Екатеринбург |
|
26 июня 2023 г. |
Дело N А76-48259/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Лазарева С.В., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Челябинской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях - Бикметова Е.А. (доверенность от 26.12.2022).
Администрации города Магнитогорска Челябинской области - Голеев А.Г. (доверенность от 26.10.2021).
Администрации города Магнитогорска Челябинской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Магнитогорску Челябинской области об обязании управления в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, за свой счет произвести мероприятия по ремонту здания с кадастровым номером 74:33:0129008:349, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, д. 27, а именно:
восстановить окраску и штукатурку фасада здания, путем отделки его едиными отделочными материалами, единым цветовым тоном в соответствии с цветовым тоном всего периметра здания;
восстановить декоративные элементы фасада второго этажа, балконов третьего этажа, участков венчающего карниза здания.
Определением от 14.09.2021 на основании статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции произведена замена ненадлежащего ответчика Управления Министерства внутренних дел по г. Магнитогорску на надлежащего - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - управление).
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Магнитогорску Челябинской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда первой инстанции от 08.12.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель ссылается на несоблюдение истцом порядка, установленного Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также требований при проведении осмотра нежилого здания, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Управление поясняет, что в качестве доказательств по делу в подтверждение факта нарушения ответчиком требований к внешнему архитектурному облику города Магнитогорска истцом предоставлены фотоматериалы, при этом в предоставленных истцом документах отсутствуют как адрес здания на фотографии, так и дата их создания, сведения об авторе фото, то есть не представляется возможным определить, когда, где и кем сделаны приложенные фотографии, отмечает, что при изготовлении фотоматериалов ответчик и Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Магнитогорску Челябинской области не присутствовали, на осмотр фасада нежилого здания приглашены не были, кроме того, истцом не приложены документы, подтверждающие уведомление заинтересованных лиц о проведении проверки.
Помимо изложенного в связи с необходимостью соблюдения порядка, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заявитель настаивает на недостаточности установленного решением суда срока на проведение капитального ремонта, полагает, что с учетом необходимости проведения процедур по подготовке и приватизации имущества, выделения бюджетных средств, а также длительностью проведения ремонтных работ следует определить двухгодичный срок исполнения решения суда с момента вступления судебного акта в законную силу.
Администрация представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо обладает правом на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Исходя из положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Согласно абзацу восемнадцатому части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В силу части 1 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать, в том числе вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ (подпункты 1 - 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Полномочиями по решению вопросов местного значения наделены органы местного самоуправления (статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
В порядке реализации указанных полномочий решением Магнитогорского городского собрания депутатов от 31.10.2017 N 146 утверждены Правила благоустройства территории города Магнитогорска 9 далее - Правила).
Правила регулируют, в том числе вопросы уборки территории города, внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений, организации освещения территории города, размещения информации на территории города, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок, порядка проведения земляных работ, участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий, определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом Челябинской области, праздничного оформления территории города (пункт 1 Правил).
В соответствии с пунктом 4 Правил благоустройство территории города - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории города, по содержанию территории города и расположенных на территории города объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий, в том числе: 1) поддержание в чистоте и исправном состоянии зданий, сооружений и их элементов, в том числе отмосток, водостоков, навесных металлических конструкций, окон и витрин, вывесок, входных узлов, иных архитектурных элементов; 2) текущий и капитальный ремонты, окраска фасадов зданий и сооружений; 3) уборка, очистка территории города, включающая в себя: полив, подметание территории города в весенне-летний период, выкашивание травы, уборку и вывоз снега, обработку противогололедными средствами дорог и тротуаров в осенне-зимний период; уборку мостов, путепроводов, пешеходных переходов, прилегающих к ним территорий, а также содержание коллекторов, труб ливневой канализации и дождеприемных колодцев; уборку и очистку территорий, используемых для размещения и эксплуатации линий электропередач, газовых, водопроводных и тепловых сетей; уборку и содержание железнодорожных путей, проходящих в границах города, в пределах полосы отвода железных дорог; 4) предотвращение загрязнения территории города жидкими, сыпучими и иными веществами при их транспортировке, выноса грязи на улицы города транспортными средствами, механизмами, иной техникой с территории производства работ и грунтовых дорог; 5) организация мойки транспортных средств в специально оборудованных местах; 6) озеленение, охрана, защита и воспроизводство зеленых насаждений; 7) складирование отходов производства и потребления (далее - отходы) в специально отведенных для этого местах; установка и содержание урн и контейнеров; 8) устройство и содержание в исправном состоянии дренажа, ливневой канализации, водоотводных канав, инженерных сооружений по укреплению земельных участков; 9) освещение улиц, пешеходных переходов; 10) размещение, поддержание в чистоте и в исправном состоянии объектов монументального искусства, малых архитектурных форм, в том числе скамеек, урн, бордюров, ограждений, указателей и других элементов благоустройства; 11) поддержание в чистоте территорий общего пользования, детских, игровых и спортивных площадок; 12) иные мероприятия.
Пункт 5 Правил предусматривает реализацию комплекса мероприятий, осуществляемых с соблюдением периодичности их проведения и в соответствии с установленными Правилами требованиями по уборке территории города, по содержанию фасадов и иных архитектурных элементов зданий, сооружений, некапитальных нестационарных объектов, малых архитектурных форм, других элементов благоустройства, выполнению работ по озеленению территории и содержанию зеленых насаждений, освещению территории, проведению земляных работ при строительстве, ремонте и реконструкции, праздничному оформлению города, иными предусмотренными Правилами требованиями, а также контроль за соблюдением Правил.
