Екатеринбург |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А07-9973/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Сирота Е. Г., Перемышлева И. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города" (далее - Предприятие) городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражный суд Республики Башкортостан от 23.01.2023 по делу N А07-9973/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Рудерис" (далее - Общество) Ягубов Р.А. (доверенность от 01.01.2022), Хамидуллин А.Р. (доверенность от 01.02.2023);
Предприятия - Валиахметова Э.К. (доверенность от 15.11.2022), Иванова Е.А. (доверенность от 31.03.2021).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Предприятию о взыскании 34 802 377 руб. 71 коп. задолженности, 1 733 444 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 22.06.2021 по 27.02.2022 (с учетом уточнения исковых требований, принятых в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.10.2022 исковые требования удовлетворены, с Предприятия в пользу Общества взыскано 34 802 377 руб. 71 коп. задолженности, 1 733 444 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, 200 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины и 100 000 руб. расходов на оплату судебной экспертизы.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что от приемки части объема услуг ввиду выявленных нарушений Региональный оператор обоснованно отказался, что судами было оставлено без должной оценки. По мнению ответчика, акты приёма-передачи ТКО, заполненные в одностороннем порядке Оператором не могут является достоверными и подтверждать заявленный в настоящем споре объём оказанных услуг и их стоимость.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что оснований согласиться с методом эксперта о применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема и количества, а также объеме контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов в Октябрьском районе г. Уфы не имеется. При определении объема оказанных услуг необходимо принимать во внимание именно фактические услуги, а не статистические сведения.
В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на необоснованность изложенных в ней доводов, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, между Предприятием (Региональный оператор) и Обществом (Оператор) заключен контракт от 10.02.2020 N 05013000037200000010001 на оказание услуг, в силу пункта 2.1 которого Оператор принял на себя обязательства своими силами и за свой счет оказывать услуги по сбору и транспортированию всех твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе крупногабаритных отходов (далее - КГО), образующихся в результате деятельности всех физических и юридических лиц с территории Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан до полигона нерадиоактивных твердых коммунальных отходов в порядке и на условиях, определённых контрактом, на территории, описание границ которой определено в Приложении N 2 к контракту, а Региональный оператор обязался оплачивать такие услуги в соответствии с условиями контракта.
В силу пунктов 2.2., 2.3. контракта в услугу Оператора в рамках контракта входит погрузка ТКО, в том числе КГО в мусоровоз на территории Зоны деятельности Оператора, их транспортирование до места передачи ТКО и передача на ОПО, а также иные функции, определенные условиями контракта. ТКО должны транспортироваться от мест накопления ТКО до объекта передачи отходов, указанного в Приложении N 4 к настоящему Контракту.
Согласно пункту 3.1. контракта Оператор оказывает услугу в зоне деятельности Регионального оператора N 1 Республики Башкортостан, на территории Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в соответствии с Перечнем фактического месторасположения мест накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов к транспортированию в зоне деятельности Регионального оператора N 1, определяемых в соответствии с условиями контракта, во исполнение соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Башкортостан в зоне деятельности Регионального оператора N 1 от 23.04.2018 N 1/2018, оформляемым по форме согласно Приложению N 6 к контракту и являющимся неотъемлемой частью контракта.
Сведения об источниках образования ТКО и КГО, а также о местах их накопления, в том числе о контейнерных площадках до момента заполнения Приложения N 6 контракта определяются в соответствии с территориальной схемой и документацией аукциона, по итогам которого заключен контракт.
Согласно пунктам 4.1., 4.1.1. цена контракта определена по результатам проведения аукциона в электронной форме и составляет 237 953 513 руб. 70 коп., в том числе НДС 20% (в случае, когда Оператор является плательщиком НДС).
Сумма, подлежащая уплате Оператору, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Региональным оператором.
Цена за единицу транспортирования ТКО составляет: 2089 руб. 50 коп. за 1 тонну ТКО (с учетом НДС 20%, в случае, если НДС предусмотрен).
