Екатеринбург |
|
06 июля 2023 г. |
Дело N А60-29499/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Суспициной Л.А., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - территориальное управление) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Проминвест" (далее - общество "Проминвест") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия территориального управления и возложении на него обязанности рассмотреть заявление о выкупе земельного участка с кадастровым номером 66:58:0116001:87 (дело N А60-29499/2022).
В рамках дела N А60-36454/2022 общество "Проминвест" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения территориального управления содержащегося в письме от 30.06.2022 N66-09/8244, об отказе в выкупе земельного участка с кадастровым номером 66:58:0116001:87, площадью 68185 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Вайнера, 8; о возложении обязанности подготовить и направить в срок, не превышающий тридцать дней с даты вступления в законную силу решения суда, в адрес общества "Проминвест" проект договора купли-продажи указанного земельного участка; о взыскании с заинтересованного лица судебной неустойки, в случае неисполнения судебного акта в течение 30 дней с даты вступления в силу решения, в размере 2000 руб. за каждый день неисполнения судебного решения.
Определением от 26.07.2022 дела N А60-29499/2022, N А60-36454/2022 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А60-29499/2022.
В связи с добровольным удовлетворением территориальным управлением части требований заявителя, после предъявления рассматриваемого заявления, общество "Проминвест" заявило отказ от заявленных требований в части обязания заинтересованного лица рассмотреть заявление о выкупе земельного участка.
Решением суда от 24.10.2022 заявленные требования удовлетворены. Решение территориального управления, выраженное в письме от 30.06.2022 N 66-09/8244 об отказе в выкупе испрашиваемого земельного участка, признано незаконным. На территориальное управление возложена обязанность подготовить и направить в срок, не превышающий 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда, в адрес общества "Проминвест" проект договора купли-продажи указанного земельного участка. В случае неисполнения судебного акта в срок, не превышающий тридцати дней с даты вступления в законную силу решения суда, с территориального управления в пользу общества "Проминвест" взыскано 500 руб. за каждый день неисполнения решения суда. Производство по делу в части оспаривания бездействия прекращено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит решение суда и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель полагает, что площадь испрашиваемого земельного участка, не соразмерна заявленной к выкупу площади объектов. По мнению заявителя, обоснование предоставления земельного участка площадью 68 185 кв. м обществом не представлено. Как указывает заявитель, у территориального управления отсутствуют полномочия на принятие решения о распоряжении земельными участками площадью более 10 га, документы после вынесения решения повторно направлены в Росимущество.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество "Проминвест" на основании договора N 778-М от 12.11.2004 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 66:58:0116001:87.
На земельном участке расположены принадлежащие обществу "Проминвест" на праве собственности следующие здания: - здание главного корпуса, общая площадь 8348,40 кв. м, инвентарный номер: 23929-4/51-1, литеры 28А, 28Б, 28В, 28Д, 28Е, 28Ж, назначение: нежилое 66:58:0000000:8757 1953-1956 гг; - административное здание, общая площадь 2739.5 кв. м, литера 5, назначение: нежилое 66:58:0116001:739 1959 г; - здание теплового пункта, общая площадь 710,50 кв. м, инвентарный номер: 23929, литера 22, назначение: нежилое 66:58:0116001:741 1971 г; - здание трансформаторной подстанции, общая площадь 266,70 кв. м, инвентарный номер: 23929- 8/51-1, литера: 41А, 41 Б, 41В, этажность: 1, назначение: нежилое 66:58:0116001:735 1954 г; - часть здания цеха тяжелых конструкций, общая площадь 673 530 кв. м, номера на поэтажном плане: 1 - 14, Этаж: 1, литеры 24АД4Б, 24В, 24Д, назначение: нежилое 66:58:0116001:5201 1968 г.
Общая площадь зданий составляет 18 800,4 кв. м.
Указанные здания приватизированы из государственной собственности в соответствие с Планом приватизации Ордена Ленина строительного треста "УралТяжТрубСтрой", утвержденного решением территориального агентства по Свердловской области Государственного Комитета РФ по управлению государственным имуществом N 609 от 04.11.1992.
Право собственности на указанные здания возникло у заявителя на основании договора купли-продажи от 18.05.2013 N 1.
Общество "Проминвест" обратилось в территориальное управление с заявлением от 15.11.2021 о выкупе земельного участка с кадастровым номером 66:58:0116001:87, площадью 68 185 кв. м, имеющим местоположение: Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Вайнера, 8, с кадастровой стоимостью 25 297 998,7 руб.
