Екатеринбург |
|
11 июля 2023 г. |
Дело N А71-14183/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Полуяктова А. С., Суспициной Л. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Удмуртской Республики", учреждение) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Обелиск" (далее - общество "Обелиск") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к ФКУ "Военный комиссариат Удмуртской Республики" о взыскании 411 960 руб. в возмещение расходов на изготовление и установку памятников участникам Великой Отечественной войны.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.02.2023 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, учреждение обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Кассатор ссылается на нарушение судами норм материального права и неполное выяснение имеющих значение для дела обстоятельств. Заявитель отмечает, что истец в подтверждение доводов на получение компенсации в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" предоставляет копии договоров уступки требования, заключенных между гражданкой Чулкиной О.Н. и обществом "Обелиск". Предметом указанных договоров является передача прав требования Чулкиной О.Н. расходов, связанных с изготовлением и установкой памятников в пользу общества "Обелиск". При этом ни в одном из пунктов договоров или приложений к ним не указано, какими документами установлено право требования компенсации ритуальных услуг Чулкиной О.Н. от имени родственников погибших. Материалы дела не содержат ни одного документа, подтверждающего переход прав требований родственников погибших военнослужащих в пользу Чулкиной О.Н., в связи с чем договоры не являются заключенными по причине отсутствия в них согласованного условия о предмете. Заявитель полагает, что судами не применен закон, подлежащий применению. Отметил, что уступка требования не допустима без согласия ответчика, которого материалы дела не содержат. Считает, договоры уступки требований, заключенные между Чулкиной О.Н. и обществом "Обелиск", а также передача прав требований родственников погибших военнослужащих в пользу Чулкиной О.Н. в соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации являются ничтожными сделками. Кроме того, учреждение не согласно с взысканием с него государственной пошлины по иску.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2022 году между Чулкиной Ольгой Николаевной (заказчик) и обществом "Обелиск" (подрядчик) заключены договоры подряда на выполнение работы по изготовлению и установке памятников участникам Великой Отечественной войны Ашихмину В.Р., Бабину Л.М., Козлову И.А., Лялину Н.А., Панину Ф.А., Сентебову Л.Н., Очееву Г.С., Петрачкову Ф.В., Сулейманову Г.С., Чернову Н.Н.
Впоследствии между Чулкиной О.Н. (цедент) и обществом "Обелиск" (цессионарий) заключены договоры цессии, предметом которых является уступка права требования к ответчику о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой памятников умершим участникам войны Ашихмину В.Р., Бабину Л.М., Козлову И.А., Лялину Н.А., Панину Ф.А., Сентебову Л.Н., Очееву Г.С., Петрачкову Ф.В., Сулейманову Г.С., Чернову Н.Н., за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.
Из представленных в материалы дела документов, следует, что Ашихмин В.Р. являлся участником Великой Отечественной войны (далее - ВОВ), награжден орденом Отечественной войны I степени (номер наградного документа 89, дата наградного документа 06.04.1985).
Факт оказания обществом "Обелиск" услуг, связанных с изготовлением и установкой памятника Ашихмину В.Р., подтвержден договором подряда от 20.07.2022 N 54, актом приемки выполненных работ, прейскурантом выполненных работ согласно договору, договором цессии от 20.07.2022 N 25, квитанцией N 003048.
Из представленных в материалы дела документов, в том числе, карточки награждения, следует, что Бабин Л.М. являлся участником ВОВ, награжден медалью "За победу над Японией".
Факт оказания ООО "Обелиск" услуг, связанных с изготовлением и установкой памятника Бабину Л.М. подтвержден договором подряда от 25.07.2022 N 58, актом приемки выполненных работ к договору и прейскурантом выполненных работ согласно договору, договором цессии от 25.07.2022 N 48, квитанцией N 003053.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Козлов И.А. являлся участником ВОВ и служил в Советской Армии.
Факт оказания обществом "Обелиск" услуг, связанных с изготовлением и установкой памятника Козлову И.А., подтвержден договором подряда от 27.04.2022 N 59, актом приемки выполненных работ к договору и прейскурантом выполненных работ согласно договору, договором цессии от 27.07.2022 N 49, квитанцией N 003055.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Лялин Н.А. являлся участником ВОВ и служил в Советской Армии.
Факт оказания обществом "Обелиск" услуг, связанных с изготовлением и установкой памятника Лялину Н.А., подтвержден договором подряда от 21.07.2022 N 55, актом приемки выполненных работ к договору и прейскурантом выполненных работ согласно договору, договором цессии от 21.07.2022 N 44, квитанцией N 003049.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Панин Ф.А. являлся участником ВОВ, награжден медалью "За отвагу", Орденом Красной Звезды 05.04.1985, медалью "За боевые заслуги" 20.01.1945.
Факт оказания обществом "Обелиск" услуг, связанных с изготовлением и установкой памятника Панину Ф.А., подтвержден договором подряда от 22.07.2022 N 57, актом приемки выполненных работ к договору и прейскурантом выполненных работ согласно договору, договором цессии от 22.07.2022 N 46, квитанцией N 003050.
