Екатеринбург |
|
29 июня 2023 г. |
Дело N А07-27934/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Краснобаевой И. А., Полуяктова А. С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемортан И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - Фонд) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2023 по тому же делу.
Судебное заседание проводится с использованием системы веб-конференции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством подключения к электронной системе "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) приняли участие представители:
Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее - Министерство) - Кучерявенко А.Р. (доверенность от 14.04.2023 N М12-06-254);
Индивидуального предпринимателя Оленина Сергея Николаевича (далее - предприниматель Оленин С.Н., предприниматель) - Левинсон В.В. (доверенность от 21.01.2022 б/н).
Предприниматель Оленин С.Н., обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Министерству, Фонду, государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения (далее - ГКУ РЦСПН, учреждение) об обязании произвести выплату компенсации в размере 537 500 рублей за установку надгробия соответствующего образца на могиле Героя Социалистического Труда Сулейманова Кильдибая Сулеймановича.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.12.2022 исковые требования удовлетворены, суд обязал ответчиков произвести выплату компенсации истцу за установку надгробия соответствующего образца на могиле Героя Социалистического Труда Сулейманова Кильдибая Сулеймановича в сумме 537 500 рублей. Распределены судебные расходы: с каждого из ответчика в пользу истца взысканы затраты по уплате государственной пошлины в размере 4 583 рубля.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Фонд обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя, действия по компенсации расходов проводятся различными лицами, в связи с чем обращение к Фонду является незаконным, так как только при наличии заявки Министерства Фонд выделяет денежные средства. При таких обстоятельствах, как полагает Фонд, он не является лицом, следствием действий которого явилось нарушение прав истца. Фонд указал, что узнал о том, что предприниматель обращался в Министерство труда и получил отказ в выплате компенсации только после получения Фондом иска, в связи с чем взыскание с него судебных расходов является необоснованным. Кроме того, отметил, что предприниматель не лишен возможности обращения в установленном досудебном порядке к ГКУ РЦСПН с заявлением на возмещение расходов на изготовление и установку надгробий на могиле умершего Героя Социалистического Труда.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Оленин С.Н. просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 23.07.2021 между Сулеймановым Ильнуром Салаватовичем (заказчик) и предпринимателем Олениным Сергеем Николаевичем (исполнитель) заключен договор N 49-С, согласно условиям которого Исполнитель обязуется надлежащим образом оказать услуги и выполнить работы в соответствии со Сметой на работы и услуги по установке надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда Сулейманова Кильдибая Сулеймановича за счет средств федерального бюджета, а заказчик обязуется принять надлежащим образом оказанные услуги и выполненные работы по акту приема-передачи (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 1.2 договора установка надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда осуществляется в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета".
Пунктом 1.4 договора предусмотрено, что надгробие устанавливается на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда Сулейманова Кильдибая Сулеймановича, 27.01.1943 - 23.03.2021), захороненного на кладбище д. Новоукраинка Хайбуллинского района Республики Башкортостан.
В соответствии с пунктом 2.3 договора заказчик передает исполнителю право требования оплаты вышеуказанного надгробия в отношениях с госорганами в рамках программы установки надгробных памятников Героям Социалистического Труда в соответствии с частью 2 статьи 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Груда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы".
Согласно пункту 3.1 договора стоимость услуг и работ по договору составляет 537 500 руб., НДС не облагается.
В соответствии с пунктом 3.3 договора оплата производится в рублях, Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в срок до 31.12.2021. При поступлении денежных средств из федерального бюджета на эти цели.
Согласно пункту 3.6 договора Заказчик передает Исполнителю право требования компенсации стоимости изготовления и установления надгробия в размере, указанном в пункте 3.1 договора у Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Далее 25.09.2021 между заказчиком и исполнителем подписан акт приемки выполненных работ по изготовлению и установке надгробия умершего Героя Социалистического Труда Сулейманова Кильдибая Сулеймановича.
Согласно справке от 02.04.2021 N 575, выданной Администрацией сельского поселения Таналыкский сельсовет муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан о том, что Сулейманов Кильдибай Сулейманович, 27 января 1943 года рождения, Герой Социалистического Труда, умер 23 марта 2021 года и был захоронен на кладбище д. Новоукраинка Таналыкского сельского поселения Хайбуллинского района Республики Башкортостан. Установка надгробного памятника постоянного образца ранее не проводилась.
