Екатеринбург |
|
21 июля 2023 г. |
Дело N А76-25786/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2023 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Лукьянова В.А., Поротниковой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Палкиной А.В. путем использования систем видеоконференц-связи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Заместителя прокурора Челябинской области (далее - прокурор) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области приняли участие представители:
Прокурора - Смолина Е.В. (доверенность от 09.01.2023 N 8/2-10-2023, паспорт, диплом, служебное удостоверение);
акционерного общества "Уральский комбинат питания" (далее - общество "УКП") - Маркин А.А. (доверенность от 04.10.2022, удостоверение адвоката N 1021, паспорт);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - антимонопольный орган) - Кокшарова И.О. (доверенность от 10.01.2023, паспорт).
Прокуратура обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 103 г. Челябинска" (далее - школа), обществу "УКП" о признании недействительными в силу ничтожности приложения N N 1, 2 к контракту от 27.04.2021 N 55/21, дополнительного соглашения от 10.01.2022 N 2 к контракту от 27.04.2021 N 55/21 на оказание услуг по организации горячего питания, заключенному между школой и обществом "УКП" (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по делам образования города Челябинска (далее - Комитет образования), Управление муниципальных закупок Администрации города Челябинска (далее - Управление по закупкам), Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Челябинской области), антимонопольный орган.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.12.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе прокуратура просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что суды пришли к необоснованному выводу о возможности нарушения требований действующего законодательства при заключении и исполнении муниципальных контрактов в связи с недостаточностью финансирования, квалификации допущенных нарушений как недостаточное основание для удовлетворения требований о признании сделки ничтожной в связи с допущенными нарушениями федерального законодательства.
Также, заявитель кассационной жалобы выражает несогласие с выводами судов о том, что прокурором избран неверный способ защиты права, который противоречат нормам права и обстоятельствам дела.
По мнению прокуратуры, судами обеих инстанций не дана оценка изложенным в исковом заявлении доводам прокуратуры о допущенных нарушениях требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ), Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), требований СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (далее - СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
В отзывах на кассационную жалобу общество "УКП", школа просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами, школа в соответствии с пунктами 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 2.13 Устава является общеобразовательной организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области полномочий муниципального образования "город Челябинск" в сфере образования.
Основным видом деятельности школы является образовательная деятельность по образовательным программам начального, общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе, по адаптивным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Порядком организации питания обучающихся в школе, утвержденном приказом директора школы от 31.08.2021 N 2, право на получение льгот на питание за счет бюджетных средств имеют следующие категории обучающихся: обучающиеся, получающие начальное общее образование; дети из малообеспеченных, неблагополучных семей, а также семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; дети с нарушениями здоровья; дети из многодетных семей; дети из семей участников боевых действий; обучающиеся коррекционных классов общеобразовательных школ; обучающиеся спортивных классов общеобразовательных школ; дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в общеобразовательных классах (пункт 2.1).
Услугу по организации ежедневного питания обучающихся в школе осуществляет организация, с которой заключен договор/контракт, которая обязана обеспечивать ежедневное питание обучающихся в соответствии с меню (пункт 4.6).
В соответствии с пунктами 5.1 - 5.3 указанного Порядка в рамках реализации Программы ежегодно выделяются бюджетные средства на частичную оплату стоимости питания одного детодня.
Размеры бюджетных средств в день выделяемых на питание обучающихся школы определяется Решением Челябинской городской Думы, распоряжением Администрации города Челябинска, приказом Комитета по делам образования города Челябинска.
Стоимость питания школе устанавливается в соответствии с меню, разработанным организатором питания в соответствии с требованиями пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам, и обязательно прошедшему согласование с территориальными органами Роспотребнадзора.
Разницу между полной стоимостью питания в день и размером бюджетных средств выделяемых на питание обучающихся, родители (законные представители) обучающихся оплачивают на лицевой счет Организатора питания через Оператора на основании заявления о постановке на платное питание.
Аналогичные положения предусмотрены Порядком организации питания обучающихся в школе, утвержденном приказом директора от 31.08.2022 N 123.