В силу пункта 4.5. контракта Оператор предоставляет Региональному оператору до 5 (пятого) числа месяца, следующего за отчетным, Акт оказания услуг, составленный по форме в соответствии с Приложением N 7 к контракту, копии маршрутных журналов за расчётный период, счёт, счёт-фактуру (в случае, если Оператор является плательщиком НДС в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации), акты приемки-передачи ТКО по форме в соответствии с Приложением N8 к контракту, детализированный отчет системы спутниковой навигации по каждому транспортному средству, а также ежемесячную отчетность в соответствии с Приложениями 12 и 13 к контракту.
Акт приема-передачи оказанных услуг между Региональным оператором и Оператором формируется ежемесячно на основании реестра оригиналов Актов приема-передачи ТКО (Приложение N 8).
Реестр, содержащий сведения оригиналов Актов приема-передачи ТКО, предоставляется Оператором Региональному оператору не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, в электронной форме в формате Microsoft Excel (Приложение N 8).
В соответствии с пунктом 4.12. контракта оплата услуг по транспортированию ТКО за расчетный период производится Региональным оператором не позднее 30 (тридцати) календарных дней с даты фактического подписания в предусмотренном порядке Акта оказания услуг, составленного по форме в соответствии с Приложением N 7 к настоящему контракту, подтверждающего факт предоставления (оказания) услуг, а также иных форм отчетностей, предусмотренных Приложениями к настоящему контракту, путём перечисления денежных средств на расчётный счет Оператора.
В соответствии с пунктом 5.1.1. контракта Оператор обязуется оказывать Услуги, указанные в пункте 1.1 контракта, в полном объеме с надлежащим качеством, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Территориальной схемой, а также в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", и иными нормативно-правовыми актами, в том числе местных органов власти и управления, определяющими деятельность по сбору и транспортированию отходов.
В пункте 5.3.1 контракта установлено, что Региональный оператор обязуется производить приемку и оплату услуг по настоящему контракту в порядке, в размере и сроки, которые определены настоящим контрактом.
В рамках контракта истцом оказывались услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов с территории Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Вывоз отходов производился с мест накопления ТКО до полигона нерадиоактивных твердых коммунальных отходов Предприятия, Российская Федерация, Республика Башкортостан, Уфимский район, Сельское поселение Черкасский сельсовет, с. Черкассы, мкр. Промышленный, участок N 1ж., территория земельного участка с кадастровым номером 02:55:030709:4, номер объекта в ГРОРО 02- 00115-З-00964-011215 (Приложение N 1 к Контракту).
Перечень фактического месторасположения мест накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, с которых осуществлялся вывоз, был согласован в Приложении N 6 к Контракту.
Услуги, оказанные истцом за период с февраля по июнь 2020 г., приняты ответчиком без разногласий и оплачены им в полном объеме, что подтверждается пояснениями сторон, а также актами оказания услуг. В указанной части спор между сторонами отсутствует.
Начиная с июля 2020 г. между сторонами возник спор относительно объема оказанных услуг, акты оказания услуг от 15.04.2021 (за период с июля по декабрь 2020 г.) подписаны сторонами с разногласиями.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательства по оплате услуг по транспортированию ТКО, оказанных в рамках контракта, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, указал, что оплата за оказанные услуги произведена им в полном объеме, исходя из фактического количества ТКО, транспортирование которого произвел истец в рамках контракта.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, придя к выводу о том, что факт транспортирования истцом ТКО за спорный период в заявленном им объеме подтвержден материалами дела
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
По мнению истца за период с июля 2020 г. по декабрь 2020 г. им было вывезено ТКО в количестве 50 250,99 тонн, стоимость услуг составила 104 999 443 руб. 60 коп.
Истцом в подтверждение объема оказанных услуг была предоставлена отчетная документация, оформление которой предусмотрено контрактом, за период с 01.07.2020 по 31.12.2020, а именно, отчет системы ГЛОНАСС, скриншоты с сайта ТКО Башкортостан, акты приема передачи ТКО (Приложение N 8 к контракту), данные об объеме фактически вывезенных отходов (Приложение N 11 к контракту), ежемесячная форма отчетности к акту оказания услуг по транспортированию ТКО с мест накопления отходов у населения и юридических лиц (Приложение N 12 к контракту), форма отчетности по количеству транспортируемых отходов по каждому транспортному средству за отчетный период (Приложение N 12 к контракту), соответствие номеров устройств ГЛОНАСС государственным регистрационным знакам специализированной техники, маршрутные журналы.
