г. Челябинск |
|
03 марта 2023 г. |
Дело N А07-20220/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Махровой Н.В., Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дроздовой К.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы товарищества собственников недвижимости "Аксаковское", Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Уфы на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.12.2022 по делу N А07-20220/2021
Товарищество собственников жилья "АКСАКОВСКОЕ" (далее-истец ТСН "АКСАКОВСКОЕ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению центр занятости населения города Уфы (далее-ответчик ФГКУ Центр занятости населения города Уфы по Кировскому району) о взыскании 58344 руб. 99 коп. сумму долга, 4747 руб. 50 коп. сумму пени.
Определениями Арбитражного суда Республики Башкортостан в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечены ООО УК ЖЭУ N 6, ООО "Домуправление N 6", Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, Администрация г. Уфы.
Истцом неоднократно уточнялись исковые требования, по последнему уточнению, просит взыскать расходы на содержание и ремонт общего имущества за период с 02.08.2019 по 29.02.2020 в размере 49 742 руб., расходы н коммунальные услуги за период с 02.08.2019 по 29.02.2020 в размере 8 592,99 руб., пени за период с 01.03.2020 по 31.03.2022 в размере 12801,61 руб. Данное уточнение судом рассмотрено и принято в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, иск подлежит рассмотрению с учетом уточненных заявленных требований.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.12.2022 исковые требования удовлетворены частично, с Государственного казенного учреждения центр занятости населения города Уфы в пользу ТСН "Аксаковское" взыскано 16670 руб. 14 коп. сумма долга, 3065 руб. 22 коп. сумма пени, 2775 руб. сумму расходов по оплате юридических услуг.
Истец и ответчик не согласились с указанным решением, обжаловав его в порядке апелляционного производства.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ТСН "Аксаковское" указывает, что в спорный период все поставщики ресурсов (тепла - МУП УИС, воды - Уфаводоканал, электричества - ЭСКБ и др.) заключили договоры по дому N 7 по ул. Аксакова г. Уфы с Истцом (имеются в материалах дела). Поэтому представленные ЖЭУ N 6 бухгалтерские документы о фактической оплате не соответствуют действительности, либо не относятся к д. N 7.
Истцом было предоставлено суду большое количество документов (имеются в материалах дела), в т. ч. бухгалтерских, подтверждающих фактическую оплату и приемку Истцом выполненных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, а также коммунальных услуг на общедомовые нужды в спорный период, в т. ч. оплату МУП УИС за тепло (платёжные поручения прилагаются). Но они не были приняты судом во внимание при принятии решения.
Решением Арбитражного суд РБ от 15.07.2022 с Истца взыскана в пользу ГУН РБ "Уфаводоканал" сумма долга за оказанные услуги по отпуску питьевой воды и приёму сточных вод за август-декабрь 2019 г. в сумме 213 040 руб. 93 коп. (прилагается). Если ЖЭУ N 6 оплачивало коммунальные услуги на общедомовые нужды, то откуда взялась эта сумма долга и почему она взыскана с ТСН "Аксаковское"?! Поэтому недостоверность бухгалтерских документов о фактической оплате коммунальных услуг по д. N 7, предоставленных ЖЭУ N 6, или их отсутствие очевидно.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчика указано, что в суд первой инстанции им редставлено доказательство о недействительности решения общего собрания от 01.09.2019 собственников жилья многоквартирного жилого дома N 7 по ул. Аксакова г. Уфы о расторжении договора с ООО УК "ЖЭУ N6" ИНН 0274912200, о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников недвижимости и о создании Товарищества Собственников Недвижимости "Аксаковское"(ТСН "Аксаковское") у суда не было оснований для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 09 января 2019 года на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме N 7 по ул. Аксакова г. Уфы большинством голосов было принято решение о досрочном расторжении договора управления данным домом с управляющей компанией ООО УК "ЖЭУ N 6 Кировского района города Уфы" и выборе способа управления домом в форме управления товариществом собственников недвижимости (Протокол N 1 от 09.01.2019).
Во исполнение данного решения собственников помещений было создано Товарищество Собственников Недвижимосги "Аксаковское".
В соответствии с письмом Государственного комитета по жилищному и строительному надзору N 33336 от 23.09.2019 дом N 7 по ул. Аксакова г. Уфы с 01.08.2019 был исключён из перечня домов, находящихся в управлении ООО УК "ЖЭУ N Кировского района г. Уфы" и с 02.08.2019 находился в управлении ТСН "Аксаковское".
Ответчик является арендатором нежилого помещения на первом этаже площадью 418 кв. м, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 19.03.2020.