Судами установлено, что в Единой автоматизированной информационной системе в сфере закупок (далее - ЕАИС) 22.03.2021 размещено извещение N 0169300000121000198 о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания на сумму 162 122 068 руб. 43 коп., по результатам которого победителем конкурса стало общество "УКП", вследствие чего указанным поставщиком с рядом образовательных организаций заключены контракты на оказание соответствующих услуг, в том числе контракт между школой (заказчик) и обществом "УКП" (исполнитель) N 55/21 от 27.04.2021 на оказание услуг по организации горячего питания на сумму 17 906 979 руб. 50 коп. (далее - Контракт).
Согласно условиям Контракта "Исполнитель" обязуется организовать ежедневное горячее питание для обучающихся "Заказчика" получающих бюджетные средства на питание согласно муниципальной программе "Организация питания воспитанников и обучающихся в муниципальных образовательных организациях города Челябинска" (пункт 1.2); срок оказания услуг: с момента заключения контракта по 31.05.2021, с 01.09.2021 по 31.05.2022, с 01.09.2022 по 31.05.2023, с 01.09.2023 по 31.12.2023 (пункт 1.3); место оказания услуг: город Челябинск, улица 60-летия Октября, 5, пищеблок (пункт 1.4); источник финансирования: за счет средств бюджетного учреждения (субсидии на выполнение муниципального задания) (пункт 1.5).
Пунктом 2.1 Контракта предусмотрено, что заказчик, в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20 создает бракеражную комиссию, для контроля за качеством готовых блюд, в составе не менее трех человек, утверждаемую локальным нормативным актом заказчика.
В силу пункта 2.2 Контракта исполнитель обязуется: обеспечить соблюдение требований к качеству услуг, требования к их безопасности, требования к результатам услуг, связанных с определением соответствия оказываемых услуг потребностям "Заказчика" в соответствии с Техническим заданием - являющимся неотъемлемым приложением к настоящему контракту (Приложение N 1 к настоящему контракту); обеспечивать доступность проверки членами бракеражной комиссии "Заказчика", в любом составе, соблюдения условий организации питания обучающихся, условиям хранения продуктов питания и технологического процесса блюд.
Пунктом 3.3 Контракта установлены обязанности исполнителя, в том числе: обеспечить ежедневное питание обучающихся за бюджетные средства на питание в соответствии с меню (Приложение N 2 к настоящему контракту), организацию обслуживания обучающихся горячим питанием осуществлять путем предварительного накрытия столов (сервировки). Не допускается привлечение обучающихся к осуществлению предварительного накрытия столов (сервировки); своевременно и качественно оказывать услуги; обеспечивать соответствие результатов услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, санитарным нормам и правилам, государственным стандартам, в соответствие с техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему контракту).
Пунктом 4.2 Контракта предусмотрено, что расчет цены (Приложение N 4 к Контракту) и четырехнедельное меню (Приложение N 2 к Контракту) являются его неотъемлемой частью.
Приложением N 1 к Контракту установлено техническое задание, которым установлены, в том числе характеристики оказываемых услуг по организации школьного питания в 2021- в 2023 годах.
Разделом 2 Технического задания установлены требования о соответствии нормативным документам при оказании услуг, в том числе СанПиН 2.3/2.4.3590-20, СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Разделом 4 Технического задания определены требования к организации питания, в том числе: обеспечение ежедневного горячего питания обучающихся получающих бюджетные средства на питание в соответствии с меню (Приложение N 2 к контракту) (пункт 1) - согласование с руководителем Учреждения меню горячих завтраков (обедов), четырехнедельное меню для организации питания детей 7-11 и 11-18 лет в муниципальном учреждении.
С учетом возраста обучающихся в меню должны быть соблюдены требования по массе порций блюд, их пищевой и энергетической ценности, с учетом суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах для различных групп обучающихся, другие требования, предусмотренные СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в рамках направляемых средств на организацию питания обучающихся, получающих бюджетные средства на питание (пункт 2).
В приложении N 4 к Контракту приведены расчеты цены Контракта по годам на 2021, 2022, 2023 годы, с определением категорий обучающихся.
