Екатеринбург |
|
21 июля 2023 г. |
Дело N А50-17413/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2023 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Лукьянова В.А., Ященок Т.П.
при ведении протокола помощником судьи Палкиной А.В., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Администрации города Березники на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края принял участие представитель Администрации города Березники - Зимнин В.В. (доверенность от 12.12.2022 N 142-01-26-76, паспорт, диплом).
Определением от 10.07.2023 произведена замена председательствующего судьи Вдовина Ю.В. на председательствующего судью Иванову С.О.
Общество с ограниченной ответственностью "Набережная - Точка.Дом" (далее - общество, общество "Набережная - Точка.Дом") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Березники (далее - заявитель, заинтересованное лицо, администрация) от 10.06.2022 N 01-02-951 и об обязании заинтересованного лица исключить Перечень домов, расположенных на территории МО "Город Березники" Пермского края, в которых собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ не реализован, не определена управляющая организация, из реестра лицензий - перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Набережная".
Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - ЖК РФ). На администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что из части 17 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) не следует, что не проведение конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД делает невозможным определение управляющей организации по решению органа местного самоуправления в порядке и на условиях, установленных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, общество "Набережная - Точка.Дом" является управляющей организацией для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования "город Березники" Пермского края, на основании Реестра лицензий Пермского края, а так же включена в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).
Администрацией 10.06.2022 принято постановление N 01-02-951 "Об определении управляющей организацией общества с ограниченной ответственностью "Набережная - Точка.Дом" для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования "Город Березники" Пермского края, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация" (далее - постановление N 01-02-951).
Постановлением N 01-02-951 утвержден перечень многоквартирных домов, перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в каждом многоквартирном доме, размер платы за содержание жилого дома. В утвержденный перечень многоквартирных домов, управляющей организацией для которых определено общество "Набережная - Точка.Дом", включены дома по следующим адресам: город Березники, улица Аксакова, дом 12, город Березники улица Гагарина, дом 3; город Березники, улица Карла Маркса, дом 38; город Березники, улица Льва Толстого, дом 5б, город Березники, улица Льва Толстого, дом 5г, город Березники, улица Октябрьская, дом 1а, город Березники, проспект Советский дом32; город Березники, улица Степанова дом 42; город Березники, улица Тельмана, дом 12; город Березники, улица Челюскинцев, дом 54а; город Усолье улица Елькина, дом 6, город Усолье, улица Красноармейская дом 68; город Усолье, улица Красноармейская дом 76; город Усолье, ул. Красноармейская дом 99.
Полагая, что постановление администрации не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы в сфере осуществления экономической деятельности, общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции при принятии судебного акта пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление администрации в части определения общества управляющей организацией многоквартирных домов, в отношении которых открытый конкурс по отбору управляющей организации не проведен на момент вынесения постановления, противоречит жилищному законодательству Российской Федерации, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов являются правильными, соответствующими действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищный кодекс РФ).
В силу пункта 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 ЖК РФ, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно части 17 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с ЖК РФ, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 этой статьи, но не более одного года.
Порядок и условия определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 (далее - Правила N 1616).
В соответствии с пунктом 2 Правил определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - г.г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное.
Согласно пункту 5 Правил N 1616 в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила N 75), одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Согласно пунктам 6 и 7 Правил N 1616 управляющие организации включаются в перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в перечень организаций или датой составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (в хронологическом порядке). Перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом не реже чем один раз в пять лет.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 1616 при определении управляющей организации уполномоченный орган выбирает из перечня организаций управляющую организацию, осуществляющую управление на основании решения об определении управляющей организации меньшим количеством многоквартирных домов относительно других управляющих организаций, включенных в перечень организаций. Если две и более управляющие организации управляют на основании решения об определении управляющей организации равным количеством многоквартирных домов, уполномоченный орган определяет для управления многоквартирным домом управляющую организацию в соответствии с очередностью расположения в перечне организаций.
Из приведенных норм законодательства следует, что управляющая компания назначается из числа управляющих компаний, добровольно изъявивших желание управлять таким МКД. Принудительное назначение управляющей компании законодательством не допускается.
Пунктом 10 Правил N 1616 установлено, что уполномоченный орган:
а) в течение одного рабочего дня со дня принятия решения об определении управляющей организации размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также направляет решение об определении управляющей организации этой организации и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор; б) в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации направляет его собственникам помещений в многоквартирном доме, а в случае определения управляющей организации решением об определении управляющей организации в связи с отсутствием договора управления многоквартирным домом, подлежащего заключению застройщиком с управляющей организацией в соответствии с частью 14 статьи 161 ЖК РФ, - лицам, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче.
Согласно пункту 52 Правил N 1616 проведения открытого конкурса при подаче заявки на участие в конкурсе заинтересованное лицо дает согласие на включение его в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
В соответствии с положениями части 17 статьи 161 ЖК РФ, управляющая компания, выбранная указанным способом, осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирным доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 ЖК РФ, но не более одного года.
Исходя из системного анализа вышеуказанных правовых норм и фактических обстоятельств дела, суды пришли к верному выводу о том, что общество правомерно выбрано из перечня организаций для осуществления управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Вместе с тем, судами учтено, что порядок действий органа местного самоуправления, на территории которого расположены многоквартирные дома, в случае прекращения деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием, определен статьей 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно части 4 статьи 200 ЖК РФ в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.
В соответствии с частью 5 статьи 200 ЖК РФ в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 указанной статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 указанной статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 указанной статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Согласно части 6 статьи 200 ЖК РФ в случае, если открытый конкурс по отбору управляющей организации признан не состоявшимся, допускается заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 200 ЖК РФ лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня возникновения обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса.
