Екатеринбург |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А60-19385/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Суспициной Л.А., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Старые горы" на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Компания "Старые горы" (далее - общество "Компания "Старые горы") - Булслаев Д.Ю. (доверенность от 22.02.2029).
Общество "Компания "Старые горы" обратилось в арбитражный суд с требованиями:
- обязать Администрацию Полевского городского округа привести Правила землепользования и застройки Полевского городского округа в части установления в отношении земельных участков с кадастровыми номерами:
66:59:0201002:1950, 66:59:0201002:1951, 66:59:0201002:1952, 66:59:0201002:1953, 66:59:0201002:1954, 66:59:0201002:1955, 66:59:0201002:1958, 66:59:0201002:1959, 66:59:0201002:1960, 66:59:0201002:1961, 66:59:0201002:1962, 66:59:0201002:1963, 66:59:0201002:1964, 66:59:0201002:1965, 66:59:0201002:1966, 66:59:0201002:1967, 66:59:0201002:1968, 66:59:0201002:1974, 66:59:0201002:1975, 66:59:0201002:1985, 66:59:0201002:1986, 66:59:0201002:1987, 66:59:0201002:1989, 66:59:0201002:1991, 66:59:0201002:1992, 66:59:0201002:1993, 66:59:0201002:1994, 66:59:0201002:1997, 66:59:0201002:1998, 66:59:0201002:1999, 66:59:0201002:2000, территориальной зоны "СХ-3", в соответствии с требованиями законодательства и ранее принятыми Администрацией Полевского округа постановления Главы Полевского городского округа от 02.03.2018 N 282;
- обязать Администрацию Полевского городского округа изменить территориальную зону в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 66:59:0201002:1950, 66:59:0201002:1951, 66:59:0201002:1952, 66:59:0201002:1953, 66:59:0201002:1954, 66:59:0201002:1955, 66:59:0201002:1958, 66:59:0201002:1959, 66:59:0201002:1960, 66:59:0201002:1961, 66:59:0201002:1962, 66:59:0201002:1963, 66:59:0201002:1964, 66:59:0201002:1965, 66:59:0201002:1966, 66:59:0201002:1967, 66:59:0201002:1968, 66:59:0201002:1974, 66:59:0201002:1975, 66:59:0201002:1985, 66:59:0201002:1986, 66:59:0201002:1987, 66:59:0201002:1989, 66:59:0201002:1991, 66:59:0201002:1992, 66:59:0201002:1993, 66:59:0201002:1994, 66:59:0201002:1997, 66:59:0201002:1998, 66:59:0201002:1999, 66:59:0201002:2000.
Решением суда от 14.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Компания "Старые горы" просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель отмечает, что Постановление Главы Полевского городского округа от 02.03.2018 N 282 являлось основанием для установления территориальной зоны в отношении спорных земельных участков "СХ-3": "Зона, предназначенная для ведения садоводства, дачного хозяйства, огородничества". В градостроительную документацию Полевского Городского округа все необходимые изменения о территориальной зоне СХ-3 были внесены с 2018 года, о чем свидетельствуют многочисленнее выписки из градостроительной документации за разные периоды 2019 года, приобщенные к материалам дела. Данные обстоятельства, подтверждающие факт установления территориальной зоны в отношении спорных участков СХ-3 судами не приняты во внимание.
Заявитель жалобы утверждает, что Администрацией Полевского городского округа с 2016 по 2018 годы приняты решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков из зоны развития всех видов зон сельскохозяйственного использования (СХ-РЗ) на дачное строительство (СХ-3); из представленных материалов дела следует, что постановление Главы Полевского городского округа от 02.03.2018 N 282 было исполнено; в градостроительную документацию надлежащим образом были внесены изменения о новом виде разрешенного использования участков. Администрацией Полевского городского округа выдан ордер N2647 на проведение земельных работ с 01.09.2019 по 01.11.2022 с правом снятия плодородного слоя для строительства пруда, с правом выкапывания пруда и планировки рельефа; согласованы и выполнены предпроектные и проектные работы по обеспечению территории для застройки коммунальными услугами, выполнено строительство первых трех очередей комплексной электрификации дачной застройки; проведено кадастровое деление земельных участков, выделены территории общего пользования. Таким образом, по мнению заявителя жалобы, оспариваемые действия Администрации Полевского городского округа об изменении в июле 2019 года территориальной зоны с СХ-3 на СХ осуществлено незаконно. Кроме того, общество "Компания "Старые горы" обращает внимание на то, что земельные участки, являющиеся предметом спора, являются землями сельскохозяйственного назначения, но к сельскохозяйственным угодьям не относятся, в обоснование чего ссылается на то, что в 2019 году по инициативе общества "Компании "Старые горы" проведены землеустроительные работы в отношении спорных участков по определению точных границ сельскохозяйственных угодий и наложения их границ на наши участки; подготовлен Технический отчет по вычислению площадей контуров земельных угодий с составлением экспликаций земельных участков общества Компания "Старые горы" с местоположением Свердловская область, г.Полевской, район Курганово, ул. Скальничное.