По мнению истца, представленные документы подтверждают факт оказания им услуг в заявленном объеме, а именно факт транспортирования ТКО за период с 01.07.2020 по 31.12.2020 в количестве 50 250,99 тонн.
По мнению ответчика, за указанный период истцом было вывезено ТКО в количестве 33 595,15 тонн, стоимость услуг составила 70 197 065 руб. 90 коп.
Ответчиком в материалы дела были представлены акты приема передачи ТКО за период с 01.07.2020 по 31.12.2020, результаты проведенной ответчиком в одностороннем порядке сверки завезенных на полигон объемов ТКО, письма ответчика в адрес истца о некачественном исполнении оказываемых услуг, из которых, как указал ответчик, следует, что фактическое количество вывезенных истцом ТКО, за период с 01.07.2020 по 31.12.2020, составило 33 595,15 тонн.
Как установлено судами, сторонами представлены акты различного содержания относительно информации о количестве ТКО, ввезенных на полигон. При этом акты, предоставленные каждой из сторон, подписаны ими в одностороннем порядке, со стороны ответчика предоставлены акты, подписанные только сотрудником полигона, со стороны истца представлены акты, подписанные только им, как представителем исполнителя.
Единого документа, подписанного обеими сторонами, в котором было бы зафиксировано количество ТКО, завезенного на полигон, сторонами в материалы дела не предоставлено.
В соответствии с пунктом 5, 7 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.
Таким образом, как верно отметили суды, действующее законодательство допускает ведение коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов для целей осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами расчетным путем (исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов) и исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Согласно пункту 3.6. контракта коммерческий учет количества транспортируемых ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом б пункта 25 Правил коммерческого учёта объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
В связи с наличием между сторонами разногласий относительно количества ТКО, транспортирование которого было произведено истцом в рамках контракта, для установления фактического объема оказанных истцом услуг за период с 01.07.2020 по 31.12.2020, судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза с постановкой перед экспертом вопросов:
"1. Сбор и транспортирование какого общего количества и объема твердых коммунальных отходов осуществило ООО "Рудерис" в период с 01.07.2020 г. - по 31.12.2020 г. в соответствии с подписанными в двухстороннем порядке между ООО "Рудерис" и МУП "Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города" актами приема-передачи ТКО? Указать с разбивкой по месяцам.
2. Сбор и транспортирование какого общего количества и объема твердых коммунальных отходов осуществило ООО "Рудерис" в период с 01.07.2020 г. - по 31.12.2020 г. в соответствии с актами приема-передачи ТКО, подписанными ООО "Рудерис" в одностороннем порядке? Указать с разбивкой по месяцам.
3. Сбор и транспортирование какого общего количества и объема твердых коммунальных отходов осуществило ООО "Рудерис" в период с 01.07.2020 г. - по 31.12.2020 г. в соответствии с актами приема-передачи ТКО, подписанными МУП "Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города" в одностороннем порядке? Указать с разбивкой по месяцам.
4. Сбор и транспортирование какого общего количества и объема твердых коммунальных отходов осуществило ООО "Рудерис" в период с 01.07.2020 г. - по 31.12.2020 г., исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема и количества, а также объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов в Октябрьском районе г. Уфы в соответствии с подпунктом а пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов"? Указать с разбивкой по месяцам.
5. Какой общий объем твердых коммунальных отходов был образован в Результате деятельности всех физических и юридических лиц с территории Октябрьского Района г. Уфы в соответствии с территориальной схемой и нормативами накопления твердых коммунальных отходов за период с 01.07.2020 г. - по 31.12.2020 г.?
6. Какое общее количество твердых коммунальных отходов было образовано в результате деятельности всех физических и юридических лиц с территории Октябрьского района г. Уфы в соответствии с территориальной схемой и нормативами накопления твердых коммунальных отходов за период с 01.07.2020 г. - по 31.12.2020 г.?
7. Был ли обеспечен ООО "Рудерис" полный сбор и транспортирование всех твердых коммунальных отходов, образованных на территории Октябрьского района г. Уфы в период с 01.07.2020 г. по 31.12.2020 г., в соответствии с данными системы спутниковой навигации транспортных средств и системы "ТКО - Башкортостан".