Пунктом 6 Правил установлено, что собственники объектов и (или) элементов благоустройства либо лица, являющиеся пользователями объектов и (или) элементов благоустройства на основании договоров или ином предусмотренном законом основании, соблюдают чистоту и поддерживают порядок в соответствии с законодательством и Правилами.
Согласно пункту 7.4 Правил благоустройства требования к внешнему архитектурному облику и содержанию гостевых маршрутов, в том числе выходящих на гостевые маршруты фасадов зданий, сооружений, размещаемых на гостевых маршрутах некапитальных нестационарных строений и сооружений, малых архитектурных форм, рекламных, информационных конструкций, элементов озеленения, осветительного оборудования, устанавливаются муниципальными правовыми актами Магнитогорского городского Собрания, администрации города, принятыми данными органами местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями.
В силу пункта 35 Правил благоустройства текущий и капитальный ремонты, окраска фасадов и ограждений зданий и сооружений, реставрация с полным восстановлением или заменой разрушающихся или утраченных архитектурно-декоративных деталей, иных элементов и художественных особенностей производятся в зависимости от их технического состояния собственниками зданий и сооружений либо по соглашению с собственником иными лицами в соответствии с проектной документацией этих зданий и сооружений.
В целях реализации Правил благоустройства на территории города Магнитогорска постановлением Администрации города Магнитогорска от 22.11.2013 N 15845-П утверждены Требования к внешнему архитектурному облику города Магнитогорска.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 74:33:0123010:4 общей площадью 1736 кв. м, расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Челябинская область, г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, д.27, в числе прочих находится объект недвижимости с кадастровым номером 74:33:0129008:349.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером 74:33:0129008:349 является нежилым зданием - административное здание ОВД, общей площадью 4279,4 кв. м, является собственностью Российской Федерации.
С 18.11.2011 объект находился в оперативном управлении Управления Министерства внутренних дел по г. Магнитогорску.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.04.2021 по делу N А76-48487/2020 удовлетворены Управления Министерства внутренних дел по г. Магнитогорску об обязании управления принять указанное здание с кадастровым номером 74:33:0129008:349 в казну Российской Федерации.
Право оперативного управления Управления Министерства внутренних дел по г. Магнитогорску погашено, собственником здания значится Российская Федерация
В связи с многочисленными обращениями граждан, поступающими в администрацию, органом местного самоуправления проведен визуальный осмотр объектов капитального строительства города, в том числе здания с кадастровым номером 74:33:0129008:349, расположенного по адресу:
г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, д. 27.
По результатам осмотра составлен акт от 07.06.2021 с фототаблицами, которым зафиксировано, что карниз (по всему периметру здания), балконы, цоколь, фасад здания находятся в полуразрушенном состоянии, штукатурка частично отсутствует, конструкция карниза и балконов нарушена, фрагменты декоративных элементов обрушаются. Необходимо восстановить декоративные элементы фасада, балконов, участков венчающего карниза и привести поверхности фасада в соответствие с пунктом 5 Требований к внешнему архитектурному облику города Магнитогорска.
Администрация направила управлению уведомления о сохранности объекта, с просьбой в кратчайшие сроки провести мероприятия по ограничению доступа и сохранности имущества, а также обеспечить его надлежащее содержание на будущий период.
Неисполнение требований указанных в уведомлении послужило основанием для обращения администрации в суд.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что факт неудовлетворительного состояния фасада здания, установленный в акте осмотра фасада здания от 07.06.2021, ответчиком не оспорен.
Доказательств устранения выявленных нарушений управлением в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предоставлено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь приведенными выше положениями Гражданского кодекса, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил, суды пришли к выводу о законности требований администрации об обязании ответчика произвести работы по ремонту фасада здания по адресу: г. Магнитогорска, пр. Карла Маркса, д. 27.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили исковые требования администрации к управлению в полном объеме.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, о недостаточности установленного решением суда срока на проведением капитального ремонта, рассмотрен и обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции с учетом права ответчика на обращение в суд первой инстанции с ходатайством об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод управления, изложенный в кассационной жалобе, о несоблюдении истцом требований при проведении осмотра нежилого здания, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку исходя из многообразия форм и методов государственного и муниципального контроля, государственный и муниципальный контроль в области благоустройства не является предметом регулирования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (определение ВС РФ от 29.06.2016 N 5-АПГ16-29).
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, являлись предметом исследования в суде апелляционной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд кассационной инстанции не усматривает в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств устранения выявленных нарушений управлением в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предоставлено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь приведенными выше положениями Гражданского кодекса, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил, суды пришли к выводу о законности требований администрации об обязании ответчика произвести работы по ремонту фасада здания по адресу: г. Магнитогорска, пр. Карла Маркса, д. 27.
...
Довод управления, изложенный в кассационной жалобе, о несоблюдении истцом требований при проведении осмотра нежилого здания, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку исходя из многообразия форм и методов государственного и муниципального контроля, государственный и муниципальный контроль в области благоустройства не является предметом регулирования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (определение ВС РФ от 29.06.2016 N 5-АПГ16-29)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 июня 2023 г. N Ф09-3157/23 по делу N А76-48259/2020