Дополнительным соглашением N 1 к Контракту от 11.11.2021 пункт 4.1 Контракта изложен в следующей редакции: Цена контракта составляет 17 906 979 руб. 50 коп. с учетом НДС (если предусмотрен), из них: 2021 год - 4 620 615 руб. 20 коп., 2022 год - 6 643 182 руб. 15 коп., 2023 год - 6 643 182 руб. 15 коп.
Дополнительным соглашением об исполнении контракта за 2021 год к Контракту от 10.01.2022 его сторонами установлено, что в 2021 году Контракт исполнен на сумму 2 977 182 руб. 86 коп.
Дополнительным соглашением N 2 Контракту от 10.01.2022, заключенным по основанию, предусмотренному частью 7 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, проведен сравнительный анализ действующего и нового меню для детей с 7 до 11 лет с учетом требований СанПиН 2.3/2.4.3590-20, при этом в отношении обучающихся в возрасте от 12 лет и старше коррективы в меню не вносились (приложение N 1 к дополнительному соглашению); в приложение N 2 внесены изменения, согласно которым утверждены примерные меню для обучающихся категорий детей; при этом примерное четырехнедельное меню для категории детей - учащиеся с 1-го по 4-й классы приведено в соответствие с требованиями, установленными таблицей N 3 приложения N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, а именно: суммарный объем блюд по приему пищи "завтрак" составил 500 грамм и более.
Прокуратурой по результатам проведенного мониторинга информации, размещенной в ЕАИС, выявлены нарушения требований Федерального закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта на оказание услуг по организации горячего питания в МБОУ СОШ N 103, а именно:
- в нарушение требований СанПиН 2.3/2.4.3590-20 при организации питания отдельных категорий обучающихся данного образовательного учреждения примерное четырехнедельное меню для обучающихся разработано с нарушением требований, установленных приложением N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, а именно - без учета возраста обучающихся;
- в нарушение суммарного объема блюд по приему пищи "завтрак", установленного таблицей N 3 приложения N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, примерным четырехнедельным меню предусмотренный суммарный объем блюд по приему пищи "завтрак" составляет менее 500 грамм для следующих категорий детей в возрасте от 7 до 12 лет: - обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, не отнесенные к отдельным категориям и обучающиеся 1-4 классы, имеющие статус дети с ОВЗ и (или) дети-инвалиды, в дни 2, 3, 7, 13, 18, 19; - обучающиеся кадетских классов, спортивных классов и обучающиеся, занимающиеся в учебно-тренировочных группах школы-интерната спортивного профиля, обучающиеся в муниципальных общеобразовательных организациях города Челябинска, во все дни; - дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья во все дни.
- в нарушение суммарного объема блюд по приему пищи "завтрак", установленного таблицей N 3 приложения N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, примерным четырехнедельным меню предусмотренный суммарный объем блюд по приему пищи "завтрак" и "обед" во все дни для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 12 лет составляет менее 1200 грамм. Кроме того, для обучающихся 9-3 класса из категории детей - обучающиеся кадетских классов, спортивных классов и обучающиеся, занимающиеся в учебно-тренировочных группах школы-интерната спортивного профиля, обучающиеся в муниципальных общеобразовательных организациях города Челябинска, питание для которых предусмотрено Техническим заданием (приложение N 1 к документации о конкурсе с ограниченным участием в электронной форме), массы порций блюд "завтрака" занижены по сравнению с установленными таблицей N 2 приложения N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, что противоречит пункту 4 Технического задания (приложение N 1 к Контракту).
Дополнительным соглашением N 2 от 10.01.2022, заключенным между МБОУ СОШ N 103 и обществом "УКП" по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, утверждено приложение N 1 согласно которому проведен сравнительный анализ действующего и нового меню для детей с 7 до 11 лет с учетом требований СанПиН 2.3/2.4.3590-20, при этом в отношении обучающихся в возрасте от 12 и старше коррективы в меню не вносились.