Производство экспертизы было поручено обществу с ограниченной ответственностью "Межрегиональный центр судебных экспертиз".
В заключении от 01.07.222 N 31/16-2021 экспертами общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный центр судебных экспертиз" даны следующие ответы на поставленные судом вопросы:
"1. В двухстороннем порядке подписанные сторонами в материалах дела имеются акты за период с февраля по июнь 2020 года. За период с июля по декабрь 2020 года (спорный период) для экспертизы предоставлены Акты выполненных работ от 15.04.2021 г., подписанные и скрепленные печатью 20.04.2021 г., согласно которых указаны количество ТКО (тонн) и сумма, за оказанную услугу по транспортированию отходов подписанные и скрепленные печатью в одностороннем порядке МУП "Спецавтохозяйство по уборке города городского округа город Уфа Республики Башкортостан" и имеющие подписи и печати ООО "Рудерис" с записью о наличии разногласий.
2. ООО "Рудерис" в период с 01.07.2020 г. по 31.12.2020 г., исходя из актов приема- передачи ТКО, подписанных ООО "Рудерис" в одностороннем порядке, осуществило сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов: - июль 2020 г. на сумму 17 499 541,61 рубль, объем в тоннах - 8374,99 - август 2020 г. на сумму 17 499 980,40 рублей, объем в тоннах - 8375,20 - сентябрь 2020 г. на сумму 17 499 980,40 рублей, объем в тоннах- 8375,20 - октябрь 2020 г. на сумму 17 499 980,40 рублей, объем в тоннах - 8375,20 - ноябрь 2020 г. на сумму 17 499 980,40 рублей, объем в тоннах - 8375,20 - декабрь 2020 г. на сумму 17 499 980,40 рублей, объем в тоннах - 8375,20.
3. ООО "Рудерис" в период с 01.07.2020 г. по 31.12.2020 г., исходя из актов приема- передачи ТКО, подписанных МУП "Спецавтохозяйство по уборке города городского округа город Уфа Республики Башкортостан" в одностороннем порядке, осуществило сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов: - июль 2020 г. на сумму 10 632 295,38 рубль, объем в тоннах - 5088,44 - август 2020 г. на сумму 12 893489,60 рублей, объем в тоннах - 6170,61 - сентябрь 2020 г. на сумму 13 199 698,87 рублей, объем в тоннах- 6278,87 - октябрь 2020 г. на сумму 12 602 902,83 рублей, объем в тоннах - 6031,54 - ноябрь 2020 г. на сумму 10 707 893,49 рублей, объем в тоннах - 5124,62 - декабрь 2020 г. на сумму 10 240 785,77 рублей, объем в тоннах - 4901,07.
4. ООО "Рудерис" в период с 01.07.2020 г. - по 31.12.2020 г. исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема и количества, а также объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов в Октябрьском районе г. Уфы в соответствии с подпунктом а пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 г. N 505 Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" осуществило сбор и транспортирование следующего общего количества и объема твердых коммунальных отходов: Ежемесячный средний объем транспортирования от населения, без учета сезонных факторов, составит: - по количеству: 33 054,015 тн : 6 = 5509,00 тн - по объему: 239324,67 м. куб: 6 =39887,45 м куб. Эксперты указали на невозможность определить объем подлежащих транспортированию отходов ТКО исходя из нормативов образования от юридических лиц, объектов социально-культурной сферы, торговых предприятий, учебных и дошкольных заведений, торговых предприятий в силу отсутствия в материалах дела и общем доступе в сети Интернет соответствующих данных о количестве учащихся и дошкольников, машиномест и посадочных мест в предприятиях общепита, размеров торговых площадей. При этом экспертами сделан вывод, что исходя из условий заключенного между сторонами Контракта - ООО "Рудерис" и Региональным оператором N 1 МУП "Спецавтохозяйство по уборке города Уфы количество отходов к транспортированию определено: по объёму 741498,66 м.куб, по массе 113 880,60 тонн, транспортирование должно быть осуществлено с территории Октябрьского района города Уфы в течение 2020 года, таким образом, объем определенный к транспортированию за период с июля по декабрь 2020 года составит: - по объему 741498,66 м.куб :12*6 мес.=370749,33 м.куб - по количеству 113 880,6 тн :12*6 мес.=56940,3 тонны Ежемесячно, - по объему 370749,33 м.куб:6=61791,56 м куб. - по количеству 56940,3 тонны:6=9490,05 тонн.
