Екатеринбург |
|
07 июля 2023 г. |
Дело N А76-27336/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Купреенкова В.А., Краснобаевой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Еткульсервис" на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, при содействии Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда приял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Еткульсервис" (далее - общество "Еткульсервис") - Гитинова А.С. (решение учредителя N 4 от 05.05.2020).
Общество "Еткульсервис" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее - Министерство) о признании недействительным отказа от 20.05.2022 N 015003 в получении технических условий на разработку проектной документации на строительство примыкания к автомобильной дороге Челябинск-Октябрьское Октябрьского муниципального района; об обязании устранить допущенное нарушение и выдать технические условия на обустройство примыкания к автомобильной дороге Челябинск - Октябрьское Октябрьского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Еткульсервис" просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение. Как отмечает заявитель, исходя из положений ГОСТ Р 52398-2005 следует, что требования о размещении примыканий не ближе 600 м, носит не обязательный характер (не императивный), то есть в зависимости от конкретных обстоятельств, данный нормативный акт допускает размещение примыканий к дорогам на более коротких расстояниях. При этом расстояние до ближайшего примыкания со стороны расположения земельного участка до примыкания на 18,880 км. (муниципальную дорогу на Еткуль - Селезян) составляет 592 м. Поэтому разница в 8 метров, по мнению общества, является несущественной. Расположение других примыканий с другой стороны автомобильной дороги от земельного участка не является нарушением ГОСТ Р 58653-2019, так как из текста данного нормативного акта не следует, что необходимо учитывать примыкания к автомобильной дороге с обеих сторон. Кроме того, заявитель полагает, что суды необоснованно переложили бремя доказывания на общество "Еткульсервис" в части невозможности организации съезда к земельному участку через примыкание к автомобильной дороге на км. 18,675 (слева), который расположен в охранной зоне магистрального нефтепровода АО "Транснефть - Урал". По мнению заявителя, в данном случае, бремя доказывания указанного обстоятельства лежало на ответчике, как специализированной организации в области дорожного строительства. Съезд на км. 18,675 (слева) является съездом на грунтовую, неорганизованную, проселочную дорогу (накатанная дорога). Ответчик в судебном заседании показал, что на этот съезд технические условия ему не передавались, то есть они отсутствуют. В судебном заседании представитель общества пояснил, что данная дорога образовалась для охраны трассы магистрального нефтепровода, проходящего в непосредственной близости от этой дороги, поэтому организовать насыпь и уложить дорожное полотно к земельному участку общества "Еткульсервис" возможно только с согласия собственника магистрального нефтепровода. При этом, как до магистрального нефтепровода, так и после расположены земли сельскохозяйственного назначения, которые находятся в ведении администрации Еткульского муниципального района. С учетом того, что организация вышеуказанного съезда по данным из картографического материала (данные аэрофотосъемки, находящиеся в материалах дела) должна была производиться по землям сельскохозяйственного назначения, которые находятся в ведении Еткульского муниципального района, заявитель считает, что необходимо было привлечь к участию в деле Администрацию Еткульского муниципального района и АО "Транснефть - Урал", и при необходимости назначить экспертизу о возможности организации подъездных путей к земельному участку общества "Еткульсервис" и выдаче соответствующих технических условий.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество "Еткульсервис" имеет на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 74:07:3001002:1232 (договор аренды от 30.08.2021 N 014/21), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, для сельскохозяйственного производства.
Общество "Еткульсервис" обратилось в Министерство с заявлением о получении технических условий на разработку проектной документации на строительство примыкания к автомобильной дороге "Челябинск - Октябрьское Октябрьского муниципального района".
Письмом от 20.05.2022 N 01-5003 Министерство отказало в получении технических условий на основании несоответствия нормам СП 34.13330.2021 и ГОСТ Р 58653-2019 - не обеспечено необходимое нормативное расстояние от существующего примыкания в 600 метров (л.д. 6).
Не согласившись с решением Министерства, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, общество "Еткульсервис" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, установив, что предполагаемое место примыкания нарушает нормативные требования в области безопасности дорожного движения, пришли к выводу о том, что оспариваемое решение Министерства является правомерным и не нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
Согласно статье 1 Закона об автомобильных дорогах действие настоящего Закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Статьей 3 Закона об автомобильных дорогах определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно части 1 статьи 20 Закона об автомобильных дорогах строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.
В силу части 5.1. статьи 20 Закона об автомобильных дорогах согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1 и 4 настоящей статьи, должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий.