08.02.2022 заинтересованное лицо письмом N 66-09/1116 запросило пояснения по вопросу о том, что согласно ЕГРН вышеперечисленные здания ошибочно расположены на другом земельном участке (кад. N66:58:0116001:735), а не на испрашиваемом земельном участке.
В течение марта-апреля 2022 года кадастровые инженеры выполнили координатную привязку зданий к "ЗУ".
После привязки зданий на кадастровой карте заявитель сопроводительным письмом от 24.03.2022 N 10 направил Почтой России выписки из ЕГРН территориальному управлению, которые получены 05.04.2022.
Территориальным управлением принято решение от 30.06.2022 N 66-09/8244 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Полагая указанное решение незаконным, общество "Проминвест" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявление, суды исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации",
для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (подпункт 2 пункта 1).
В соответствии со статьей 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 этого кодекса
(подпункт 6 пункта 2).
В силу статьи 39.20 ЗК РФ, в случае, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.08.2015 N 305- КП5-9974).
Общество "Проминвест" обратилось с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 66:58:0116001:87, находящегося в собственности Российской Федерации, из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: под объекты промышленности (производственная база), общей площадью 68 185 кв. м.
Общая площадь зданий, расположенных на спорном земельном участке составляет 18 800,4 кв. м. Согласно условиям договора аренды на спорном земельном участке располагается производственная база.
Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: - осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; - принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; - принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
В обоснование отказа в предоставлении в собственность земельного участка, территориальным управлением указано на несоразмерность площади объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, площади истребуемого земельного участка.
Заявителем в материалы дела представлена проектная документация раздел 2. Схема планировочной организации земельного участка, план-схема промплощадки общества "Проминвест" (Обоснование размера земельного участка подготовлено АС "Объединение проектировщиков "ПроектСити", из которого следует, что площадь в границах землеотвода 68 185,0 кв. м, из которой площадь застройки 35 425,4 кв. м (52,0 %), площадь асфальтобетонного покрытия 13 170,0 кв. м (19,3 %), площадь покрытия проезда, площадь тротуара 570,0 кв. м (0,8%), площадь озеленения 19 019,6 кв. м (27,9%).
Возражений относительно представленных заявителем данных относительно истребуемой площади, заинтересованным лицом не представлено.
Доказательств, свидетельствующих о том, что площадь испрашиваемого обществом "Проминвест" земельного участка не соответствует требованиям закона и фактическому землепользованию в материалы дела не представлено.
Поскольку необходимая площадь испрашиваемого земельного участка для целей эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости подтверждена, соответствует фактическому землепользованию, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ по основаниям несоответствия площади земельного участка площади объектов недвижимости, находящихся в собственности у общества "Проминвест", является незаконным.
В порядке восстановления нарушенного права заявителя суд правомерно возложил на заинтересованное лицо обязанность подготовить и направить в срок, не превышающий 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда, в адрес общества "Проминвест" проект договора купли-продажи земельного участка.
Суд также счел обоснованным взыскание с территориального управления в пользу общества на случай неисполнения решения судебной неустойки в размере 500 руб. за каждый день неисполнения решения суда.
Таким образом, заявленные требования удовлетворены правомерно.
Довод заявителя жалобы об отсутствии у него полномочий по принятию решений о распоряжении земельными участками площадью, превышающей 10 га, отклоняется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация.
Полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, наделено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (пункт 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации (пункт 4 указанного Положения).
Согласно пункту 4 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (действующего в спорный период), территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором (в которых) территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном названным Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с данным Положением.
В силу пункта 4.1.20 Типового положения территориальный орган самостоятельно осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
Согласно пункту 4.2.27 указанного Типового положения по поручению Росимущества территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе: продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решения о предоставлении земельных участков, не должны являться препятствием реализации права лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение законного решения в установленный срок.
Доводы заявителя основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы судов, с учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления подлежат отклонению.
Выводы судов в части прекращения производства по делу и взысканию судебной неустойки заявителем не обжалуются, законность судебных актов в этой части судом кассационной инстанции не проверяется, суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судом по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.10.2022 по делу
N А60-29499/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
Л.А.Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, наделено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (пункт 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
...
Согласно пункту 4 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (действующего в спорный период), территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором (в которых) территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном названным Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с данным Положением."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 июля 2023 г. N Ф09-3108/23 по делу N А60-29499/2022