Екатеринбург |
|
16 ноября 2010 г. |
Дело N А60-14755/2010-С5 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Маликовой Э.М.,
судей Сулейменовой Т.В., Смирнова А.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - общество "ТГК N 9") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2010 по делу N А60-14755/2010-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2010 по указанному делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "ТГК N 9" - Мансурова Е.А. (доверенность от 24.12.2009 N 28);
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - управление Росреестра) - Куйдан А.В. (доверенность от 06.05.2010 N 08-18/862);
федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - предприятие) - Писаренко С.В. (доверенность от 15.06.2010).
Общество "ТГК N 9" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия управления Росреестра, выразившееся в неисправлении кадастровой ошибки в составе сведений государственного кадастра недвижимости об удельном показатели кадастровой стоимости земельного участка и кадастровой стоимости земельного участка площадью 3740 кв. м с кадастровым номером 66:48:0302001:12, расположение которого установлено относительно ориентира - здание градирни, расположенное в границах участка по адресу: Свердловская обл., г. Качканар, промышленная зона; обязании Управления Росреестра исправить кадастровую ошибку путем внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении сведений об удельном показатели кадастровой стоимости, сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка, соответствующих десятому виду разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; л. д. 87, 88).
Определениями суда от 23.04.2010, 25.05.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, предприятие.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2010 (судья Евдокимов И.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Бездействие управления Росреестра по Свердловской области в части неисправления кадастровой ошибки признано незаконным. На управление Росеестра возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в силу решения суда принять решение о необходимости устранения кадастровой ошибки с указанием конкретной даты выявления ошибки, описания ошибки с указанием документа, в котором допущена ошибка, обоснованием квалификации сведений как ошибочных, указанием в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2010 (судьи Гребенкина Н.А., Голубцова Ю.А., Дюкин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения
В кассационной жалобе общество "ТГК N 9" просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 3, 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости N 221-ФЗ), ст. 13, ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель не согласен с выводами об отсутствии у управления Росреестра возможности самостоятельно исправить кадастровую ошибку, указывая на то, что в его основу положено письмо Росрегистрации от 03.04.2009 N 3-1324-Е, которое носит рекомендательный характер, разъясняющий подчиненным органам порядок их действий при обнаружении ими кадастровых ошибок и не является нормативным правовым актом. По мнению общества "ТГК N9", неправомерным также является и вывод о том, что непосредственно решение об исправлении кадастровой ошибки может быть принято лишь иными лицами, на основании документов которых в государственном кадастре недвижимости были воспроизведены ошибочные сведения, полагая, что Управление Росреестра является уполномоченным органом по ведению государственного кадастра, в том числе и на исправление кадастровой ошибки. Кроме того, заявитель считает, что судебные акты в части обязания Управления Росреестра принять решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направить его на следующий день заказчику работ по государственной кадастровой оценке земель, не обеспечат восстановление нарушенных прав общества "ТГК N 9".
Предприятие и управление Росреестра в отзывах на кассационную жалобу возражают против изложенных в ней доводов, просят судебные акты оставить без изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Свердловэнерго" (правопредшественник общества "ТГК N 9") на праве постоянного бессрочного пользования предоставлен земельный участок площадью 0,3740 га, расположенный по адресу: г. Качканар, промплощадка (градирня), что подтверждается свидетельством на право постоянного (бессрочного) пользования землей N 11053, выданным 10.04.1998.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 17.09.2009 N 6648/201/09-5267, земельный участок площадью 3740 кв. м с кадастровым номером 66:48:0302001:12, местоположение которого установлено относительно ориентира - здания градирни, расположенного в границах участка по адресу: г. Качканар, промплощадка (градирня), относится к категории земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование - для эксплуатации зданий и сооружений, его кадастровая стоимость составляет 2 941 360,4000 руб., удельный показатель кадастровой стоимости (руб./м2) - 786,4600.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены на основании постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", утвердившего средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по 15-ти группам видов разрешенного использования.
В соответствии с отчетом об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Свердловской области спорный земельный участок отнесен к 9-й группе видов разрешенного использования.
В письме от 29.07.2009 N 6058/65 заявитель обратился в управление Росреестра с просьбой об уточнении размера кадастровой стоимости, в том числе спорного земельного участка, исходя из средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков 10 группы видов разрешенного использования, поскольку спорный земельный участок относится именно к данной группе видов разрешенного использования.
В ответ на данное обращение управление Росреестра в письме от 25.08.2009 N 05-10/1938 сообщило обществу "ТГК N 9" о том, что в ходе проверки сведений государственного кадастра недвижимости по указанному земельному участку были выявлены кадастровые ошибки экономических характеристик земельных участков (о кадастровой стоимости земельного участка), основанием которых явились ошибки в Постановлении Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
В письме от 23.11.2009 N 6001-1/671 общество "ТГК N 9" обратилось в управление Росреестра с просьбой предоставить решения об устранении кадастровых ошибок, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:48:0302001:12, а также развернутый расчет кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2009.
