г. Челябинск |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А76-25786/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Арямова А.А., Калашника С.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Заместителя прокурора Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.12.2022 по делу N А76-25786/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
от истца - заместителя прокурора Челябинской области - Кашапова Римма Минивалеевна (служебное удостоверение ТО N 300844), Красносельская Ольга Владимировна (доверенность N 8/2-10-2023 от 27.02.2023, служебное удостоверение ТО N 327277);
от ответчиков - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 103 г. Челябинска" - Безбородов Евгений Владимирович (доверенность от 13.03.2023, диплом, паспорт);
акционерного общества "Уральский комбинат питания" - Маркин Андрей Анатольевич (доверенность от 04.10.2022, удостоверение адвоката N 1021, паспорт);
от третьего лица - Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска - Красина Наталья Александровна я9доверенность N ООБП-000009 от 22.12.2022, диплом, паспорт).
Третьи лица - Комитет по делам образования г. Челябинска, Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В судебное заседание представители указанных лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей указанных третьих лиц.
Заместитель прокурора Челябинской области (далее - процессуальный истец, прокурор, прокуратура) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 103 г. Челябинска" (далее - МБОУ СОШ N 103), акционерному обществу "Уральский комбинат питания" (далее - АО "УКП") в котором просит признать недействительными в силу ничтожности приложения N N 1, 2 к контракту от 27.04.2021 N 55/21, дополнительное соглашение от 10.01.2022 N 2 к контракту от 27.04.2021 N 55/21 на оказание услуг по организации горячего питания, заключенному между МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 103 г. Челябинска" и АО "Уральский комбинат питания" (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В порядке, предусмотренном статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по делам образования г. Челябинска (далее - Комитет образования), Управление муниципальных закупок Администрации г. Челябинска (далее - Управление по закупкам), Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Челябинской области), Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - УФАС, антимонопольный орган).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.12.2022 (резолютивная часть решения объявлена 20.12.2022) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, заместитель прокурора (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ее податель полагает необоснованным вывод суда о том, что прокурором избран неверный способ защиты права. Апеллянт отмечает, что предъявленный иск направлен на защиту публичных интересов, недопущение заключения таких договоров в будущем и служит целям реализации таких задач судопроизводства в арбитражных судах, как укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также формирование уважительного отношения к закону, данная позиция подтверждена постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 16.05.2022 по делу N А34-9175/2021.
Кроме того, ссылаясь на положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ), Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) апеллянт отмечает, что при организации питания обучающихся соблюдение требований СанПиН 2.3/2.4.3590-20 является обязательным. Однако в данном случае при формировании меню требования указанного СанПиНа не соблюдены, при этом судом сделан необоснованный вывод о возможности нарушений требований действующего законодательства при заключении договора на организацию питания несовершеннолетних при недостаточности финансирования.
По мнению апеллянта, судом не учтено и не дана оценка доводу о том, что приложения N N 1, 2 к контракту от 27.04.2021 N 55/21, противоречат статьям. 6, 33 Федерального закона N 44-ФЗ, статье 39 Федерального закона N 52-ФЗ, пунктам 8.1, 8.1.2, 8.1.4, приложения N 9 СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В частности, согласно примерному меню, утвержденному дополнительным соглашением от 10.01.2022 N 2, для категории детей - обучающиеся в спортивных и кадетских классах общеобразовательных учреждений в дни 3, 7, 10, 13, 17, 18, 20 снижены суммарные объемы порций блюд относительно суммарных объемов порций блюд, содержащихся в меню при заключении контракта, что свидетельствует об оказании услуги, потребительские свойства которой не являются улучшенными по сравнению с характеристиками, указанными в контракте, и не отвечает положениям, предусмотренным частью 7 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ. Кроме того, примерное меню для обучающихся утверждено с нарушением требований, установленных пунктом 8.1.4 и приложением N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, без учета возраста обучающихся.
АО "УКП" представило в материалы дела отзыв от 07.03.2023, в котором возражает по доводам апелляционной жалобы, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В материалы дела также поступил отзыв антимонопольного органа от 06.03.2023 N АК/2708/23, в котором Управление поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
Отзывы приобщены к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, МБОУ СОШ N 103 в соответствии с пунктами 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 2.13 Устава является общеобразовательной организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области полномочий муниципального образования "город Челябинск" в сфере образования.
