Екатеринбург |
|
07 июня 2023 г. |
Дело N А50-5656/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2023 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.
при ведении протокола помощником судьи Палкиной А.В. путем использования систем веб-конференции рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - управление, казначейство) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Первая лифтовая компания" (далее - общество) - Тухватуллина М.Т. (доверенность от 26.01.2023 N 14/23, паспорт, диплом).
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" (далее - Фонд, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению о признании недействительными представления от 17.12.2021 N 56-21-10/34, в части пунктов 9-16, и предписания от 17.12.2021 N 56-21-10/34.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Балабанов Андрей Владимирович (далее - предприниматель Балабанов А.В.), общество с ограниченной ответственностью "ДСТ-Строй" (далее - общество "ДСТ-Строй"), общество с ограниченной ответственностью "Полярис" (далее - общество "Полярис"), общество с ограниченной ответственностью "Рос-Строй-Групп" (далее - общество "Рос-СтройГрупп"), общество с ограниченной ответственностью "Сарко" (далее - общество "Сарко"), общество с ограниченной ответственностью "Спецсервис" (далее - общество "Спецсервис"), общество с ограниченной ответственностью "Стройтехнология" (далее - общество "Стройтехнология"), общество с ограниченной ответственностью "Стротекс" (далее - общество "Стротекс"), общество с ограниченной ответственностью "Уралэлектрострой" (далее - общество "Уралэлектрострой"), общество с ограниченной ответственностью "ЭлитКомфорт" (далее - общество "ЭлитКомфорт"), общество с ограниченной ответственностью "Крайэнергострой" (далее - общество "Крайэнергострой"), общество с ограниченной ответственностью "УралСтройЭксперт" (далее - общество "УралСтройЭксперт"), общество с ограниченной ответственностью "ПермьТехСпец" (далее - общество "ПермьТехСпец"), общество с ограниченной ответственностью "Перминвестпроект" (далее - общество "Перминвестпроект"), общество с ограниченной ответственностью "ПК Уралпроект" (далее - общество "ПК Уралпроект"), общество с ограниченной ответственностью "ВерхнекамПроект" (далее - общество "ВерхнекамПроект"), общество с ограниченной ответственностью "Энергосберегающие технологии" (далее - общество "Энергосберегающие технологии"), общество с ограниченной ответственностью "АудитЭнергоПроект" (далее - общество "АудитЭнергоПроект"), общество с ограниченной ответственностью "Первая лифтовая компания" (далее - общество "Первая лифтовая компания"), общество с ограниченной ответственностью "Промэнергострой" (далее - общество "Промэнергострой"), общество с ограниченной ответственностью "Пермская строительная компания "Альянс" (далее - общество "Альянс"), общество с ограниченной ответственностью "К-Строй" (далее - общество "К-Строй"), общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Базовый элемент" (далее - общество "Базовый элемент"), общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Интервал" (далее - общество "Строительная компания "Интервал"), общество с ограниченной ответственностью СК "Константа" (далее - общество СК "Константа"), общество с ограниченной ответственностью "Регионтехсервис" (далее - общество "Регионтехсервис"), общество с ограниченной ответственностью "Стройпроект" (далее - общество "Стройпроект"), общество с ограниченной ответственностью "Стройпроект" (далее - общество "Стройпроект"), общество с ограниченной ответственностью "Пермский региональный центр по ценообразованию в строительстве" (далее - общество "Пермский РЦЦС").
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.12.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Доводы казначейства аналогичны доводам, изложенным при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций. Заявитель, выражая несогласие с выводами судов, считает доказанными все указанные в представлении нарушения.
Так, заявитель кассационной жалобы полагает, что судами не приняты во внимание доводы и пояснения в части незаконного применения Фондом в 2019-2020 годах индексов изменения сметной стоимости строительства, не включенных в Федеральный реестр сметных нормативов, не учтена разница между стоимостью капитального ремонта при применении индексов изменения сметной стоимости, которые включены в Федеральный реестр сметных нормативов и стоимостью с применением индексов, разработанных обществом с ограниченной ответственностью "Пермский РЦЦС" и примененных Фондом при проведении капитального ремонта за счет средств собственников, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
По мнению управления, судами не учтен факт того, что Методические рекомендации по осуществлению контроля за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на текущий и капитальный ремонт, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства (письмо Казначейства России от 27.06.2018 N 07-04-05/21-13279) не могут применяться в данном случае, поскольку предназначены к применению при проверке использования бюджетных средств в рамках закупок для государственных и муниципальных нужд.