Как следует из материалов дела, обществу "Компания "Старые горы" принадлежат на праве собственности земельные участки, расположенные по адресу: Свердловская область, г. Полевской, район с. Курганово, имеющие кадастровые номера: с 66:59:0201002:1949 по 66:59:0201002:1969; с 66:59:0201002:1973 по 66:59:0201002:2001.
Указанные участки образованы в результате кадастрового деления двух земельных участков с кадастровыми номерами 66:59:0101002:492, 66:59:0101002:517.
Право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 66:59:0101002:492, 66:59:0101002:517 приобретено обществом "Компания "Старые горы" 27.02.2019 на основании договора купли-продажи земельных участков.
В период с 2016 по 2018 годы Администрацией Полевского городского округа на основании обращения прежнего собственника принята документация о переводе приобретенных компанией земельных участков под индивидуальное дачное строительство.
Главой Полевского городского округа 12.08.2016 принято постановление N 1355 о подготовке документации по планировке территории дачного некоммерческого товарищества в отношении спорных участков.
В 2017 году проект планировки разработан и согласован с Администрацией.
Комиссией по землепользованию и застройке Полевского городского округа 02.02.2018 принято решение рекомендовать Главе Полевского городского округа принять решение об утверждении проекта планировки в пос. Курганово.
Постановлением Главы Полевского городского округа от 02.03.2018 N 282 утверждена документация по планировке территории индивидуальной дачной застройки в районе с. Курганово в отношении земельных участков 66:59:0101002:492, 66:59:0101002:517, приобретенных истцом.
Перед приобретением земельных участков 66:59:0101002:492, 66:59:0101002:517 истцом запрошена информация в Администрации Полевского городского округа из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Полевского городского (ИСОГД).
Отделом архитектуры и градостроительства Администрации Полевского городского округа в отношении указанных выше земельных участков 29.01.2019 предоставлена документация, согласно которой земельные участки попадают в территориальную зону СХ-3: "Зона, предназначенная для ведения садоводства, дачного хозяйства, огородничества".
После приобретения земельных участков общество "Компания "Старые горы" провело кадастровое деление этих земельных участков, при этом выделены территории общего пользования, предусмотренные Проектом планировки территории индивидуальной дачной застройки, утвержденные постановлением Главы Полевского городского округа, в том числе под дороги, линии электропередач, строительство водоема, места отдыха.
После приобретения участков и их деления общество "Компания "Старые горы" повторно запросило и получило выписки из Администрации, в которых снова было указано, что участки общества расположены на территории СХ-3, предназначенной для ведения гражданами садоводства и дачного хозяйства.
Администрацией Полевского городского округа выдан ордер (разрешение) на проведение земельных работ на территории этих участков, с правом снятия плодородного слоя для строительства дорог, с правом выкапывания пруда, с правом планировки рельефа. Разрешение выдано после сбора согласований со всех органов и организаций, указанных Администрацией Полевского городского округа.
Как указывает истец, выполнены предпроектные и проектные работы по обеспечению территории дачной застройки коммунальными услугами, выполнено строительство первых трех очередей комплексной электрификации территории дачной застройки для обеспечения подведения электроэнергии на каждый земельный участок, предусмотренный Проектом планировки территории индивидуальной дачной застройки.
В июне 2019 года общество "Компания "Старые горы" обратилось в Управление Росреестра по Свердловской области с заявлениями об изменении вида разрешенного использования разделенных участков на дачные.
Управлением Росреестра отказано в изменении вида разрешенного использования земельных участков в связи с тем, что в Управление Росреестра по Свердловской области из отдела Архитектуры Полевского городского округа направлена по межведомственному запросу информация о том, что земельные участки не попадают в зону СХ-3 (дачное строительство).