Основным видом деятельности МБОУ СОШ N 103 является образовательная деятельность по образовательным программам начального, общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе, по адаптивным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Порядком организации питания обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 103 г. Челябинска", утвержденном приказом директора МБОУ СОШ N 103 от 31.08.2021 N 2 (т. 4, л.д. 62-65), право на получение льгот на питание за счет бюджетных средств имеют следующие категории обучающихся: - обучающиеся, получающие начальное общее образование; - дети из малообеспеченных, неблагополучных семей, а также семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; - дети с нарушениями здоровья; - дети из многодетных семей; - дети из семей участников боевых действий; - обучающиеся коррекциоиных классов общеобразовательных школ; - обучающиеся спортивных классов общеобразовательных школ; ' - дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в общеобразовательных классах (пункт 2.1).
Услугу по организации ежедневного питания обучающихся в МБОУ СОШ N 103 осуществляет организация, с которой заключен договор/контракт, которая обязана обеспечивать ежедневное питание обучающихся в соответствии с меню (пункт 4.6).
В соответствии с пунктами 5.1-5.3 указанного Порядка в рамках реализации Программы ежегодно выделяются бюджетные средства н; частичную оплату стоимости питания одного детодня. Размеры бюджетных средств в день выделяемых па питание обучающихся МБОУ СОШ N 103 определяеется Решением Челябинской городской Думы, распоряжением Администрации города Челябинска приказом Комитета по делам образования города Челябинска. Стоимость питания в МБОУ СОШ N 103 устанавливается в соответствии с меню, разработанным организатором питания в соответствии с требованиями пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам, и обязательно прошедшему согласование с территориальными органами Роспотребнадзора.
Разницу между полной стоимостью питания в день и размером бюджетных средств выделяемых на питание обучающихся, родители (законные представители) обучающихся оплачивают на лицевой счет Организатора питания через Оператора на основании заявления о постановке на платное питание.
Аналогичные положения предусмотрены Порядком организации питания обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 103 г. Челябинска", утвержденном приказом директора МБОУ СОШ N 103 от 31.08.2022 N 123 (т. 4, л.д. 54-57).
22.03.2021 в Единой автоматизированной информационной системе в сфере закупок (далее - ЕАИС) размещено извещение N 0169300000121000198 о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания на сумму 162 122 068,43 рублей, по результатам которого победителем конкурса с предложением цены 162122068,43 рублей стало АО "УКП", вследствие чего указанным поставщиком с рядом образовательных организаций заключены контракты на оказание соответствующих услуг, в т.ч. контракт между МБОУ СОШ N 103 (заказчик) и АО "УКП" (исполнитель) N 55/21 от 27.04.2021 на оказание услуг по организации горячего питания на сумму 17906979, 50 рублей (т. 1, л.д. 93-137) (далее - Контракт).
Согласно условиям Контракта "Исполнитель" обязуется организовать ежедневное горячее питание для обучающихся "Заказчика" получающих бюджетные средства на питание согласно муниципальной программе "Организация питания воспитанников и обучающихся в муниципальных образовательных организациях города Челябинска" (пункт 1.2); срок оказания услуг: с момента заключения контракта по 31.05.2021, с 01.09.2021 по 31.05.2022, с 01.09.2022 по 31.05.2023, с 01.09.2023 по 31.12.2023 (пункт 1.3); место оказания услуг: г. Челябинск, ул. 60-летия Октября, 5, пищеблок (пункт 1.4); источник финансирования: за счет средств бюджетного учреждения (субсидии на выполнение муниципального задания) (пункт 1.5).
Пунктом 2.1 Контракта предусмотрено, что заказчик, в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" создает бракеражную комиссию, для контроля за качеством готовых блюд, в составе не менее трех человек, утверждаемую локальным нормативным актом заказчика.