Также, заявитель кассационной жалобы обращает внимание суда округа на то, что Фонд не является участником бюджетного процесса, в связи с чем, по мнению заявителя кассационной жалобы, нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) на Фонд не распространяются.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Первая лифтовая компания" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу управления - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 15.09.2021 N 391 Управлением в период с 20.09.2021 по 11.11.2021 в отношении Фонда проведена плановая проверка использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2019 - 2020 годах.
Результаты проверки оформлены актом от 12.11.2021, в котором зафиксированы следующие нарушения:
1. В нарушение подпункта 12 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) Фондом в 2019 году при определении сметной стоимости капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляемого за счет средств собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора применены индексы изменения сметной стоимости, которые не включены в федеральный реестр сметных нормативов, что привело к завышению стоимости капитального ремонта и неправомерному расходованию средств собственников помещений многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора на сумму 45 599 857 руб. 74 коп.;
2. В нарушение подпункта 12 части 2 статьи 182 ЖК РФ, части 1 статьи 8.3 ГрК РФ Фондом в 2020 году при определении сметной стоимости капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляемого за счет средств собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора применены индексы изменения сметной стоимости, которые не включены в федеральный реестр сметных нормативов, что привело к завышению стоимости капитального ремонта и неправомерному расходованию средств собственников помещений многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора на сумму 40 736 265 руб. 06 коп.;
3. В нарушение подпункта 12 части 2 статьи 182 ЖК РФ, части 1 статьи 8.3 ГрК РФ в 2019 году Фондом при определении сметной стоимости капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляемого за счет средств собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора применены индексы изменения сметной стоимости, которые не включены в федеральный реестр сметных нормативов, что привело к завышению стоимости капитального ремонта по договору N КР-000147/2018/ЭА от 29.12.2018 с общества "Первая лифтовая компания" и неправомерному расходованию средств собственников, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора в сумме 2 640 888 руб. 77 коп.;
4. В нарушение подпункта 12 части 2 статьи 182 ЖК РФ, части 1 статьи 8.3 ГрК РФ Фондом в 2019 году при определении сметной стоимости капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемого за счет средств регионального оператора применены индексы изменения сметной стоимости, которые не включены в федеральный реестр сметных нормативов, что привело к завышению стоимости капитального ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора по договору N КР-000157/2018/ЭА от 14.02.2019 с общества "Первая лифтовая компания" и неправомерному использованию средств собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора в сумме 43 600 267 руб. 92 коп.;
5. В нарушение подпункта 12 части 2 статьи 182 ЖК РФ, части 1 статьи 8.3 ГрК РФ Фондом в 2020 году при определении сметной стоимости капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемого за счет средств регионального оператора применены индексы изменения сметной стоимости, которые не включены в федеральный реестр сметных нормативов, что привело к завышению стоимости капитального ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора по договору N КР-000157/2018/ЭА от 14.02.2019 с общества "Первая лифтовая компания" и неправомерному использованию средств собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора в сумме 6 004 172 руб. 39 коп.;
6. В нарушение подпункта 12 части 2 статьи 182 ЖК РФ, пункта 1 статьи 711, пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Фондом в 2019 году ненадлежащим образом приняты невыполненные работы, что привело к неправомерному использованию средств собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора по договору N КР000147/2018/ЭА от 29.12.2018 с общества "Первая лифтовая компания" на сумму 487 199 руб. 35 коп.;
7. В нарушение подпункта 12 части 2 статьи 182 ЖК РФ, пункта 1 статьи 711, пункта 1 статьи 720 ГК РФ Фондом в 2019 году ненадлежащим образом приняты невыполненные работы, что привело к неправомерному использованию средств собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора по договору N КР000157/2018/ЭА от 14.02.2019 на сумму 5 624 961 руб. 43 коп.;
8. В нарушение подпункта 12 части 2 статьи 182 ЖК РФ, пункта 1 статьи 711, пункта 1 статьи 720 ГК РФ Фондом в 2020 году ненадлежащим образом приняты невыполненные работы, что привело к неправомерному использованию средств собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора по договору N КР000157/2018/ЭА от 14.02.2019 с общества "Первая лифтовая компания" на сумму 988 024 руб.32 коп.;
