Екатеринбург |
|
04 июля 2023 г. |
Дело N А60-49359/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С. В.,
судей Полуяктова А. С., Татариновой И. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экспоинт" на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "Экспоинт" - Лешко Л.П. (доверенность от 12.03.2023).
Общество с ограниченной ответственностью "Экспоинт" (далее - заявитель, Общество "Экспоинт") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации города Екатеринбурга (далее - Администрация) о признании недействительным подпункта 6 пункта 1 Постановления N 1790 от 28.06.2022 "О внесении изменений в Постановление Администрации города Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в части исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на территории Кировского района города Екатеринбурга нестационарного торгового объекта - торговой галереи, специализация - продовольственные, непродовольственные товары, услуги, общественное питание, площадь 240 квадратных метров, расположенного по адресу: город Екатеринбург, пересечение улицы Блюхера и переулка Паркового (напротив дома N 45 по улице Блюхера), координаты: широта 56.853400, долгота 60.645000 (строка N 349 Приложения N 3 "Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Кировского района города Екатеринбурга", утвержденного Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 24.05.2022 N 1358) (с учетом уточнения заявленных требований, принятых на основании статьи 49 Арбитражного Процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Екатеринбурга" (далее - Учреждение "УКС г. Екатеринбурга").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.01.2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Экспоинт" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на тот факт, что срок действия договора N 385-2020УК, предусматривающего размещение НТО, истекает 31.07.2027 и, если начало реализации указанных выше мероприятий, связанных с реконструкцией, улицы Блюхера установлено после 31.07.2027, следовательно, передача в пользование третьему лицу земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:187387 не является основанием для прекращения прав общества "Экспоинт" на ранее предоставленное место размещения. Нахождение НТО на земельном участке, который впоследствии был передан в безвозмездное пользование третьему лицу с учетом положений пункта 4 статьи 39.16 и 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), по мнению общества "Экспоинт", не препятствует дальнейшему использованию ссудополучателем земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности.
В отзывах на кассационную жалобу Учреждение "УКС г. Екатеринбурга" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и верно установлено судами, схема размещения НТО на территории Кировского района города Екатеринбурга утверждена Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Кировского района города Екатеринбурга, утвержденной постановлением Администрации города Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092 предусмотрено место размещения НТО - торговой галереи "Продовольственные, непродовольственные товары, услуги, общественное питание", площадью 240 кв. м по адресу: город Екатеринбург, пересечение улицы Блюхера и переулка Паркового (напротив дома N 45 по улице Блюхера) (строка 349 Приложения N 3 Постановления Администрации города Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092).
Между Администрацией и обществом "Экспоинт" 01.08.2020 заключен договор от N 385-2020/К, предусматривающий размещение НТО - торговой галереи, специализация - продовольственные, непродовольственные товары, услуги, общественное питание, площадью 240 кв.м., расположенного по адресу: город Екатеринбург, пересечение улицы Блюхера и переулка Паркового (напротив дома N 45 по улице Блюхера), координаты: широта 56.853400, долгота 60.645000.
Комиссией по подготовке проекта схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - комиссия) 28.04.2022 принято решение об исключении места размещения НТО по улице Блюхера из схемы размещения НТО на территории Кировского района города Екатеринбурга - на основании пункта 33 Порядка ("место размещения перестало соответствовать требованию, указанному в пункте 16" в связи с расположением места размещения нестационарного объекта на земельном участке, обремененном правами третьих лиц (протокол заседания от N 4/42/29.2-05).
Согласно пункту 6 постановления Администрации города Екатеринбурга от 28.06.2022 N 1790 "О внесении изменений в Постановление Администрации города Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" место размещения НТО исключено из схемы размещения Кировского района города Екатеринбурга.
Администрацией Кировского района города Екатеринбурга 01.07.2022 в адрес правообладателя направлено уведомление о расторжении договора, предусматривающего размещение НТО, которое получено им 18.07.2022.
Согласно условиям договора, договор считается расторгнутым с 17.08.2022.
Полагая, что подпункт 6 пункта 1 Постановления N 1790 от 28.06.2022 "О внесении изменений в Постановление Администрации города Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в части исключения из схемы размещения НТО на территории Кировского района города Екатеринбурга НТО - торговой галереи, специализация - продовольственные, непродовольственные товары, услуги, общественное питание, площадь 240 кв.м., расположенного по адресу: город Екатеринбург, пересечение улицы Блюхера и переулка Паркового (напротив дома N 45 по улице Блюхера) является недействительным и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
Совокупности доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для удовлетворения требований, судом первой инстанции не установлено, в связи с чем, в удовлетворении требований отказано.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения рассматриваются арбитражным судом по правилам главы 24 АПК РФ.
