Екатеринбург |
|
19 июля 2023 г. |
Дело N А71-17790/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.
судей Лукьянова В.А., Ященок Т.П.
при ведении протокола помощником судьи Молокановым А.Э., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее - общество "Городская УК", общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.01.2023 по делу N А71-17790/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" принял участие представитель общества "Городская УК" - Урсегов Дмитрий Анатольевич (доверенность от 23.12.2022 N 350, диплом, паспорт).
Общество "Городская УК" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска (далее - Управление) от 19.10.2022 N 1230/06-02 о проведении документарной внеплановой проверки.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Городская УК" ссылается на неполное рассмотрение судами совокупности фактических обстоятельств настоящего спора, просит указанные судебные акты отменить, полагая нарушенными нормы процессуального права, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы обществом приведены доводы, что решение о проведении внеплановой документарной проверки принято с нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336). Отмечает, что отношения общества "Городская УК" и ресурсоснабжающих организаций в части осуществления межведомственных расчетов не представляют угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом правам потребителей жилого помещения, собственник которого обратился с жалобой в Управление. Утверждение о возможном отключении поставляемых коммунальных ресурсов является несостоятельным, не обосновано нормами права и не подтверждается материалами мотивированного представления о проведении контрольного мероприятия. Суды не выявили нарушения прав и законных интересов лица, которое обратилось с жалобой, в то время, как именно данная жалоба указана как основание для проведения проверки общества.
В отзыве на кассационную жалобу Управление указывает, что судебные акты являются законными и обоснованными, вынесенное уполномоченным лицом Управления решение не нарушает права и законные интересы общества "Городская УК" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Городская УК" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 29.04.2015 N 018-000082, выданной Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики.
В Управление 09.09.2022 поступило обращение гражданина Зубаревой М.Н. с доводами о наличии задолженности общества "Городская УК" перед ресурсоснабжающими организациями за коммунальные услуги на общедомовые нужды, что, по мнению Зубаревой М.Н., нарушает ее права как лица, добросовестно исполняющего свои обязанности по оплате за коммунальные услуги, а также нарушает установленный федеральным законодательством порядок перечисления управляющей компанией денежных средств поученных от собственников многоквартирного дома в ресурсоснабжающую организацию, создаст угрозу отключения от поставляемых ресурсоснабжающими организациями ресурсов.
В подтверждение указанных доводов Зубарева М.Н. приложила письмо публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - общество "Т Плюс") от 08.09.2022 N 71400-11/3-47, согласно которому объемы поставленного ресурса в многоквартирный дом N 45 по ул. 10 лет Октября г. Ижевска обществом "Городская УК" начисляются в следующих договорах: по поставке тепловой энергии в договоре N К2531; по поставке горячей воды в договоре N Г2572 (только для общедомовых нужд); по поставке электрической энергии в договоре N Р10096 (только для общедомовых нужд).
Также общество "Т Плюс" сообщило, что обществом "Городская УК" оплата за поставленные ресурсы (горячая вода, электрическая энергия) осуществляется только на основании конкретных решений Арбитражного суда Удмуртской Республики по каждому договору и ресурсу непосредственно за несколько дней (недель) до рассмотрения апелляционных жалоб общества "Городская УК" в Семнадцатом арбитражном апелляционном суде, г. Пермь. Общество "Городская УК" оплату за поставленные ресурс в неоспариваемой части до рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции не производит.
В связи с поступившим обращением специалистом Управления в адрес начальника Отдела расчетом за жилищно-коммунальные услуги - муниципального жилищного инспектора Данышевой Н.В. направлено мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия от 19.10.2022 N 4756, согласно которому достоверность сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (правам и законным интересам граждан, их имуществу) будет определена в ходе проверки. В связи с чем, предлагается провести контрольное (надзорное) мероприятие: документарную проверку в отношении общества "Городская УК".
Управлением 19.10.2022 вынесено решение N 1230/06-02 о проведении документарной внеплановой проверки в отношении общества "Городская УК" в связи с угрозой причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на основании мотивированного представления от 19.10.2022 N 4756 (обращение от 09.09.2022 N 4756-3) о фактах нарушения порядка соблюдения правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, в части осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, за период с 01.01.2021 по 31.08.2021.
В пункте 3 указанного решения значится, что документарная проверка проводится в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (N 094).
Согласно пункту 13 решения от 19.10.2022 N 1230/06-02 в целях проведения документарной проверки контролируемому лицу необходимо представить копии оборотно-сальдовой ведомости начислений и оплат за все жилищно-коммунальные услуги (жилищные услуги, в т.ч. коммунальные) помесячно в разрезе предъявлено ресурсоснабжающей организацией по договору; начислено потребителям по всем жилищно-коммунальным услугам; оплачено потребителями по всем жилищно-коммунальным услугам; начислено поставщику за жилищно-коммунальные услуги по всем управляющим компаниям, согласно договорам (включая нежилые помещения) за период с 01.01.2021 по 31.08.2022.
Управлением 20.10.2022 в адрес общества "Городская УК" направлено уведомление N 1230/06-02 о проведении внеплановой документарной проверки, а также необходимости в течение десяти дней представления документов, указанных в пункте 13 решения о проведении проверки.