Из представленных в материалы дела документов, в том числе архивной справки, следует, что Сентебов Л.Н. являлся участником ВОВ, награжден медалью "За боевые заслуги".
Факт оказания обществом "Обелиск" услуг, связанных с изготовлением и установкой памятника Сентебову Л.Н., подтвержден договором подряда от 22.07.2022 N 57, актом приемки выполненных работ к договору и прейскурантом выполненных работ согласно договору, договором цессии от 22.07.2022 N 52, квитанцией N 003057.
Из представленных в материалы дела документов, в том числе карточки награждения, следует, что Очеев Г.С. являлся участником ВОВ, награжден медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.".
Факт оказания обществом "Обелиск" услуг, связанных с изготовлением и установкой памятника Очееву Г.С., подтвержден договором подряда от 29.04.2022 N 18, актом приемки выполненных работ к договору и прейскурантом выполненных работ согласно договору, договором цессии от 29.04.2022 N 12, квитанцией N 003281.
Из представленных в материалы дела документов, в том числе карточки награждения, следует, что Петрачков Ф.В. являлся участником ВОВ, награжден медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.".
Факт оказания обществом "Обелиск" услуг, связанных с изготовлением и установкой памятника Петрачкову Ф.В., подтвержден договором подряда от 28.04.2022 N 19, актом приемки выполненных работ к договору и прейскурантом выполненных работ согласно договору, договором цессии от 28.04.2022 N 13, квитанцией N 003282.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Сулейманов Г.С. являлся участником ВОВ.
Факт оказания ООО "Обелиск" услуг, связанных с изготовлением и установкой памятника Сулейманову Г.С., подтвержден договором подряда от 20.07.2022 N 60, актом приемки выполненных работ к договору и прейскурантом выполненных работ согласно договору, договором цессии от 20.07.2022 N 50, квитанцией N 003056.
Из представленных в материалы дела документов, в том числе карточки награждения, следует, что Чернов Н.Н. являлся участником Великой Отечественной войны.
Факт оказания обществом "Обелиск" услуг, связанных с изготовлением и установкой памятника Чернову Н.Н., подтвержден договором подряда от 26.07.2022 N 61, актом приемки выполненных работ к договору и прейскурантом выполненных работ согласно договору, договором цессии от 26.07.2022 N 51, квитанцией N 003054.
Факты смерти Ашихмина В.Р., Бабина Л.М., Козлова И.А., Лялина Н.А., Панина Ф.А., Сентебова Л.Н., Очеева Г.С., Петрачкова Ф.В., Сулейманова Г.С., Чернова Н.Н., подтверждены справками Управления ЗАГС Администрации г. Ижевска УР, выданными по запросу суда. Факты установки памятников перечисленным участникам ВОВ подтверждены фотографиями мест захоронения и установки памятника, а также актами выполненных работ.
Истец направил ответчику заявление с требованием о возмещении расходов по изготовлению и установке надгробных памятников, ответчик расходы в указанном размере истцу не возместил.
Отказ ответчика в возмещении расходов, послужил основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили того, что право требовать компенсации понесенных расходов на изготовление и установку памятников участникам войны возникает в силу закона.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Аналогичная норма закреплена в пункте 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах).
Согласно статье 24 Закона о ветеранах погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
В пункте 1 статьи 11 Закона о погребении предусмотрено, что погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона о погребении умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.
В случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего (статья 6 Закона о погребении).
Следовательно, законодательными и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле.
Общество, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Закон о ветеранах и Закон о погребении не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника. Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.
В соответствии с пунктом 35 Приказа Минобороны России от 13.01.2008 N 5 оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
В соответствии с пунктом 2 Порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной Войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
В соответствии с пунктом 2 Порядка его действие распространяется на погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
Согласно пункту 36 Приказа Минобороны России от 13.01.2008 N 5 родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 38 Приказа Минобороны России от 13.01.2008 N 5 для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления. Оплата расходов по установке надгробных памятников производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего). Оплата стоимости услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не должна превышать норм расходов денежных средств, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 39 Приказа Минобороны России от 13.01.2008 N 5).
С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.07.2009 N 5622/09, истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников, в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Как установлено судами и усматривается из материалов настоящего дела, переход прав к истцу от заказчика работ осуществлен на основании договоров цессии от 20.07.2022 N 25; 25.07.2022 N 48; 27.07.2022 N 49; 21.07.2022 N 44; 22.07.2022 N 46; 22.07.2022 N 52; 29.04.2022 N 12; 28.04.2022 N 13; 20.07.2022 N 50; 26.07.2022 N 51.
Уведомление о состоявшейся уступке права требования возмещения расходов на изготовление и установку памятника было направлено истцом Военному комиссариату Удмуртской Республики.