При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). На заявителя возлагается бремя доказывания нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) его прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных в рамках настоящего дела требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381- ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2017 N 295-ПП утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области" (далее - Порядок N 295-ПП).
На основании постановления Администрации города Екатеринбурга от 17.03.2011 N 992 "Об определении уполномоченного органа на разработку схем размещения нестационарных торговых объектов" органом, уполномоченным на разработку схем размещения НТО на территории муниципального образования "город Екатеринбург", является Комитет по товарному рынку Администрации города Екатеринбурга.
Пункт 3 Порядка N 295-ПП определяет цели разработки схемы размещения нестационарных объектов, к которым относится:
1) удовлетворение потребности населения в доступности продовольственных и непродовольственных товаров (услуг) малыми форматами розничной торговли;
2) достижение и последующее соблюдение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Свердловской области площадью нестационарных торговых объектов;
3) соблюдение прав и законных интересов населения по обеспечению требований безопасности при размещении НТО в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Свердловской области;
4) обеспечение единства требований к размещению НТО в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области;
5) соблюдение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих торговую деятельность, при разработке схемы размещения, внесении в нее изменений по инициативе органов местного самоуправления, включая применение компенсационных механизмов;
6) формирование многоформатной торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.
Постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2019 N 164-ПП утвержден Порядок размещения НТО на территории Свердловской области (далее - Порядок N 164-ПП).
В силу пунктов 6, 7 Порядка N 164-ПП размещение НТО осуществляется на основании договора, предусматривающего размещение НТО в определенном схемой месте, заключаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области; такой договор заключается по результатам проведения торгов или без проведения торгов, в случаях, предусмотренных пунктом 13 Порядка 164-ПП.
В соответствии с постановлением Администрации города Екатеринбурга от 20.05.2019 N 1187 "Об определении органов, уполномоченных на заключение договоров, предусматривающих размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" органами, уполномоченными на заключение договоров, предусматривающих размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", являются территориальные органы Администрации города Екатеринбурга, на территории которых расположены НТО.
Схема размещения НТО на территории Кировского района города Екатеринбурга утверждена Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
В соответствии с пунктом 16 Порядка N 295-ПП не допускается включение в схему размещения НТО сведений о месте размещения нестационарного торгового объекта на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и Свердловской области, а также правовых актов органов местного самоуправления.
Из пункта 33 (подпункт 6) Порядка N 295-ПП следует, что основанием для внесения изменений и дополнений в схему размещения НТО является в числе прочего то обстоятельство, что место размещения НТО перестало соответствовать требованию, указанному в пункте 16 настоящего Порядка.
Как предусмотрено в пункте 34 Порядка N 295-ПП, в случае если место размещения нестационарного торгового объекта перестало соответствовать требованиям пункта 16 Порядка, собственнику НТО органом местного самоуправления предоставляется компенсационное место с заблаговременным (не менее чем за 3 месяца) письменным уведомлением с предложением вариантов компенсационных мест либо с предложением самостоятельного подбора компенсационного места из числа имеющихся в схеме размещения. Если свободные компенсационные места отсутствуют, орган местного самоуправления обязан предоставить иное новое место размещения, обладающее признаками компенсационного места и соответствующее требованию, указанному в пункте 16 Порядка, с внесением необходимых изменений и дополнений в схему размещения в порядке, указанном в подпунктах 3 - 6 пункта 32 Порядка, с учетом предложений заинтересованных лиц.
Между Администрацией Кировского района города Екатеринбурга с обществом "Экспоинт" заключен договор от 01.08.2020 N 385-2020/К, предусматривающий размещение НТО - торговой галереи, специализация - продовольственные, непродовольственные товары, услуги, общественное питание, площадь 240 кв.м., расположенного по адресу: город Екатеринбург, пересечение улицы Блюхера и переулка Паркового (напротив дома N 45 по улице Блюхера), координаты: широта 56.853400, долгота 60.645000.
Указанное место размещения расположено на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:187387.