9. В нарушение подпункта 12 части 2 статьи 182 ЖК РФ, части 1 статьи 8.3 ГрК РФ Фондом в 2019 году при определении сметной стоимости капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляемого за счет средств собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора применены индексы изменения сметной стоимости, которые не включены в федеральный реестр сметных нормативов, что привело к завышению стоимости капитального ремонта и неправомерному расходованию средств собственников помещений многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора на сумму 45 599 857,74 рублей;
10. В нарушение подпункта 12 части 2 статьи 182 ЖК РФ, части 1 статьи 8.3 ГрК РФ Фондом в 2020 году при определении сметной стоимости капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляемого за счет средств собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора применены индексы изменения сметной стоимости, которые не включены в федеральный реестр сметных нормативов, что привело к завышению стоимости капитального ремонта и неправомерному расходованию средств собственников помещений многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора на сумму 40 736 265 руб. 06 коп.;
11. В нарушение подпункта 12 части 2 статьи 182 ЖК РФ, части 1 статьи 8.3 ГрК РФ в 2019 году Фондом при определении сметной стоимости капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляемого за счет средств собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора применены индексы изменения сметной стоимости, которые не включены в федеральный реестр сметных нормативов, что привело к завышению стоимости капитального ремонта по договору N КР-000147/2018/ЭА от 29.12.2018 с общества "Первая лифтовая компания" и неправомерному расходованию средств собственников, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора в сумме 2 640 888 руб. 77 коп.;
12. В нарушение подпункта 12 части 2 статьи 182 ЖК РФ, части 1 статьи 8.3 ГрК РФ Фондом в 2019 году при определении сметной стоимости капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемого за счет средств регионального оператора применены индексы изменения сметной стоимости, которые не включены в федеральный реестр сметных нормативов, что привело к завышению стоимости капитального ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора по договору N КР-000157/2018/ЭА от 14.02.2019 с общества "Первая лифтовая компания" и неправомерному использованию средств собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора в сумме 43 600 267 руб. 92 коп.;
13. В нарушение подпункта 12 части 2 статьи 182 ЖК РФ, части 1 статьи 8.3 ГрК РФ Фондом в 2020 году при определении сметной стоимости капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемого за счет средств регионального оператора применены индексы изменения сметной стоимости, которые не включены в федеральный реестр сметных нормативов, что привело к завышению стоимости капитального ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора по договору N КР-000157/2018/ЭА от 14.02.2019 с общества "Первая лифтовая компания" и неправомерному использованию средств собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора в сумме 6 004 172 руб. 39 коп.;
14. В нарушение подпункта 12 части 2 статьи 182 ЖК РФ, пункта 1 статьи 711, пункта 1 статьи 720 ГК РФ Фондом в 2019 году ненадлежащим образом приняты невыполненные работы, что привело к неправомерному использованию средств собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора по договору N КР-000147/2018/ЭА от 29.12.2018 с общества "Первая лифтовая компания" на сумму 487 199 руб.
35 коп.;
15. В нарушение подпункта 12 части 2 статьи 182 ЖК РФ, пункта 1 статьи 711, пункта 1 статьи 720 ГК РФ Фондом в 2019 году ненадлежащим образом приняты невыполненные работы, что привело к неправомерному использованию средств собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора по договору N КР000157/2018/ЭА от 14.02.2019 на сумму 5 624 961 руб. 43 коп.;
16. В нарушение подпункта 12 части 2 статьи 182 ЖК РФ, пункта 1 статьи 711, пункта 1 статьи 720 ГК РФ Фондом в 2020 году ненадлежащим образом приняты невыполненные работы, что привело к неправомерному использованию средств собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора по договору N КР000157/2018/ЭА от 14.02.2019 с общества "Первая лифтовая компания" на сумму 988 024 руб.
32 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для направления 14.01.2022 в адрес фонда предписания от 17.12.2021 N 56-12-09/21-11989 об устранении нарушений, путем возврата средств в сумме 145 681 636,95 руб., а также представления от 17.12.2021 N 56-21-10/34 об устранении выявленных нарушений требований законодательства РФ, в том числе зафиксированных в пунктах 9-16 вышеуказанного акта.
Полагая, что представление в части пунктов 9-16, а также предписание не соответствуют нормам права, нарушают права и законные интересы, Фонд обратился в суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 65, статьей 200 АПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для признания оспариваемых правовых актов недействительными в оспариваемой части.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 265 БК РФ предусмотрено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
При этом внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства в соответствии с пунктом 3 статьи 265 БК РФ.
Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 2 статьи 266.1 Кодекса).
Согласно статье 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относятся, в том числе контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, в соответствии с которыми Федеральное казначейство и его территориальные органы при выполнении контрольных функций в финансово-бюджетной сфере осуществляет, в том числе, контроль за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора.
В соответствии частью 2 статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации осуществляет контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (пункт 1); направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации (пункт 2).
В силу части 3 статьи 178 ЖК РФ деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Функциями регионального оператора являются: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета (пункты 1, 3 и 4 части 1 статьи 180 ЖК РФ).
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме Фонд обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (подпункты 3, 4, 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ).
Частью 6 статьи 182 ЖК РФ предусмотрено, что Фонд несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615) установлено, что Фонд заключает договоры и привлекает подрядные организации для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 222 Положения N 615 цена договора о проведении капитального ремонта может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 15 процентов в связи с пропорциональным увеличением объема оказания услуг и (или) выполнения работ. Цена договора о проведении капитального ремонта может быть снижена по соглашению сторон при уменьшении предусмотренных договором о проведении капитального ремонта объемов услуг и (или) работ.
Изменение стоимости и объемов услуг и (или) работ производится при соблюдении заказчиком положений, установленных частью 5 статьи 189 ЖК РФ.
Иные положения договора о проведении капитального ремонта изменению не подлежат.
Пункт 223 Положения N 615 не позволяет изменять предмет договора о проведении капитального ремонта, место оказания услуг и (или) проведения работ, виды услуг и (или) работ, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением. Сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон могут быть продлены.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
Как установлено судами и следует из материалов дела, в проверяемом периоде Фондом осуществлялись функции технического заказчика работ по капитальному ремонту МКД, собственники которых формируют фонды капитального ремонта на счетах регионального оператора в соответствии пунктом 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ.
Выборочной проверкой единичных расценок (ФЕР), понижающих коэффициентов и индексов изменения стоимости по видам строительства к базовым ценам 2001 года, разработанных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России), примененных в локальных сметных расчетах, и как следствие в актах о приемке выполненных работ формы КС-2, Управлением выявлено несоблюдение требований статьи 8.3 ГрК РФ при исполнении договоров на общестроительные работы (капитальный ремонт фасада, фундамента, кровли, внутренних инженерных систем и др.).
Так, установлено, что в локальных сметных расчетах, а также актах приемки выполненных работ ф. КС-2 Фондом применены индексы изменения сметной стоимости, разработанные обществом "Пермский РЦЦС", не включенные в федеральный реестр сметных нормативов, что явилось основанием для перерасчета Управлением стоимости выполненных в 2019 и 2020 году работ с применением индексов изменения сметной стоимости, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, доведенных письмами Минстроя России 2 квартал 2018 года - от 07.06.2018 N 24818-ХМ/09, 3 квартал 2018 года - от 16 01.10.2018 N 40178-ЛС/09, 4 квартал 2018 - от 21.12.2018 N 51276-ДВ/09, 1 квартал 2019 года - от 22.01.2019 N 1408ЛС-09, 2 квартал 2019 года - 10.04.2019 N 12661- ДВ/09, 3 квартал 2019 года - 04.10.2019 N 37341-ДВ/09, 4 квартал 2019 года от 25.12.2019 N 50583-ДВ/09, 1 квартал 2020 года - 19.02.2020 N 5414-ИФ/09, 2 квартал 2020 года - от 29.06.2020 N 24703-ИФ/09, 3 квартал 2020 года - 09.07.2020 N 29340-ИФ/09, 4 квартал 2020 года - от 02.11.2020 N 44016-ИФ/09.
Крое того, выборочно проверены работы по капитальному ремонту: в 2019 году на сумму 200 395 258,75 рублей; в 2020 году на сумму 271 482 772,47 рублей.
Согласно перерасчетам, с применением индексов изменения сметной стоимости, включенных в федеральный реестр сметных нормативов стоимость выполненных работ составила: в 2019 году - 162 574 566,64 рублей; в 2020 году-230 746 417,41 рублей.
Таким образом, по мнению контролирующего органа, завышение стоимости общестроительных работ, выполненных подрядчиками и принятых Фондом в 2019 году составило 45 599 857,71 рублей, в 2020 году - 40 736 265,06 рублей.
