательств и установленных на их основании обстоятельств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Администрация, исполнив обязанность субъекта Российской Федерации по предоставлению жилого помещения Садертинову В.К. за счет муниципального жилищного фонда, утратила возможность предоставить его лицам, нуждающимся в порядке очередности на улучшение жилищных условий в соответствии с обязанностью города, установленной пунктом 6 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ.
Между тем, орган государственной власти субъекта Федерации встречную обязанность, расходы Администрации на исполнение названных полномочий, не компенсировал. В связи с чем, суды пришли к верному выводу о том, что органом государственной власти субъекта Федерации допущено противоправное бездействие, нарушающее пункт 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации.
...
Ссылка Министерства на определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11.11.2016 N 309-ЭС16-8490 по делу N А50-13344/2015 подлежит отклонению, так как изложенная в нем правовая позиция сформирована по спору с иными фактическими обстоятельствами. В рассматриваемом случае спор не связан с оказанием мер социальной поддержки лицам, страдающим заразными формами туберкулеза."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 июня 2023 г. N Ф09-2869/23 по делу N А50-23735/2022