Кроме того, указанным дополнительным соглашением от 10.01.2022 к Контракту в приложение N 2 к Контракту внесены изменения, согласно которым утверждены лишь примерные меню для обучающих категорий детей, что противоречит требованиям, установленным частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, и влечет неопределенность и свободу исполнения по собственному условий Контракта обществом "УКП" в части его существенных условий, к которым в соответствии с требованиями законодательства относится перечень и наименование блюд, подлежащих приготовлению при организации питания обучающихся.
Согласно приложения N 2 к дополнительному соглашению N 2 от 10.01.2022 к контракту N 55/21 от 24.07.2021, действующего с 10.01.2022, примерное четырехнедельное меню для категории детей - учащиеся с 1-го по 4-й классы приведено в соответствие с требованиями, установленными таблицей N 3 приложения N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, а именно суммарный объем блюд по приему пищи "завтрак" составил 500 грамм и более.
Вместе с тем, несмотря на внесенные изменения, в нарушение суммарного объема блюд по приему пищи "завтрак", установленного таблицей N 3 приложения N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, примерным четырехнедельным меню, действующим с 10.01.2022, предусмотренный суммарный объем блюд по приему пищи "завтрак" занижен и составил менее 500 грамм для следующих категорий детей в возрасте от 7 до 12 лет: - обучающиеся кадетских классов, спортивных классов и обучающиеся, занимающиеся в учебно-тренировочных группах школы-интерната спортивного профиля, обучающиеся в муниципальных общеобразовательных организациях города Челябинска, во все дни; - дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья во все дни;
- в нарушение суммарного объема блюд по приему пищи "завтрак", установленного таблицей N 3 приложения N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, усмотренный примерный четырехнедельным меню суммарный объем блюд по приему пищи "завтрак" во все дни, "завтрак" и "обед" в дни 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 12 лет составил менее 1200 грамм. Кроме того, для обучающихся 9-3 класса из категории детей - обучающиеся кадетских классов, спортивных классов и обучающиеся, занимающиеся в учебно-тренировочных группах школы-интерната спортивного профиля, обучающиеся в муниципальных общеобразовательных организациях города Челябинска, питание для которых предусмотрено Техническим заданием (приложение N 1 к Контракту), массы порций блюд "завтрака" (каша, или овощное, или яичное, или творожное, или мясное блюдо, и т.п.) занижены по сравнению с установленными таблицей N 2 приложения N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, что противоречит пункту 4 Технического задания (приложение N 1 к Контракту).
Анализ утвержденного дополнительным соглашением N 2 от 10.01.2022 к Контракту N 55/21 от 27.04.2021, заключенным между МБОУ N 103 и обществом "УКП", примерного меню, действующего с 10.01.2022, для учащихся образовательного учреждения показал, что для категории детей - обучающиеся в спортивных и кадетских классах общеобразовательных учреждений в дни 3,7, 10, 13, 17, 18, 20 снижены суммарные объемы порций блюд относительно суммарных объемов порций блюд, содержащихся в меню при заключении Контракта, что свидетельствует об оказании услуги, потребительские свойства которой, не являются улучшенными по сравнению с характеристиками, указанными в контракте, и не отвечает положениям, предусмотренным части 7 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ в качестве оснований для изменения Контракта.
Таким образом, прокуратура пришла к выводу о том, что при заключении дополнительного соглашения N 2 от 10.01.2022 к Контракту N 55/21 от 27.04.2021 МБОУ СОШ N 103 в нарушение требований, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ и Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), допущено изменение существенных условий Контракта, а именно - утверждение примерного меню для обучающихся категорий детей, которое может повлечь неопределенность и свободу исполнения по собственному условий Контракта обществом "УКП" в части его существенных условий, к которым в соответствии с требованиями законодательства относится перечень и наименование блюд, подлежащих приготовлению при организации питания обучающихся.
В ходе изучения информации, размещенной в ЕАИС, установлено, что школа по Контракту N 55/2 от 27.04.2021 в нарушение части 3 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ, соглашения об изменении Контракта, а также документы о приемке в реестр контрактов по состоянию на 01.06.2022 не направлены.
