Екатеринбург |
|
14 июня 2023 г. |
Дело N А07-20220/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Васильченко Н. С., Сирота Е. Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения центр занятости населения города Уфы по Кировскому району (далее - Учреждение) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Товарищество собственников жилья "Аксаковское" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Учреждению о взыскании 49 742 руб. расходов на содержание и ремонт общего имущества за период с 02.08.2019 по 29.02.2020, 8592 руб. 99 коп. расходов на коммунальные услуги за период с 02.08.2019 по 29.02.2020, 12 801 руб. 61 коп. пени за период с 01.03.2020 по 31.03.2022 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечены: общество с ограниченной ответственностью УК "ЖЭУ N 6", общество с ограниченной ответственностью "Домуправление N 6", Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, Администрация г. Уфы (далее - Госкомитет).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.12.2022 исковые требования удовлетворены частично, с Учреждения в пользу Товарищества взыскано 16 670 руб. 14 коп. долга, 3065 руб. 22 коп. пени, 2775 руб. расходов по оплате юридических услуг.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение просит указанные судебные акты отменить, исковое заявление оставить без рассмотрения, ссылаясь на то, что Товарищество в спорный период не являлось лицом, управляющим многоквартирным домом, в связи с чем у судов не имелось оснований для рассмотрения дела по существу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, 09.01.2019 на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме N 7 по ул. Аксакова г. Уфы большинством голосов было принято решение о досрочном расторжении договора управления данным домом с управляющей компанией обществом с ограниченной ответственностью УК "ЖЭУ N 6 Кировского района города Уфы" и выборе способа управления домом в форме управления товариществом собственников недвижимости (Протокол от 09.01.2019 N 1).
Во исполнение указанного решения создано Товарищество.
В соответствии с письмом Государственного комитета по жилищному и строительному надзору от 23.09.2019 N 33336 дом N 7 по ул. Аксакова г. Уфы с 01.08.2019 был исключен из перечня домов, находящихся в управлении общества с ограниченной ответственностью УК "ЖЭУ N Кировского района г. Уфы" и с 02.08.2019 находился в управлении Товарищества.
Ответчик является арендатором нежилого помещения на первом этаже площадью 418 кв. м, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 19.03.2020.
После получения письма из Госкомитета, подтверждающего полномочия Товарищества, в октябре 2019 г. ответчику было предложено заключить договор, однако ответчик пояснил, что договор заключен обществом с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 6"; 11.12.2019 было направлено письмо с предложением заключить договор управления многоквартирным домом с приложением письма Государственного комитета по жилищному и строительному надзору. Ответа не последовало; 19.03.2020 направлены договор с приложениями, акт приемки и счет на оплату на сумму 58 334 руб. 99 коп., 09.04.2020 получен ответ, что контракты заключены с другими управляющими компаниями.
Поскольку направленная в адрес ответчика претензия об оплате задолженности оставлена без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, исходя из доказанности факта надлежащего исполнения истцом своих обязательств и отсутствия доказательств оплаты долга ответчиком.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 37, 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование; в издержках по содержанию этого имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений (статьи 249 и 290 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
В части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Несение собственником бремени расходов по содержанию общего имущества закон связывает не с фактом владения или пользования общим имуществом, а с размером доли собственника в общем имуществе.
В части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В пункте 29 Правил N 491 предусмотрено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
В пункте 31 Правил N 491 указано, что при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год (пункт 33 Правил N 491).
В соответствии с пунктом 28 Правил N 491 в многоквартирном доме собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья.