Также. Установлено, что Фондом заключен договор с Обществом с ограниченной ответственностью "Первая лифтовая компания" от 29.12.2018 N КР000147/2018/ЭА на выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на замену лифтового оборудования, выполнению работ по замене лифтового оборудования в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, город Добрянка, в соответствии с Перечнем объектов капитального ремонта (Приложение N 1 к Договору от 29.12.2018 N КР000147/2018/ЭА).
Цена договора, определенная по результатам электронного аукциона составляет 15 088 571,00 рублей, в том числе на техническое обследование и разработку проектно-сметной документации 866 694,70 рублей, на выполнение капитального ремонта 14 221 876,30 рублей.
Согласно приложения N 1 к Договору от 29.12.2018 N КР000147/2018/ЭА выполнение работ предусмотрено в городе Добрянка по адресам: улица Герцена,47; улица Герцена,49; улица Советская,90; улица Советская,90/1; улица Строителей,9 и улица Энергетиков, 19.
Сметная документация по контрактам рассчитана базисно-индексным методом с применением федеральных сборников ФЕР-2000 (в редакции 2017), включенных в федеральный реестр сметных нормативов приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1039/пр "Об утверждении федеральных единичных расценок, федеральных сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве, федеральных сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, федеральных сметных цен на перевозки грузов для строительства".
В ходе проверки Управлением сделан вывод о том, что в нарушение подпункта 12 части 2 статьи 182 ЖК РФ, 17 части 1 статьи 8.3 Грк РФ Фондом при определении сметной стоимости капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляемого за счет средств собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора применены индексы изменения сметной стоимости, разработанные обществом "Пермский РЦЦС", которые не включены в федеральный реестр сметных нормативов, что привело к завышению стоимости капитального ремонта по договору от 29.12.2018 N КР000147/2018/ЭА и неправомерному использованию средств собственников, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора в сумме 2 640 888,77 рублей.
Кроме того, Фондом заключен договор с обществом "Первая лифтовая компания" от 14.02.2019 N КР-000157/2018 на выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на замену лифтового оборудования, выполнению работ по замене лифтового оборудования в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, город Добрянка, город Березники, город Краснокамск, город Пермь, город Губаха, город Чусовой, город Чернушка, город Кунгур в соответствии с Перечнем объектов капитального ремонта (Приложение N 1 к Договору от 14.02.2019 N КР-000157/2018/ЭА).
Цена договора, определенная по результатам электронного аукциона составила 704 051 854,98 рублей, в том числе на техническое обследование и разработку проектно-сметной документации 40 416 870,66 рублей, на выполнение капитального ремонта 663 634 984,32 рублей.
В результате перерасчета стоимости работ по капитальному ремонту общедомового имущества многоквартирных домов, собственники которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора с учетом индексов Минстроя России, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, стоимость работ, выполненных обществом "Первая лифтовая компания" по договору от 14.02.2019 N КР-000157/2018/ЭА составила 227 790 967,86 рублей, в том числе: 2019 год- 199 294 607,75 рублей; 2020 год - 28 496 360,71 рублей.
Завышение стоимости выполненных работ за 2019-2020 составило 49 604 440,31 рублей, в том числе: 2019-43 600 267,92 рублей; 2020 - 6 004 172,39 рублей.
В ходе проверки Управлением также выявлено одновременное применение в сметной документации и актах о приемке выполненных работ формы КС-2 федеральных единичных расценок ФЕРмр 01-01-005-01 или ФЕРмр 01-01-005-02 "Замена двери шахты", ФЕРмр 01-01-014-01 "Замена балки дверей кабины" с ФЕРмр 01-01-029-03 "Замена: обрамления дверного 18 проема кабины", что, по мнению контролирующего органа, привело к приемке и оплате дважды за одни и те же по составу виды работ, а именно - демонтаж и монтаж створок дверей шахты и кабины.
Учитывая, что федеральная единичная расценка ФЕРмр 01-01-029-03 "Замена: обрамления дверного проема кабины" содержит аналогичные по составу работы в сравнении с расценками ФЕРмр 01-01-005-01 или ФЕРмр 01-01-005-02 "Замена двери шахты", ФЕРмр 01-01-014-01 "Замена балки дверей кабины", то следовало применить в сметных расчетах и актах о приемке выполненных работ формы КС-2 для работ по обрамлению дверного проема шахты расценку ФЕР 09-01-002-04 "Монтаж элементов каркасов...".