После получения письма из Государственного комитета по жилищному и строительному надзору, подтверждающего полномочия ТСН "Аксаковское", в октябре 2019 г. ответчику было предложено заключить договор, однако ответчик пояснил, что договор заключен ООО "ЖЭУ N 6".
11.12.2019 Истцу было направлено письмо с предложением заключить договор управления многоквартирным домом с приложением письма Государственного комитета по жилищному и строительному надзору. Ответа не последовало.
19 марта 2020 года Истцу были направлены договор с приложениями, акт приёмки и счёт на оплату на сумму 58 334,99 руб. 09 апреля 2020 г. был получен ответ, что контракты заключены с другими управляющими компаниями, в письме Государственного комитета по жилищному и строительному надзору указано, что дом N 7 по ул. Аксакова г. Уфы с 01.08.2019 исключён из перечня домов, находящихся в управлении ООО УК "ЖЭУ N 6" и с 02.08.2019 находится в управлении ТСН "Аксаковское".
В целях досудебного урегулирования спора в адрес ответчика была направлена претензия об оплате суммы задолженности данное письмо было оставлено ответчиком без удовлетворения.
В связи с отсутствием добровольного возврата ответчиком указанной суммы истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском за защитой нарушенных прав.
Удовлетворяя исковые требования в частично, суд первой инстанции исходил из доказанности факта надлежащего исполнения истцом своих обязательств и отсутствия доказательств оплаты долга ответчиком.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы признаются судом подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом или иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 37, 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование; в издержках по содержанию этого имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений (ст. ст. 249 и 290 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
В части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно аналогичной норме, изложенной в пункте 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Несение собственником бремени расходов по содержанию общего имущества закон связывает не с фактом владения или пользования общим имуществом, а с размером доли собственника в общем имуществе.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В силу статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В пункте 29 Правил N 491 предусмотрено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год (п. 33 Правил от 13.08.2006 N 491).
В соответствии с пунктом 28 Правил N 491 в многоквартирном доме собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом N 7 по ул. Аксакова г. Уфы:
- с 01.05.2016 по 28.02.2019 года находился в перечне домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО "Интеграл" (до смены наименования - ООО УК "ЖЭУ N 6") (ИНН 0274912224) на основании договора управления, заключенного в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в доме от 01.05.2016;
- с 01.03.2019 г. по 01.08.2019 г. находился в перечне домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК "ЖЭУ N 6 Кировского района" (ИНН 0274912200) на основании договора управления от 01.11.2018 г., заключенного в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в доме от 31.10.2018 г.;
- с 02.08.2019 по 29.02.2020 г. находился в управлении ТСН "Аксаковское" (ИНН 0274943550) на основании решения общего собрания собственников помещений в доме от 09.01.2019 г.;
- с 01.03.2020 по настоящее время находится в управлении ООО "ЖЭУ N 6 Кировского района г. Уфы" (ИНН 0274950886) на основании решения общего собрания собственников помещений в доме от 13.01.2020 г.
В соответствии с ч. 3 ст. 198 ЖК РФ, приказом Минстроя России от 25.12.2015 г. N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ в ч. 3 ст. 198 ЖК РФ внесены изменения, согласно которым положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса. Приказом Минстроя России от 02.03.2018 N 134/пр в Порядок N 938/пр внесены изменения, предусматривающие право товариществ собственников недвижимости, наравне с лицензиатами, направлять заявления о внесении изменений в реестр лицензий в связи с изменением способа управления многоквартирным домом, в случае если сведения о доме находятся в реестре лицензий.
На 18.01.2019 г. многоквартирный дом N 7 по ул. Аксакова г. Уфы согласно данным реестра лицензии находился в управлении ООО "Интеграл" (до смены наименования - ООО УК "ЖЭУ N 6") (ИНН 0274912224).
От ТСН "Аксаковское" заявление о внесении изменений в реестр лицензий в связи с изменением способа управления в адрес Госкомитета не поступило. В связи с чем, законных оснований для начала управления многоквартирным домом N 7 по ул. Аксакова г. Уфы у ТСН "Аксакова" с момента регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ не наступили.
08.02.2019 г. в адрес Госкомитета в порядке ч. 2, 3 ст. 198 ЖК РФ поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий от ООО "Интеграл" (до смены наименования - ООО УК "ЖЭУ N 6") в связи с расторжением договора управления от 01.05.2016 и от ООО УК "ЖЭУ N 6 Кировского района" в связи с заключением договора управления от 01.11.2018 г с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 7 по ул. Аксакова г. Уфы, содержащего соответствующие решение. На основании указанных заявлений Госкомитетом принято решение о внесении соответствующих изменений в реестр лицензий с 01.03.2019 г., оформленное приказами от 21.02.2019 N 315, от 22.02.2019 N 319.