Как установлено судами, многоквартирный дом N 7 по ул. Аксакова г. Уфы:
- с 01.05.2016 по 28.02.2019 находился в перечне домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат общество с ограниченной ответственностью "Интеграл" (до смены наименования - общество с ограниченной ответственностью УК "ЖЭУ N 6") (ИНН 0274912224) на основании договора управления, заключенного в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в доме от 01.05.2016;
- с 01.03.2019 по 01.08.2019 находился в перечне домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат общество с ограниченной ответственностью УК "ЖЭУ N 6 Кировского района" (ИНН 0274912200) на основании договора управления от 01.11.2018, заключенного в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в доме от 31.10.2018;
- с 02.08.2019 по 29.02.2020 находился в управлении Товарищества (ИНН 0274943550) на основании решения общего собрания собственников помещений в доме от 09.01.2019;
- с 01.03.2020 по настоящее время находится в управлении общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 6 Кировского района г. Уфы" (ИНН 0274950886) на основании решения общего собрания собственников помещений в доме от 13.01.2020.
В соответствии с частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ в часть 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса. Приказом Минстроя России от 02.03.2018 N 134/пр в Порядок N 938/пр внесены изменения, предусматривающие право товариществ собственников недвижимости наравне с лицензиатами направлять заявления о внесении изменений в реестр лицензий в связи с изменением способа управления многоквартирным домом, в случае если сведения о доме находятся в реестре лицензий.
Судами установлено, что на 18.01.2019 многоквартирный дом N 7 по ул. Аксакова г. Уфы согласно данным реестра лицензии находился в управлении общества с ограниченной ответственностью "Интеграл" (ИНН 0274912224).
От Товарищества заявление о внесении изменений в реестр лицензий в связи с изменением способа управления в адрес Госкомитета не поступило. В связи с чем, законных оснований для начала управления многоквартирным домом N 7 по ул. Аксакова г. Уфы у Товарищества с момента регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ не наступили.
В адрес Госкомитета 08.02.2019 в порядке части 2, 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий от общества с ограниченной ответственностью "Интеграл" в связи с расторжением договора управления от 01.05.2016 и от общества с ограниченной ответственностью УК "ЖЭУ N 6 Кировского района" в связи с заключением договора управления от 01.11.2018 с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 7 по ул. Аксакова г. Уфы, содержащего соответствующие решение. На основании указанных заявлений Госкомитетом принято решение о внесении соответствующих изменений в реестр лицензий с 01.03.2019, оформленное приказами от 21.02.2019 N 315, от 22.02.2019 N 319.
В июле 2019 г. в адрес Госкомитета поступило вступившее в законную силу решение Кировского районного суда г. Уфы от 10.04.2019 по делу N 2-1317/2019 о признании недействительным решения собственников помещений в доме N 7 по ул. Аксакова г. Уфы от 31.10.2018 о выборе управляющей организации общества с ограниченной ответственностью УК "ЖЭУ N 6 Кировского района". Учитывая, что в соответствии с частью 3.1. статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации указанное обстоятельство является основанием для внесения изменений в реестр лицензий, Госкомитетом 31.07.2019 принято решение об исключении из перечня домов, находящихся в управлении общества с ограниченной ответственностью УК "ЖЭУ N 6 Кировского района" (ИНН 0274912200) сведений о многоквартирном доме N 7 по ул. Аксакова г. Уфы.
Учитывая, что на момент исключения сведений о многоквартирном доме была произведена государственная регистрация Товарищества, в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации у общества с ограниченной ответственностью УК "ЖЭУ N 6 Кировского района" отсутствовали основания для продолжения управления многоквартирным домом.
В адрес Госкомитета 08.08.2019 поступило заявление общества с ограниченной ответственностью УК "ЖЭУ N 6 Кировского района" о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 7 по ул. Аксакова г. Уфы с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в доме от 31.03.2019 и копии договора управления от 31.03.2019. По результатам рассмотрения заявления и документов Госкомитетом принято решение отказе во внесении изменений в реестр лицензий, оформленное приказом от 22.08.2019 N 1370.
В адрес Госкомитета 13.09.2019 повторно поступило заявление общества с ограниченной ответственностью УК "ЖЭУ N 6 Кировского района" (ИНН 0274912200) о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 7 по ул. Аксакова г. Уфы с приложением вышеуказанных документов. По результатам рассмотрения заявления и документов Госкомитетом в соответствии с п. п. "а" п. 9 Порядка N 938/пр принято решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий, оформленное приказом от 25.09.2019 N 1549.
