Екатеринбург |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А76-28555/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.
судей Полуяктова А.С., Краснобаевой И.А.
при ведении протокола помощником судьи Охотниковой И.Р. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Кыштымского городского округа Челябинской области (далее - администрация) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Кучербаевой Ольги Александровны (далее - предприниматель) - Тимофеев С.К. (путем онлайн; доверенность от 18.01.2023);
Администрации - Гаврилова А.О. (доверенность от 01.02.2023 N 03-юр);
муниципального казенного учреждения Кыштымского городского округа "Благоустройство" (далее - учреждение) - Гаврилова А.О. (доверенность от 14.11.2022 N 3).
Предприниматель Кучербаева Ольга Александровна обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании отказа администрации во включении нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Кыштымского городского округа, выраженного в письме от 20.05.2022 N 11/1864 незаконным; обязать администрацию включить нестационарный торговый объект (далее - НТО) в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения НТО) на территории Кыштымского городского округа со следующими характеристиками: Местонахождение нестационарного торгового объекта: Челябинская обл., г. Кыштым, ул. Республики, восточнее земельного участка с кадастровым номером 74:32:0402014:17,тип и специализация нестационарного торгового объекта: торговля непродовольственными товарами, категория земель: земли населенных пунктов; предельная площадь размещенного нестационарного объекта: площадь земельного участка 207 кв. м в схему размещения НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности на территории Кыштымского городского округа в течение месяца с момента вступления в силу решения по настоящему заявлению (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено учреждение.
Решением суда от 26.12.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит решение суда и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель отмечает, что в процессе рассмотрения дела материалы дела N А76-11016/21 не исследовались, чем судами нарушен принцип состязательности процесса. Заявитель полагает, что судебные акты по делу N А76-11016/21 не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку решение по делу N А76-11016/2021 исполнено, результатом его исполнения является письмо администрации от 12.05.2022 N 11/1770, которое не является предметом спора в рамках настоящего дела; в рамках дела N А76-11016/2021 вопрос о законности оспариваемого отказа администрации не рассматривался. Как отмечает заявитель, обращение от 15.04.2022 является самостоятельным заявлением, к которому приложена иная схема земельного участка, в связи с чем указанное заявление правомерно рассмотрено администрацией по правилам, установленным Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ). Администрация отмечает, что при рассмотрении настоящего дела судами не исследовался вопрос о минимальной обеспеченности Кыштымского городского округа площадью торговых объектов. Заявитель поясняет, что 28.03.2022 в Комитет поступило заявление учреждения о предоставлении спорного земельного участка для осуществления комплексного благоустройства, по результатам рассмотрения которого принято решение о предоставлении земельного участка, который поставлен на кадастровый учет. Заявитель не согласен с выводом судов об отсутствии у комиссии полномочий на принятие решений о комплексном благоустройстве. Администрация обращает внимание, что заявление предпринимателя от 15.04.2022 не являлось уточняющим, рассматривалось как отдельное заявление, на момент рассмотрения 28.03.2022 заявления учреждения комиссии не могла предугадать о возможном заявлении предпринимателя, которое поступило спустя 2 недели после заявления третьего лица.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.03.2022 по делу N А76-11016/2021 признано незаконным бездействие администрации по нерассмотрению в установленном законом порядке заявления предпринимателя от 22.12.2020 о включении НТО в схему размещения НТО, администрации вменена обязанность устранить нарушения прав предпринимателя, с учетом выводов суда рассмотреть в установленном законом порядке заявление предпринимателя от 22.12.2020 о включении в схему НТО на территории Кыштымского городского округа в течение месяца с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу.
При рассмотрении дела N А76-11016/2021 судом установлено, что предприниматель обратилась в администрацию с заявлением от 22.12.2020 о включении в схему размещения НТО со следующими характеристиками: местонахождение: Челябинская обл., г. Кыштым, ул. Республики, восточнее земельного участка с кадастровым номером 74:32:0402014:17; тип и специализация: торговля непродовольственными товарами; категория земель: земли населенных пунктов площадь земельного участка: 207 кв. м; площадь нестационарного торгового объекта: 207 кв. м.