5. В результате деятельности всех физических и юридических лиц с территории Октябрьского Района г. Уфы в соответствии с территориальной схемой и нормативами накопления твердых коммунальных отходов за период с 01.07.2020 г. - по 31.12.2020 г. был образован общий объем твердых коммунальных отходов:
период |
Кол-во Контейнеров |
Объем плановый, м. куб |
Объем фактический, м. куб |
июль |
4011 |
60361,30 |
64979,80 |
август |
4011 |
61492,45 |
60361,30 |
сентябрь |
4011 |
64979,80 |
60361,30 |
октябрь |
3965 |
68704,69 |
68637,50 |
ноябрь |
3965 |
60648,25 |
60648,25 |
декабрь |
3965 |
63170,00 |
63170,00 |
Итого |
|
379356,49 |
37800,15 |
6. В результате деятельности всех физических и юридических лиц с территории Октябрьского района г. Уфы в соответствии с территориальной схемой и нормативами накопления твердых коммунальных отходов за период с 01.07.2020 г. по 31.12.2020 г. было образовано общее количество коммунальных отходов в размере 55 168,45 тонн.
7. При ответе на седьмой вопрос, был ли обеспечен ООО "Рудерис" полный сбор и транспортирование всех твердых коммунальных отходов, образованных на территории Октябрьского района г. Уфы в период с 01.07.2020 г. по 31.12.2020 г., в соответствии с данными системы спутниковой навигации транспортных средств и системы "ТКО - Башкортостан", эксперты указали, что для ответа на поставленный вопрос ими были использованы данные всех проведенных расчетов экспертного заключения. При проведении исследований экспертом сначала была проведена документальная сверка данных на соответствие государственных регистрационных номеров транспортных средств, осуществляющих транспортирование и номеров устройств системы контроля ГЛОНАСС, результаты сведены в Таблицу N 1 экспертного заключения. Далее были изучены отчеты системы контроля ГЛОНАСС общим объемом 3952 листа. Анализ документов показал отсутствие нарушений со стороны ООО "Рудерис" по времени вывоза ТКО, мест выгрузки ТКО, а также соответствие информации о маршрутах, согласно номерам устройства ГЛОНАСС государственным регистрационным знакам специализированной техники. Аналитические данные по представленным Маршрутным журналам и системы ГЛОНАСС представлены в сводных таблицах. Согласно сведений, отраженных в Таблицах N 3.7 и 3.8 экспертного заключения, количество транспортируемых отходов за период с 01.07.2020 г. по 31.12.2020 г. сопоставимо, идентично и составило:
- объем - 377 755,50 м.куб
- масса - 50 250,99 тонн.
Таким образом, экспертами сделан вывод, что исходя из данных предложенных для экспертизы Обществом и выписок электронной системы контроля ГЛОНАСС за исследуемый период с 01.07.2020 по 31.12.2020
- количество ТКО по массе составило 50 250,99 тонн,
- количество ТКО по объему составил 377 755,50 м куб.
- на сумму 104 999 443,61 рубля.
Суды установили, что качество и своевременность оказания услуг по транспортированию ТКО за период июль-декабрь 2020 г. подтверждается имеющимся ответом Министерства цифрового развития Государственного управления Республики Башкортостан в адрес директора Общества от 14.07.2021 с приложением.
Данные о качестве осуществления транспортирования отходов с территории Октябрьского района города Уфы выданы в процентном соотношении и свидетельствуют о высоком качестве оказания услуг, а именно: 1 месяц -95%, 2 месяца-99%, 3 месяца-100% своевременного вывоза.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что Общество осуществило за период с июля по декабрь 2020 г. полную и своевременную транспортировку отходов с территории Октябрьского района города Уфы.
Ответчик возражал в отношении результатов экспертного заключения, полагая, что экспертное заключение не может быть принято как допустимое и достоверное доказательство, поскольку при проведении экспертизы был нарушен процессуальный порядок проведения экспертизы, экспертом при ответе на поставленные вопросы не исследовались акты приема передачи ТКО, предоставленные ответчиком.