В силу пункта 2.2 Контракта исполнитель обязуется: - обеспечить соблюдение требований к качеству услуг, требования к их безопасности, требования к результатам услуг, связанных с определением соответствия оказываемых услуг потребностям "Заказчика" в соответствии с Техническим заданием - являющимся неотъемлемым приложением к настоящему контракту (Приложение N 1 к настоящему контракту). - обеспечивать доступность проверки членами бракеражной комиссии "Заказчика", в любом составе, соблюдения условий организации питания обучающихся, условиям хранения продуктов питания и технологического процесса блюд.
Пунктом 3.3 Контракта установлены обязанности исполнителя, в том числе: 3.3.1. обеспечить ежедневное питание обучающихся за бюджетные средства на питание в соответствии с меню (Приложение N 2 к настоящему контракту). 3.3.2. организацию обслуживания обучающихся горячим питанием осуществлять путем предварительного накрытия столов (сервировки). Не допускается привлечение обучающихся к осуществлению предварительного накрытия столов (сервировки). 3.3.3. своевременно и качественно оказывать услуги. Гарантии распространяются на оказываемые услуги - в полном объеме, на поставляемые продукты питания, готовую продукцию - в полном объеме. 3.3.4. обеспечивать соответствие результатов услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, санитарным нормам и правилам, государственным стандартам, в соответствие с техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему контракту).
Пунктом 4.2 Контракта предусмотрено, что расчет цены (Приложение N 4 к Контракту) и четырехнедельное меню (Приложение N 2 к Контракту) являются его неотъемлемой частью.
Приложением N 1 к Контракту установлено техническое задание, которым установлены, в т.ч. следующие характеристики оказываемых услуг по организации школьного питания: - в 2021 году:
5) Четырехнедельное меню для обучающихся, получающих бюджетные средства на питание на 2021 год в размере 30 рублей 00 копеек в день: - Обучающиеся кадетских классов, спортивных классов и обучающиеся, занимающиеся в учебно-тренировочных группах школы-интерната спортивного профиля, обучающиеся в муниципальных общеобразовательных организациях города Челябинска.
Четырехнедельное меню для обучающихся, получающих бюджетные средства на питание на 2021 год в размере 6 рублей 22 копеек в день: - Дети из малообеспеченных семей и дети с нарушениями здоровья (категории определяются в соответствии с нормативными правовыми актами по предоставлению субсидии из областного бюджета).
Четырехнедельное меню для обучающихся, получающих бюджетные средства на питание на 2021 год в размере 64 рублей 29 копеек в день:
- Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, не отнесенные к отдельным категориям;
- Обучающиеся 1-4 классы, имеющие статус дети с ОВЗ и (или) дети-инвалиды.
Четырехнедельное меню для обучающихся, получающих бюджетные средства на питание на 2021 г. в размере 84 рублей 00 копеек в день:
- Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья;
Четырехнедельное меню для обучающихся, получающих бюджетные средства на питание на 2021 г. в размере 20 рублей 00 копеек в день:
-Дети из малообеспеченных, неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, дети с нарушениями здоровья;
- Дети из малообеспеченных семей и дети с нарушениями здоровья (категории определяются в соответствии с нормативными правовыми актами по предоставлению субсидии из областного бюджета);
- Дети из многодетных семей;
- Дети из семей участников боевых действий.
Четырехнедельное меню для обучающихся, получающих бюджетные средства на питание на 2021 г. в размере 19 рублей 71 копеек в день:
- Обучающиеся 1-4 классы, имеющие статус дети с ОВЗ и (или) дети-инвалиды.
6) Количество детодней: 82 716
7) Планируемое количество завтраков: 82 716
8) Планируемое количество дополнительных приемов пищи: 2260
9) Планируемое количество обедов: 7 345
10) Исполнитель поставляет продукцию по письменной заявке Заказчика услуг в соответствии с графиком работы столовой. Срок предоставления заявки Исполнителю Заказчиком услуг ежедневно за 1 день до оказания услуги, в случае уточнения по количеству питающихся в учреждении - до 6-30 утра на текущий день. В заявке указываются: наименование меню, количество питающихся, дата оказания услуги.
- в 2022 году:
5) Четырехнедельное меню для обучающихся, получающих бюджетные средства на питание на 2022 г. в размере 30 рублей 00 копеек в день:
- Обучающиеся кадетских классов, спортивных классов и обучающиеся, занимающиеся в учебно-тренировочных группах школы-интерната спортивного профиля, обучающиеся в муниципальных общеобразовательных организациях города Челябинска.