Приказом Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области от 29.06.2020 N 219 утвержден Порядок выдачи согласия в письменной форме владельцем автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения Челябинской области в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения Челябинской области с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения Челябинской области к другой автомобильной дороге, а также перечень документов, необходимых для выдачи такого согласия" (вместе с "Порядком выдачи согласия в письменной форме владельцем автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения Челябинской области в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения Челябинской области с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения Челябинской области к другой автомобильной дороге, а также перечень документов, необходимых для выдачи такого согласия) (далее - Порядок N 219).
Согласно пункту 6 Порядка N 219 в целях получения согласия заявитель направляет письменное заявление о предоставлении согласия в Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 219 в заявлении указывается: наименование заявителя; данные о заявителе:
для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии); сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; идентификационный номер налогоплательщика; адрес места жительства; контактный телефон, факс (при наличии), адрес электронной почты (при наличии);
для юридического лица - полное наименование с указанием организационно-правовой формы; сведения о государственной регистрации юридического лица; идентификационный номер налогоплательщика; адрес (место нахождения); контактный телефон, факс, адрес электронной почты (при наличии);
цель получения согласия (строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечения и (или) примыкания);
состав и срок проведения работ;
кадастровые номера земельных участков (в случае, если земельные участки сформированы и осуществлена их постановка на государственный кадастровый учет);
планируемое место пересечения и (или) примыкания относительно автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения (номер и наименование автомобильной дороги с указанием участка в километрах, метрах и стороны (правая или левая));
срок действия согласия, достаточный для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта пересечения и (или) примыкания, но не более трех лет;
способ получения согласия (почтовая связь, электронная почта).
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 219 к заявлению прилагаются:
1) схема планируемого пересечения и (или) примыкания на земельных участках полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения в масштабе 1:500 с отображением:
пересечения и (или) примыкания;
границ полосы отвода и придорожных полос (в случае если они установлены в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации) автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения;
2) сведения об утверждении документации по планировке территории пересечения и (или) примыкания (при наличии);
3) копии ранее выданных согласий на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечения и (или) примыкания, в случае необходимости выдачи согласия на реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт существующих пересечений и (или) примыканий (при наличии).
На официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "https://mindortrans.gov74.ru" опубликованы Рекомендации к оформлению обращения за получением согласия владельца автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Челябинской области в соответствии с требованиями статей 19, 20, 22 и 26 Закона об автомобильных дорогах (далее - Рекомендации).
Согласно пункту 4.2.2 Рекомендаций для получения согласия на строительство, реконструкцию являющихся сооружениями...примыкания... предоставляются исходные данные, подготовленные по форме в соответствии с Приложением N 6 к настоящим Рекомендациям.
Судами установлено, что указанная в обращении общества "Еткульсервис" от 06.04.2022 на получение технических условий на разработку проектной документации на строительство примыкания отметка (19 км + 000 м) расположена вне границ земельного участка с кадастровым номером 74:07:3001002:1232, информация не позволяет однозначно идентифицировать место предполагаемого устройства примыкания к автомобильной дороге, не указаны участок в километрах, метрах и сторона (правая или левая) планируемого места примыкания относительно автомобильной дороги, цель получения согласия, состав и срок проведения работ, срок действия согласия и способ его получения.
Обозначенные нарушения явились основанием для принятия Министерством решения об отказе в рассмотрении заявления в соответствии с пунктом 12 Порядка N 219.
Следующим основанием решения от 20.05.2022 N 01-5003 Министерство указывает отсутствие возможности обеспечить требуемое нормами СП 34.13330.2021 и ГОСТ Р 58653-2019 нормативного расстояние до ближайших примыканий, поскольку на автомобильных дорогах III технической категории, к которой относится автомобильная дорога "Челябинск - Октябрьское Октябрьского муниципального района", допустимое расстояние между пересечениями и примыканиями составляет не менее 600 метров.
Согласно пункту 4.5.1 ГОСТ Р 58653-2019 количество пересечений и примыканий на дорогах категорий I-IV должно быть минимальным. На дорогах категории III пересечения и примыкания допускается предусматривать не чаще чем через 2 км с учетом конкретных условий (застройка, начертание существующей сети дорог и т.д.), но, как правило, не чаще чем через 600 м. Исходя из пункта 4.5.3 ГОСТ Р 58653-2019 такое расстояние измеряют между концами отгонов полос разгона и торможения при наличии таких полос и между окончаниями сопряжения проезжих частей в случае отсутствия таких полос.
Пункт 3.1.3 ГОСТ Р 52398-2005 устанавливает, что к классу "дороги обычного типа" относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам "автомагистраль" и "скоростная дорога", доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м. При этом, указанный пункт в отличие от пункта 4.5.1 ГОСТ Р 58653-2019 не требует учитывать конкретные условия (застройку, начертание существующую сеть дорог и т.д.) при устройстве таких примыканий. ГОСТ Р 52398-2005 носит обязательный характер.