В июле 2019 г. в адрес Госкомитета поступило вступившее в законную силу решение Кировского районного суда г. Уфы по делу N 2-1317/2019 от 10.04.2019 г. о признании недействительным решения собственников помещений в доме N 7 по ул. Аксакова г. Уфы от 31.10.2018 г. о выборе управляющей организации ООО УК "ЖЭУ N 6 Кировского района". Из содержания решения суда следует, что на судебном заседании были допрошены свидетели, являющиеся собственниками помещений в доме, которые показали суду, что они не принимали участие в оспариваемом общем собрании, равно как и члены их семей. Учитывая, что в соответствии с ч. 3.1. ст. 198 ЖК РФ указанное обстоятельство является основанием для внесения изменений в реестр лицензий, Госкомитетом 31.07.2019 г. принято решение об исключении из перечня домов, находящихся в управлении ООО УК "ЖЭУ N 6 Кировского района" (ИНН 0274912200) сведений о многоквартирном доме N 7 по ул. Аксакова г. Уфы.
Учитывая, что на момент исключения сведений о многоквартирном доме была произведена государственная регистрация ТСН "Аксаковское", в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 200 ЖК РФ у ООО УК "ЖЭУ N 6 Кировского района" отсутствовали основания для продолжения управления многоквартирным домом.
08.08.2019 г. в адрес Госкомитета поступило заявление ООО УК "ЖЭУ N 6 Кировского района" о внесении изменений в реестр лицензий РБ (вх. N 20907) в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 7 по ул. Аксакова г. Уфы с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в доме от 31.03.2019 г. и копии договора управления от 31.03.2019 г. По результатам рассмотрения заявления и документов Госкомитетом в соответствии с п.п. "а" п. 9 Порядка N 938/пр принято решение отказе во внесении изменений в реестр лицензий, оформленное приказом N 1370 от 22.08.2019.
13.09.2019 в адрес Госкомитета повторно поступило заявление ООО УК "ЖЭУ N 6 Кировского района" (ИНН 0274912200) о внесении изменений в реестр лицензий РБ (вх. N 24050) в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 7 по ул. Аксакова г. Уфы с приложением вышеуказанных документов. По результатам рассмотрения заявления и документов Госкомитетом в соответствии с п.п. "а" п. 9 Порядка N 938/пр принято решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий, оформленное приказом от 25.09.2019 N 1549.
Принятые Госкомитетом решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий ООО УК "ЖЭУ N 6 Кировского района" (ИНН 0274912200) в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалованы не были.
21.11.2019 г. в адрес Госкомитета поступило обращение председателя правления ТСН "Аксаковское" о продолжении деятельности по управлению многоквартирным домом N 7 по ул. Аксакова г. Уфы управляющей организацией ООО УК "ЖЭУ N6 Кировского района". На основании поступившего в адрес Госкомитета обращения ТСН "Аксаковское" от 21.11.2019 г. в отношении ООО УК "ЖЭУ N6 Кировского района" проведена внеплановая проверка.
Проведенной Госкомитетом проверкой установлено, что в сентябре и октябре 2019 года ООО УК "ЖЭУ N 6 Кировского района города Уфы" (ИНН 0274912200) в нарушении ч. 6 ст. 198 ЖК РФ продолжает осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом N 7 по ул. Аксакова г. Уфы и предъявлять к оплате собственникам помещений в доме платежные документы за жилищно-коммунальные услуги. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки 19-6165 от 13.12.2019.
В соответствии со чт. 193 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение N 1110).
В соответствии с п.п. "г" п. 3 Положения N 1100 несоблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации является нарушением лицензионных требований.
Учитывая, что полномочия ООО УК "ЖЭУ N 6 Кировского района" (ИНН 0274912200) по управлению домом на основании договора управления от 01.11.2018 г. в соответствии с ч. 6 ст. 198 ЖК РФ были прекращены, а полномочия на основании договора управления от 31.03.2019 в соответствии с ч. 7 ст. 162 ЖК РФ не наступили, ООО УК "ЖЭУ N 6 Кировского района" (ИНН 0274912200) на момент проведения проверки управлял многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований.?
На основании решения Кировского районного суда г. Уфы по делу N 2- 184/2020 от 31.01.2020 г. решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 7 по ул. Аксакова г. Уфы, оформленное протоколом от 09.01.2019 г. о создании ТСН "Аксаковское" признано недействительным.