Уступка права (требования) кредитора является одной из форм перемены лиц в обязательстве, влечет за собой переход прав кредитора к другому лицу и, как следствие, материальное и процессуальное правопреемство.
Надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что при заключении договора уступки стороны действовали исключительно с намерением причинить вред другому лицу, при рассмотрении настоящего дела ответчиком в материалы дела не представлено (статьи 8, 9, 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, доказательств, свидетельствующих о наличии как у истца, так и у Чулкиной О.Н. в связи с заключением договоров уступки права требования корыстной, противоправной цели, в материалах дела также не имеется и таких обстоятельств судами не установлено.
Указанные договоры уступки права требования в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.
Судами указано, что из системного анализа статьи 24 Закона о ветеранах и пункта 39 Приказа Министра обороны РФ от 13.01.2008 N 5 следует, что правоотношения, связанные с возмещением (оплатой) расходов на изготовление и установку надгробного памятника участнику ВОВ, возникают с момента фактического изготовления и установки памятника на месте захоронения участника ВОВ.
Судами установлено, что Ашихмин В.Р., Бабин Л.М., Козлов И.А., Лялин Н.А., Панин Ф.А., Сентебов Л.Н., Очеев Г.С., Петрачков Ф.В., Сулейманов Г.С., Чернов Н.Н. являлись участниками Великой Отечественной войны, а, следовательно, в силу статьи 24 Закона о ветеранах имеют право на увековечивание памяти за счет средств государства.
С учетом установленных по делу обстоятельств, в том числе ответов ЗАГС Администрации г. Ижевска Удмуртской Республики от 21.11.2022 на запрос арбитражного суда от 10.11.2022, представленных в материалы дело фотографий, ответчиком не опровергнутых и не оспоренных, исходя из системного анализа приведенных положений закона, суды обоснованно установили, что истец, понесший расходы по изготовлению и установке надгробных памятников участникам Великой Отечественной Войны, имеет право на возмещение данных расходов.
О наличии понесенных истцом расходов свидетельствует сам факт установления надгробных памятников, который подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, актами выполненных работ по договору подряда, квитанциями по форме БО-13 (01), фотографиями места захоронения и установки памятников участнику Великой Отечественной войны, что свидетельствует о надлежащем исполнении подрядчиком обязательств по изготовлению и установке надгробных памятников.
Размер и исполнение истцом обязательств по договору подряда подтвержден материалами дела, следовательно, задолженность ответчика по возмещению расходов на изготовление и установку надгробного памятника с учетом норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 460, составляет 411 960 руб.
Суды обоснованно указали, что понесенные истцом расходы на изготовление и установку надгробных памятников участникам Великой Отечественной Войны подлежат возмещению военным комиссариатом с учетом предоставления обществом полного пакета документов, предусмотренного пунктом 38 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих по каждому надгробному памятнику.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что истец надлежащим образом исполнил свои обязательства по изготовлению и установке надгробных памятников умершим участникам ВОВ, понесенные истцом расходы подтверждены материалами дела в том числе, договорами на изготовление и установку памятника, актами выполненных работ, квитанциями, фотографиями места захоронения и установки памятников участникам Великой Отечественной войны, при этом данные расходы ответчиком не возмещены, суды пришли к правильному выводу о наличии у истца права на компенсацию указанных расходов.
При таких обстоятельствах исковые требования правомерно удовлетворены судами.
Ссылка учреждения о том, что взыскание с него судебных расходов является неправомерным, поскольку учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины в силу закона, судом округа отклоняется как ошибочная. Такой довод противоречит положениям части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах". Как верно отмечено апелляционным судом, суд, взыскивая с ответчика судебные расходы истца по уплаченной им в бюджет государственной пошлины, возлагает на ответчика не обязанность по уплате государственной пошлины в бюджет, а компенсирует истцу расходы, равные размеру государственной пошлины при подаче заявления в суд.
Все доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом заявитель фактически ссылается не на незаконность обжалуемых судебных актов, а выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, просит еще раз пересмотреть данное дело по существу, переоценить имеющиеся в деле доказательства.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
А.С. Полуяктов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Размер и исполнение истцом обязательств по договору подряда подтвержден материалами дела, следовательно, задолженность ответчика по возмещению расходов на изготовление и установку надгробного памятника с учетом норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 460, составляет 411 960 руб.
...
Ссылка учреждения о том, что взыскание с него судебных расходов является неправомерным, поскольку учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины в силу закона, судом округа отклоняется как ошибочная. Такой довод противоречит положениям части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах". Как верно отмечено апелляционным судом, суд, взыскивая с ответчика судебные расходы истца по уплаченной им в бюджет государственной пошлины, возлагает на ответчика не обязанность по уплате государственной пошлины в бюджет, а компенсирует истцу расходы, равные размеру государственной пошлины при подаче заявления в суд."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 июля 2023 г. N Ф09-3004/23 по делу N А71-14183/2022