Екатеринбург |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А76-28209/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Сухановой Н.Н., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу арбитражного управляющего Коваля Игоря Владимировича (далее - арбитражный управляющий) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.11.2022 по делу N А76-28209/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к арбитражному управляющему о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 3, 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.11.2022 заявленные требования удовлетворены, арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2023 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе арбитражный управляющий просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что в Управление подана жалоба от лица, не участвующего ни в одном деле о банкротстве, следовательно, Управление не должно было принимать такую жалобу, и проверка проведена с превышением полномочий. По мнению арбитражного управляющего, Управление не вправе было возбуждать дело об административном правонарушении, все собранные доказательства не могут быть признаны в качестве надлежащих доказательств.
Кроме того, арбитражный управляющий полагает, что Управлением нарушен порядок ведения дел об административных правонарушениях.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу арбитражного управляющего - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, на основании статьи 29 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного приказом Росреестра от 30.05.2016 N П/0263, Управлением в соответствии со статьями 28.3, 28.7 КоАП РФ 11.05.2022 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего и проведено административное расследование. В результате проведенного административного расследования установлено следующее.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2019 (резолютивная часть от 10.12.2019) по делу N А76-18217/2019 в отношении гражданина Абдрахимовой О.В. введена процедура, применяемая в деле гражданина - реструктуризация долгов гражданина. Определением Арбитражного суда Челябинской области от 13.08.2020 по делу N А76-18217/2019 финансовым управляющим гражданина Абдрахимовой О.В. утвержден Коваль И.В. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.09.2020 по делу N А76-18217/2019 в отношении должника Абдрахимовой О.В. введена процедура банкротства - реализация имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Коваль И.В.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 08.09.2021 по делу N А76-18217/2019 финансовым управляющим гражданина Абдрахимовой О.В. утверждена Чикишева И.А.
В результате проведенного административного расследования действий (бездействия) арбитражного управляющего при осуществлении им обязанностей финансового управляющего должника Абдрахимовой О.В. выявлены нарушения Федерального закона N 127-ФЗ, свидетельствующие о неисполнении арбитражным управляющим своих обязанностей. Управлением 11.08.2022 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частями 3, 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Протокол и материалы административного дела направлены Управлением в Арбитражный суд Челябинской области для привлечения арбитражного управляющего Коваль И.В. к административной ответственности.
Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным, привлек арбитражного управляющего к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлено, что неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Федеральным законом N 127-ФЗ.
Объективной стороной названного административного правонарушения является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Федеральным законом N 127-ФЗ.
Субъектом административного правонарушения выступает, в том числе, арбитражный управляющий.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.04.2005 N 122-О указал, что положения части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В отношении арбитражного управляющего принцип разумности означает соответствие его действий определенным стандартам, установленным, помимо законодательства о банкротстве, правилами профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утверждаемыми постановлениями Правительства Российской Федерации, либо стандартам, выработанным правоприменительной практикой в процессе реализации законодательства о банкротстве. Добросовестность действий арбитражного управляющего выражается в действиях, не причиняющих вреда кредиторам, должнику.
На основании пункта 2 статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения: о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов; о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина; о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства; о прекращении производства по делу о банкротстве гражданина; об утверждении, отстранении или освобождении финансового управляющего; об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина; о проведении торгов по продаже имущества гражданина и результатах проведения торгов; об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - седьмым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов; о проведении собрания кредиторов; о решениях собрания кредиторов, если собранием кредиторов принято решение об опубликовании протокола собрания кредиторов; о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств; о завершении реструктуризации долгов гражданина; о завершении реализации имущества гражданина.