Министерство в письме от 07.12.2021 N 15-5138 указало, что рассмотрело заявление и документы, представленные предпринимателем почтовым отправлением по вопросу возмещения расходов на изготовление и установку надгробия на могиле Героя Социалистического Труда Сулейманова К.С., по результатам их рассмотрения выявило замечания: отсутствие заявления на обработку персональных данных; имеются расхождения в написании имени умершего Героя Социалистического Труда в свидетельстве о смерти (Кильдибай), в удостоверении Героя Социалистического Труда (Кильдебай); подлинность подписи заявителя на заявлении и копии документов не заверены в установленном законодательстве порядке; разъяснило, что заявление на возмещение расходов в соответствии с регламентом может быть подано в филиал ГКУ РЦСПН либо РГАУ МФЦ по месту жительства умершего Героя посредством личного обращения, либо посредством почтового отправления, либо путем заполнения формы запроса через "Личный кабинет" на портале государственных и муниципальных услуг Республики Башкортостан, в связи с чем рекомендовало для рассмотрения вопроса возмещения расходов на изготовление и установку надгробия на могиле умершего Героя Социалистического Труда Сулейманова К.С. обратиться одним из вышеперечисленных способов с заявлением по установленной форме после устранения выявленных несоответствий.
Полагая, что действиями ответчиков нарушено законное право истца на компенсацию денежных средств за установку надгробия соответствующего образца на могиле Героя Социалистического Труда, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суды, признав всех трех ответчиков надлежащими, исходили из того, что право требовать компенсации понесенных расходов на изготовление и установку надгробия возникает в силу закона, в связи с чем неисполнение истцом требований Административного регламента не может влечь для предпринимателя негативные последствия в виде отказа по формальным основаниям.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ) в редакции, действовавшей в спорный период, сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счет средств федерального бюджета. Дополнительные расходы, связанные с изменением установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца надгробия, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией-спонсором.
Частями 1-3 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ установлено, что расходы, связанные с реализацией статьи 6.1 настоящего Федерального закона, финансируются за счёт предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, передаваемые для финансирования указанных расходов, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации: 1) в январе - феврале текущего года - в порядке авансирования в размере одной шестой части годовых назначений, установленных бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации; 2) с 1 марта текущего года - после представления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Пенсионный фонд Российской Федерации до 20-го числа каждого месяца заявок и отчетов о фактически произведенных расходах по видам льгот, с учетом оставшихся неиспользованными средств.
Пенсионный фонд Российской Федерации представляет в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 25-го числа каждого месяца данные о фактически произведённых расходах, связанных с реализацией настоящего Федерального закона, и потребности в средствах на следующий месяц.
В развитие Федерального закона N 5-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера Ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета" (далее - Постановление N 740), которым определены образец надгробия, сооружаемого на могиле умершего (погибшего) Героя, и уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий компенсацию затрат на сооружение и установление таких надгробий.
Согласно пункту 2 Постановления N 740 финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за счёт предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через его территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ.
Указанные средства зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) предусматривает, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнение своего волеизъявления другому лицу.
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона N 8-ФЗ, в случае отсутствия волеизъявления умершего, либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Следовательно, законодателем и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле.
Истец, принявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Федеральный закон N 5-ФЗ и Федеральный закон N 8-ФЗ не связывает право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.
Предприниматель, принявший на себя обязательство по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших) в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов по оплате родственникам умершего расходов на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) Героям и другим, перечисленным в законе категориям лиц.
Между Пенсионным фондом Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан 20.07.2020 заключено Соглашение N МТ- 09- 31/СОГ/106 о реализации мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы (далее - Соглашение).
Согласно пункту 2.2. Соглашения Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ежемесячно, до 10-го числа месяца, предшествующего месяцу исполнения расходных обязательств направляет в Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан заявки на право расходования средств на реализацию мер социальной поддержки, сформированной по форме, утвержденной нормативным актом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан на основании заявки Министерства направляет заявку в Пенсионный фонд России. В течение десяти рабочих дней со дня получения от Пенсионного фонда уведомления о выделенных лимитах бюджетных обязательств направляет средства на лицевой счет Министерства. Министерство после получения от Пенсионного фонда денежных средств открывает ассигнования территориальным управлениям.
