Екатеринбург |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А76-23138/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Жаворонкова Д.В., Лукьянова В.А.
при ведении протокола помощником судьи Акудиновой И.А., рассмотрел в судебном заседании путем использования системы веб-конференции кассационную жалобу Челябинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 по тому же делу
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования системы веб-конференции приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Ново-Свет" (далее - общество) - Лесников П.А. (доверенность от 14.06.2022 N 107/06, паспорт, диплом);
таможенного органа - Кучинская В.В. (доверенность от 23.12.2022 N 114, паспорт, диплом).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к таможне о признании незаконными и отмене решений о классификации товара от 23.06.2022 N РКТ10504000-22/000026, от 29.06.2022 N РКТ-10504000-22/000033, РКТ10504000-22/000034, РКТ-10504000-22/000035, РКТ10504000-22/000036, РКТ-10504000-22/000037.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе таможенный орган просит названные судебные акты отменить в части признания незаконными решений от 23.06.2022 N РКТ10504000-22/000026, от 29.06.2022 N РКТ-10504000-22/000033, РКТ10504000-22/000036, РКТ-10504000-22/000037 принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что спорные уплотнительные прокладки имеют специальную форму и конструктивные особенности, позволяющие использовать их исключительно в осветительном оборудовании, конкретного типа, модели, предназначены для сборки светильников либо для замены соответствующей детали в светильнике. Следовательно, по мнению таможни, названные товары должны быть отнесены к товарной позиции 9405 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Таможенный орган также отмечает, что корпусы из алюминия, предназначены для установки печатных плат, настенно-потолочные, рамки корпусов более конкретно поименованы в товарной позиции 9405 ТН ВЭД ЕАЭС и не являются частями общего назначения.
В отношении товара "линзы светодиодные для светильников из полиметакрилата" принятые таможней решения о классификации от 29.06.2022 N РКТ10504000-22/000034, РКТ-10504000-22/000035 по результатам проведенной в порядке ведомственного контроля повторной таможенной проверки отменены, 26.10.2022 таможней внесены изменения в декларации на товары (далее - ДТ) в части классификационного кода и уплаты таможенных платежей, изначально примененный таможней код 9405 92 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС заменен на ранее примененный обществом код 90022 90 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу таможенного органа - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, общество 21.05.2021, 29.05.2021, 03.12.2021 на таможенный пост таможни поданы ДТ N 10511010/210521/0083068, 10511010/290521/0087393, 10511010/03121/3017934 с целью помещения ввезенного из Китая товара под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления.
В ДТ в числе прочего следующие товары: по ДТ N 10511010/210521/0083068: товар N 7 - "силиконовая уплотнительная прокладка ССАО для осветительного оборудования, цвет-серый, не является отходами, товар не военного назначения, изготавливается по чертежам заказчика, данный товар предназначен для личных нужд предприятия, не подлежит отчуждению" (графа 31 ДТ). Обществом определен код товара - 3926 90 920 0 (графа 33 ДТ); товар N 8 - "линза светодиодная BNL-R5050-PG14252-8H1-NH неоправленная, материал изготовления полиметилметакрилат, размер 49,5*49,5*5,3 мм, цвет - прозрачный, изготавливается по чертежам заказчика", данный товар предназначен для личных нужд предприятия, не подлежит отчуждению (графа 31 ДТ). Обществом определен код товара 9002 90 000 9 (графа 33 ДТ); товар N 12 - "корпус FLD-100 с рамкой из алюминия, литой предназначен для установки печатных плат, окрашен цвет - черный. Материал корпуса - алюминий, окрашен порошковой краской, без электрокомпонентов. Товар предназначен для электромонтажа, не бытовые, настенно-потолочные, для административных помещений. Товар не военного назначения" (графа 32 ДТ). Обществом определен код товара 7616 99 100 8 (графа 33 ДТ); по ДТ N 10511010/290521/0087393: товар N 2 - "корпус, рамка - части корпуса из алюминиевого сплава, литые, предназначенные для установки печатных плат, арт.: FLD-150. Произв.: WELL MOST INDUSTRIAL (CHINA)CO., LTD (TM)" (графа 31 ДТ). Обществом определен код товара 7616991008 (графа 33 ДТ); по ДТ N 10511010/03121/3017934: товар N 2 - "линза светодиодная, неоправленная, материала изготовления - полиметилметакрилат, представляет собой групповую квадратную линзу прозрачного цвета, применяется как вторичная оптика для формирования кривой силы света в светодиодном светильнике. Комплектующая к производству осветительных приборов. Изготавливается по чертежам заказчика. Данный товар предназначен для личных нужд предприятия. Не подлежит отчуждению" (графа 31 ДТ). Обществом определен код товара 9002 90 000 9 (графа 33 ДТ); товар N 3 - "Изделия из алюминия, рамка корпус из алюминия, литая. Предназначен для установки печатных плат, окрашен цвет - черный. Материал корпуса - алюминий. Данный товар предназначен для личных нужд предприятия. Не является отходами. Не подлежит отчуждению. Без электрокомпонентов. Товар предназначен для электромонтажа. Не бытовые, настенно-потолочные, для административных помещений. Товар не военного назначения" (графа 31 ДТ). Обществом определен код товара 7616 99 100 8 (графа 33 ДТ). Ввезенный товар выпущен по решению таможенного органа.