В соответствии с приказом Комитета по строительству Администрации от 20.01.2022 N 1/41/24, согласно которому на Учреждение "УКС г.Екатеринбурга" возложены функции муниципального и технического заказчика при реконструкции объекта: Реконструкция улиц Блюхера, Проезжей, Губахинской, Трудовой и строительство улицы Отдыха с организацией рекреационной зоны на северном берегу озера Шарташ (подпункт 55 пункта 2 Приказа), между Учреждением "УКС г. Екатеринбурга" с Администрацией заключен договор безвозмездного пользования земельным участком от 11.03.2022 N 7-116-Б, по условиям которого учреждениию "УКС г. Екатеринбурга был предоставлен земельный участок, с кадастровым номером 66:41:0000000:187387, на срок с 11.02.2022 по 10.01.2023.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и верно указал, что места размещения НТО должны соответствовать требованиям действующего законодательства, уполномоченный орган не вправе принимать решения о размещении соответствующих объектов на земельных участках, предоставленных физическим или юридическим лицам, в том числе на праве безвозмездного пользования, следовательно, подпункт 6 пункта 1 Постановления N 1790 от 28.06.2022 "О внесении изменений в Постановление Администрации города Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в части исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Кировского района города Екатеринбурга нестационарного торгового объекта - торговой галереи, специализация - продовольственные, непродовольственные товары, услуги, общественное питание, площадь 240 кв.м., расположенного по адресу: город Екатеринбург, пересечение улицы Блюхера и переулка Паркового (напротив дома N 45 по улице Блюхера), координаты: широта 56.853400, долгота 60.645000 (строка N 349 Приложения N 3 "Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Кировского района города Екатеринбурга", утвержденного Постановлением Администрации от 24.05.2022 N 1358), является законным и обоснованным.
Вопреки доводам кассационной жалобы, оснований для удовлетворения заявленных обществом "Экспоинт" требований у судов не имелось.
Отклоняя довод заявителя о том, что нахождение НТО на земельном участке, который был передан в безвозмездное пользование третьему лицу, не препятствует дальнейшему использованию ссудополучателем земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 26 Порядка N 295-ПП основаниями для отказа во включении мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему размещения по заявлению субъектов предпринимательской деятельности являются:
1) наличие обстоятельств, указанных в п. 16 настоящего Порядка;
2) расположение места размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, предоставленном в установленном порядке другому лицу;
3) расположение места размещения нестационарного торгового объекта, не обеспечивающее безопасность дорожного движения.
Согласно статье 39.10 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в безвозмездное пользование государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным). Передача земельного участка в безвозмездное пользование является одной из форм предоставления земельного участка.
Таким образом, передача земельного участка третьему лицу (его обременение правами третьих лиц) свидетельствует о том, что место размещения нестационарного торгового объекта перестало соответствовать требованиям подпункта 2 пункта 26 Порядка, и, как следствие, пункту 16 Порядка, что является основанием для исключения места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Как было указано выше, в соответствии с договором от 11.03.2022 N 7-116-Б земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:187387 передан в безвозмездное пользование Учреждению "Управление капитального строительства города Екатеринбурга" - факт обременения земельного участка правами третьих лиц имеет место быть.
Исходя из вышесказанного, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что решение органа местного самоуправления об исключении места размещения НТО на основании пункта 33 Порядка ("место размещения перестало соответствовать требованию, указанному в пункте 16") в связи с расположением места размещения нестационарного объекта на земельном участке, обремененном правами третьих лиц (протокол заседания от 28.04.2022 N 4/42/29.2-05) соответствует действующему Порядку N 295-ПП.
Доводы кассационной жалобы о том, что срок договора от 11.03.2022 N 7-116-Б истек 10.01.2023, отклоняются судом округа, поскольку на момент принятия оспариваемого ненормативного правового акта правовые основания для исключения места размещения НТО, предусмотренные действующим законодательством, имелись.
Кроме того, учреждением "Управление капитального строительства города Екатеринбурга" совершены действия, направленные на заключение договора безвозмездного пользования для реконструкции объекта на новый срок.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются по основаниям, указанным в мотивировочной части настоящего постановления. Указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом заявитель фактически ссылается не на незаконность обжалуемых судебных актов, а выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, просит еще раз пересмотреть данное дело по существу, переоценить имеющиеся в деле доказательства.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом округа не установлено.
Поскольку при обращении с кассационной жалобой общество "Экспоинт" уплатило 3000 государственной пошлины, то 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины подлежат возврату.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экспоинт" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Экспоинт" 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по чек-ордеру от 23.05.2023.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
А.С. Полуяктов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
...
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381- ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
...
Согласно статье 39.10 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в безвозмездное пользование государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным). Передача земельного участка в безвозмездное пользование является одной из форм предоставления земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 июля 2023 г. N Ф09-3981/23 по делу N А60-49359/2022