Кроме того, по мнению Управления, Фондом включены затраты на приобретение сервисных ключей механиков и операторов, не связанные с технологией замены лифтового оборудования (отсутствует в ГОСТ 22845- 2018 "Лифты электрические. Монтаж и пуско-наладочные работы", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.10.2018 N 857-ст), данные ключи обеспечивают идентификацию обслуживающего лифт персонала для осуществления конфигурирования контролера локальной шины и разрешения подачи электропитания на лифт, что привело к излишней оплате за выполненные работы. Выборочной проверкой установлено, что Фондом по актам о приемке выполненных работ формы КС-2 приняты выполненные работы по Договорам от 29.12.2018 N КР-000147/2018/ЭА и от 14.02.2019 N КР000157/2018/ЭА на общую сумму 195 079 763,09 рублей. Проведен перерасчет сметной стоимости капитального ремонта без учета излишне примененных расценок в актах о приемке выполненных работ формы КС-2 по Договорам от 29.12.2018 N КР-000147/2018/ЭА и от 14.02.2019 N КР-000157/2018/ЭА, в результате которого определена стоимость фактически невыполненных и излишне оплаченных работ в общей сумме 7 100 185,10 рублей.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь положениями частей 1,2 статьи 424 ГК РФ, пунктами 222, 223 Положения N 615, пунктом 21 Методических рекомендаций по осуществлению контроля за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на текущий и капитальный ремонт, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства (приложение к письму Казначейства России от 27.06.2018 N 07-04-05/21-13279), установив, что до заключения спорных договоров на строительно-монтажные работы, Фондом, с учетом положений статьи 49 Грк РФ, в целях проверки определения достоверности сметной стоимости и получения заключения привлекалось общество с ограниченной ответственностью "Строительный научно-технический центр" (свидетельство об аккредитации от 29.05.2018 N RA.RU.611512), которое по результатам проведенных экспертиз представило заключения о достоверности определения сметной стоимости, учитывая, что проверка сметной стоимости включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, принимая во внимание разъяснения Союза инженеров-сметчиков от 17.12.2018 Nб/н, согласно которым при наличии положительного заключения достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства необходимость дополнительной проверки, в том числе в рамках контрольных мероприятий, правильности примененных сметных нормативов, в том числе единичных расценок, в смете государственного (муниципального) контракта отсутствует, учитывая, что наличие положительного заключения о достоверности сметной стоимости подтверждает соответствие расчетов, содержащихся в сметной документации, сметным нормативам, включенным в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, суды пришли к обоснованному выводу о том, что при наличии положительного заключения достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства необходимость дополнительной проверки Фондом правильности применения сметных нормативов, в том числе единичных расценок, отсутствует, в связи с чем, правомерно заключили, что основания для проверки правильности применения сметных нормативов, в том числе, единичных расценок, у Управления отсутствовали.
При этом судами правомерно принята во внимание правовая позиция, изложенная в определении Верховного Суда РФ от 20.04.2022 N 309-ЭС22-4353.
Отклоняя ссылки Управления на невозможность принять представленные Фондом заключения достоверности сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, поскольку они приняты не по итогам государственной экспертизы, суды правомерно исходили из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. N 272, которым утверждено Положение об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, предусматривающее, что заключение негосударственной экспертизы имеет равную государственной экспертизе юридическую силу.
Кроме того, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили совокупность обстоятельств, свидетельствующих о незаконности выводов казначейства по фактам нарушений, изложенных в оспоренном представлении. При этом суды правомерно исходили из следующего.
Пунктом 33 статьи 1 главы 1 ГрК РФ определено, что сметные нормативы - это сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм.
В силу части 1 статьи 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
При этом пунктом 2.1, 2.2 постановления Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" (вместе с МДС 81-35.2004) определено, что сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.
Классификация сметных нормативов утверждена Приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 08.06.2015 N 413/пр и включает следующие сметные нормативы: государственные, отраслевые, территориальные и индивидуальные сметные нормативы. Такая же классификация сметных нормативов применена в федеральном реестре сметных нормативов: государственные (ГСН), отраслевые (ОСН), территориальные (ТСН) и индивидуальные (ИСН) сметные нормативы.