Письмом 16.12.2019 истец обратился к Главе Полевского городского округа с заявлением приведении Правил землепользования и застройки Полевского городского округа в отношении наших земельных участков (и земельных участков образованных из них) в соответствие с постановлением Главы Полевского городского округа от 02.03.2018 N 282 и изменении зоны территориального планирования в отношении указанных участков на СХ-3.
Главой Полевского городского округа 26.12.2019 дан ответ о том, что заявление принято в работу и будет рассмотрено на заседании Комиссии о внесении изменений в Правила землепользования и застройки за подписью Главы Полевского городского округа.
На обращение от 18.05.2020 привести градостроительную документацию Полевского городского округа в отношении земельных участков в соответствии с постановлениями Главы Полевского городского округа, Отделом архитектуры дан ответ, в котором указано о невозможности применить постановления Главы для изменения территориальной зоны на СХ-3, поскольку в классификаторе изменилась терминология и "Дачная" застройка заменена "Садовой" застройкой.
В связи с этим в Администрацию направлена копия письма N 26-27/37629 от 30.12.2020 о результатах государственной экспертизы, заключение кадастрового инженера и документация, подтверждающая, что земельные участки из состава сельскохозяйственных угодий исключены и не имеется препятствий для изменения территориальной зоны на СХЗ в отношении данных участков.
Согласно письму Росреестра от 01.03.2022 N 26-05256/22 изменения по площади сельскохозяйственных угодий в отношении земельных участков внесены в годовой статистический отчет "О наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям" в границах Полевского городского округа по состоянию на 01.01.2022 в соответствии с техническим отчетом от 2020 года.
Полагая, что Администрация Полевского городского округа обязана привести Правила землепользования и застройки Полевского городского округа в части установления в отношении земельных участков территориальной зоны "СХ-3" в соответствии с требованиями законодательства и ранее принятым Администрацией Полевского округа постановлением Главы Полевского городского округа от 02.03.2018 N 282, а также изменить территориальную зону в отношении земельных участков, заявитель обратился в рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением, в данном случае для сельскохозяйственного использования.
Судами установлено, что земельным участкам с кадастровыми номерами с 66:59:0201002:1949 по 66:59:0201002:1969; с 66:59:0201002:1973 по 66:59:0201002:2001 присвоены: категория земель "земли сельскохозяйственного назначения" и вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости
Вид разрешенного использования присвоен испрашиваемым земельным участкам в соответствии с ранее действовавшим Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" и соответствует действующему Приказу Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Факт нахождения указанных земельных участков к категории "земли сельскохозяйственного назначения" установлен решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 27.04.2021 по делу N 2-1206/2021, которым удовлетворены требования прокурора г. Полевского к обществу "Компания "Старые горы" о возложении обязанности устранить зарастание растительности в соответствии с проектом мелиорации земель.
Земли общества "Компания "Старые горы", включая земельные участки с кадастровыми номерами 66:59:0201002:1949 по 66:59:0201012:1969: и 66:59:0201012:1973 по 66:59:0201002:2001, учтены в составе земель хозяйственных товариществ и обществ (форма 22-4 (организации) "Сведения о наличии земель у организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции" с общей площадью 794 га.
Сведения в данную форму вносятся на основании актуализированной на конец отчетного года экспликации земель по землепользователям. Согласно данной экспликации площадь земель общества Компания "Старые горы" составляет 16 га, из них: сенокосы - 1 га: лесные площади (в том числе покрытые лесами) - 2 га: лесные насаждения, не входящие в лесной фонд - 13 га.
Доказательства исключения данных земельных участков из состава сельскохозяйственных угодий отсутствуют.
Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к землям сельскохозяйственного назначения, кроме сельскохозяйственных угодий (пашен, сенокосов, пастбищ, залежей, земель, занятых многолетними насаждениями), также относятся земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу пункта 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется (часть 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1 и 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Вместе с тем, федеральный закон, регулирующий порядок изменения одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, на другой вид, не принят, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также исключает порядок принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Данные выводы согласуются с принципом сохранения целевого использования сельскохозяйственных угодий, закрепленного в подпункте 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, что следует и из части 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации; пункта 24 статьи 54 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014 (вопрос 5), а также правовой позиции, изложенной в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2021 N 48-КАД21-18-К7.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Свердловской области от 07.06.2004 N 18-03 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" вопросы, связанные с переводом земель, находящихся в государственной собственности Свердловской области и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и в частной собственности, из одной категории в другую относятся к компетенции Правительства Свердловской области.
