Екатеринбург |
|
03 июля 2023 г. |
Дело N А71-14062/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Васильченко Н.С.,
судей Абозновой О.В., Гайдука А.А.,
при ведении протокола судебного заседания, проводимого в режиме веб-конференции, помощником судьи Головач Т.Г. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - общество "САХ", истец) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "САХ" - Тихонова Т.В. (доверенность от 01.02.2023).
Общество "САХ" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Бюджетному учреждению здравоохранения Удмуртской Республики "Воткинская городская детская больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (далее - БУЗ УР "Воткинская ГДБ МЗ УР", учреждение, ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) в сумме 403 782 руб. 80 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики.
Решением суда от 26.01.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2023 решение суда оставлено без изменения.
Общество "САХ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт либо направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Заявитель жалобы указывает, что медицинские отходы класса "А" могут быть отнесены к ТКО, соответственно, обращение с ними регулируется нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Как отмечает общество "САХ", истец, являясь специализированной организацией по вывозу и утилизации ТКО, в спорный период осуществлял их сбор, транспортировку и размещение, в то время как в ходе деятельности ответчика образовывались ТКО, которые подлежали вывозу истцом на основании спорного договора. Факт оказания услуг подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не оспаривался ответчиком.
Заявитель жалобы обращает внимание на то, что решением по делу N А76-32673/2020, вступившим в законную силу, на регионального оператора возложена обязанность заключить договор на оказание услуг по вывозу ТКО в типовой форме.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 01.01.2019 общество "САХ" наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО в Удмуртской Республике сроком на 10 лет.
Между региональным оператором и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики заключено соглашение от 28.04.2018 об обеспечении сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО в Удмуртской Республике.
БУЗ УР "Воткинская ГДБ МЗ УР" на праве собственности владеет нежилыми помещениями площадью 300,1 кв. м, расположенным по адресу:
г. Воткинск, ул. Орджоникидзе, 29, и площадью 1492 кв. м, расположенным по адресу: г. Воткинск, ул. Орджоникидзе, д. 39.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО между сторонами не заключен.
Истец указал, что общество "САХ", являясь региональным оператором по обращению с ТКО, в период с января 2020 года по август 2022 года оказывало в отношении спорных объектов услуги по обращению с ТКО, предъявив БУЗ УР "Воткинская ГДБ МЗ УР" для оплаты универсальные передаточные документы на общую сумму 403 782 руб. 80 коп., которая последним не оплачена, сумма задолженности составила 403 782 руб. 80 коп.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия от 31.08.2022 N 54473 с предложением оплатить сумму долга оставлена последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Руководствуясь положениями статьи 1, части 2 статьи 2, пунктов 1-3 статьи 49 Закона N 89-ФЗ, таблицей 1 СанПиН 2.1.7.2790-10, суд первой инстанции пришел к выводу, что медицинские отходы класса "А" могут быть отнесены к ТКО.
Вместе с тем, как указал суд, частью 3 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) предусмотрено, что медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. СанПиН 2.1.3684-21 требует проводить минимум еженедельную дезинфекцию межкорпусных контейнеров для сбора отходов класса "А" в местах разгрузки специализированной организацией, вывозящей отходы, а также еженедельно мыть и дезинфицировать многоразовые контейнеры для отходов класса "А". Данные требования не предъявляются к услугам и контейнерам для ТКО.
Суд первой инстанции отметил, что ни в представленном обществом "САХ" договоре, ни в технических требованиях к оказываемым по данному договору услугах не указана и не заложена услуга по проведению химической дезинфекции (обработке) контейнеров для отходов, как и дезинфицирующие средства.
Оценив и исследовав в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, в том числе договоры, заключенные ответчиком с обществом с ограниченной ответственностью "Мусороперерабатывающий завод "Удмуртфторресурс" (далее - общество "Мусороперерабатывающий завод "Удмуртфторресурс") и обществом с ограниченной ответственностью "БиоТех" (далее - общество "БиоТех") на вывоз и утилизацию медицинских отходов классов "А", "Б", суд первой инстанции пришел к выводу, что БУЗ УР "Воткинская ГДБ МЗ УР" в соответствии с требованиями действующего законодательства в области обращения с медицинскими отходами разработало "схему движения отходов БУЗ УР "Воткинская ГДБ МЗ УР"", в связи с чем, учитывая отсутствие доказательств оказания истцом услуг ответчику в исковой период времени, отказал в удовлетворении исковых требований общества "САХ".
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что к обращению с медицинскими отходами класса "А" применяются нормы законодательства, связанные с заключением договора с региональным оператором.
Между тем, как отметил апелляционный суд, иное толкование судом первой инстанции положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не привело к принятию неправильного судебного акта.
При этом апелляционный суд исходил из того, что факт оказания истцом в спорный период услуг по вывозу ТКО на сумму 403 782 руб. 80 коп. не доказан (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в удовлетворении требования истца о взыскании задолженности обоснованно отказано судом первой инстанции.
Суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил с учетом следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Законом N 89-ФЗ.
Общество "САХ" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Удмуртской Республики.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Определение медицинских отходов изложено в пункте 1 статьи 49 Закона N 323-ФЗ.
По смыслу пункта 1 статьи 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы - это все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления не только собственно медицинской, но и фармацевтической, генно-инженерной и иных смежных видов деятельности.
Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на классы от "А" до "Д", где класс "А" - это эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (пункт 2 статьи 49 Закона N 323-ФЗ).
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами установлены Санитарными правилами.
Пунктом 2 статьи 2 Закона N 89-ФЗ установлено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в настоящее время деятельность по обращению с медицинскими отходами выведена из сферы действия законодательства об отходах производства и потребления.
В Законе N 323-ФЗ учтена потенциальная опасность воздействия медицинских отходов. Согласно пункту 3 статьи 49 данного Закона медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Анализ Санитарных правил (в частности, пункты 16, 170, 171, 193, 200, 201, 203, 204 и 244 СанПиН 2.1.3684-21) показывает, что положениями правил установлены особенности обращения с медицинскими отходами класса "А" по сравнению с ТКО по вопросам их сбора, хранения, размещения и транспортирования, оборудования и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, дезинфекции, мойки и дезинсекции транспортных средств и контейнеров, порядка утверждения схемы обращения с медицинскими отходами и обращения с ними в соответствии с этой схемой.
При этом как в приведенных пунктах, так и в иных пунктах СанПиН 2.1.3684-21, касающихся обращения с медицинскими отходами в целом и непосредственно с медицинскими отходами класса "А", нет ни одной отсылки к нормам законодательства, регулирующего обращение с ТКО, в отличие от положений, определяющих, например, правила обращения с отходами производства (пункт 218 СанПиН 2.1.3684-21).
Таким образом, действующие Санитарные правила содержат положения, разграничивающие порядок обращения с медицинскими отходами класса "А" и с ТКО.
В пункте 14 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", закреплен прямой запрет на складирование в контейнерах медицинских отходов, а также иных отходов, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Несмотря на то, что медицинские отходы класса "А" приближены по составу к ТКО, из приведенных норм и правил не следует, что такие отходы должны квалифицироваться как ТКО, в связи с чем действие Закона N 89-ФЗ на медицинские отходы класса "А" не распространяется.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2023 N 309-ЭС22-25180.
Таким образом, собственники медицинских отходов класса "А" не обязаны заключать договор на оказание услуг по вывозу медицинских отходов с региональным оператором как с единственным поставщиком услуги. Реализуя соответствующие правомочия, ответчик вправе был заключить в соответствии с требованиями норм действующего законодательства договор по обращению с медицинскими отходами с третьими лицами.
Как установили суды, ответчик разработал общую схему движения отходов в БУЗ УР "Воткинская ГДБ МЗ УР (т. 1, л. д. 92, 140), между учреждением и обществами "Мусороперерабатывающий завод "Удмуртфторресурс", "БиоТех" заключены договоры на вывоз и утилизацию медицинских отходов классов "А", "Б" от 24.01.2022, 11.01.2021.
Судами учтено, что акты оказанных услуг с указанием объема фактически вывезенного с объектов учреждения ТКО, между истцом и ответчиком не оформлялись, отчеты системы ГЛОНАСС представлены в отношении площадки, расположенной по адресу: г. Воткинск, ул. Орджоникидзе, д. 35, где расположен многоквартирный дом. При этом на территории ответчика разработана схема обращения с отходами и оборудованы собственные места складирования образующихся отходов, указаны следующие адреса размещения отходов в г. Воткинске: ул. Ленинградская, 12; ул. Орджоникидзе, д. 39;
ул. 1 Мая, д. 132 а. При этом истцом факт ненадлежащего обращения ответчика с образующимися отходами не подтвержден (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Ошибочно подписанные главным врачом в электронном виде акты и счета на оплату оказанных истцом в отношении объектов ответчика услуг отозваны.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание разработанную ответчиком схему обращения с медицинскими отходами классов "А" и "Б", заключение последним соответствующих договоров с третьими лицами, а также то, что доказательств фактического оказания услуг именно истцом материалы дела не содержат, суды правильно отказали в удовлетворении исковых требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу норм части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, с учетом мотивировочной части настоящего постановления обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.С. Васильченко |
Судьи |
О.В. Абознова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 14 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", закреплен прямой запрет на складирование в контейнерах медицинских отходов, а также иных отходов, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Несмотря на то, что медицинские отходы класса "А" приближены по составу к ТКО, из приведенных норм и правил не следует, что такие отходы должны квалифицироваться как ТКО, в связи с чем действие Закона N 89-ФЗ на медицинские отходы класса "А" не распространяется.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2023 N 309-ЭС22-25180."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 июля 2023 г. N Ф09-3671/23 по делу N А71-14062/2022