Пунктом 4 Порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденного приказом Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации от 24.10.2017 N 1470/пр, предусмотрено, что реестр формируется посредством включения в него сведений и справочной информации, необходимых для определения сметной стоимости строительства, включая сведения об утвержденных сметных нормативах, о внесении изменений в такие нормативы, о признании сметных нормативов не подлежащих применению, информацию об индексах изменения сметной стоимости строительства (далее - сведения о сметных нормативах, справочная информация).
Исходя из вышеуказанных правовых норм, суды правомерно заключили, что индексы изменения сметной стоимости строительства являются справочной информацией и предназначены для формирования начальной (максимальной) цены торгов при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета.
Кроме того, судами учтено, что согласно приказам Министерства строительства и ЖКХ РФ от 13.04.2017 N 710/пр, от 13.01.2020 N 2/пр сметные нормативы подлежат утверждению приказами Министерства, соответственно индексы изменения сметной стоимости строительства, содержащиеся в письмах Министерства, не являются сметными нормативами.
Кроме того, как верно указали суды, федеральный реестр сметных нормативов содержит укрупненные индексы. Индексов для расчета стоимости работ по отдельным статьям затрат федеральный реестр не содержит.
Так, ФЕРмр-2001 содержит такие показатели как "оплата труда рабочих", "эксплуатация машин", "материалы". Однако, рекомендательные письма Минстроя и ЖК РФ не содержат индексов, позволяющих рассчитать расходы на "оплату труда рабочих", "эксплуатацию машин", "материалы". Применение же укрупненных расценок при расчетах может привести к искажению стоимости, не соответствию полученных результатов динамике роста цен на рынке строительных услуг.
Кроме того, судами правомерно принято во внимание, что разработанные обществом "Пермский региональный центр ценообразования в строительстве", примененные Фондом в спорных случаях индексы изменения сметной стоимости, напротив, учитывают изменение цен по отдельным статьям затрат, что позволяет рассчитать актуальную стоимость работ.
Также судами правомерно учтено, а Управлением не опровергнуто, что исходя из положений части 4 статьи 190 ЖК РФ, части 2 статьи 18 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края", постановления Правительства Пермского края N 259-п от 14.05.2018 требования к предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Фондом соблюдены.
При оценке выводов, сделанных Управлением в ходе проверки, суды правомерно исходили из того, что одновременное применение в сметной документации и актах о приемке выполненных работ формы КС-2 федеральных единичных расценок ФЕРмр 01-01-005-02 "Замена дверей шахты" и ФЕРмр 01-01-014-01 "Замена балки дверей кабины" не привело к дублированию видов работ.
При этом судами учтено, что створки кабины находятся в кабине лифта в количестве 2 шт., а створки шахты монтируются в количестве 2 шт. на каждой посадочной площадке (в жилом доме на 9 этажей их 2*9=18шт.). В расценке ФЕРмр 01-01-005-02 "Замена дверей шахты" ведется демонтаж створок дверей шахты. ФЕРмр 01-01-014-01 "Замена балки дверей кабины" ведется демонтаж створок дверей кабины. ФЕРмр 01-01-029-03 - единственная расценка сборника ФЕРмр-01 "Капитальный ремонт и модернизация лифтов", которая содержит в своем составе работы по демонтажу и монтажу обрамления в рамках капитального ремонта лифтов.
Судами также учтено, что Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание, утвержденными Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 не даны определения деталям лифта (аппарат приказного, вызывного, поста "Ревизия" и т.д.). Работы по расценкам ФЕРмр 01-01-012-01, ФЕРмр 01-01-012-02, ФЕРмр 01-01-012-03, ФЕРмр 01-01-012-04, ФЕРмр 01-01-016-01 и ФЕРмр 01-02-012-02 (Замена вызывного и приказного аппаратов и поста "Ревизия", установка шунтов) не учтены расценкой ФЕРмр 01-01-007-02(05) "Замена системы управления" (Замена системы управления лифта) и не относятся к работам по замене электрооборудования шахты и кабины. В составе работ "Замена электрооборудования по шахте и кабине" учитывается частотный преобразователь привода дверей кабины, электропроводка кабины и токопровод по шахте к станции управления. Система управления - это сбор сведений, а аппарат выполняет функцию сигнализации к действию (например: вызова, или движения в определенную точку, или остановки). За само действие (управление) отвечает оборудование лифта.