Четырехнедельное меню для обучающихся, получающих бюджетные средства на питание на 2022 г. в размере 6 рублей 22 копеек в день:
- Дети из малообеспеченных семей и дети с нарушениями здоровья (категории определяются в соответствии с нормативными правовыми актами по предоставлению субсидии из областного бюджета).
Четырехнедельное меню для обучающихся, получающих бюджетные средства на питание на 2022 г. в размере 64 рублей 29 копеек в день:
- Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, не отнесенные к отдельным категориям;
- Обучающиеся 1-4 классы, имеющие статус дети с ОВЗ и (или) дети-инвалиды.
Четырехнедельное меню для обучающихся, получающих бюджетные средства на питание на 2022 г. в размере 84 рублей 00 копеек в день:
- Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Четырехнедельное меню для обучающихся, получающих бюджетные средства на питание на 2022.г. в размере 20 рублей 00 копеек в день (завтрак):
-Дети из малообеспеченных, неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, дети с нарушениями здоровья;
- Дети из малообеспеченных семей и дети с нарушениями здоровья (категории определяются в соответствии с нормативными правовыми актами по предоставлению субсидии из областного бюджета);
- Дети из многодетных семей; - Дети из семей участников боевых действий.
Четырехнедельное меню для обучающихся, получающих бюджетные средства на питание на 2022 г. в размере 19 рублей 71 копеек в день:
- Обучающиеся 1-4 классы, имеющие статус дети с ОВЗ и (или) дети-инвалиды.
6) Количество детодней: 115 635
7) Планируемое количество завтраков: 115 635 8 Планируемое количество дополнительных приемов пищи: 3 910
9) Планируемое количество обедов: 9 450
10)Исполнитель поставляет продукцию по письменной заявке Заказчика услуг в соответствии с графиком работы столовой. Срок предоставления заявки Исполнителю Заказчиком услуг ежедневно за 1 день до оказания услуги, в случае уточнения по количеству питающихся в учреждении - до 6-30 утра на текущий день. В заявке указываются: наименование меню, количество питающихся, дата оказания услуги.
- в 2023 году:
5) Четырехнедельное меню для обучающихся, получающих бюджетные средства на питание на 2023 г. в размере 30 рублей 00 копеек в день:
- Обучающиеся кадетских классов, спортивных классов и обучающиеся, занимающиеся в учебно-тренировочных группах школы-интерната спортивного профиля, обучающиеся в муниципальных общеобразовательных организациях города Челябинска.
Четырехнедельное меню для обучающихся, получающих бюджетные средства на питание на 2023 г. в размере 6 рублей 22 копеек в день:
- Дети из малообеспеченных семей и дети с нарушениями здоровья (категории определяются в соответствии с нормативными правовыми актами по предоставлению субсидии из областного бюджета).
Четырехнедельное меню для обучающихся, получающих бюджетные средства на питание на 2023 г. в размере 64 рублей 29 копеек в день:
- Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, не отнесенные к отдельным категориям;
- Обучающиеся 1-4 классы, имеющие статус дети с ОВЗ и (или) дети-инвалиды.
Четырехнедельное меню для обучающихся, получающих бюджетные средства на питание на 2023 г. в размере 84 рублей 00 копеек в день:
- Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. Четырехнедельное меню для обучающихся, получающих бюджетные средства на питание на 2023.г. в размере 20 рублей 00 копеек в день (завтрак):
-Дети из малообеспеченных, неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, дети с нарушениями здоровья;
- Дети из малообеспеченных семей и дети с нарушениями здоровья (категории определяются в соответствии с нормативными правовыми актами по предоставлению субсидии из областного бюджета);
- Дети из многодетных семей;
- Дети из семей участников боевых действий.
Четырехнедельное меню для обучающихся, получающих бюджетные средства на питание на 2023 г. в размере 19 рублей 71 копеек в день:
- Обучающиеся 1-4 классы, имеющие статус дети с ОВЗ и (или) дети-инвалиды.