Суды пришли к вводу о том, что по существу заявление предпринимателя не рассмотрено, административным органом сформулирован неверный вывод о месте нахождения испрашиваемого места размещения НТО по адресу: г. Кыштым, ул. Республики, дом 2.
Кроме того, в материалы дела N А76-11016/2021 представлено мнение по делу третьего лица - общества "Газпром газораспределение Челябинск" (филиал в г. Кыштыме) и материалы исполнительской съемки, из которых следует, что испрашиваемое предпринимателем место размещения спорного НТО частично накладывается на охранную зону расположенного в кадастровом
квартале 74:32:0402014 газопровода - "Сооружение-перевод жилых домов со сжиженного на природный газ по ул. Металлистов, назначение инженерно-коммунальное, протяженность трассы 97 м., инвентарный номер: 7847, литера 1Г, расположенный по адресу: Челябинская обл., г. Кыштым, от точки врезки (т.1) в газопровод у дома N 106 по ул. Республики до сварного шва (т.2) у жилого дома N 8 по ул. Металлистов", являющийся собственностью администрации, в связи с чем общество "Газпром газораспределение Челябинск"" (филиал в г. Кыштыме) возражало против предоставления испрашиваемого земельного участка под размещение НТО.
Решение суда по делу N А76-11016/2021 вступило в законную силу 15.04.2022.
15.04.2022 предприниматель обратилась в администрацию с уточненным заявлением о включении в схему размещения НТО со следующими характеристиками: местонахождение нестационарного торгового объекта: Челябинская обл., г. Кыштым, ул. Республики, восточнее земельного участка с кадастровым номером 74:32:0402014:17, тип и специализация нестационарного торгового объекта: торговля непродовольственными товарами, категория земель: земли населенных пунктов, площадь земельного участка 207 кв. м (материалы электронного дела, документы от 25.08.2022).
Местоположения размещаемого НТО в соответствии с уточненным проектом границ испрашиваемого земельного участка уточнено заявителем таким образом, чтобы избежать наложения границ испрашиваемого земельного участка с охранной зоной расположенного в кадастровом квартале 74:32:0402014 газопровода.
Отсутствие испрашиваемого в соответствии с уточненной схемой земельного участка в охранной зоне соответствующего газопровода подтверждено материалами дела, признано представителем администрации в судебном заседании 19.12.2022.
Из материалов дела следует, что учреждение также обратилось в Комитет с заявлением от 28.03.2022 о предоставлении земельного участка, расположенного в г. Кыштыме восточнее земельного участка с кадастровым номером 74:32:0402014:17 для осуществления комплексного благоустройства согласно прилагаемой схеме, из которой следует, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок (как по первоначальному, так и по уточненному заявлению от 15.04.2022) входит в границы земельного участка, испрашиваемого учреждением по заявлению от 28.03.2022.
05.04.2022 Комиссией по землепользованию и застройке Кыштымского городского округа принято решение о предварительном согласовании учреждению предоставления земельного участка, расположенного в г. Кыштыме восточнее земельного участка с кадастровым номером 74:32:0402014:17 для осуществления комплексного благоустройства (протокол N 11).
Комиссией по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных торговых объектов на территории Кыштымского городского округа (далее - Комиссия) 10.05.2022 рассмотрено уточненное обращение предпринимателя от 15.04.2022 и обращение предпринимателя о включении в схему размещения НТО в соответствии с решением Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-11016/2021.
На основании пункта 5 статьи 17 постановления Правительства Челябинской области от 25.01.2016 N 5-П принято решение об отказе во включении в схему размещения НТО Кыштымского городского округа испрашиваемого заявителем места размещения НТО (протокол N 2, вопросы 1, 2).
Письмом от 20.05.2022 N 11/1864 администрацией со ссылкой на решение Комиссии, оформленное протоколом от 23.05.2022, предпринимателю отказано во включении испрашиваемого НТО в схему размещения НТО на территории Кыштымского городского округа.
Письмом от 06.06.2022 N 11/2096 администрация сообщила предпринимателю о допущенной опечатке в письме от 20.05.2022 N 11/1864 в части даты заседания Комиссии, указала на правильную дату - 10.05.2022.
Полагая оспариваемый отказ незаконным и нарушающим права и охраняемые законом интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации",
для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения НТО, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, в частности в случае размещения НТО.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии Законом N 381-ФЗ).