При наличии заявки от Министерства Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан выделяет денежные средства согласно постановлению Правительства Российской Федерации. 05.11.2013 в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан N 1365-р создано государственное казенное учреждение Республиканский центр социальной поддержки населения.
Согласно пункту 2.3. Устава ГКУ РЦСПН основной целью деятельности учреждения является осуществление государственных функций по предоставлению предусмотренных законодательством мер социальной поддержки гражданам, проживающим в Республике Башкортостан.
В соответствии с пунктами 2.4.1 и 2.4.3 Устава ГКУ РЦСПН для достижения поставленных целей Учреждение осуществляет, в том числе организацию предоставления пособий, компенсаций, субсидий, иных выплат и мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством, а также определение права заявителя на предоставление мер социальной поддержки и принятие решения об их предоставлении, об отказе в их предоставлении, приостановке или прекращении их предоставления в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 4.58 Перечня государственных услуг Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.07.2009 N 300, государственную услугу "Возмещение расходов на изготовление и установку надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Социалистического Труда, Героев труда Российской Федерации, полных кавалеров ордена Трудовой Славы, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы за счет средств федерального бюджета" предоставляет ГКУ РЦСПН, его филиалы.
Порядок предоставления государственной услуги "Возмещение расходов на изготовление и установку надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации, полных кавалеров ордена Трудовой Славы, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы за счет средств федерального бюджета", сроки выполнения административных процедур и последовательность действий по предоставлению государственной услуги филиалами государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по районам (городам) установлены Административным регламентом Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по предоставлению государственной услуги "Возмещение расходов на изготовление и установку надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации, полных кавалеров ордена Трудовой Славы, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы за счет средств федерального бюджета", утвержденным Приказом Министерства от 26.04.2019 N 247-о (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 2.2 Административного регламента предоставление государственной услуги осуществляется ГКУ РЦСПН через филиалы (отделы филиала) ГКУ РЦСПН, РГАУ МФЦ по месту жительства умершего (погибшего) Героя.
Министерство семьи и труда Республики Башкортостан участвует в предоставлении государственной услуги, осуществляя финансовое, методическое и информационное обеспечение деятельности по предоставление государственной услуги, осуществляет контроль за предоставлением государственной услуги, содействует в автоматизации ее предоставления.
Из материалов дела следует и судами установлено, что предпринимателем понесены расходы в сумме 537 500 рублей на изготовление и установку надгробия на могиле Героя Социалистического Труда Сулейманова Кильдибая Сулеймановича, соответствующего требования Постановления N 740, что сторонами не оспаривается.
Замечание Министерства к заявлению и документам предпринимателя по вопросу возмещения расходов на изготовление и установку надгробия на могиле Героя Социалистического Труда Сулейманова К.С. о том, что имеются расхождения в написании имени умершего Героя Социалистического Труда в свидетельстве о смерти (Кильдибай), в удостоверении Героя Социалистического Труда (Кильдебай) устранено предпринимателем путем представления справки от 03.08.2021 N 936, выданной Администрацией сельского поселения Таналыкский сельсовет муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан о том, что Герой Социалистического Труда Сулейманов Кильдибай Сулейманович действительно проживал в д. Новоукраинка Хайбуллинского района Республики Башкортостан, где и был захоронен 24 марта 2021 г. В удостоверении Героя Социалистического Труда Сулейманова Кильдибая Сулеймановича от 06 сентября 1973 г. была допущена ошибка, расхождения были и в других документах, сопровождали его всю жизнь. Подтверждает, что Герой Социалистического Труда Сулейманов Кильдибай Сулейманович и Сулейманов Кильдебай Сулейманович являлся одним и тем же лицом.
Иные замечания Министерства обусловлены требованиями Административного регламента и не предусмотрены Федеральным законом N 5-ФЗ и Постановлением N 740.
Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей подтверждено, что основным видом деятельности истца является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг, следовательно, требование пункта 1 Постановления N 740 об изготовлении надгробия специализированными предприятиями в рассматриваемом случае соблюдено.
Вышеназванные обстоятельства, установленные по делу, ответчиками в ходе рассмотрения спора не оспорены и не опровергнуты.