Судом первой инстанции было удовлетворено ходатайство ответчика о вызове в судебное заседание экспертов общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный центр судебных экспертиз".
В судебном заседании заслушан эксперт общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный центр судебных экспертиз" Мурзаханова Я.Н., который пояснил, что экспертиза проводилась двумя экспертами Мурзахановой Я.Н. и Салимовым Р.Р., при проведении экспертизы эксперты в том числе использовали анализ отчетов системы контроля ГЛОНАСС, маршрутных журналов, при ответе на заданные вопросы использовались данные Контракта и Территориальной схемы обращения с отходами (в том числе с ТКО) в Республике Башкортостан.
На вопрос представителя ответчика эксперт пояснил, что за предъявляемый период с 01.07.2020 по 31.12.2020 актов, подписанных без разногласий, в материалы дела не представлено, о чем дается ссылка в заключении.
Акт оказанных услуг за отчетный месяц является документом, в котором фиксируется общее количество ТКО транспортирование которого было произведено в отчетном месяце, в соответствии с актами приема-передачи ТКО, таким образом, количество ТКО транспортирование которого было произведено за определенный месяц, отраженное в акте оказанных услуг и в актах приема-передачи ТКО за этот же месяц, являются идентичными.
Экспертами было проведено исследование и установлено общее количество ТКО, транспортирование которого было произведено за период с 01.07.2020 по 31.12.2020 в соответствии с данными истца, ответчика и совместно подписанными документами (которые, как было установлено, отсутствуют), и даны исчерпывающие ответы на все поставленные судом вопросы.
Дополнительно эксперт пояснил, что в штате общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный центр судебных экспертиз" Мурзаханова Я.Н. и Салимов Р.Р. не состоят, к проведению экспертизы были привлечены на основании договоров и поручения руководителя общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный центр судебных экспертиз".
Для подтверждения указанных обстоятельств судом дополнительно запрошены документы, подтверждающие полномочия экспертов на проведение указанной экспертизы, которые были представлены.
Суды, принимая во внимание положения статей 71, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили что экспертное заключение достаточно мотивировано, выводы эксперта ясны, обоснованы исследованными им обстоятельствами, содержат ссылки на представленные судом для производства экспертизы доказательства; противоречия в выводах эксперта отсутствуют, оснований сомневаться в правильности заключения не имеется, в связи с чем пришли к правомерному выводу о том, что заключение эксперта является надлежащим доказательством, подтверждающим количество твердых коммунальных отходов, транспортирование которых фактически осуществлено истцом в период с 01.07.2020 по 31.12.2020.
Принимая во внимание предмет заявленных требований, документы, подтверждающие наличие у эксперта необходимого образования и достаточной квалификации для проведения экспертизы; предупреждение эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, отсутствие в экспертном заключении противоречивых выводов, а также учитывая полноту ответов на поставленные перед экспертом вопросы, ответы экспертом на дополнительные вопросы суда в ходе судебного заседания, суды правильно исходили из отсутствия оснований, предусмотренных статьей 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания заключения эксперта недопустимым и недостоверным доказательством.
Само по себе несогласие ответчика с результатами судебной экспертизы не свидетельствует о ее недостоверности. Отводов экспертам заявлено не было, доказательств, ставящих под сомнение достоверность проведенной по делу судебной экспертизы и являющихся основанием для назначения повторной экспертизы, суду не представлено.
Судами с учетом заключения судебной экспертизы установлено общее количество твердых коммунальных отходов, которые были образованы на территории Октябрьского района г. Уфы, исходя из нормативов накопления ТКО, объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, с учетом утвержденной территориальной схемой.
Также установлено обеспечение истцом полного транспортирования всех твердых коммунальных отходов, образованных на территории Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан в период с 01.07.2020 по 31.12.2020.
Согласно пояснениям представителя ответчика, территория, с которой истцом осуществлялся вывоз ТКО, на протяжении всего периода действия контракта, в том числе в спорный период, оставалась неизменной, иные операторы для вывоза ТКО с указанной территории не привлекались, вывоз осуществлялся только истцом.