В части 8 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 данной статьи, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, включено в список организаций для управления многоквартирными домами под первым номером (с учетом внесенных обществом изменений), на дату вынесения оспариваемого постановления ни одна организация, из представленных в Перечне организаций, не управляла ни одним многоквартирным домом на основании решения органа местного самоуправления, в связи, с чем правомерно выбрано из перечня организаций для осуществления управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Вместе с тем, судами установлено, что в отношении части домов, указанных в Перечне МКД (город Березники улица Гагарина, дом 3; город Березники, улица Карла Маркса, дом 38; город Березники, проспект Советский дом 32; город Березники, улица Степанова дом 42; город Березники, улица Тельмана, дом 12; город Березники, улица Челюскинцев, дом 54а; город Усолье, улица Красноармейская дом 68; город Усолье, улица Красноармейская дом 76; город Усолье, улица Красноармейская дом 99), конкурсные процедуры не проводились, либо не завершены до вынесения оспариваемого постановления.
Согласно протоколу от 28.07.2009 N 1 общего собрания собственников помещений в доме, расположенном по адресу: город Березники, улица Гагарина, дом 3, выбран способ управления - управление управляющей организацией.
Согласно информации, размещенной в ГИС ЖКХ, договор управления домом с обществом с ограниченной ответственностью "Колибри" расторгнут 01.04.2022 в связи с прекращением срока действия указанного договора; согласно протоколу от 11.03.2009 N 1 общего собрания собственников помещений в доме, расположенном по адресу: город Березники, улица К. Маркса, дом 38, выбран способ управления - управление управляющей организацией; договор управления с обществом с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 1" (далее - общество "ЖЭУ N 1" расторгнут 01.05.2022 г. в связи с прекращением срока действия указанного договора; после прекращения, действия договора управления собственники дважды пытались на общем собрании выбрать управляющую организацию, но не набирали нужного количества голосов (кворума), следовательно, собственники не реализовали выбранный ими способ управления домом.
Согласно информации, представленной Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края, договор управления с собственниками помещений в доме, расположенном по адресу: город Березники, проспект Советский, дом 32 с обществом "ЖЭУ N 1" расторгнут 01.05.2022 в связи с прекращение срока действия указанного договора; согласно протоколу от 18.03.2009 N 1 общего собрания собственников помещений в доме, расположенном по адресу: город Березники, улица Челюскинцев, дом 54А, выбран способ управления - управление управляющей организацией.
Согласно информации, размещенной в ГИС ЖКХ, договор управления домом с обществом с ограниченной ответственностью "Эксплуатация - МВД" расторгнут 28.02.2022 в связи с прекращением срока действия указанного договора; согласно протоколу от 01.03.2017 N 1 общего собрания собственников помещений в доме, расположенном по адресу: город Усолье, улица Красноармейская, дом 68, выбран способ управления - непосредственное управление, вместе с тем выбранный способ управления не был реализован.
С учетом системного толкования вышеуказанных правовых норм, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что при получении соответствующей информации от Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края администрация должна была в течение 15 дней созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, а в случае, если общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не проведено - по истечении 15 дней с даты получения письма Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса; в случае, если соответствующий конкурс не состоялся - заключить договор управления МКД без торгов.
Между тем, как обоснованно указали суды, вместо исполнения прямых требований закона администрацией без проведения общего собрания собственников помещений и торгов, определено общество в качестве управляющей организации для управления всеми четырнадцатью домами, по девяти из которых конкурс на момент вынесения постановления не проведен.
Судами, кроме того, справедливо учтено, что факт проведения конкурса по части домов 28.07.2022 (город Березники, улица Карла Маркса, дом 38; город Березники, проспект Советский дом 32; город Березники, улица Степанова дом 42; город Березники, улица Тельмана, дом 12; город Усолье, улица Красноармейская дом 68; город Усолье, улица Красноармейская дом 76; город Усолье, улица Красноармейская дом 99), который признан несостоявшимся, не свидетельствует о законности оспариваемого постановления в указанной части, поскольку законность ненормативного правового акта проверяется судом применительно к тем обстоятельствам, которые существовали на дату его вынесения, установлены соответствующим органом и являлись основанием для принятия акта.
Суды также обоснованно указали, что при соблюдении установленных требований ЖК РФ и Правил N 1616 (пункты 6, 7, 8), касающихся очередности и количества многоквартирных домов, которыми управляют организации, включенные в перечень, в отношении домов, конкурс по которым не проведен на момент вынесения оспариваемого постановления, была бы определена другая управляющая организация из данного Перечня.
При указанных обстоятельствах, суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление администрации в части определения общества управляющей организацией МКД, в отношении которых открытый конкурс по отбору управляющей организации не проведен на момент вынесения постановления, противоречит жилищному законодательству, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оснований для переоценки изложенных выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доказательств, опровергающих выводы судов, материалы дела не содержат (статьи 9, 65, части 5 статьи 200 АПК РФ).
Доводы, вновь приведенные заявителем в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
В соответствии с абзацем вторым пункта 32 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с судебными актами не свидетельствует о неправильном применении судами норм процессуального права и не может служить достаточным основанием для их отмены.
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Березники - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом системного толкования вышеуказанных правовых норм, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что при получении соответствующей информации от Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края администрация должна была в течение 15 дней созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, а в случае, если общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не проведено - по истечении 15 дней с даты получения письма Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса; в случае, если соответствующий конкурс не состоялся - заключить договор управления МКД без торгов."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2023 г. N Ф09-3965/23 по делу N А50-17413/2022