Екатеринбург |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А71-14256/2022 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Черкезова Е.О., рассмотрел кассационные жалобы Пермской таможни на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.12.2022 принятое в порядке упрощенного производства по делу N А71-14256/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2023 по тому же делу.
Кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, судьей единолично без вызова сторон.
Общество с ограниченной ответственностью "Дизельтехцентр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Пермской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 11.08.2022 N 10411000-848/2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.12.2022 оспариваемое постановление признано незаконным и изменено в части назначения наказания, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что судами неправильно применено положение части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в части снижения размера административного штрафа в половину с 50 000 руб. до 25 000 руб., так как для снижения штрафа в 2 раза юридическому лицу, являющемуся субъектом малого и среднего предпринимательства необходимо соблюдение одновременно двух условий: отсутствие указания в санкции статьи на возможность назначения административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; отсутствие примечания к статье об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, как юридических лиц.
Согласно части 5.1 статьи 211 АПК РФ решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, общество не представило в таможню статистические формы за отчетные периоды "июнь 2022 г." по ввезенным в Российскую Федерацию из Республики Беларусь товару.
Статистическую форму на товар, полученный в июне 2022 г., общество должно было представить в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором получен товар, то есть до 14.07.2022 включительно.
Пермская таможня составила в отношении общества 27.07.2022 протокол об административном правонарушении. Таможней установлено, что ранее общество привлекалось к ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде предупреждения постановлением таможни от 15.07.2021, вступившим в силу 10.08.2021. По результатам рассмотрения протокола от 27.07.2022 таможней вынесено постановление от 11.08.2022 N 10411000-848/2022 о привлечении общества к ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Полагая, что вынесенное постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, отсутствие оснований для освобождения общества от административной ответственности, применил положения части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, признав оспариваемое постановление незаконным в части назначения наказания, назначив обществу административное наказание в виде штрафа в размере 25000 руб. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу пункта 8 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Правила) статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.
В пункте 9 Правил установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил.
На основании пункта 6 Правил статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Судами установлен, материалами дела подтвержден и обществом не оспаривается факт несвоевременного представления статистической формы учета в связи с получением товара из Республики Беларусь в июне 2022 г.
Названные обстоятельства правомерно расценены судами как свидетельствующие о наличии в действиях общества, события вмененного административного правонарушения.
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
Кроме того, судом дана оценка возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и обоснованно указано на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Однако довод таможенного органа о том, что положения статьи 4.1.2 КоАП РФ не подлежат применению при совершении правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.13 КоАП РФ, является обоснованным в силу следующего.
В части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Однако в силу части 4 статьи 4.1.2 КоАП РФ правила данной статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Согласно примечанию 1 к статье 19.7.13 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Судами не принято во внимание, что в силу части 4 статьи 4.1.2 КоАП РФ правила данной статьи КоАП РФ не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Принимая во внимание изложенное, у судов отсутствовали правовые основания для признания постановления таможни незаконным в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере, превышающем 25 000 руб.
Из материалов дела следует, что общество привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, о чем таможней вынесено постановление от 15.07.2021.
Суд округа принимает во внимание, что оспариваемым постановлением наказание по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ назначено за повторное совершение однородного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Сумма административного штрафа определена таможенным органом в минимальном размере санкции, предусмотренной в части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Таким образом, поскольку судами фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены в полном объеме, но допущено неправильное применение норм материального права, суд кассационной инстанции полагает возможным решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить в части признания незаконным постановления таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10411000-848/2022, вынесенное в отношении общества, в части привлечения к административной ответственности в сумме превышающей 25 000 руб.
В остальной части решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения.
При этом, учитывая положения части 2 статьи 211 АПК РФ, части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, принимая во внимание, что в данном случае судебные акты проверяются по жалобе административного органа, который оспаривал законность применения судами положений статьи 4.1.2 КоАП РФ, суд округа полагает, что изменение наказания обществу не может быть расценено как ухудшение его положения.
Руководствуясь статьями 286, 288.2, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.12.2022 по делу N А71-14256/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2023 по тому же делу отменить в части признания незаконным постановления Пермской таможни от 11.08.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10411000-848/2022, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "ДизельТехЦентр" в части привлечения к административной ответственности в сумме, превышающей 25 000 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.12.2022 по делу N А71-14256/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2023 по тому же делу оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сумма административного штрафа определена таможенным органом в минимальном размере санкции, предусмотренной в части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Таким образом, поскольку судами фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены в полном объеме, но допущено неправильное применение норм материального права, суд кассационной инстанции полагает возможным решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить в части признания незаконным постановления таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10411000-848/2022, вынесенное в отношении общества, в части привлечения к административной ответственности в сумме превышающей 25 000 руб.
В остальной части решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения.
При этом, учитывая положения части 2 статьи 211 АПК РФ, части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, принимая во внимание, что в данном случае судебные акты проверяются по жалобе административного органа, который оспаривал законность применения судами положений статьи 4.1.2 КоАП РФ, суд округа полагает, что изменение наказания обществу не может быть расценено как ухудшение его положения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 июня 2023 г. N Ф09-3460/23 по делу N А71-14256/2022