Екатеринбург |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А50-10627/2022 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Гавриленко О.Л. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее - отделение, фонд, истец) на мотивированное постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2022 по тому же делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон.
Фонд обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению здравоохранения Пермского края "Пермский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (далее - учреждение, страхователь, ответчик) о взыскании ущерба в виде излишне выплаченной суммы пенсий в размере 43 293 руб. 66 коп.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.06.2022, принятым в порядке упрощенного производства (судья Носкова В.Ю.), в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2022 (судья Борзенкова И.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит названные судебные акты отменить, иск удовлетворить.
Оспаривает выводы судов о недоказанности причинно-следственной связи между возникшими убытками и поведением ответчика, поскольку именно виновные действия учреждения, выразившееся в несвоевременном представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета, повлекло незаконную индексацию пенсий работающим у него пенсионерам, и как следствие причинение ущерба истцу.
Согласно части 1 статьи 288.2 АПК РФ вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела, 21.08.2020 учреждение представило в фонд сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за июнь 2020 года, в том числе в отношении работающих у него пенсионеров Дмитриевой Н.В., Гибадулина Р.Г., Крендлеля Б.Ю., нарушив при этом срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ); 22.08.2022 отделение проиндексировало (увеличило) пенсии указанных работников за указанный период, выплатив им 43 293 руб. 66 коп.
В последующем, ссылаясь на незаконность индексации пенсий и выплаты названной суммы Дмитриевой Н.В., Гибадулину Р.Г., Крендлелю Б.Ю., полагая, что данное обстоятельство было вызвано виновными действиями страхователя, своевременно не представившего сведения об указанных лицах в фонд, последний потребовал от учреждения возместить излишне перечисленные средства внебюджетного фонда в сумме 43 293 руб. 66 коп.
В связи с отказом учреждения от добровольного удовлетворения данных требований, отделение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды отказали в удовлетворении исковых требований, придя к выводу о недоказанности фондом причинно-следственной связи между заявленным ущербом и действиями страхователя по предоставлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета за июнь 2020 года.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Закон о страховых пенсиях) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях).
Частью 4 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе).
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно статье 28 Закона о страховых пенсиях физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28).
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
Судами установлено, что на момент принятия решения об индексации пенсий работающим у ответчика пенсионерам за июнь 2020 года, фонд располагал информацией об осуществлении указанными лицами оплачиваемой трудовой деятельности в данном периоде, на основании своевременно представленных учреждением сведений по форме СЗВ-М за июль 2020 года, из которых следует, что Дмитриева Н.В., Гибадулин Р.Г., Крендлель Б.Ю. не прекратили работу в учреждении. Между тем, отделение не воспользовалось указанными сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованных лиц, и приняло решение об индексации и последующей выплате им спорной суммы отталкиваясь лишь от факта непредставления страхователем аналогичных сведений за июнь в установленный законом срок. При этом, как следует из материалов дела, сведения за июнь 2020 поступили в отделение нескольким днями позднее - 21.08.2020, тем не менее фондом не рассматривались.
Таким образом, оценив вышеназванные обстоятельства в своей совокупности и взаимосвязи, суды пришли к выводу о том, что при наличии сомнений относительно осуществления или прекращения Дмитриевой Н.В., Гибадулиным Р.Г., и Крендлелем Б.Ю. трудовых отношений с учреждением, истец в нарушение положений статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ должен был, но произвел проверку (уточнение) указанного факта, тем самым допустив незаконное и необоснованное расходование денежных средств внебюджетного фонда.
Считая данное обстоятельство исключающим возможность возложения всей вины за причинение убытков на ответчика, суд признает отказ в удовлетворении иска правомерным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
На основании данной нормы пункт 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии", утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н (далее - Правила) обязывает орган пенсионного фонда пересмотреть ранее принятое им распоряжение об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, если после его принятия произошло изменение сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности пенсионера, способное повлиять на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции отклоняет как несостоятельные доводы истца, утверждающего о невозможности пересмотра ранее принятого решения об индексации пенсий работающим пенсионерам, если в его основу такого решения были положены недостоверные данные.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба отделения - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Мотивированное постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании данной нормы пункт 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии", утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н (далее - Правила) обязывает орган пенсионного фонда пересмотреть ранее принятое им распоряжение об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, если после его принятия произошло изменение сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности пенсионера, способное повлиять на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 февраля 2023 г. N Ф09-9449/22 по делу N А50-10627/2022