6) Количество детодней: 115 635
7) Планируемое количество завтраков: 115 635
8) Планируемое количество дополнительных приемов пищи: 3 910
9) Планируемое количество обедов: 9 450
10)Исполнитель поставляет продукцию по письменной заявке Заказчика услуг в соответствии с графиком работы столовой. Срок предоставления заявки Исполнителю Заказчиком услуг ежедневно за 1 день до оказания услуги, в случае уточнения по количеству питающихся в учреждении - до 6-30 утра на текущий день. В заявке указываются: наименование меню, количество питающихся, дата оказания услуги.
Разделом 2 Технического задания установлены требования соответствии нормативным документам при оказании услуг, в т.ч. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (далее - СанПиН 2.3/2.4.3590-20), СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Разделом 4 Технического задания определены требования к организации питания, в т.ч.: - обеспечение ежедневного горячего питания обучающихся получающих бюджетные средства на питание в соответствии с меню (Приложение N 2 к контракту) (пункт 1) - согласование с руководителем Учреждения меню горячих завтраков (обедов), четырехнедельное меню для организации питания детей 7-11 и 11-18 лет в муниципальном учреждении. С учетом возраста обучающихся в меню должны быть соблюдены требования по массе порций блюд, их пищевой и энергетической ценности, с учетом суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах для различных групп обучающихся, другие требования, предусмотренные СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в рамках направляемых средств на организацию питания обучающихся, получающих бюджетные средства на питание (пункт 2).
Приложение N 2 к контракту содержит
- Четырехнедельное меню для обучающихся получающих бюджетные средства на питание на 2021-2023 годы в размере 20 рублей 00 копеек в день (завтрак), категории: дети из малообеспеченных, неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, дети с нарушениями здоровья; дети из малообеспеченных семей и дети с нарушениями здоровья(категории определяются в соответствии с нормативными правовыми актами по предоставлению субсидии из областного бюджета); дети из многодетных семей; дети из семей участников боевых действий;
- Четырехнедельное меню для обучающихся, получающих бюджетные средства на питание из областного бюджета на 2021-2023 годы в размере 6 рублей 00 копеек в день, категории: дети из малообеспеченных семей и дети с нарушениями здоровья (категории определяются в соответствии с нормативными правовыми актами по предоставлению субсидии из областного бюджета);
- Четырехнедельное меню для обучающихся, получающих бюджетные средства на питание на 2021-2023 годы в размере в размере 84 рублей 00 копеек в день (завтрак, обед), категории: - дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья;
- Четырехнедельное меню для обучающихся, получающих бюджетные средства на питание на 2021-2023 годы в размере 64 рублей 29 копеек в день (завтрак), категории: обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, не отнесенные к отдельным категориям; обучающиеся 1-4 классы, имеющие статус дети с ОВЗ и (или) детиинвалиды;
- Четырехнедельное меню для обучающихся, получающих бюджетные средства на питание на 2021-2023 годы в размере в размере 19 рублей 71 копеек в день (дополнительный прием пищи), категории: обучающиеся 1-4 классы, имеющие статус дети с ОВЗ и (или) дети-инвалиды;
- Четырехнедельное меню для обучающихся, получающих бюджетные средства на питание на 2021-2023 годы в размере в размере 30 рублей 00 копеек в день(завтрак), категории: обучающиеся кадетских классов, спортивных классов и обучающиеся, занимающиеся в учебно-тренировочных группах школы-интерната спортивного профиля, обучающиеся в муниципальных общеобразовательных организациях города Челябинска.
В приложении N 4 к Контракту приведены расчеты цены Контракта по годам на 2021, 2022, 2023 годы, в которых выделены следующие категории обучающихся: - дети из малообеспеченных, неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, дети с нарушениями здоровья; - дети из многодетных семей; - дети из семей участников боевых действий. - дети из малообеспеченных семей и дети с нарушениями здоровья (категории определяются в соответствии с нормативными правовыми актами по предоставлению субсидии из областного бюджета). - дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. - обучающиеся кадетских классов, спортивных классов и обучающиеся, занимающиеся в учебно-тренировочных группах школы-интерната спортивного профиля, обучающиеся в муниципальных общеобразовательных организациях города Челябинска. - обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, не отнесенные к отдельным категориям (2-4 классов) - обучающиеся 1-4 классы, имеющие статус дети с ОВЗ и (или) дети-инвалиды. - обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, не отнесенные к отдельным категориям (1-х классов).