29.01.2020 г. в адрес Госкомитета поступило заявление ООО УК "ЖЭУ N 6 Кировского района" (ИНН 0274950886) о внесении изменений в реестр лицензий РБ (вх. N 2121) в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 7 по ул. Аксакова г. Уфы с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в доме от 13.01.2020 г. и копии договора управления от 13.01.2020 г.
Госкомитетом в соответствии с п. 8 Порядка N 938/пр принято решение о внесении изменений в реестр лицензий, оформленное приказом от 27.02.2020 г. N 336.
Филиал ГКУ ЦЗН г. Уфы по Кировскому району является арендатором нежилого помещения площадью 418 кв.м, на первом этаже жилого 9 этажного дома по адресу: г. Уфа, ул. Аксакова, д.7.
Пунктом 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Ответчик является государственным казенным учреждением, следовательно закупка товаров, услуг для нужд данного учреждения должна осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В 2019 г. услуги по долевому участию в техническом обслуживании общего имущества многоквартирного дома оказывались в соответствии с контрактом N 2240003 на долевое участие в техническом обслуживании общего имущества многоквартирного дома и предоставления коммунальных услуг заключенным с ООО УК "ЖЭУ N 6 Кировского района г.Уфы". Оплата в соответствии с контрактом за 2019 г. произведена в полном объеме.
В 2020 г. услуги по долевому участию в техническом обслуживании общего имущества многоквартирного дома оказывались в соответствии с контрактом N 1 на долевое участие в техническом обслуживании общего имущества многоквартирного дома и предоставления коммунальных услуг заключенным с Обществом с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 6 Кировского района г.Уфы".
Материалами дела подтверждается фактическое исполнение функций управляющей компании ООО УК "ЖЭУ N 6" ИНН 0274912200 в период с августа 2019 по декабрь 2019 г., и с марта 2020 по июль 2020 г., представлены бухгалтерские документы о фактической оплате и приемке выполненных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества и коммунальных услуг на общедомовые нужды за спорный период.
ГКУ центр занятости населения города Уфы как казенное учреждение, обязано обеспечивать целевое использование бюджетных средств.
Ответчиком представлены платежные поручения по оплате коммунальных услуг за период с августа 2019 по декабрь 2019 г., и с марта 2020 по июль 2020 г. подтверждающие оплату коммунальных услуг ООО "Домоуправление N 6", ООО УК ЖЭУ N 6 (т.2, л.д.119-152).
Поскольку ответчик произвел оплату оказанных коммунальных услуг за период с августа 2019 по декабрь 2019 г. в полном объеме, оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания основного долга в размере 41 674 руб. 85 коп. не имелось.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом N 7 по ул. Аксакова г. Уфы в период январь 2020 - февраль 2020 г. находился в управлении ТСН "Аксаковское" (ИНН 0274943550) на основании решения общего собрания собственников помещений в доме от 09.01.2019 г.
Как верно установлено судом первой инстанции, требования ТСН "Аксаковское подлежат удовлетворению за период январь - февраль 2020: за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 14 212 руб. исходя из расчета (площадь * тариф * количество месяцев
(418*17*2), расчет платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды в размере 2 455 руб. 14 коп. исходя из расчета (коммунальный ресурс при содержании общего имущества МКД ОДН ХВС (норматив в месяц* тариф, руб. в мес.*кол-во мес.* плата за месяц ( 4,251*25,68*2*109,17=218,34 руб.); коммунальный ресурс при содержании общего имущества МКД ОДН ХВС на нужды ГВС (норматив в месяц* тариф, руб. в мес.*кол-во мес.* плата за месяц ( 4,251*25,68*2*109,17=218,34 руб.); коммунальный ресурс при содержании общего имущества МКД ОДН тепловая энергия ГВС (норматив в месяц* тариф, руб. в мес.*кол-во мес.* плата за месяц (4,251*177,85*2*756,04=1512,08 руб.); коммунальный ресурс по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества МКД (норматив в месяц* тариф, руб. в мес.*кол-во мес.* плата за месяц ( 8,502*29,78*2*253,19=506,38 руб.) в общей сумме 16670 руб. 14 коп.
Также истцом заявлены требования (с учетом уточнения исковых требований) о взыскании пени в размере 9 183,87 руб. за просрочку оплаты услуг по содержанию и ремонту жилого помещения за период с 01.03.2020 по 31.03.2022.
В соответствии с п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. В силу п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В силу пункта 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Лицо, нарушившее обязательство, несет ответственность установленную законом или договором (ст. 401 ГК РФ).
