Екатеринбург |
|
17 июля 2023 г. |
Дело N А60-54880/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2023 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Ященок Т.П., Лукьянов В.А.
при ведении протокола помощником судьи Палкиной А.В., путем использования системы веб-конференции рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Западная Сибирь" (далее - общество "Лукойл-Западная Сибирь") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.01.2023 по делу N А60-54880/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Западная Сибирь" - Григорьева Л.А. (доверенность от 22.03.2022 N 215/22, паспорт, диплом).
В судебном заседании в Арбитражном суде Уральского округа приняли участие представители Департамента по недропользованию по Уральскому Федеральному округу (далее - Департамент) - Кузьминых Т.В. (доверенность от 05.06.2023, паспорт, диплом), Винаров А.Н. (доверенность от 15.06.2023, паспорт, диплом); публичного акционерного общества "Сургутнефтегаз" - Соколов А.А. (доверенность от 19.12.2022 N 2828-Д, паспорт), Шамурина Е.В. (доверенность от 01.01.2022 N 993-Д, паспорт, диплом).
В судебном заседании от общества "Лукойл-Западная Сибирь" поступило ходатайство о приостановлении производства по кассационной жалобе, в связи с рассмотрением в Арбитражном суде Свердловской области дела А60-15684/2023.
Согласно части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случаях невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
По смыслу названной нормы факты, рассматриваемые при разрешении другого дела, рассматриваемого арбитражным судом, должны иметь значение для дела, рассмотрение которого подлежит приостановлению, то есть возможность влиять на разрешение дела по существу.
Судом кассационной инстанции таких оснований не установлено.
В связи с чем, в удовлетворении ходатайства общества "Лукойл-Западная Сибирь" о приостановлении производства по кассационной жалобе следует отказать.
Общество "Лукойл-Западная Сибирь" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Департаменту о признании незаконными решений Аукционной комиссии организатора торгов, изложенных в Протоколе Департамента от 24.08.2022 рассмотрения заявок на участие в аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (углеводородное сырье) на участке недр "Нятлонгский" в Ханты - Мансийском автономном округе, обязании Департамент устранить допущенные нарушения.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - общество "Сургутнефтегаз"), Федеральное агентство по недропользованию, общество с ограниченной ответственностью "УДС Нефть" (далее - общество "УДС Нефть").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.01.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Лукойл-Западная Сибирь" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального, процессуального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы обращает внимание суда округа на то, что судами применены положения части 7 статьи 13.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) в редакции, утратившей силу в период объявления аукциона.
Кроме того, по мнению заявителя кассационной жалобы, судами, в нарушение части 7 статьи 71, пунктов 2 и 3 части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ, проигнорированы доказательства, представленные заявителем, не дана правовая оценка доводам и доказательствам заявителя о необоснованности решений аукционной комиссии; не учтено, что решение аукционной комиссии не содержит обоснований и конкретных причин отказа с учетом предоставления обществом полного пакета документов для участия в аукционе; проигнорировано письмо Федерального агентства по недропользованию о необоснованности отклонения заявки общества "Лукойл-Западная Сибирь".
Заявитель также ссылается на то, что в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе не указаны конкретные специальности и технические средства, конкретные виды работ по добыче и разведке, которые, по мнению комиссии, не предоставлены обществом "Лукойл-Западная Сибирь", а также не указаны порядок и критерии проведенной комиссией оценки представленных заявителями заявочных материалов, обеспечивающий одинаковый подход к их оценке.
Отмечает, что судами неправильно квалифицирован договор с обществом с ограниченной ответственностью "Буровая компания "Евразия" (далее - общество "Буровая компания "Евразия") от 01.08.2022 N 22С1800, без учета всех обстоятельств дела и подтверждающих документов, в отсутствие системного подхода к толкованию договора, условий договора, действительной воли сторон, цели договора, как этого требуют правила толкования договора.
В отзывах на кассационную жалобу департамент и общество "Сургутнефтегаз" просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Приказом Департамента от 30.06.2022 N 171 (далее - Приказ) было принято решение о проведении аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (углеводородное сырье) на участке недр "Нятлонгский", которым, в том числе, были установлены Требования к содержанию заявки на участие в аукционе (приложение 5 к Приказу) (далее - Требования).
Указанным приказом также утвержден Порядок и условия проведения аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (углеводородное сырье) на участке недр "Нятлонгский" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Порядок и условия аукциона).
В установленный срок на участие в Аукционе поступили заявки от трех недропользователей: общество "Сургутнефтегаз", общество "Лукойл-Западная Сибирь" и общество "УДС нефть".
На заседании Аукционной комиссии, оформленном Протоколом от 24.08.2022, установлено, что заявка общества "Сургутнефтегаз" соответствует Закону о недрах и Правилам проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения, в электронной форме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 N 2499 (далее - Правила N2499), а также Порядку и условиям аукциона.