Впоследствии, в соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), таможней проведена проверка представленных обществом деклараций. Результаты проверки отражены в акте камеральной таможенной проверки от 20.05.2022 N 10504000/210/200522/А000085, по итогам рассмотрения которого приняты решения о классификации товара в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС: от 23.06.2022 N РКТ-10504000-22/000026, от 29.06.2022 N РКТ-10504000-22/000033, РКТ-10504000-22/000034, РКТ-10504000-22/000035, РКТ-10504000-22/000036, РКТ-10504000-22/000037.
Названными решениями таможни изменен заявленный код товара: по ДТ N 10511010/210521/0083068 код товара 7 заявленный декларантом 3926 90 920 0 изменен таможней на код товара 9405 92 000 8; код товара 8 заявленный декларантом 9002 90 000 9 изменен таможней на код товара 9405 92 000 8; код товара 12 заявленный декларантом 7616 99 100 8 (графа 33 ДТ), изменен таможней на код 9405 99 000 8; по ДТ N 10511010/290521/0087393: код товара 2 заявленный декларантом 7616 99 100 8 (графа 33 ДТ), изменен таможней на код 9405 99 000 8; по ДТ N 10511010/03121/3017934: код товара 2 заявленный декларантом 9002 90 000 9 (графа 33 ДТ) изменен таможней на код товара 9405 92 000 8; код товара 3 заявленный декларантом 7616 99 100 8 (графа 33 ДТ) изменен таможней на код товара 9405 99 000 8.
Изменение таможней кодов классификации товара повлекло увеличение ставок таможенной пошлины до 15%.
Полагая, что принятые таможней решения о классификации товара недействительны, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о недоказанности таможней обоснованности изменения примененной обществом классификации товара, удовлетворили заявленные обществом требования.
Поскольку заявителем кассационной жалобы решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции обжалуются только по мотиву несогласия с выводами, сделанными по решениям таможни от 23.06.2022 N РКТ10504000-22/000026, от 29.06.2022 N РКТ-10504000-22/000033, РКТ10504000-22/000036, РКТ-10504000-22/000037, законность судебных актов в остальной части судом кассационной инстанции не проверяется, суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов кассационной жалобы заявителя (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 21, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу таможенного кодекса Евразийского экономического союза", суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 Таможенного кодекса решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов. Основанием для вывода о неправомерности оспариваемого в суде решения о классификации товара по ТН ВЭД является неправильная классификация товара таможенным органом. Международной основой ТН ВЭД выступает Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации, функционирующая на основании Международной конвенции по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, участником которой является Российская Федерация. Участники внешнеэкономической деятельности вправе ожидать, что осуществляемая в соответствии с Гармонизированной системой классификация товаров, имеющая значение в том числе для определения размера таможенных платежей, будет носить объективный, предсказуемый и прозрачный характер. В связи с этим при разрешении споров, вызванных неоднозначностью возможных вариантов классификации товаров, суды могут принимать во внимание рекомендации и разъяснения по классификации, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Конвенции, относимые к спорным товарам и в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
Решением совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Этим же решением Совета Евразийской экономической комиссии утверждены Основные правила интерпретации ТН ВЭД, в соответствии с которыми классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) осуществляется в том числе по следующим Правилам: Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное (правило 1). Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что при декларировании спорных товаров ("силиконовые уплотнительные прокладки ССАО различных артикулов и формы для осветительного оборудования" и "корпусы из алюминия, предназначенные для установки печатных плат, настенно-потолочные, рамки корпусов") общество определило его к товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС 3926 90 920 0 и 7616 99 100 8. Таможня изменила классификацию указанных товаров, отнеся их к единому коду ТН ВЭД ЕАЭС - 9405 99 000 8. При этом, таможня сделала такой вывод на основании чертежей, указав, что спорный товар не может быть использован в каких-либо приборах, машинах, механизмах, следовательно, не являются частями общего назначения, а представляют собой части светильников и должны быть отнесены к товарной позиции 9405 ТН ВЭД ЕАЭС, подсубпозиции 9405 92 00 8 ТН ВЭД ЕАЭС.