Принятые Госкомитетом решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий общества с ограниченной ответственностью УК "ЖЭУ N 6 Кировского района" (ИНН 0274912200) в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалованы не были.
В адрес Госкомитета 21.11.2019 поступило обращение председателя правления Товарищества о продолжении деятельности по управлению многоквартирным домом N 7 по ул. Аксакова г. Уфы управляющей организацией обществом с ограниченной ответственностью УК "ЖЭУ N 6 Кировского района". На основании поступившего в адрес Госкомитета обращения Товарищества от 21.11.2019 в отношении общества с ограниченной ответственностью УК "ЖЭУ N 6 Кировского района" проведена внеплановая проверка, которой установлено, что в сентябре и октябре 2019 г. общество с ограниченной ответственностью УК "ЖЭУ N 6 Кировского района города Уфы" (ИНН 0274912200) в нарушение части 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации продолжает осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом N 7 по ул. Аксакова г. Уфы и предъявлять к оплате собственникам помещений в доме платежные документы за жилищно-коммунальные услуги. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 13.12.2019.
В соответствии со статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение N 1110).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения N 1100 несоблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, является нарушением лицензионных требований.
Учитывая, что полномочия общества с ограниченной ответственностью УК "ЖЭУ N 6 Кировского района" (ИНН 0274912200) по управлению домом на основании договора управления от 01.11.2018 в соответствии с частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации прекращены, а полномочия на основании договора управления от 31.03.2019 в соответствии с частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации не наступили, общество с ограниченной ответственностью УК "ЖЭУ N 6 Кировского района" (ИНН 0274912200) на момент проведения проверки управлял многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований.
В соответствии с решением Кировского районного суда г. Уфы от 31.01.2020 по делу N 2-184/2020 решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 7 по ул. Аксакова г. Уфы, оформленное протоколом от 09.01.2019, о создании Товарищества признано недействительным.
В адрес Госкомитета 29.01.2020 поступило заявление общества с ограниченной ответственностью УК "ЖЭУ N 6 Кировского района" (ИНН 0274950886) о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 7 по ул. Аксакова г. Уфы с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в доме от 13.01.2020 и копии договора управления от 13.01.2020.
Госкомитетом в соответствии с пунктом 8 Порядка N 938/пр принято решение о внесении изменений в реестр лицензий, оформленное приказом от 27.02.2020 N 336.
Филиал Учреждения является арендатором нежилого помещения площадью 418 кв. м, на первом этаже жилого 9 этажного дома по адресу: г. Уфа, ул. Аксакова, д. 7.
В пункте 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, ответчик является государственным казенным учреждением, следовательно, закупка товаров, услуг для нужд данного учреждения должна осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В 2019 г. услуги по долевому участию в техническом обслуживании общего имущества многоквартирного дома оказывались в соответствии с контрактом N 2240003 на долевое участие в техническом обслуживании общего имущества многоквартирного дома и предоставления коммунальных услуг заключенным с обществом с ограниченной ответственностью УК "ЖЭУ N 6 Кировского района г. Уфы". Оплата в соответствии с контрактом за 2019 г. произведена в полном объеме.
В 2020 г. услуги по долевому участию в техническом обслуживании общего имущества многоквартирного дома оказывались в соответствии с контрактом N 1 на долевое участие в техническом обслуживании общего имущества многоквартирного дома и предоставления коммунальных услуг заключенным с обществом с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 6 Кировского района г. Уфы".
Материалами дела подтверждается фактическое исполнение функций управляющей компанией общество с ограниченной ответственностью УК "ЖЭУ N 6" (ИНН: 0274912200) в период с августа по декабрь 2019 г., и с марта по июль 2020 г., представлены бухгалтерские документы о фактической оплате и приемке выполненных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества и коммунальных услуг на общедомовые нужды за спорный период.
Учреждение как казенное учреждение, обязано обеспечивать целевое использование бюджетных средств.