В силу пункта 3.1. Приказа Министерства Экономического развития Российской Федерации от 05.04.2013 N 178 "Об утверждении порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве" сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно пункту 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрение дел о банкротстве" если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть судебного акта о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, утверждении арбитражного управляющего либо отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, продлении срока конкурсного производства или включении требования в, то датой соответственно введения процедуры, возникновения либо прекращения полномочий арбитражного управляющего, продления процедуры или включения требования в реестр (возникновения права голоса на собрании кредиторов) будет дата объявления такой резолютивной части, при этом срок на обжалование этого судебного акта начнет течь с даты изготовления его в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ не позднее, чем в течение десяти дней с даты завершения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, финансовый управляющий включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сообщение о результатах проведения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина (отчет). Такое сообщение должно содержать следующие сведения: 1) идентифицирующие гражданина сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи; 2) наименование арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина, указание на наименование процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, а также номер дела о банкротстве гражданина; 3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество утвержденного финансового управляющего на дату завершения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес; 4) наличие заявлений о признании сделок должника недействительными, поданных в соответствии с главой III.1 настоящего Федерального закона, с указанием даты рассмотрения указанных заявлений, результатов их рассмотрения и результатов обжалования судебных актов, принятых по результатам рассмотрения указанных заявлений; 5) наличие жалобы на действия или бездействие финансового управляющего с указанием даты подачи жалобы, лица, которому направлялась жалоба, краткого содержания жалобы и принятого на основании рассмотрения жалобы решения; 6) стоимость имущества гражданина, указанная в описи, представленной при подаче гражданином заявления о признании его банкротом либо при направлении в арбитражный суд отзыва на заявление конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом; 7) стоимость выявленного финансовым управляющим имущества гражданина (включая имущество, указанное в подпункте 6 настоящего пункта), если в ходе процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, проводилась опись; 8) сумма расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, в том числе с указанием размера денежной суммы, выделенной для финансирования деятельности финансового управляющего, и обоснованием размера выплаченных сумм, с указанием суммы расходов на оплату услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим для обеспечения своей деятельности; 9) выводы о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства; 10) источник покрытия расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина; 11) дата и основание прекращения производства по делу о банкротстве гражданина в случае, если арбитражным судом принято соответствующее решение.
На основании пункта 2.2 статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ по результатам реструктуризации долгов гражданина сообщение, указанное в пункте 2.1 настоящей статьи, также должно содержать следующие сведения: 1) даты вынесения судебных актов о введении реструктуризации долгов гражданина и об окончании реструктуризации долгов гражданина, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры; 2) размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату вынесения судебного акта об окончании реструктуризации долгов гражданина (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма погашенных в ходе реструктуризации долгов гражданина требований по каждой очереди требований; 3) выводы по результатам анализа финансового состояния должника (в том числе выводы о достаточности средств должника для покрытия судебных расходов и расходов на финансирование деятельности финансового управляющего, возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника); 4) сведения о дате проведения собрания кредиторов, утвердившего план реструктуризации долгов гражданина, и принятых им решениях; 5) сведения о резолютивной части судебного акта, которым утвержден план реструктуризации долгов гражданина (в том числе сведения о том, что план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом в порядке, установленном пунктом 4 статьи 213.17 настоящего Федерального закона); 6) сведения о дате проведения собрания кредиторов по результатам реструктуризации долгов гражданина и принятых им решениях, а также сведения о резолютивной части судебного акта по результатам реструктуризации долгов гражданина; 7) сведения о количестве работников, бывших работников должника, имеющих включенные в реестр требований кредиторов требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.
В силу пункта 8 статьи 213.9 Федерального закона N 127-ФЗ финансовый управляющий обязан, в том числе проводить анализ финансового состояния гражданина, выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что определением Арбитражного суда Челябинской области от 13.08.2020 финансовым управляющим гражданина Абдрахимовой О.В. утвержден Коваль И.В. (размещено в картотеке дел 14.08.2020). Названные сведения подлежали включению в ЕФРСБ не позднее 19.08.2020. Однако арбитражный управляющий включил сведения об утверждении его в качестве финансового управляющего в ЕФРСБ 29.08.2020, с нарушением установленного законом срока на 10 дней, что является нарушением требования пункта 2 статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ.
Кроме того, решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.09.2020 по делу N А76-18217/2019 гражданина Абдрахимовой О.В. признана несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура, применяемая в делах о банкротстве граждан - реализация имущества гражданина (размещено в картотеке дел 24.09.2020). Такое сообщение подлежало включено не позднее 29.09.2020. Однако арбитражный управляющий не опубликовал сообщение в газете "Коммерсантъ" о введении процедуры реализации имущества гражданина, что является нарушением требования пункта 2 статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ.