Дополнительным соглашением N 1 к Контракту от 11.11.2021 пункт 4.1 Контракта изложен в следующей редакции: Цена контракта составляет 17 906 979,50 рублей с учетом НДС (если предусмотрен), из них: 2021 г. - 4620615,20 рублей, 2022 г.- 6 643 182,15 рублей, 2023 г. - 6 643 182,15 рублей.
Дополнительным соглашением об исполнении контракта за 2021 год к Контракту от 10.01.2022 его сторонами установлено, что в 2021 году Контракт исполнен на сумму 2 977 182, 86 руб.
Дополнительным соглашением N 2 Контракту от 10.01.2022 (т. 2, л.д. 57-71), заключенным по основанию, предусмотренному частью 7 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), проведен сравнительный анализ действующего и нового меню для детей с 7 до 11 лет с учетом требований СанПиН 2.3/2.4.3590-20, при этом в отношении обучающихся в возрасте от 12 лет и старше коррективы в меню не вносились (приложение N 1 к дополнительному соглашению); в приложение N 2 внесены изменения, согласно которым утверждены примерные меню для обучающихся категорий детей; при этом примерное четырехнедельное меню для категории детей - учащиеся с 1-го по 4-й классы приведено в соответствие с требованиями, установленными таблицей N 3 приложения N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, а именно: суммарный объем блюд по приему пищи "завтрак" составил 500 грамм и более.
Прокуратурой по результатам проведенного мониторинга информации, размещенной в ЕАИС, выявлены нарушения требований Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта на оказание услуг по организации горячего питания в МБОУ СОШ N 103, в связи с чем 03.06.2022 Прокуратурой Металлургического района г. Челябинска руководителю МБОУ СОШ N 103 внесено представление N 41-2022 об устранении нарушений требований федерального законодательства (т. 2, л.д. 108-119), в том числе санитарно-эпидемиологического законодательства, согласно которому установлены следующие нарушения требований СанПиН 2.3/2.4.3590-20 при организации питания отдельных категорий обучающихся данного образовательного учреждения:
Примерное четырехнедельное меню для обучающихся разработано с нарушением требований, установленных приложением N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, а именно - без учета возраста обучающихся.
В нарушение суммарного объема блюд по приему пищи "завтрак", установленного таблицей N 3 приложения N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, примерным четырехнедельным меню предусмотренный суммарный объем блюд по приему пищи "завтрак" составляет менее 500 грамм для следующих категорий детей в возрасте от 7 до 12 лет: - обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, не отнесенные к отдельным категориям и обучающиеся 1-4 классы, имеющие статус дети с ОВЗ и (или) детиинвалиды, в дни 2, 3, 7, 13, 18, 19; - обучающиеся кадетских классов, спортивных классов и обучающиеся, занимающиеся в учебно-тренировочных группах школы-интерната спортивного профиля, обучающиеся в муниципальных общеобразовательных организациях города Челябинска, во все дни; - дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья во все дни.
Также в нарушение суммарного объема блюд по приему пищи "завтрак", установленного таблицей N 3 приложения N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, примерным четырехнедельным меню предусмотренный суммарный объем блюд по приему пищи "завтрак" и "обед" во все дни для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 12 лет составляет менее 1200 грамм.
Кроме того, для обучающихся 9-3 класса из категории детей - обучающиеся кадетских классов, спортивных классов и обучающиеся, занимающиеся в учебно-тренировочных группах школы-интерната спортивного профиля, обучающиеся в муниципальных общеобразовательных организациях города Челябинска, питание для которых предусмотрено Техническим заданием (приложение N 1 к документации о конкурсе с ограниченным участием в электронной форме), массы порций блюд "завтрака" занижены по сравнению с установленными таблицей N 2 приложения N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, что противоречит пункту 4 Технического задания (приложение N 1 к Контракту).