Выявленные нарушения явились основанием для внесения 03.06.2022 Прокуратурой руководителю школы представления N 41-2022 об устранении нарушений требований федерального законодательства, в том числе санитарно-эпидемиологического законодательства.
В ответ на указанное представление школа письмом от 21.06.2022 N 405 указала, что меню не является существенным условием контракта, а применение требований СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в части Приложения N 9 к организации питания в общеобразовательных организациях не может рассматриваться, как нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения прокурором в арбитражный суд с соответствующими исковыми требованиями к обществу "УКП" и школе.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды не установили правовых оснований для признания недействительными оспариваемых приложений N 1,2 и дополнительного соглашения N 2 к контракту.
Выводы судов являются правильными, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, и требованиям действующего законодательства.
Право прокурора на обращение в суд с иском о признании сделки недействительной в интересах муниципального образования установлено пунктом 4 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и частью 1 статьи 52 АПК РФ (с учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2011 N 16402/10).
Согласно статье 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений ГК РФ.
Пунктом 8 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Предметом оценки по настоящему делу являются приложения N N 1, 2 и дополнительное соглашение от 10.01.2022 N 2 к контракту от 27.04.2021 N 55/21 на оказание услуг по организации горячего питания, заключенному между МБОУ СОШ N 103 и обществом "УКП".
В соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) предусматривается, что питание детей, обучающихся по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования в образовательных организациях, детей, пребывающих в организациях отдыха детей и их оздоровления (далее - дети в организованных детских коллективах), а также в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях, организуется непосредственно указанными организациями и предусматривает в обязательном порядке наличие горячего питания с учетом норм обеспечения питанием детей в организованных детских коллективах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1).
Согласно части 2 названной статьи Закона N 29-ФЗ при организации питания детей в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи образовательные организации и организации отдыха детей и их оздоровления обязаны, в том числе соблюдать нормы обеспечения питанием детей в организованных детских коллективах, а также санитарно-эпидемиологические требования к организации питания детей в организованных детских коллективах, к поставляемым пищевым продуктам для питания детей, их хранению.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что в целях организации питания детей федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляются разработка норм обеспечения питанием детей в зависимости от возрастной категории детей, их физиологических потребностей и состояния здоровья.
Вопросы организации питания и обеспечения питанием лиц, обучающихся в образовательных организациях, и определяющие полномочия соответствующих органов по данным вопросам, содержатся в статье 37 Закона N 273-ФЗ.
Частью 1 и частью 2.1 статьи 37 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (часть 7 статьи 79 Закона N 273-ФЗ).
Часть 1 статьи 28 Закона N 52-ФЗ регламентирует, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 N 32 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения (СанПиН 2.3/2.4.3590-20), в пункте 1.2 которого предусмотрено, что санитарные правила распространяются на юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по оказанию услуг общественного питания населению (далее - предприятия общественного питания.
Согласно пункту 8.1. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 при формировании рациона здорового питания и меню при организации общественного питания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, уходу и присмотру за детьми, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг (далее - организованные детские коллективы и детские организации соответственно) должны соблюдаться следующие требования: в организованных детских коллективах общественное питание детей должно осуществляться посредством реализации основного (организованного) меню, включающего горячее питание, дополнительного питания, а также индивидуальных меню для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании с учетом требований, содержащихся в приложениях N 6 - 13 к настоящим Правилам.
В организованных детских коллективах в детских организациях исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией, не допускаются (пункт 8.1.2).
Проанализировав вышеуказанные нормы права и исследовав и оценив представленные в дело доказательства, установив, что при разработке и формировании соответствующего муниципального заказа, обосновании начальной (максимальной) цены контракта по закупке школой, у Комитета образования, выполняющего функции учредителя соответствующего общеобразовательного учреждения, а также у иных уполномоченные органов местного самоуправления, имелась обязанность учесть при разработке требований технического задания к меню все обязательные к применению требования, в том числе установленные СанПиНом 2.3/2.4.3590-20, учитывая, что недостаточность бюджетного финансирования и многоканальность финансирования питания сами по себе не отменяют факт допущенных нарушений СанПиН 2.3/2.4.3590-20 при формировании меню и его отражении в Контракте, в том числе с учетом дополнительного соглашения от 10.01.2022 N 2, суды пришли к обоснованному выводу о наличии нарушений при организации питания в соответствии с контрактом в части неисполнения всех требований СанПиН 2.3/2.4.3590-20 на момент заключения контракта и дополнительного соглашения N 2 к нему.
