Екатеринбург |
|
08 июня 2023 г. |
Дело N А50-23602/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Купреенкова В.А., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Пермского края в лице Министерства социального развития Пермского края (далее - Министерство) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Министерству с исковым заявлением о взыскании убытков в сумме 883 556 руб. 40 коп.
К участию в деле в статусе заинтересованного лица привлечено Министерство финансов Пермского края (далее - Министерство финансов).
Решением суда от 12.12.2022 заявленные исковые требования удовлетворены, с Пермского края в лице Министерства за счет казны Пермского края в пользу Муниципального образования "Чайковский городской округ" в лице Управления взысканы убытки в сумме 883 556 руб. 40 коп.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неверно определен уполномоченный орган Пермского края, за счет казны которого подлежат взысканию убытки в виде расходов в результате исполнения решения Чайковского городского суда Пермского края от 26.02.2020 по исполнению обязательств по предоставлению жилого помещения инвалиду, вставшему на жилищный учет после 01.01.2005. Заявитель кассационной жалобы полагает неверной ссылку судов на преамбулу Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), поскольку она не содержит самостоятельные нормативные предписания. Свою позицию заявитель подтверждает ссылкой на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 по делу N 2-О-Р. Министерство в кассационной жалобе настаивает на том, что предоставление жилых помещений гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний являются федеральной льготой, и поскольку порядок компенсации предоставления этих льгот на федеральном уровне не установлен, то финансирование расходов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Заявитель кассационной жалобы считает, что представленные в материалы дела доказательства не подтверждают противоправность действий (бездействий) Пермского края в лице Министерства, наличие причинно-следственной связи между противоправными бездействиями Министерства и возникновением убытков у Управления материалами дела не подтверждена. Заявитель кассационной жалобы выражает несогласие с размером убытков, поскольку по мнению Министерства он нарушает принцип эффективности расходования бюджетных средств.
Управлением представлен отзыв, в котором оно, сославшись на несостоятельность позиции ее заявителя, просило оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Чайковского городского суда Пермского края от 19.12.2017 по делу N 2-2016/2017 на муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения" возложена обязанность предоставить Коромщиковой Г.В. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в городе Чайковский Пермского края по договору социального найма, с учетом права на дополнительную жилую площадь, общей площадью от 12 кв. м до 24 кв. м, за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели.
С 01.01.2019 полномочия Комитета по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения прекращены в соответствии с решением Чайковской городской Думы от 26.12.2018 N 125 "О ликвидации Комитета по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения".
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законом Пермского края от 26.03.2018 N 212-ПК "О преобразовании Чайковского городского поселения в Чайковский городской округ", законом Пермского края от 28.05.2018 N 237-ПК "О преобразовании поселений, входящих в состав Чайковского муниципального района, путем объединения с Чайковским городским округом и о внесении изменений в Закон Пермского края "О преобразовании Чайковского городского поселения в Чайковский городской округ", органы местного самоуправления Чайковского муниципального района прекратили осуществление своих полномочий с 01.01.2019.
С 01.01.2019 к исполнению полномочий приступили вновь созданные органы местного самоуправления муниципального образования Чайковский городской округ, в том числе Управление земельно-имущественных отношений администрации города Чайковского в соответствии с решением Чайковской городской Думы от 19.12.2018 N 99, которое в дальнейшем переименовано в Управление на основании решения Думы Чайковского городского округа от 19.06.2019 N 235.
В рамках исполнения решения Чайковского городского суда Пермского края от 19.12.2017 по делу N 2-2016/2017 в соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии от 09.08.2021 между Управлением, действующим от имени собственника жилого помещения - муниципального образования "Чайковский городской округ" и Коромщиковой Г.В. заключен договор социального найма жилого помещения N 2 411, сторонами подписан акт приема-передачи жилого помещения.
На основании заявления Коромщиковой Г.В. от 24.08.2021 в договор социального найма включен в качестве члена семьи нанимателя Кузнецов П.А., 30.08.2018 года рождения, являющийся сыном нанимателя жилого помещения - Коромщиковой Г.В.
В дальнейшем на основании распоряжения Управления от 28.10.2021 N 1657-р однокомнатная квартира, общей площадью 17,8 кв. м, безвозмездно передана в собственность Кузнецову П.А. - члену семьи нанимателя жилого помещения - Коромщиковой Г.В., 23.11.2021 оформлен договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан.
Ссылаясь на то, что в результате реализации положений Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), статей 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении указанного выше физического лица Управлением понесены убытки в сумме 883 556 руб. 40 коп., подлежащие возмещению за счет Министерства, Управление обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением о взыскании убытков.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды обоснованно руководствовались следующим.
В силу положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Исходя из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 551-О-О, Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда малоимущими гражданами, признанными по установленным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Учитывая вышеизложенное, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из пункта 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Вместе с тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детейинвалидов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 181-ФЗ.
Статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством.
При этом обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке статьи 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ в случае, если они встали на учет до 01.01.2005 (абзац 2 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ).
Согласно статье 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 3 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона
от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (части 1) и 132 (части 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями статей 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), статей 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона N 131-ФЗ).
Принимая во внимание вышеизложенные правовые нормы, суд апелляционной инстанции правомерно отклонил довод Министерства о том, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета.
Судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой содержится перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 30.09.2015 N 309-ЭС15- 5872 по делу N А60-23078/2014, от 07.10.2015 N 303-ЭС15-9208 по делу N А04-8224/2014, пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
Принимая во внимание, что Коромщикова Г.В. является инвалидом второй группы, страдает заболеванием (код F20), указанном в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2021 N 987н и в Перечне заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 N 991н, поставлена на учет постановлением администрации Чайковского городского поселения Пермского края от 10.10.2014 г. N 1165, то есть после 01.01.2005, обеспечение его жилым помещением подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в силу пункта 3 статьи 125 эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.1.2 Положения о Министерстве социального развития Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 7-п, министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным органом в сфере социального обслуживания граждан на территории Пермского края, организует предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.
Согласно пункту 3.2 вышеуказанного Положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета Пермского края, в том числе средств на предоставление социального обслуживания отдельным категориям граждан.
Таким образом, вопреки мнению Министерства, судами верно определен надлежащий финансовый орган, представляющий интересы казны Пермского края, осуществляющий функции главного распорядителя средств бюджета Пермского края, в том числе средств на предоставление социального обслуживания отдельным категориям граждан, в соответствии с Положением о Министерстве социального развития Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 7-п.
Управление, исполнив обязанность субъекта Российской Федерации по предоставлению жилого помещения Коромщиковой Г.В. за счет муниципального жилищного фонда, утратила возможность предоставить его лицам, нуждающимся в порядке очередности на улучшение жилищных условий в соответствии с обязанностью города, установленной пунктом 6 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ.
Между тем, орган государственной власти субъекта Федерации встречную обязанность, расходы Управления на исполнение названных полномочий, не компенсировал. В связи с чем, суды пришли к верному выводу о том, что органом государственной власти субъекта Федерации допущено противоправное бездействие, нарушающее пункт 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации.
Указанные обстоятельства квалифицированы судами как неисполнение уполномоченным государственным органом возложенных на него обязанностей по планированию бюджетных расходов.
Судами также учтено, что согласно письму Управления финансов от 06.09.2022 N 06.1-01-05-356 в 2021 году межбюджетные трансферты из бюджета Пермского края на приобретение жилых помещений инвалидам, вставшим на учет после 01.01.2005, Администрации не выделялись.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Управлению причинен вред бездействием исполнительного органа государственной власти, не исполнившим надлежащим образом финансовое обязательство, предусмотренное федеральным законом, и, соответственно, взятое на себя субъектом Российской Федерации.
Принимая во внимание, что спорное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, выбыло из владения Управления в августе 2021 года (III квартале 2021 года), чем бюджету муниципального образования причинены убытки, суды исходили из необходимости оценки размера причиненных убытков исходя из стоимости предоставленного жилого помещения по состоянию на III квартал 2021 года.
Из материалов дела судам установлено, что расчет средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края рассчитан исходя из средней расчетной стоимости 1 кв.м, установленной постановлением Правительства Пермского края от 09.06.2021 N 384-п "Об утверждении на III квартал 2021 года корректирующих коэффициентов по муниципальным районам (городским, муниципальным округам) Пермского края и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским, муниципальным округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений", согласно которым средняя расчетная стоимость 1 кв.м. общей площади жилого помещения для Чайковского городского округа Пермского края в III квартале 2021 года составляла 49 638 рублей.
Проверив представленный Управлением расчет, суды признали его верным, рассчитанным в соответствии с Методикой определения средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 25.05.2007 N 112-п, предусматривающей определение средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края.
Доводы Министерства о том, что размер убытков должен быть рассчитан исходя из показателей средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, утвержденных Приказом Минстроя России от 07.06.2021 N 358/пр, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен им, в виду того, что указанный Приказ Минстроя России устанавливает показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения применительно к субъекту Российской Федерации (Пермскому краю) в целом, тогда как Постановление Правительства Пермского края от 09.06.2021 N 384-п определяет среднюю расчетную стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в разрезе муниципальных районов (городских округов) Пермского края, такая стоимость является более детализированной, учитывает экономические и территориальные критерии, влияющие на стоимость жилого помещения в муниципальных образованиях Пермского края.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, правомерность выводов судов не опровергают, о неправильном применении норм материального права не свидетельствуют, по существу, выражают собственное толкование заявителя примененных норм права, в части направлены на переоценку доказательств и установленных на их основании обстоятельств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Пермского края в лице Министерства социального развития Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы Министерства о том, что размер убытков должен быть рассчитан исходя из показателей средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, утвержденных Приказом Минстроя России от 07.06.2021 N 358/пр, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен им, в виду того, что указанный Приказ Минстроя России устанавливает показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения применительно к субъекту Российской Федерации (Пермскому краю) в целом, тогда как Постановление Правительства Пермского края от 09.06.2021 N 384-п определяет среднюю расчетную стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в разрезе муниципальных районов (городских округов) Пермского края, такая стоимость является более детализированной, учитывает экономические и территориальные критерии, влияющие на стоимость жилого помещения в муниципальных образованиях Пермского края."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 июня 2023 г. N Ф09-2716/23 по делу N А50-23602/2022