На основании статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема
размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, согласно которым включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.
Порядок и условия размещения НТО на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено размещение НТО в соответствии со схемой размещения НТО как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе, с оформлением договора или иных разрешительных документов на функционирование объектов (договоров аренды земельного участка или на право размещения нестационарного торгового объекта, иных договоров или разрешений) и без оформления таковых.
Таким образом, законодатель установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них НТО, допустив размещение указанных объектов без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании схемы размещения НТО.
На территории Челябинской области порядок размещения нестационарных торговых объектов утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 25.01.2016 N 5-П "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Порядок N 5-П).
Пунктом 5 названного Порядка предусмотрено, что схема разрабатывается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования (далее именуется - уполномоченный орган местного самоуправления), и утверждается правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления.
Согласно пункту 7 Порядка N 5-П при формировании схемы в нее подлежат включению места размещения всех НТО, установленных на законных основаниях на дату ее формирования на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также местонахождение планируемых к размещению НТО.
В соответствии с пунктами 13,19 Порядка N 5-П в целях реализации своих полномочий по разработке и утверждению Схемы уполномоченный орган местного самоуправления образует комиссию для формирования и согласования проекта Схемы, а также согласования вносимых в Схему изменений. Состав комиссии утверждается уполномоченным органом местного
самоуправления.
Изменения в Схеме разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления, согласуются с комиссией, предусмотренной пунктом 13 настоящего Порядка, после чего утверждаются правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления
Пунктом 20 Порядка N 5-П установлено, что если в уполномоченный орган местного самоуправления поступило заявление физического или юридического лица о внесении изменений в Схему в части включения в Схему местонахождения новых НТО, уполномоченный орган местного самоуправления в срок не более 40 рабочих дней со дня поступления указанного заявления рассматривает его и принимает решение о включении в Схему местонахождения новых нестационарных торговых объектов или об отказе во включении его в Схему при наличии оснований, указанных в пункте 17 настоящего Порядка.
В течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения уполномоченный орган местного самоуправления должен в письменной форме уведомить о нем физическое или юридическое лицо, подавшее заявление о включении в Схему местонахождения новых НТО.
Как следует из материалов дела, оспариваемым решением от 20.05.2022 N 11/1864, администрацией отказано предпринимателю во включении спорного НТО в схему размещения НТО на территории Кыштымского городского округа. Суды верно исходили из наличия у администрации полномочий по принятию оспариваемого решения, поскольку в силу пункта 18 части 1 статьи 35 Устава Кыштымского городского округа администрация городского округа разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов.
Судами установлено, что НТО, расположенный по адресу Челябинская обл., г. Кыштым, ул. Республики, восточнее земельного участка с кадастровым номером 74:32:0402014:17 не включен в схему размещения НТО Кыштымского городского округа.
Из протокола заседания Комиссии от 10.05.2022 N 2 следует, что заявление предпринимателя рассмотрено в соответствии с пунктами 13, 19, 20 Порядка на заседании Комиссии для формирования и согласования проекта Схемы, а также согласования вносимых в Схему изменений 10.05.2022.
При этом как верно установлено судами, согласно протоколу комиссией рассматривались два взаимосвязанных между собой вопроса: 1. уточненное заявление предпринимателя от 15.04.2022; 2. заявление предпринимателя в соответствии с решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.03.2022 по делу N А76-1101/2021, по которым Комиссией было принято одно решение.
Отклоняя довод администрации о том, что обращение от 15.04.2022 является самостоятельным заявлением, к которому приложена иная схема земельного участка, в связи с чем указанное заявление рассмотрено администрацией по правилам, установленным Законом N 381-ФЗ, суды обоснованно исходили из того, что в протоколе заседания комиссии от 10.05.2022 N 2 указано, что Кучербаева О.А. вновь обратилась в администрацию 15.04.2022 с аналогичным заявлением, откорректировав схему запрашиваемого места размещения.
Указанные заявления предпринимателя рассмотрены совместно, что следует из конструкции протокола, согласно которому вопросы 1,2 рассмотрены совместно и по ним принято одно решение.