Управлением также установлено, что решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.09.2020 по делу N А76-18217/2020 завершена процедура реструктуризации долгов гражданина Абдрахимовой О.В. (размещено в картотеке 24.09.2020), следовательно, сообщение (отчет) о результатах процедуры реструктуризации долгов гражданина подлежал включению на сайте ЕФРСБ не позднее 05.10.2020. В нарушение пунктов 2.1, 2.2 статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ сообщение по результатам процедуры реструктуризации долгов гражданина Абдрахимовой О.В. арбитражным управляющим не включено в ЕФРСБ.
Кроме того, решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.05.2021 (резолютивная часть от 26.04.2021) по делу N А76-5182/2021 гражданин Блинова Н.А. признана несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура, применяемая в делах о банкротстве граждан - реализация имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Коваль И.В.
Арбитражным управляющим включены сведения в ЕФРСБ о введении в отношении должника процедуры реализации имущества гражданина в сообщении от 13.05.2021 N 6619917. Такое сообщение подлежало включено не позднее 11.05.2021. Однако арбитражный управляющий несвоевременно включил сообщение в ЕФРСБ, по истечению 5 рабочих дней, с нарушением установленного законом срока на 2 дня, что является нарушением пункта 1 статьи 28, статьи 213.7 Федерального закона N 127-ФЗ.
Судами также установлено, что решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.05.2021 в отношении должника Блиновой Н.А. введена процедура банкротства - реализация имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Коваль И.В. Суд обязал финансового управляющего не позднее, чем за пять рабочих дней до даты судебного заседания представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов, анализ финансового состояния должника, заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, анализ сделок должника. Судебное заседание назначено на 26.10.2021. Таким образом, обязанность по представлению анализа финансового состояния должника в суд подлежала исполнению не позднее 19.10.2021.
В нарушение пункта 8 статьи 213.9 Федерального закона N 127-ФЗ арбитражным управляющим к судебному заседанию, назначенному на 26.10.2021, не проведен, не представлен анализ финансового состояния должника.
Определениями Арбитражного суда Челябинской области от 26.10.2021, 01.03.2022, 16.05.2022 судебные заседания по рассмотрению отчета о результатах реализации имущества гражданина соответственно назначены на 01.03.2022, 16.05.2022, 12.07.2022. Арбитражным управляющим не проведен, не представлен анализ финансового состояния должника.
Суд обязал финансового управляющего не позднее, чем за пять рабочих дней до даты судебного заседания представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов, анализ финансового состояния должника, заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, анализ сделок должника. Судебное заседание назначено на 26.10.2021. Таким образом, обязанность по представлению заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства в суд подлежала исполнению не позднее 19.10.2021. Между тем арбитражным управляющим не проведено, не представлено заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства. Не выполнены указанные требования и к судебным заседаниям, назначенным на 01.03.2022, 16.05.2022, на 12.07.2022.
Названные обстоятельства с учетом положений статьи 2.1 КоАП РФ правомерно расценены судами как свидетельствующие о наличии в действиях арбитражного управляющего, состава вмененного административного правонарушения и являющиеся основанием для привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Привлечение арбитражного управляющего к административной ответственности произведено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным судами не установлено.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные Управлением требования.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.11.2022 по делу N А76-28209/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу арбитражного управляющего Коваля Игоря Владимировича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд обязал финансового управляющего не позднее, чем за пять рабочих дней до даты судебного заседания представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов, анализ финансового состояния должника, заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, анализ сделок должника. Судебное заседание назначено на 26.10.2021. Таким образом, обязанность по представлению заключения о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства в суд подлежала исполнению не позднее 19.10.2021. Между тем арбитражным управляющим не проведено, не представлено заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства. Не выполнены указанные требования и к судебным заседаниям, назначенным на 01.03.2022, 16.05.2022, на 12.07.2022.
Названные обстоятельства с учетом положений статьи 2.1 КоАП РФ правомерно расценены судами как свидетельствующие о наличии в действиях арбитражного управляющего, состава вмененного административного правонарушения и являющиеся основанием для привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
...
Привлечение арбитражного управляющего к административной ответственности произведено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 июня 2023 г. N Ф09-3343/23 по делу N А76-28209/2022