Полагая, что решение Управления о проведении внеплановой документарной проверки является незаконным, общество "Городская УК" обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Рассмотрев заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение, вынесенное уполномоченным лицом Управления, не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Оснований для иного вывода у суда кассационной инстанции не имеется в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Исходя из норм пункта 16 статьи 12, части 1.1 статьи 20, части 1, 3 статьи 192, части 2 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 2 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40- РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", пунктам 2.1.1, 2.13 решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 N 314 "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно - коммунального хозяйства Администрации города Ижевска" Управление осуществляет функции муниципального жилищного контроля, а также отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю. Управление наделено полномочиями по государственному и муниципальному жилищному надзору, а также лицензионному контролю вправе осуществлять проверки надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома. Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право, в том числе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
Таким образом, суды правомерно определили, что оспариваемый по делу ненормативный правовой акт принят полномочным органом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) одним из оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий является наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Согласно части 1 статьи 58 Закона N 248-ФЗ сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает: 1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации; 2) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия, специальных режимов государственного контроля (надзора), в том числе в отношении иных контролируемых лиц.
По итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия (пункт 1 статьи 60 Закона N 248-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона N 248-ФЗ для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа.
Согласно действующему законодательству, в 2022 году контрольные (надзорные) мероприятия проводились с особенностями, установленными Постановлением N 336.
В силу подпункта "б" пункта 3 Постановления N 336 (в редакции, постановлением Правительства РФ от 17.08.2022 N 1431) в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно без согласования с органами прокуратуры в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.
Суды верно учли, что в рассматриваемом случае основанием для вынесения решения от 19.10.2022 N 1230/06-02 о проведении в отношении заявителя внеплановой документарной проверки послужило обращение гражданки Зубаревой М.Н. (от 09.09.2022 вх. N 4756-З) с доводами о наличии задолженности у общества "Городская УК", которое в спорный период осуществляло управление многоквартирным домом N 45 по ул. 10 лет Октября г. Ижевска, перед ресурсоснабжающими организациями за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
Средства, получаемые управляющей компанией от собственников (пользователей) помещений в многоквартирном жилом доме в качестве обязательных платежей, носят целевой характер - оплата жилищно-коммунальных услуг, оказанных ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями, и не поступают в собственность управляющей компании.
Управляющая компания, выступая посредником между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организаций, получая от потребителей денежные средства, является транзитным звеном и обязана возместить затраты ресурсоснабжающей организации на предоставленные коммунальные ресурсы.
При этом несвоевременная оплата коммунальных ресурсов управляющей компанией создает условия для введения ограничений, в результате которых нарушаются права граждан, надлежащим образом оплачивающих потребленные коммунальные услуги, что может повлиять на их комфортные условия проживания.
Поскольку в своем обращении Зубарева М.Н. просила проверить исполнение обществом "Городская УК" своих обязанностей по своевременном перечислению ресурсоснабжающим организациям полученных от жителей денежных средств за потребленные коммунальные и жилищные услуги, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у Управления законных оснований для принятия решения о проведении в отношении общества "Городская УК" внеплановой документарной проверки.
Таким образом, суды правило указали, что оспариваемый ненормативный акт Управления соответствует положениями пункта 1 части 1 статьи 57, пункта 1 части 1 статьи 58, части 1 статьи 60, статьи 64 Закона N 248-ФЗ, а также подпункта "б" пункта 3 Постановления N 336.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно не установили предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания недействительным решения Управления от 19.10.2022 N 1230/06-02 о проведении документарной внеплановой проверки, в связи с чем, правомерно оставили заявленные обществом "Городская УК" требования без удовлетворения.
Следует отметить, что оспариваемый ненормативный акт является формальным, предваряет проведение проверки. Соответственно, доводы кассационной жалобы о необходимости судебной проверки правоотношений между обществом "Городская УК" и ресурсоснабжающими организациями, а равно между названным обществом и собственниками жилых помещений несостоятельны. Вопросы таких правоотношений не входят в предмет доказывания в настоящем деле, поскольку сама проверка только лишь назначена Управлением.
Приведенные в кассационной жалобе доводы общества "Городская УК" не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств, установленных по делу, в связи с этим судом округа отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены актов судов первой и апелляционной инстанций, а также удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.01.2023 по делу N А71-17790/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта "б" пункта 3 Постановления N 336 (в редакции, постановлением Правительства РФ от 17.08.2022 N 1431) в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно без согласования с органами прокуратуры в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.
...
Поскольку в своем обращении Зубарева М.Н. просила проверить исполнение обществом "Городская УК" своих обязанностей по своевременном перечислению ресурсоснабжающим организациям полученных от жителей денежных средств за потребленные коммунальные и жилищные услуги, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у Управления законных оснований для принятия решения о проведении в отношении общества "Городская УК" внеплановой документарной проверки.
Таким образом, суды правило указали, что оспариваемый ненормативный акт Управления соответствует положениями пункта 1 части 1 статьи 57, пункта 1 части 1 статьи 58, части 1 статьи 60, статьи 64 Закона N 248-ФЗ, а также подпункта "б" пункта 3 Постановления N 336."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 июля 2023 г. N Ф09-3335/23 по делу N А71-17790/2022