Таким образом, вывод судов о том, что обращение предпринимателя от 15.04.2022 не является самостоятельным, а лишь уточняет ранее поданное заявление в целях устранения наложения места расположения испрашиваемого земельного участка на охранную зону газопровода, является правильным.
Согласно протоколу заседания комиссии от 10.05.2022 N 2 комиссией принято решение об отказе во включении в схему размещения НТО Кыштымского городского округа испрашиваемого заявителем места размещения НТО.
Отказывая во включении испрашиваемого места в схему размещения НТО комиссия указала, что по обращению учреждения от 28.03.2022 Комиссией 05.04.2022 принято решение, оформленное протоколом N 11, о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в г. Кыштыме восточнее земельного участка с кадастровым номером 74:32:0402014:17 для осуществления комплексного благоустройства, в связи с чем имеются основания для отказа, предусмотренные пунктом 5 статьи 17 постановления Правительства Челябинской области от 25.01.2016 N 5-П.
Подпунктом 5 пункта 17 Порядка N 5-П предусмотрено, что одним из оснований для отказа во включении местонахождения новых нестационарных торговых объектов в проект Схемы является наличие решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления в отношении земель (земельных участков), на которых планируется размещение нестационарного торгового объекта о комплексном благоустройстве территории.
При этом решение о комплексном благоустройстве территории должно быть принято уполномоченным органом местного самоуправления.
Из Положения о Комиссии по землепользованию и застройке Кыштымского городского округа (приложение к постановлению Администрации от 12.05.2011 N 1291, с последующими изменениями и дополнениями) следует, что указанная Комиссия является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом при главе Кыштымского городского округа, созданным для обеспечения согласованных действий органов местного самоуправления по вопросам землепользования, застройки, предоставления земельных участков на территории округа (пункт 1).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 10 указанного положения к числу функций данной Комиссии относится, в том числе, рассмотрение заявок, ходатайств граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе, для размещения временных сооружений, временных нестационарных объектов
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что Комиссия по землепользованию и застройке Кыштымского городского округа является совещательным органом. Указанным положением прямо не предусмотрено, что Комиссия наделена полномочиями по принятию решения о комплексном благоустройстве территории.
Кроме того, в Правилах благоустройства Кыштымского городского округа, утвержденных Решением Собрания депутатов Кыштымского городского округа Челябинской области от 23.05.2017 N 282 (с последующими изменениями и дополнениями), также отсутствуют ссылки на наличие у Комиссии каких-либо полномочий по принятию решения о комплексном благоустройстве территории.
При этом в соответствии с положениями статьи 20 Устава Кыштымского городского округа (принят решением Собрания депутатов Кыштымского городского округа Челябинской области от 19.07.2018 N 444 с последующими изменениями и дополнениями) Комиссия по землепользованию и застройке Кыштымского городского округа не входит в структуру органов местного самоуправления городского округа.
В соответствии с пунктами 2, 41, 45, 71 статьи 35 Устава Кыштымского городского округа Администрация городского округа: разрабатывает программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа, программы комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации; организует благоустройство территории городского округа в соответствии с указанными правилами; координирует участие организаций в комплексном социально-экономическом развитии городского округа, привлекает на основе договоров организации к участию в строительстве, благоустройстве, содержании объектов
на территории городского округа; распоряжается в установленном порядке имуществом, находящимся в муниципальной собственности, включая земельные участки, в пределах полномочий, установленных действующим законодательством и принимаемых в соответствии с ними муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 39 Устава Кыштымского городского округа в систему муниципальных правовых актов соответствующего муниципального образования входят, в том числе распоряжения администрации городского округа.
Таким образом, по смыслу положений статьи 39 Устава Кыштымского городского округа Комиссия не вправе принимать какие-либо муниципальные правовые акты, в том числе индивидуальные решения.
С учетом изложенного обоснованным является вывод судов о том, что в данном случае решение о комплексном благоустройстве территории должно быть принято администрацией городского округа, при этом принятие такого решения не отнесено к полномочиям Комиссии по землепользованию и застройке Кыштымского городского округа, в связи с чем в рассматриваемом случае в установленном порядке решение уполномоченного органа местного самоуправления в отношении земель (земельных участков), на которых планируется размещение нестационарного торгового объекта, о комплексном благоустройстве территории, принято не было.