В отношении товара "корпусы из алюминия, предназначены для установки печатных плат, настенно-потолочные, рамки корпусов" товар отнесен обществом к подсубпозиции 7616 99 100 8 ТН ВЭД ЕАЭС "Прочие литые изделия из алюминия". Таможней также на основании чертежей, пришла к выводу о том, что корпуса светильников имеют специальную форму и конструктивные особенности, позволяющие использовать их исключительно в осветительном оборудовании конкретного типа, модели, предназначены для сборки светильников либо для замены соответствующей детали в светильнике, являются основной частью светильника. Следовательно, по мнению таможни, названные товары нее могут быть использованы в каких-либо приборах, машинах, механизмах и более конкретно поименованы в товарной позиции 9405 ТН ВЭД ЕАЭС, подсубпозиции 9405 99 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС.
Однако судами установлено следующее.
В отношении товара "силиконовые уплотнительные прокладки для корпусов осветительного оборудования": в соответствии с Пояснениями к товарной позиции 3926 ТН ВЭД ЕАЭС, в данную товарную позицию включаются изделия, в другом месте не поименованные и не включенные, из пластмасс или из прочих материалов товарных позиций 3901-3914. Товарная позиция ТН ВЭД 3910 посвящена Силиконам в первичных формах. К ним кроме прочего относятся: (12) Различные прочие изделия, такие как застежки для сумок, уголки для чемоданов, подвесные крючки, защитные колпачки и прокладки, устанавливаемые под мебелью, ручки (на рабочих инструментах, ножах, вилках и тому подобное), бусинки, "стекла" часов, цифры и буквы, ярлыки для багажа. Следовательно, как верно указано судами, силиконовая уплотнительная прокладка наиболее отвечает заявленной обществом позиции 3926 ТН ВЭД ЕАЭС.
Применительно к товару "корпусы из алюминия, предназначены для установки печатных плат, настенно-потолочные, рамки корпусов" примененная обществом товарная позиция 7616 ТН ВЭД ЕАЭС посвящена прочим изделиям из алюминия. В соответствии с Пояснениями к этой товарной позиции, в данную товарную позицию включаются все изделия из алюминия, кроме изделий, относящихся к предыдущим товарным позициям данной группы, или описанных в примечании 1 к разделу XV, или изделий, поименованных или включенных в группу 82 или 83, или изделий, более конкретно поименованных в другом месте Номенклатуры. В данную товарную позицию, кроме прочего в частности, включаются алюминиевые изделия, подобные изделиям из черных металлов, описанным в пояснениях к товарным позициям 7325 и 7326.
В пояснениях к товарной позиции 7325 указано, что в данную товарную позицию включаются все литые изделия из черных металлов, в другом месте не поименованные или не включенные.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что литой корпус с рамкой из алюминия следует отнести к товарной позиции 7616 ТН ВЭД ЕАЭС. Оснований для отнесения товара к частям светильников и осветительного оборудования не имеется.
Поскольку оспариваемые решения таможни являются основанием для необоснованного увеличения подлежащих оплате обществом таможенных платежей за ввезенный товар, то такими решениями нарушаются права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии совокупности оснований для признания оспариваемых решений таможни незаконными.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Челябинской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 21, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу таможенного кодекса Евразийского экономического союза", суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 Таможенного кодекса решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов. Основанием для вывода о неправомерности оспариваемого в суде решения о классификации товара по ТН ВЭД является неправильная классификация товара таможенным органом. Международной основой ТН ВЭД выступает Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации, функционирующая на основании Международной конвенции по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, участником которой является Российская Федерация. Участники внешнеэкономической деятельности вправе ожидать, что осуществляемая в соответствии с Гармонизированной системой классификация товаров, имеющая значение в том числе для определения размера таможенных платежей, будет носить объективный, предсказуемый и прозрачный характер. В связи с этим при разрешении споров, вызванных неоднозначностью возможных вариантов классификации товаров, суды могут принимать во внимание рекомендации и разъяснения по классификации, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Конвенции, относимые к спорным товарам и в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 июня 2023 г. N Ф09-3788/23 по делу N А76-23138/2022