Письмом от 22.12.2009 N 05-10/2940 управление Росреестра сообщило заявителю о том, что принятое на основании п. 5 ст. 28 Закона о государственном кадастре недвижимости N 221-ФЗ решение о необходимости устранения кадастровых ошибок, в том числе по спорному земельному участку письмом от 21.08.2009 N 05-10/1923 передано в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в целях проведения уточняющих расчетов кадастровой стоимости земельных участков исполнителем работ.
В письме от 11.01.2010 N 6001-051/1 общество "ТГК N 9" повторно обратилось в управление Росреестра с просьбой направить ему решения об устранении выявленных ошибок.
Управление Росреестра в письме от 03.02.2010 N 05-10/164 сообщило заявителю о том, что решение об исправлении выявленной кадастровой ошибки может быть принято после представления Правительством Свердловской области в органы кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия изменений в постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Общество "ТГК N 9", полагая, что бездействие заинтересованного лица, выразившееся в неисправлении кадастровой ошибки в составе сведений государственного кадастра недвижимости об удельном показатели кадастровой стоимости спорного земельного участка и его кадастровой стоимости, нарушает его права и законные интересы, так как неправильное отнесение земельного участка к девятому виду разрешенного использования повлекло за собой существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка и необходимость уплаты завышенной суммы земельного налога, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что факт наличия кадастровой ошибки, выразившейся в указании в составе сведений государственного кадастра недвижимости информации об удельном показателе кадастровой стоимости и кадастровой стоимости спорного земельного участка, соответствующей девятой группе видов разрешенного использования, и необходимости исправления данной ошибки путем указания сведений, соответствующих десятой группе видов разрешенного использования, заинтересованное лицо не оспаривает и признает.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила кадастровой оценки), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Пунктом 10 указанных Правил кадастровой оценки установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и в соответствии с Правилами кадастровой оценки земель Правительством Свердловской области принято постановление от 19.12.2008 N 1347-ПП, которым по состоянию на 01.01.2007 утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Свердловской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по 15-ти группам видов разрешенного использования.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 Закона о государственном кадастре недвижимости N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На основании ч. 3 ст. 16 Закона о кадастре N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п. 7, 10 - 17 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Статьей 28 Закона о кадастре N 221-ФЗ предусмотрена возможность исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 названной статьи ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 данного Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре N 221-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 28 Закона о кадастре N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 данной статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
В рассматриваемом случае суды, установив, что органом кадастрового учета выявлена кадастровая ошибка в кадастровых сведениях о спорном земельном участке в части сведений о его удельном показателе кадастровой стоимости и кадастровой стоимости, внесенных в порядке информационного взаимодействия на основании постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, которую заинтересованное лицо самостоятельно в соответствии с действующим законодательством устранить не может, правомерно указали на необходимость её устранения в порядке информационного взаимодействия путем направления решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в орган, уполномоченный утверждать результаты государственной кадастровой оценки.
При этом, принимая во внимание, что доказательств, свидетельствующих о составлении управлением Росреестра протокола о выявлении кадастровой ошибки в сведениях, принятия решения о необходимости устранения кадастровой ошибки, доведения до сведения иных лиц, участвующих в исправлении кадастровой ошибки в порядке информационного взаимодействия, в материалы дела не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суды правомерно признали бездействие заинтересованного лица незаконным, как несоответствующее ст. 28 Закона о государственном кадастре недвижимости N 221-ФЗ, и, руководствуясь ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязали управление Росреестра в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя принять решение о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях, которое не позднее следующего дня направить в порядке информационного взаимодействия в орган, уполномоченный утверждать результаты государственной кадастровой оценки.
Доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении судом ст. 3, 28 Закона о государственном кадастре недвижимости N 221-ФЗ, ст. 13, ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с наличием, по мнению общества "ТГК N 9", у управления Росреестра возможности самостоятельно исправить кадастровую ошибку, отклоняются судом кассационной инстанции с учетом изложенного, как основанные на неверном толковании указанных норм. При этом иное толкование заявителем положений законодательства не свидетельствует о его неправильном применении судом.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены или изменения судебного акта в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В соответствии с подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, принятых по результатам рассмотрения заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, подлежит уплате государственная пошлина в размере 1000 руб.
Поскольку заявителем при подаче кассационной жалобы была уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. по платежному поручению от 28.09.2010 N 63387, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату обществу "ТГК N 9" из федерального бюджета в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2010 по делу N А60-14755/2010-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2010 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 9" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе, излишне уплаченной по платежному поручению от 28.09.2010 N 63387, которое находится в материалах дела.
Председательствующий |
Э.М. Маликова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 данного Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре N 221-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 28 Закона о кадастре N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 данной статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 ноября 2010 г. N Ф09-9467/10 по делу N А60-14755/2010