Дополнительным соглашением N 2 от 10.01.2022, заключенным между МБОУ СОШ N 103 и АО "УКП" по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, утверждено приложение N 1 согласно которого проведен сравнительный анализ действующего и нового меню для детей с 7 до 11 лет с учетом требований СанПиН 2.3/2.4.3590-20, при этом в отношении обучающихся в возрасте от 12 и старше коррективы в меню не вносились.
Кроме того, указанным дополнительным соглашением от 10.01.2022 к Контракту в приложение N 2 к Контракту внесены изменения, согласно которым утверждены лишь примерные меню для обучающих категорий детей, что противоречит требованиям, установленным частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, и влечет неопределенность и свободу исполнения по собственному условий Контракта АО "УКП" в части его существенных условий, к которым в соответствии с требованиями ГК РФ и Закона N 44- ФЗ относится перечень и наименование блюд, подлежащих приготовлению при организации питания обучающихся.
Согласно приложения N 2 к дополнительному соглашению N 2 от 10.01.2022 к контракту N 55/21 от 24.07.2021, действующего с 10.01.2022, примерное четырехнедельное меню для категории детей - учащиеся с 1-го по 4-й классы приведено в соответствие с требованиями, установленными таблицей N 3 приложения N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, а именно суммарный объем блюд по приему пищи "завтрак" составил 500 грамм и более.
Вместе с тем, несмотря на внесенные изменения, в нарушение суммарного объема блюд по приему пищи "завтрак", установленного таблицей N 3 приложения N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, примерным четырехнедельным меню, действующим с 10.01.2022, предусмотренный суммарный объем блюд по приему пищи "завтрак" занижен и составил менее 500 грамм для следующих категорий детей в возрасте от 7 до 12 лет: - обучающиеся кадетских классов, спортивных классов и обучающиеся, занимающиеся в учебно-тренировочных группах школы-интерната спортивного профиля, обучающиеся в муниципальных общеобразовательных организациях города Челябинска, во все дни; - дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья во все дни.
Также в нарушение суммарного объема блюд по приему пищи "завтрак", установленного таблицей N 3 приложения N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, усмотренный примерный четырехнедельным меню суммарный объем блюд по приему пищи "завтрак" во все дни, "завтрак" и "обед" в дни 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 12 лет составил менее 1200 грамм.
Кроме того, для обучающихся 9-3 класса из категории детей - обучающиеся кадетских классов, спортивных классов и обучающиеся, занимающиеся в учебно-тренировочных группах школы-интерната спортивного профиля, обучающиеся в муниципальных общеобразовательных организациях города Челябинска, питание для которых предусмотрено Техническим заданием (приложение N 1 к Контракту), массы порций блюд "завтрака" (каша, или овощное, или яичное, или творожное, или мясное блюдо, и т.п.) занижены по сравнению с установленными таблицей N 2 приложения N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, что противоречит п. 4 Технического задания (приложение N 1 к Контракту).
В соответствии с частью 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Анализ утвержденного дополнительным соглашением N 2 от 10.01.2022 к Контракту N 55/21 от 27.04.2021, заключенным между МБОУ N 103 и АО "Уральский комбинат питания", примерного меню, действующего с 10.01.2022, для учащихся образовательного учреждения показал, что для категории детей - обучающиеся в спортивных и кадетских классах общеобразовательных учреждений в дни 3,7, 10, 13, 17, 18, 20 снижены суммарные объемы порций блюд относительно суммарных объемов порций блюд, содержащихся в меню при заключении Контракта, что свидетельствует об оказании услуги, потребительские свойства которой, не являются улучшенными по сравнению с характеристиками, указанными в контракте, и не отвечает положениям, предусмотренным части 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в качестве оснований для изменения Контракта.
Таким образом, при заключении дополнительного соглашения N 2 от 10.01.2022 к Контракту N 55/21 от 27.04.2021 МБОУ СОШ N 103 в нарушение требований, установленных Законом N 44-ФЗ и ГК РФ, допущено изменение существенных условий Контракта, а именно - утверждение примерного для обучающих категорий детей, которое может повлечь неопределенность и свободу исполнения по собственному условий Контракта АО "УКП" в части его существенных условий, к которым в соответствии с требованиями ГК РФ и Закона N 44-ФЗ относится перечень и наименование блюд, подлежащих приготовлению при организации питания обучающихся.