Суды, кроме того, установили, что вызывной аппарат (ФЕРмр 01-01-012-02) монтируется и обслуживается на этажной площадке жилого дома или общественного здания и вообще не относится к шахте лифта. На крыше кабины устанавливается клеемная коробка, к которой присоединяются все аппараты (вызывной, приказной, пост "Ревизия", устройства безопасности и т.д), передающие сигналы на станцию управления. Перечисленные аппараты не учтены в составе работ расценки ФЕРмр 01-01- 007-02(ФЕРмр 01-01-007-05) "Замена системы управления", поскольку не являются частью системы управления, а являются аппаратами управления.
Расценка по установке шунта замедления кабины (ФЕРмр 01-02-012-02) также никаким образом не отражена в расценке по Замене системы управления ФЕРмр 01-01-007-02(05) ввиду того, что в последней нет упоминания таких понятий как "машинное помещение" и "установка шунта".
Вместе с тем, судами учтено, что расценка по установке шунта замедления применяется для установки индуктивного датчика именно в машинном помещении. Шунт и индуктивный датчик имеют идентичное назначение, разница состоит, в том, что индуктивный датчик - это модернизированный и современный способ подачи сигнала для замедления движения кабины.
Суды правомерно исходили из того, что Федеральные единичные расценки разработаны много ранее появления индуктивных датчиков, отдельные ФЕРы для индуктивных датчиков еще не разработаны.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что выполнение работ, предусмотренных договорами, сметными расчетами, федеральными единичными расценками необходимо для нормального функционирования лифтового оборудования.
При этом судами правомерно учтено, что ссылаясь на неэффективное использование денежных средств при заключении контрактов на выполнение спорных работ, управление в нарушение статьи 65 АПК РФ не представило доказательств того, что при заключении контрактов заказчик вышел за пределы предоставленных ему полномочий; доказательства возможности получения требуемого результата с наименьшим объемом затрат Управлением казначейства в ходе проверки не получены, в материалы дела не представлены, соответствующие выводы в акте проверки и оспариваемом представлении отсутствуют.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды правомерно указали на наличие оснований для признания оспариваемых ненормативных актов недействительными в оспариваемой части.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанции, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Оснований для переоценки данных выводов судом округа не установлено.
Доводы, приведенные Управлением в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы судов, и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и установленных судом обстоятельств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции недопустимо.
Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 Порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденного приказом Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации от 24.10.2017 N 1470/пр, предусмотрено, что реестр формируется посредством включения в него сведений и справочной информации, необходимых для определения сметной стоимости строительства, включая сведения об утвержденных сметных нормативах, о внесении изменений в такие нормативы, о признании сметных нормативов не подлежащих применению, информацию об индексах изменения сметной стоимости строительства (далее - сведения о сметных нормативах, справочная информация).
Исходя из вышеуказанных правовых норм, суды правомерно заключили, что индексы изменения сметной стоимости строительства являются справочной информацией и предназначены для формирования начальной (максимальной) цены торгов при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета.
Кроме того, судами учтено, что согласно приказам Министерства строительства и ЖКХ РФ от 13.04.2017 N 710/пр, от 13.01.2020 N 2/пр сметные нормативы подлежат утверждению приказами Министерства, соответственно индексы изменения сметной стоимости строительства, содержащиеся в письмах Министерства, не являются сметными нормативами.
Кроме того, как верно указали суды, федеральный реестр сметных нормативов содержит укрупненные индексы. Индексов для расчета стоимости работ по отдельным статьям затрат федеральный реестр не содержит.
Так, ФЕРмр-2001 содержит такие показатели как "оплата труда рабочих", "эксплуатация машин", "материалы". Однако, рекомендательные письма Минстроя и ЖК РФ не содержат индексов, позволяющих рассчитать расходы на "оплату труда рабочих", "эксплуатацию машин", "материалы". Применение же укрупненных расценок при расчетах может привести к искажению стоимости, не соответствию полученных результатов динамике роста цен на рынке строительных услуг.
Кроме того, судами правомерно принято во внимание, что разработанные обществом "Пермский региональный центр ценообразования в строительстве", примененные Фондом в спорных случаях индексы изменения сметной стоимости, напротив, учитывают изменение цен по отдельным статьям затрат, что позволяет рассчитать актуальную стоимость работ.
Также судами правомерно учтено, а Управлением не опровергнуто, что исходя из положений части 4 статьи 190 ЖК РФ, части 2 статьи 18 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края", постановления Правительства Пермского края N 259-п от 14.05.2018 требования к предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Фондом соблюдены."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 июня 2023 г. N Ф09-3306/23 по делу N А50-5656/2022