В отношении представленных ответчиком писем, направленных в адрес истца, свидетельствующих о некачественном исполнении оказываемых услуг, представитель ответчика пояснил, что для устранения указанных нарушений иные операторы не привлекались, все замечания были устранены самим истцом. Акты о нарушении, которые составляются в соответствии с разделом 7 Контракта, фактически не составлялись, так как все нарушения были истцом устранены самостоятельно.
Согласно пункту 3.11. контракта при осуществлении транспортирования, представителями Оператора должна быть обеспечена фото-фиксация (по согласованию с Региональным оператором - видеофиксация) Места накопления ТКО до начала погрузки и после окончания погрузки ТКО в Мусоровоз при помощи технических средств, приспособленных для фото-фиксации с указанием даты и времени.
Суды приняли во внимание ответ Министерства цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан от 14.07.2021 N ИТ1108/РО, в котором Министерство по согласованию с Предприятием направило обработанные государственной информационной системой "Система мониторинга вывоза твердых коммунальных отходов в Республике Башкортостан" сведения о вывозе Обществом твердых коммунальных отходов по Октябрьскому району города Уфы за период с 01.07.2020 по 31.12.2021, процент своевременного вывоза в месяц составил июль 2020 г. - 95 %, август 2020 г. - 100 %, сентябрь 2020 г. - 100 %, октябрь 2020 г. - 99 %, ноябрь 2020 г. - 100 %, декабрь 2020 г. - 99 %.
В соответствии с подпунктом б пункта 25 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются, в том числе, планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов.
В силу части В Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов в рамках контракта составляет 741 498,66 м3/113 880,60 т.
Согласно подписанным сторонами без разногласий актам оказания услуг за период с февраля по июнь 2020 г., по которому у сторон отсутствует спор, количество вывезенных ТКО составило: февраль 2020 г. - 6 185,684 тонн, март 2020 г. -8 429,974 тонн, апрель 2020 г. - 8 375,961 тонн, май 2020 г. - 8 375,200 тонн, июнь 2020 г. - 8 375,209 тонн.
Суды обоснованно приняли во внимание, что ежемесячный объем услуг за спорный период, предъявленный истцом к приемке, а также установленный заключением судебной экспертизы, проведенной по делу, соответствует ежемесячному объему услуг, оказанных истцом и принятых ответчиком в периоде, спор по которому у сторон отсутствует. Указанное количество вывезенных ТКО также не превышает установленный контрактом планируемый объем и массу транспортируемых твердых коммунальных отходов.
При этом в материалы дела не представлено доказательств наличия объективных причин, по которым могло произойти столь существенное снижение количества ТКО, транспортирование которого было произведено истцом начиная с июля 2020 г. с территории Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан, учитывая, что согласно пояснениям ответчика территория обслуживания и общее количество мест накопления ТКО не менялись, иные операторы к транспортированию отходов с указанной территории не привлекались, выявленные ответчиком нарушения порядка вывоза ТКО были устранены самим истцом.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что факт транспортирования истцом ТКО в период с 01.07.2020 по 31.12.2020 в количестве 50 250,99 тонн на сумму 104 999 443 руб. 61 коп. подтвержден материалами дела. Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, ответчиком в материалы дела также не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание изложенное, учитывая конкретные обстоятельства спора, суды правильно заключили, что требования истца о взыскании задолженности подлежат удовлетворению.
Истцом также заявлены требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
В силу пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер процентов определяется существующими в месте нахождения кредитора опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц.
По расчету истца сумма процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 22.06.2021 по 27.02.2022 составила 1 733 444 руб. Расчет процентов истца судами проверен, признан верным. Ответчиком расчет процентов за пользование чужими денежными средствами не оспорен.
При таких обстоятельствах исковые требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворены правомерно.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и подлежат отклонению по мотивам, изложенным в настоящем постановлении.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу норм части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражный суд Республики Башкортостан от 23.01.2023 по делу N А07-9973/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом б пункта 25 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются, в том числе, планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов.
...
В силу пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
...
Согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер процентов определяется существующими в месте нахождения кредитора опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 июня 2023 г. N Ф09-2802/23 по делу N А07-9973/2021
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2802/2023
23.01.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-17198/2022
24.10.2022 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-9973/2021
18.10.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14465/2021