В соответствии с требованиями пункта 6.11 СП 34.13330.2021 не допускается располагать пересечения и примыкания с внутренней стороны на кривых в плане радиусами менее: 2000 м - на дорогах категорий I и II и с радиусами, как правило, менее 800 м - на дорогах категорий III, IV. Примыкания второстепенной дороги с внешней стороны кривой в плане допускается размещать, как правило, при радиусе круговой кривой не менее 600 м. Допускается уменьшать радиусы кривых в плане, на которых располагаются примыкания второстепенных дорог, при условии обеспечения видимости.
Таким образом, судами верно указано, что минимальное расстояние в 600 метров имеет ключевое значение при рассмотрении вопроса об устройстве примыкания к Автомобильной дороге на участке км 18,288 - км 18,390.
Как установлено судами, расстояния от ближнего края земельного участка заявителя, который расположен на участке км 18,390 Автомобильной дороги, до ближайших к. нему примыканий, по арифметическим расчетам, по арифметическим расчетам, составляют: 88 метров до примыкания на участке км 18,478 (справа); 285 метров до примыканий на участке км 18,675 (справа и слева); 474 метра до примыкания на участке км 18,864 (справа); 490 метров до примыкания на участке км 18,880 (слева).
Расстояния от дальнего края земельного участка заявителя, который расположен на участке км 18,288 Автомобильной дороги, до ближайших к нему примыканий, по арифметическим расчетам, составляют: 190 метров до примыкания на участке км 18,478 (справа); 387 метров до примыканий на участке км 18,675 (справа и слева); 576 метров до примыкания на участке км 18,164 (справа); 592 метра до примыкания на участке км 18,880 (слева).
С учетом указанных обстоятельств у Министерства отсутствовала возможность выдать обществу "Еткульсервис" технические условия на разработку проектной документации на строительство примыкания к автомобильной дороге "Челябинск - Октябрьское Октябрьского муниципального района" как на участке км 18,288 - км 18,390, так и на км 19,000 указанной Автомобильной дороги при соблюдении нормативных требований, содержащихся в СП 34.13330.2021 и ГОСТ Р 58653-2019.
Вопреки доводам общества "Еткульсервис" возможное неправильное фактическое расположение километровых знаков на дату подачи заявления о выдаче согласия на примыкание к автомобильной дороге не имеет правового значения, поскольку несоблюдение 600 метрового расстояния до ближайших примыканий установлено также по фактическому местоположению предполагаемого примыкания (км 18,288 - км 18,390).
Ссылаясь на расположение в охранной зоне магистрального нефтепровода земельного участка примыкания к автомобильной дороге на км 18,675 (слева), заявитель не мотивировал невозможность организации съезда к своему участку с помощью данного примыкания, находящегося в общедоступном пользовании, а также не доказал, что наличие охранной зоны в отношении земельного участка препятствует движению автотранспорта через него (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании пункта 4.5.1 ГОСТ Р 58653-2019, и по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в силу статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, в связи с чем соответствующие доводы подлежат отклонению.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Еткульсервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с требованиями пункта 6.11 СП 34.13330.2021 не допускается располагать пересечения и примыкания с внутренней стороны на кривых в плане радиусами менее: 2000 м - на дорогах категорий I и II и с радиусами, как правило, менее 800 м - на дорогах категорий III, IV. Примыкания второстепенной дороги с внешней стороны кривой в плане допускается размещать, как правило, при радиусе круговой кривой не менее 600 м. Допускается уменьшать радиусы кривых в плане, на которых располагаются примыкания второстепенных дорог, при условии обеспечения видимости.
...
Расстояния от дальнего края земельного участка заявителя, который расположен на участке км 18,288 Автомобильной дороги, до ближайших к нему примыканий, по арифметическим расчетам, составляют: 190 метров до примыкания на участке км 18,478 (справа); 387 метров до примыканий на участке км 18,675 (справа и слева); 576 метров до примыкания на участке км 18,164 (справа); 592 метра до примыкания на участке км 18,880 (слева).
С учетом указанных обстоятельств у Министерства отсутствовала возможность выдать обществу "Еткульсервис" технические условия на разработку проектной документации на строительство примыкания к автомобильной дороге "Челябинск - Октябрьское Октябрьского муниципального района" как на участке км 18,288 - км 18,390, так и на км 19,000 указанной Автомобильной дороги при соблюдении нормативных требований, содержащихся в СП 34.13330.2021 и ГОСТ Р 58653-2019."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 июля 2023 г. N Ф09-3736/23 по делу N А76-27336/2022