Ответчиком представлены платежные поручения по оплате коммунальных услуг за период с августа по декабрь 2019 г., и с марта по июль 2020 г., подтверждающие оплату коммунальных услуг обществам с ограниченной ответственностью Домоуправление N 6", УК "ЖЭУ N 6".
Поскольку ответчик произвел оплату оказанных коммунальных услуг за период с августа по декабрь 2019 г. в полном объеме, суды пришли к правильному выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания основного долга в размере 41 674 руб. 85 коп. не имелось.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что многоквартирный дом N 7 по ул. Аксакова г. Уфы в период январь - февраль 2020 г. находился в управлении Товарищества (ИНН: 0274943550) на основании решения общего собрания собственников помещений в доме от 09.01.2019.
Суды правильно заключили, что требования Товарищества подлежат удовлетворению за период январь - февраль 2020: за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 14 212 руб. за коммунальные услуги на общедомовые нужды в размере 2455 руб. 14 коп.
Истцом также заявлены требования о взыскании пени в размере 9183 руб. 87 коп. за просрочку оплаты услуг по содержанию и ремонту жилого помещения за период с 01.03.2020 по 31.03.2022.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность должника уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается. Поскольку ответчиком оплата задолженности своевременно не произведена, истец имеет право на взыскание санкций за нарушение сроков исполнения обязательств.
Расчет пени, представленный истцом, судом первой инстанции признан неверным, поскольку истцом применена дифференцированная ставка ЦБ РФ, тогда как на момент вынесения решения суда ключевая ставка ЦБ РФ составляет 7,5%.
По расчету суда размер неустойки за период с 12.03.2020 по 31.03.2022 составил 1562 руб. 82 коп., за период с 10.04.2020 по 31.03.2022 составил 1502 руб. 40 коп. Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился. Оснований для отмены судебных актов в указанной части судом кассационной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределены правильно с учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды исследовали довод ответчика о том, что исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку Товарищество в спорный период не являлось лицом, управляющим многоквартирным домом, и обоснованно отклонили его с учетом следующего.
По смыслу пункта 2 статьи 167 и 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность или незаключенность договора управления многоквартирным домом, а равно и решения общего собрания о выборе управляющей организации не освобождает собственника помещения в многоквартирном доме от возмещения стоимости выполненных работ и оказанных услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирного жилого дома.
Как установлено судами, многоквартирный дом N 7 по ул. Аксакова г. Уфы в период январь - февраль 2020 г. находился в управлении Товарищества (ИНН 0274943550) на основании решения общего собрания собственников помещений в доме от 09.01.2019.
То обстоятельство, что судебным актом решение общего собрания собственников по выбору управляющей компании признано недействительным, само по себе не является основанием для освобождения собственника помещения от установленной законом обязанности по несению расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы управляющей компании, осуществлявшей в спорный период деятельность по управлению многоквартирным домом.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку, по мнению суда кассационной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к несогласию заявителя с оценкой фактических обстоятельств дела и имеющихся доказательств. Установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка представленных сторонами доказательств отнесены процессуальным законодательством к компетенции судов первой и апелляционной инстанций. Суды исходили из имеющихся в деле доказательств, которые исследовали и оценивали в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов основаны на совокупной оценке всех представленных в материалы дела доказательств, что соответствует положениям статей 168, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актах (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения центр занятости населения города Уфы по Кировскому району - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
Н.С. Васильченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность должника уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается. Поскольку ответчиком оплата задолженности своевременно не произведена, истец имеет право на взыскание санкций за нарушение сроков исполнения обязательств.
...
По смыслу пункта 2 статьи 167 и 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность или незаключенность договора управления многоквартирным домом, а равно и решения общего собрания о выборе управляющей организации не освобождает собственника помещения в многоквартирном доме от возмещения стоимости выполненных работ и оказанных услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирного жилого дома."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 июня 2023 г. N Ф09-3450/23 по делу N А07-20220/2021