Рассмотрев заявочные материалы общества "Лукойл-Западная Сибирь" на соответствие требованиям Закона РФ о недрах и Правилам N 2499, решению о проведении аукциона, а также Требованиям к аукционной документации, Комиссия отметила, что заявочные материалы не соответствуют основным задачам и условиям проведения работ по разведке и добыче полезных ископаемых, в том числе в части обеспеченности техническими средствами и квалифицированными специалистами, так как заявителем не представлены данные о том, что заявитель обладает или будет обладать квалифицированными специалистами и техническими средствами, необходимыми для проведения работ по разведке и добыче.
Установив несоответствие заявки общества установленным требованиям, Аукционной комиссией принято решение на основании пункта 1,3 статьи 14 Закона РФ "О недрах", пункта 57 Правил об отказе в приеме заявки общества "Лукойл-Западная Сибирь" на участие в аукционе на право пользования участком недр "Нятлонгский", в связи с несоответствием заявки требованиям подпункта "ж" пункта 37 Правил N 2499, подпункта "ж" пункта 3 Требований (пункт 10.1 Протокола от 24.08.2022).
Считая указанное решение Аукционной комиссии незаконным, общество "Лукойл-Западная Сибирь" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Не установив совокупности оснований для признания незаконным решения аукционной комиссии, суды отказали в удовлетворении заявленных требований.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно положениям пункта "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и статье 1.2 Закона Российской Федерации О недрах вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий (часть 3 статьи 1.1 Закона о недрах).
В соответствии со статьей 13.1 Закона о недрах аукцион на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения (далее также - аукцион), проводится в электронной форме в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Принятие решений о проведении аукциона, о составе аукционной комиссии осуществляются Правительством Российской Федерации - в отношении участков недр федерального значения; органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении участков недр местного значения; федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами - в отношении участков недр, за исключением участков недр федерального или местного значения.
Правила проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения, в электронной форме утверждены Правилами N 2499.
Пунктом 15 Правил установлено, что организатор аукциона осуществляет, в том числе: подготовку проекта решения о проведении аукциона, порядка и условий проведения аукциона, регламента работы аукционной комиссии, требований к содержанию заявки и прилагаемых к ней документов (далее - требования к аукционной документации), а также проектов изменений в указанные документы; утверждение порядка и условий проведения аукциона, регламента работы аукционной комиссии, требований к аукционной документации, принятие решений о внесении изменений в указанные документы; подготовку и предоставление заинтересованным лицам разъяснений содержания решения о проведении аукциона, порядка и условий проведения аукциона и требований к аукционной документации.
В соответствии с пунктом 5.2.4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, Роснедра и его территориальные органы осуществляют проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами.
В соответствии с Положением о Департаменте по недропользованию по Уральскому федеральному округу, утвержденным Приказом Федерального агентства по недропользованию от 03.04.2014 N 205 Департамент является территориальным органом, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
Как следует из материалов дела и установлено судами, приказом Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу (Уралнедра) от 30.06.2022 N 171 было принято решение о проведении аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (углеводородное сырье) на участке недр "Нятлонгский", которым, в том числе, были установлены Требования к содержанию заявки на участие в аукционе (приложение 5 к Приказу) (далее - Требования).
Указанным приказом также утвержден Порядок и условия проведения аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (углеводородное сырье) на участке недр "Нятлонгский" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Порядок и условия аукциона).
Согласно подпункту "ж" пункта 3 Требований к заявке на участие в аукционе (далее - Заявка) необходимо приложить данные о том, что заявитель обладает или будет обладать квалифицированными специалистами и техническими средствами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами: (а) перечень квалифицированных специалистов, являющихся сотрудниками заявителя, а также квалифицированных специалистов юридических и физических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных использованием участком недр, планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц), с приложением штатных расписаний заявителя и (или) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых для осуществления пользования участком недр, подтверждающих наличие квалифицированных специалистов, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр; (б) перечень технических средств заявителя, а также технических средств юридических и физических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц), с приложением данных регистров бухгалтерского учета, отражающих информацию по основным средствам заявителя и (или) юридических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр, подтверждающую наличие технических средств, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр; (в) копии договоров с юридическими и физическими лицами, привлекаемыми для осуществления пользования участком недр, в том числе заключенные под отлагательным условием в соответствии со статьей 157 Гражданского кодекса Российской Федерации РФ (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется проводить с привлечением юридических или физических лиц) (далее совместно - Сведения о квалифицированных специалистах и технических средствах).