Как видно из материалов дела, предприниматель направил почтовым отправлением заявление и документы по вопросу возмещения расходов на изготовление и установку надгробия на могиле Героя Социалистического Труда Сулейманова К.С. непосредственное в Министерство.
Вопреки доводу Фонда о том, что обращение к нему истца является неправомерным, поскольку денежные средства поступают в Министерство из Фонда только при наличии соответствующей заявки, а в адрес Фонда денежные средства поступают из федерального бюджета, судами правомерно указано, что в рассматриваемом случае имеет место требование истца об обязании ответчиков совершить определенные действия, содержание и последовательность которых определена законом, результатом которых является выплата соответствующей компенсации истцу, а, потому Министерство, Фонд и ГКУ РЦСПН являются надлежащими ответчиками применительно к заявленным предпринимателем требованиям. Само по себе отсутствие обращения предпринимателя в ГКУ РЦСПН и непосредственное направление заявления и необходимых документов в Министерство не может являться обстоятельством, влекущим отказ в удовлетворении требований истца.
Из положений статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ, пункта 2 Постановления N 740 следует, что финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия на могиле Героя Социалистического Труда Сулейманова производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то есть Министерством.
Соответственно, как верно указано судами, реализация соответствующего полномочия осуществляется органом государственной власти, передача оказания государственной услуги в целях реализации полномочий органа государственной власти государственному казенному учреждению не может явиться основанием для отказа в компенсации расходов при обращении заявителя в уполномоченный орган, поскольку право требовать компенсации понесенных расходов на изготовление и установку надгробия возникает в силу закона.
Действующим порядком предусмотрено, что Министерство ежемесячно, до 10-го числа месяца, предшествующего месяцу исполнения расходных обязательств направляет в Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан заявки на право расходования средств на реализацию мер социальной поддержки, сформированной по форме, утвержденной нормативным актом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан на основании заявки Министерства направляет заявку в Пенсионный фонд России. В течение десяти рабочих дней со дня получения от Пенсионного фонда уведомления о выделенных лимитах бюджетных обязательств направляет средства на лицевой счет Министерства. Министерство после получения от Пенсионного фонда денежных средств открывает ассигнования территориальным управлениям.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что факт неисполнения предпринимателем Олениным С.Н. требований Административного регламента в рассматриваемом случае не может влечь для заявителя негативные последствия, социальная гарантия предусмотрена федеральным законом, отказ от ее предоставления по формальным признакам при обращении истца в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Министерство) недопустим.
С учетом изложенного исковые требования правомерно признаны судами подлежащими удовлетворению.
Ссылка Фонда о том, что взыскание с него судебных расходов является неправомерным, поскольку нарушение прав истца не связано с действиями Фонда, судом округа отклоняется как ошибочная. Такой довод противоречит положениям части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах". Как верно отмечено апелляционным судом, суд, взыскивая с ответчика судебные расходы истца по уплаченной им в бюджет государственной пошлины, возлагает на ответчика не обязанность по уплате государственной пошлины в бюджет, а компенсирует истцу расходы, равные размеру государственной пошлины при подаче заявления в суд.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом заявитель фактически ссылается не на незаконность обжалуемых судебных актов, а выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, просит еще раз пересмотреть данное дело по существу, переоценить имеющиеся в деле доказательства.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
И.А. Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из положений статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ, пункта 2 Постановления N 740 следует, что финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия на могиле Героя Социалистического Труда Сулейманова производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то есть Министерством.
...
Ссылка Фонда о том, что взыскание с него судебных расходов является неправомерным, поскольку нарушение прав истца не связано с действиями Фонда, судом округа отклоняется как ошибочная. Такой довод противоречит положениям части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах". Как верно отмечено апелляционным судом, суд, взыскивая с ответчика судебные расходы истца по уплаченной им в бюджет государственной пошлины, возлагает на ответчика не обязанность по уплате государственной пошлины в бюджет, а компенсирует истцу расходы, равные размеру государственной пошлины при подаче заявления в суд."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 июня 2023 г. N Ф09-3520/23 по делу N А07-27934/2022
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3520/2023
13.12.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15564/2023
29.06.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3520/2023
20.02.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-28/2023
16.12.2022 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-27934/2022