Пункт 14 ст. 155 ЖК РФ устанавливает обязанность должника уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается. Поскольку ответчиком оплата задолженности своевременно не произведена, истец имеет право на взыскание санкций за нарушение сроков исполнения обязательств.
Расчет пени, представленный истцом, судом проверен и признан неверным, поскольку истцом применена дифференцированная ставка ЦБ РФ, тогда как на момент вынесения решения суда ключевая ставка ЦБ РФ составляет 7,5 %.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что расчет пени истца подлежит корректировке по ставке ЦБ РФ 7,5%.
По расчет суда размер неустойки за период с 12.03.2020 по 31.03.2022 составил 1 562 руб. 82 коп., за период с 10.04.2020 по 31.03.2022 составил 1 502 руб. 40 коп.
Истцом также заявлены требования о взыскании с ответчика судебных расходов на оплату услуг представителя в общей сумме 10 000 руб.
В подтверждение факта оказания юридических услуг и их оплаты истцом в материалы дела представлены договор юридические услуги от 20.07.2021, платежное поручение N 584876 от 27.01.2022 на сумму 10 000 руб.
Учитывая объем произведенной представителем истца работы (фактическая деятельность), а также сложность и категорию рассматриваемого дела, сложившиеся в регионе расценки на аналогичные услуги, оценив представленные в обоснование разумности размера расходов документы в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ, суд признает разумными, подлежащими взысканию с истца судебные расходы на оплату услуг представителя пропорционально удовлетворенным (в размере 27,75%) требованиям в сумме 2 775 руб.
Рассмотрев доводы подателей жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
По мнению ответчика, исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку ТСН "Аксаковское" в спорный период не являлось лицом, управляющим многоквартирным домом.
Указанный довод был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонен.
Как верно указано судом первой инстанции, по смыслу пункта 2 статьи 167 и 1102 ГК РФ недействительность или незаключенность договора управления многоквартирным домом, а равно и решения общего собрания о выборе управляющей организации не освобождает собственника помещения в многоквартирном доме от возмещения стоимости выполненных работ и оказанных услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирного жилого дома.
То обстоятельство, что судебным актом решение общего собрания собственников по выбору управляющей компании признано недействительным, само по себе не является основанием для освобождения собственника помещения от установленной законом обязанности по несению расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы управляющей компании, осуществлявшей в спорный период деятельность по управлению многоквартирным домом.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом N 7 по ул. Аксакова г. Уфы в период январь 2020 - февраль 2020 г. находился в управлении ТСН "Аксаковское" (ИНН 0274943550) на основании решения общего собрания собственников помещений в доме от 09.01.2019 г. В этой связи доводы ответчика оцениваются судом апелляционной инстанции критически.
Доводы истца о необоснованном отказе в удовлетворении требований в части взыскания задолженности за период с августа по декабрь 2019 ода также подлежат отклонению.
С позиции истца, оснований для отказа в удовлетворении требований в данной части не имелось, поскольку ответчик произвел оплату не истцу, а ЖЭУ N 6.
Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, фактическое исполнение функций управляющей компании ООО УК "ЖЭУ N 6" ИНН 0274912200 в период с августа 2019 по декабрь 2019 г., и с марта 2020 по июль 2020 г., в подтверждение чего представлены бухгалтерские документы о фактической оплате и приемке выполненных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества и коммунальных услуг на общедомовые нужды за спорный период.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, а доводы подателя жалобы необоснованными, поскольку законодательство не предусматривает понуждения собственника помещений к повторной оплате бремени содержания имущества в случае признания недействительными решений о выборе управляющей организации за пределами периода оказания услуг и оплаты.
При указанных обстоятельствах доводы апеллянтов оцениваются судом апелляционной инстанции критически.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда. Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтами не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционные жалобы - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.12.2022 по делу N А07-20220/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы товарищества собственников недвижимости "Аксаковское", Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Уфы - без удовлетворения.
Взыскать с товарищества собственников недвижимости "Аксаковское" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В. Лукьянова |
Судьи |
Н.В.Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-20220/2021
Ответчик: ФГУ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА Г.УФЫ
Третье лицо: Администрация г.Уфы, ГК РБ по жилищному и строительному надзору, Государственный комитет по жилищному и строительному надзору, ООО "ДОМОУПРАВЛЕНИЕ N6 КИРОВСКОГО РАЙОНА Г. УФЫ", ООО "Домоуправление N6", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ УЧАСТОК N6 КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УФЫ", ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА УФЫ, ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана", ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "АКСАКОВСКОЕ"