Отклоняя доводы заявителя о правомерности оспариваемого отказа ввиду поступившего 28.03.2022 в Комитет заявления учреждения о предоставлении спорного земельного участка для осуществления комплексного благоустройства, по результатам рассмотрения которого принято решение о предоставлении земельного участка, суды исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.03.2022 по делу N А76-11016/2021 на администрацию возложена обязанность устранить нарушения прав предпринимателя, рассмотреть в установленном законом порядке и с учетом выводов суда по настоящему делу заявление предпринимателя от 22.12.2020 о включении НТО в схему размещения НТО на территории Кыштымского городского округа в течение месяца с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу.
При этом из материалов дела N А76-11016/2021 следует, что первоначальное обращение предпринимателя администрацией не рассмотрено, о наличии планов комплексного благоустройства соответствующей территории при рассмотрении дела N А76-11016/2021 администрация не заявляла.
С учетом изложенного, судами дана критическая оценка заявлению учреждения от 28.03.2022, в том числе и по той причине, что администрация является учредителем указанного юридического лица.
Судами принято во внимание, что на дату рассмотрения указанного обращения Комиссией по землепользованию и застройке Кыштымского городского округа какой-либо проект комплексного благоустройства соответствующей территории отсутствовал, в то время как инициативный проект по благоустройству соответствующей территории поступил в Администрацию только 11.11.2022, при этом доказательства его утверждения в установленном порядке в материалах дела отсутствуют (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив указанные обстоятельства в их совокупности и взаимной связи, с учетом фактических обстоятельств суды пришли к выводу о том, что единственной целью обращения учреждения с заявлением от 28.03.2022, то есть уже после вынесения судом решения по делу N А76-11016/2021, является искусственное и необоснованное создание предпринимателю препятствий в реализации его законного интереса в размещении НТО на испрашиваемом земельном участке.
С учетом изложенного, действия заинтересованного лица по принятию оспариваемого решения об отказе во включению в схему испрашиваемого места НТО правомерно квалифицированы судами как направленные на преодоление решения суда по делу N А76-11016/2021, что свидетельствует о наличии в действиях администрации признаков недобросовестности.
Поскольку доказательств наличия каких-либо иных препятствий к удовлетворению уточненного 15.04.2022 заявления предпринимателя материалы дела не содержат, об их наличии администрацией в рамках судебного разбирательства не заявлено, в том числе о наличии достаточной обеспеченности, суды обоснованно признали оспариваемое решение незаконным, нарушающим права предпринимателя.
Учитывая принцип правовой определенности и во избежание нарушения правомерных, разумных ожиданий участников гражданского оборота, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителя основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом исследования судов, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов суда, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судом по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Кыштымского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
А.С.Полуяктов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из протокола заседания Комиссии от 10.05.2022 N 2 следует, что заявление предпринимателя рассмотрено в соответствии с пунктами 13, 19, 20 Порядка на заседании Комиссии для формирования и согласования проекта Схемы, а также согласования вносимых в Схему изменений 10.05.2022.
При этом как верно установлено судами, согласно протоколу комиссией рассматривались два взаимосвязанных между собой вопроса: 1. уточненное заявление предпринимателя от 15.04.2022; 2. заявление предпринимателя в соответствии с решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.03.2022 по делу N А76-1101/2021, по которым Комиссией было принято одно решение.
Отклоняя довод администрации о том, что обращение от 15.04.2022 является самостоятельным заявлением, к которому приложена иная схема земельного участка, в связи с чем указанное заявление рассмотрено администрацией по правилам, установленным Законом N 381-ФЗ, суды обоснованно исходили из того, что в протоколе заседания комиссии от 10.05.2022 N 2 указано, что Кучербаева О.А. вновь обратилась в администрацию 15.04.2022 с аналогичным заявлением, откорректировав схему запрашиваемого места размещения.
...
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.03.2022 по делу N А76-11016/2021 на администрацию возложена обязанность устранить нарушения прав предпринимателя, рассмотреть в установленном законом порядке и с учетом выводов суда по настоящему делу заявление предпринимателя от 22.12.2020 о включении НТО в схему размещения НТО на территории Кыштымского городского округа в течение месяца с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 июня 2023 г. N Ф09-2792/23 по делу N А76-28555/2022