Аналогичное требование содержится в подпункте "ж" пункта 37 Правил N 2499.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, установив, что заявочные материалы общества "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" не соответствовали положениям Правил N 2499 и установленным Требованиям, основным задачам и условиям проведения работ по разведке и добыче полезных ископаемых, в том числе в части обеспеченности техническими средствами и квалифицированными специалистами, учитывая, что данные о том, что общество "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" обладает или будет обладать квалифицированными специалистами и техническими средствами, необходимыми для проведения работ по разведке и добыче в нарушение положений подпункта "ж" пункта 37 Правил N 2499, подпункта "ж" пункта 3 Требований, представлены не были, комплект заявочных материалов не содержал документы, подтверждающие наличие квалифицированных специалистов и технических средств для эффективного и безопасного выполнения всего комплекса работ при пользовании недрами в соответствии с целевым назначением, суды пришли к обоснованному выводу о правомерности Решения аукционной комиссии от 24.08.2022.
Отклоняя доводы общества "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" о представлении всех необходимых документов, суды справедливо исходили из того, что простое перечисление в заявлении прилагаемых к заявке документов, предусмотренных Правилами, а также приложение к заявлению скриншотов прикрепленных к заявке материалов, не является надлежащими доказательствами, опровергающими правильность выводов аукционной комиссии, изложенных в протоколе.
При этом, судами учтено, что представленные заявителем скриншоты подтверждают наличие квалифицированных специалистов, технологической и технической возможности проведения работ, но только по геологическому изучению участка и не содержат доказательств наличия возможности комплексного освоения Нятлонгского месторождения в части разведки и добычи углеводородного сырья.
Суд апелляционной инстанции, кроме того, правомерно исходил из того, что поскольку целевым назначением объявленного аукциона на право пользования недрами участка недр "Нятлонгский" являлось геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, с учетом положений пунктов 2, 3, 5 части 1 статьи 23, статьи 23.2 Закона "О недрах", требований Временного положения об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ, утвержденного приказом Минприроды РФ от 07.02.2001 N 126, прилагаемые к заявке сведения о квалифицированных специалистах и технических средствах должны подтверждать наличие у заявителя возможности проведения всего комплекса работ на участке недр, как геологического изучения недр, так и разведочных и добычных работ.
В связи с этим, как правомерно заключил суд апелляционной инстанции, на момент рассмотрения заявки от участника должны поступить документы, обосновывающие все стадии работ, а также документы о составе специалистов и оборудования, которые будут привлечены для выполнения этих стадий.
Отсутствие таких документов позволило комиссии сделать правильный вывод о не обеспеченности техническими средствами, специалистами, необходимыми для проведения разведочных и добычных работ, и об отсутствии подтверждающих документов для всего комплекса работ в соответствии с Основными условиями пользования недрами.
Кроме того, оценив договор от 01.08.2022 N 22С1800 с обществом с ограниченной ответственностью "Буровая компания "Евразия", суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что указанный договор имеет ограниченный предмет правового регулирования - бурение поисково-оценочной скважины по результатам составления и утверждения "Проекта поисково-оценочных работ на Нятлонгском лицензионном участке" и не предусматривает разведочного и эксплуатационного бурения скважин.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оснований для переоценки изложенных выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доказательств, опровергающих выводы судов, материалы дела не содержат (статьи 9, 65, части 5 статьи 200 АПК РФ).
Доводы заявителя кассационной жалобы о применении судами положений части 7 статьи 13.1 Закон о недрах в редакции, утратившей силу в период объявления аукциона, судом округа не принимаются, поскольку данное обстоятельство с учетом положений части 7 статьи 13.1 Закона о недрах в действующей редакции, а также Правил N 2499, не привело к принятию неверных судебных актов.
Иные доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
В соответствии с абзацем вторым пункта 32 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с судебными актами не свидетельствует о неправильном применении судами норм процессуального права и не может служить достаточным основанием для их отмены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.01.2023 по делу N А60-54880/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Западная Сибирь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции, кроме того, правомерно исходил из того, что поскольку целевым назначением объявленного аукциона на право пользования недрами участка недр "Нятлонгский" являлось геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, с учетом положений пунктов 2, 3, 5 части 1 статьи 23, статьи 23.2 Закона "О недрах", требований Временного положения об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ, утвержденного приказом Минприроды РФ от 07.02.2001 N 126, прилагаемые к заявке сведения о квалифицированных специалистах и технических средствах должны подтверждать наличие у заявителя возможности проведения всего комплекса работ на участке недр, как геологического изучения недр, так и разведочных и добычных работ.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы о применении судами положений части 7 статьи 13.1 Закон о недрах в редакции, утратившей силу в период объявления аукциона, судом округа не принимаются, поскольку данное обстоятельство с учетом положений части 7 статьи 13.1 Закона о недрах в действующей редакции, а также Правил N 2499, не привело к принятию неверных судебных актов."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 июля 2023 г. N Ф09-3136/23 по делу N А60-54880/2022