Ответчиками данный факт не опровергнут (статьи 9, 65 АПК РФ).
Вместе с тем, установив наличие указанных выше нарушений, исходя из положений пункта 1 статьи 8, статьи 432 ГК РФ, установив, что контракт от 27.04.2021 N 55/21 и дополнительное соглашение N 2 к нему являются заключенными и исполнялись сторонами на протяжении 2021 и 2022 года, суды правомерно заключили, что наличие таких нарушений не является достаточным основанием для признания недействительными в силу ничтожности приложения N N 1,2 к контракту и дополнительного соглашения от 10.01.2022 N 2 к контракту от 27.04.2021 N 55/21.
Отклоняя доводы о ничтожности дополнительного соглашения и приложений к контракту ввиду нарушения императивных требований, установленных статьей 39 Закона N 52-ФЗ, пунктами 8.1, 8.1.2, 8.1.4, приложения N 9 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, статьи 6, части 2 статьи 33, части 1 статьи 44, частей 1, 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, суды пришли к выводу о том, что в данном случае прокурором избран ненадлежащий способ защиты прав обучающихся.
При этом суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является признание сделки недействительной.
В силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ Ф сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 25), положения статьи 168 ГК РФ в своей основе предусматривают презумпцию оспоримости сделок; сделка может быть признана ничтожной только в том случае, если она посягает на публичные интересы.
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов (пункт 75 постановления Пленума N 25).
В соответствии с частью 4 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Судами учтено, что в рассматриваемом случае Контракт был заключен в рамках конкурентной процедуры в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 44-ФЗ, при этом цена Контракта была рассчитана от количества детодней в соответствии с положениями Решения N 11/10, согласно которому размер бюджетных средств, выделяемых на бесплатное питание в день на одного обучающегося, на которого распространяется действие указанного порядка, определяется правовым актом Администрации города Челябинска.
Разделом II Решения N 11/10 определены случаи предоставления различным категориям обучающихся бесплатного питания за счет бюджетных ассигнований местного бюджета. Организация питания в образовательных организациях города Челябинска осуществляется в рамках реализации муниципальной программы "Организация питания воспитанников и учащихся в муниципальных образовательных организациях города Челябинска", утвержденной распоряжением Администрации города Челябинска от 27.07.2018 N 8729.
Основной целью программы является обеспечение воспитанников и учащихся муниципальных образовательных организаций города Челябинска полноценным сбалансированным здоровым питанием.
С 1 сентября 2020 года данной программой предусмотрены средства на организацию бесплатного горячего питания для всех обучающихся по образовательным программам начального общего образования (1-4 классы) в муниципальных образовательных организациях.
Так, в 2021 году размер бюджетных средств, выделяемых на организацию бесплатного горячего питания в день на одного обучающегося, составлял 64,29 рубля в день, в 2022 году - 68.27 рублей в день на одного обучающегося. Бесплатное питание (за счет бюджета) организовано для отдельных категорий обучающихся, данным распоряжением установлен его дифференцированный размер в зависимости от категорий обучающихся.
Суды обоснованно исходили из того, что в данном случае прокуратурой не выявлено и не установлено, что соответствующего размера бюджетного финансирования достаточно для формирования такого меню, которое в полной мере будет соответствовать всем требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
При этом, как справедливо указано судами, решение N 11/10 в установленном законом порядке недействующим признано не было и является действующим муниципальным нормативным правовым актом, протест на указанное решение прокурором не приносился.
Само по себе обнаружение нарушений положений СанПиН 2.3/2.4.3590-20 без установления возможности в рамках выделенного финансирования обеспечить все требования по рациону питания обучающихся является недостаточным для утверждения о нарушении публичных интересов либо прав обучающихся, поскольку из материалов дела следует, что в параметры определения НМЦК по спорной закупке заложены соответствующие нормативы финансирования и определенные детодни как единица исчисления.