Истец вправе обратиться в Правительство Свердловской области через Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в случае необходимости перевода земель из одной категории в другую в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 19.11.2009 N 1667-ПП "О содержании ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию, кроме земель населенных пунктов, и составе документов, необходимых для принятия решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию".
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в соответствии с установленным действующим законодательством порядком направляет документы на согласование в Министерство на подготовку заключений о переводе земель. Только при соблюдении всех требований указанного Федерального закона и Постановления Правительства Свердловской области от 19.11.2009 N 1667-ПП может быть рассмотрен вопрос о возможности перевода земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года", утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014).
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеизложенным законодательством, суды пришли к обоснованному выводу о том, что перевод спорных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения под индивидуальное дачное строительство возможен только после перевода данных земельных участков в другую категорию земель. С заявлением о переводе может обратиться только собственник земельного участка.
Кроме того, судами правомерно отмечено, что принятие Генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования не может подменять собой императивную процедуру перевода земель из одной категории в другую.
Информации об исключении спорных земельных участков из состава сельхозугодий и перевода их в другую категорию земель на момент рассмотрения спора в суде не имелось.
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков документация по планировке территорий готовится в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством.
Сельскохозяйственные угодья согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предполагают возможность застройки.
В соответствии с частью 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Судами согласно протоколу комиссии по землепользованию и застройке Полевского городского округа от 02.02.2018 установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 66:59:0101002:492 и 66:59:0101002:517 расположены на территориях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, на которые действия градостроительных регламентов не распространяются.
Комиссией рекомендовано принять решение об утверждении проекта планировки, а постановлением Главы Полевского городского округа от 02.03.2018 N 282 утверждена документация по планировке территории.
Суды верно указали, что постановление Главы Полевского городского округа от 02.03.2018 N 282 не является актом об установлении разрешенного использования земельного участка.
С учетом изложенного, установив, что спорные земельные участки, относящиеся к сельскохозяйственным угодьям, не переведены собственником в установленном порядке из категорий земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска и обязания Администрации Полевского городского округа вносить изменения в Правила землепользования и застройки и изменять территориальную зону.
Довод заявителя жалобы о том, что земельные участки общества Компания "Старые горы", являющиеся предметом спора, являются землями сельскохозяйственного назначения, но к сельскохозяйственным угодьям не относятся, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку направлен на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов первой и апелляционной инстанций, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Представленные в материалы дела доказательства оценены судами в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделаны обоснованные выводы о том, что спорные земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям, а также о том, что данные земельные участки в установленном порядке из состава земель сельскохозяйственного назначения не были исключены и сведений об их переводе в другую категорию земель не имеется.
Кроме того, зарастание сельскохозяйственных угодий - сенокосов, древесной, кустарной и иной растительностью, о чем указано в техническом отчете ООО "Линия", само по себе не является основанием для исключения таких земельных участков из состава сельскохозяйственных угодий. Данное обстоятельство может свидетельствовать о нарушениях земельного законодательства, в частности статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой собственники земельных участков и иные землепользователи в целях охраны земель обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранения достаточного уровня мелиорации. Нарушение земельного законодательства обществом Компания "Старые горы" подтверждено вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 27.04.2021 по делу N 2-1206/2021.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 названного Кодекса.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с установленными процессуальным законом требованиями.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Старые горы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Представленные в материалы дела доказательства оценены судами в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделаны обоснованные выводы о том, что спорные земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям, а также о том, что данные земельные участки в установленном порядке из состава земель сельскохозяйственного назначения не были исключены и сведений об их переводе в другую категорию земель не имеется.
Кроме того, зарастание сельскохозяйственных угодий - сенокосов, древесной, кустарной и иной растительностью, о чем указано в техническом отчете ООО "Линия", само по себе не является основанием для исключения таких земельных участков из состава сельскохозяйственных угодий. Данное обстоятельство может свидетельствовать о нарушениях земельного законодательства, в частности статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой собственники земельных участков и иные землепользователи в целях охраны земель обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранения достаточного уровня мелиорации. Нарушение земельного законодательства обществом Компания "Старые горы" подтверждено вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 27.04.2021 по делу N 2-1206/2021."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 июня 2023 г. N Ф09-1307/23 по делу N А60-19385/2022