На основании изложенного, учитывая, в силу положений 3 статьи 3 Федерального закона от 01.03.2020 N 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и статьи 37 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", норма части 2.1 статьи 37 Закона об образовании подлежит безусловному исполнению только с 1 сентября 2023 года, учитывая, что из материалов дела не следует, что допущенные нарушения по спорным условиям Контракта таковы, что противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, само по себе несоблюдение в рассматриваемом случае положений СанПиН 2.3/2.4.3590-20 не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов и прав третьих лиц - обучающихся, с учетом переходного периода до 01.09.2023, установив, что при ином подходе может возникнуть ситуация, при которой, не определив достижимость в рамках действующего правового регулирования и установленных нормативов финансирования реальную возможность соблюдения всех требований к меню (рациону) питания, предусмотренных СанПиН 2.3/2.4.3590-20, действующая модель организации питания будет разрушена, что также повлечет нарушение прав обучающихся на горячее питание, принимая во внимание, что в данном случае услуги по Контракту оказываются, питание в школе фактически осуществляется, а из поведения сторон Контракта следует их намерение исполнить обязательство по Контракту, суды пришли к правомерному выводу о том, что признание недействительными приложений N N 1, 2 и дополнительного соглашения от 10.01.2022 N 2 к контракту от 27.04.2021 N 55/21 с учетом факта исполнения контракта его сторонами и невозможности прекращения его действия на будущее, не приведет к восстановлению нарушенного права, а наоборот, приведет к нарушению права обучающихся школы на питание.
Оснований для переоценки изложенных выводов судов судом кассационной инстанции не установлено.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доказательств, опровергающих выводы судов, материалы дела не содержат (статьи 9, 65, части 5 статьи 200 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, вновь приведенные заявителем в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
В соответствии с абзацем вторым пункта 32 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с судебными актами не свидетельствует о неправильном применении судами норм процессуального права и не может служить достаточным основанием для их отмены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Заместителя прокурора Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Само по себе обнаружение нарушений положений СанПиН 2.3/2.4.3590-20 без установления возможности в рамках выделенного финансирования обеспечить все требования по рациону питания обучающихся является недостаточным для утверждения о нарушении публичных интересов либо прав обучающихся, поскольку из материалов дела следует, что в параметры определения НМЦК по спорной закупке заложены соответствующие нормативы финансирования и определенные детодни как единица исчисления.
На основании изложенного, учитывая, в силу положений 3 статьи 3 Федерального закона от 01.03.2020 N 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и статьи 37 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", норма части 2.1 статьи 37 Закона об образовании подлежит безусловному исполнению только с 1 сентября 2023 года, учитывая, что из материалов дела не следует, что допущенные нарушения по спорным условиям Контракта таковы, что противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, само по себе несоблюдение в рассматриваемом случае положений СанПиН 2.3/2.4.3590-20 не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов и прав третьих лиц - обучающихся, с учетом переходного периода до 01.09.2023, установив, что при ином подходе может возникнуть ситуация, при которой, не определив достижимость в рамках действующего правового регулирования и установленных нормативов финансирования реальную возможность соблюдения всех требований к меню (рациону) питания, предусмотренных СанПиН 2.3/2.4.3590-20, действующая модель организации питания будет разрушена, что также повлечет нарушение прав обучающихся на горячее питание, принимая во внимание, что в данном случае услуги по Контракту оказываются, питание в школе фактически осуществляется, а из поведения сторон Контракта следует их намерение исполнить обязательство по Контракту, суды пришли к правомерному выводу о том, что признание недействительными приложений N N 1, 2 и дополнительного соглашения от 10.01.2022 N 2 к контракту от 27.04.2021 N 55/21 с учетом факта исполнения контракта его сторонами и невозможности прекращения его действия на будущее, не приведет к восстановлению нарушенного права, а наоборот, приведет к нарушению права обучающихся школы на питание."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2023 г. N Ф09-3842/23 по делу N А76-25786/2022