В ходе изучения информации, размещенной в ЕАИС, установлено, что МБОУ СОШ N 103 по Контракту N 55/2 от 27.04.2021 в нарушение части 3 статьи 103 Закона N 44-ФЗ соглашения об изменении Контракта, а также документы о приемке в реестр контрактов по состоянию на 01.06.2022 не направлены.
Ненадлежащее исполнение должностными лицами МБУ СОШ N 103 требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питания обучающихся, влечет нарушение прав несовершеннолетних на обеспечение питания в соответствии с установленными требованиями.
На основании изложенного прокурор в вышеуказанном представлении потребовал от МБОУ СОШ N 103 принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе путем организации питания в образовательном учреждении в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, направлении в реестр контрактов информации, подлежащей направлению в соответствии со статьей 103 Закона N 44-ФЗ и Правил N 60, а также принять меры к устранению причин и условий способствовавших нарушению требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В ответ на указанное представление МБОУ СОШ N 103 письмом от 21.06.2022 N 405 (т. 2, л.д. 120-122) сообщило прокуратуре следующее: Министерство Просвещения Российской Федерации в письме от 9.09.2020 г. N ГД-1425/09 полагает целесообразным исходить из того, что стоимость горячего питания в рамках одной школы должна быть одинаковой для учеников начальной школы, обучающихся в 1-ую и 2-ую смены, во избежание возникновения проблемы "разных столов", обусловленной большей стоимостью обеда по сравнению с завтраком, и, как следствие, необходимостью выделения большей суммы на обучающихся 2-ой смены.
Согласно извещению N 0169300000121000198 МБОУ СОШ N 103 разместило документацию о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на заключение контракта об оказании услуг по организации горячего питания на сумму 17 906 979,50 рублей.
Предметом данного контракта является оказание услуг по организации горячего питания в общеобразовательном учреждении в рамках бюджетного финансирования в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации отраженными в разделе 2 "Требования соответствия нормативным документам" Технического задания к Контрасту.
Цена контракта рассчитывается от количества дето-дней с учетом каждой категории обучающихся.
Таким образом, меню не является существенным условием контракта.
Технологами аутсорсинговой компании были разработаны меню для всех категорий обучающихся в соответствии с учетом всех требований санитарно-эпидемиологического законодательства и произведен расчет их стоимости. По анализу предложенных меню было заключено дополнительное соглашение N 2 от 10.01.2022 к контракту N 55/21 от 24.07.2021 о внесении изменений в меню для категории обучающихся начальных классов.
В меню, разработанного для детей, обучающихся в кадетских классах, спортивных классах и обучающихся, занимающихся в учебно-тренировочных группах школы-интерната спортивного профиля, детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, выявлено значительное превышение стоимости дето-дня по сравнению с выделяемыми бюджетными средствами.
В учреждении реализована возможность приобретения готовых горячих блюд через свободную раздачу, места для приема ищи в столовой оборудованы, обучающиеся имеют возможность приносить еду с собой.
На основании вышеизложенного, учитывая размер бюджетного финансирования на оказание услуг по организации бесплатного горячего питания, позицию Министерства Просвещения Российской Федерации изложенной в письме от 09.09.2020 N ГД1425/09, где не содержится указание на тот или иной вид приема пищи (завтрак, обед, ужин), считаем, что применение требований СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в части Приложения N 9 к организации питания в общеобразовательных организациях не может рассматриваться, как нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Нарушения, установленные в соответствии со статьей 103 Закона N 44-ФЗ, будут устранены, в настоящее время осуществляется подготовка и систематизация документов. Информация о размещении и подтверждающая документация будет предоставлена в прокуратуру Металлургического района дополнительно.
За нарушения порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, контрактный управляющий Токарева Т.Н. на основании приказа директора МБОУ СОШ N 103 от 20.06.2022 N 84 привлечена к дисциплинарной ответственности (копия приказа прилагается)".
При указанных обстоятельствах прокурор обратился в арбитражный суд с соответствующими исковыми требованиями к АО "УКП" и МБОУ СОШ N 103.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания недействительными оспариваемых приложений N 1,2 и дополнительного соглашения N 2 к контракту.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Право прокурора на обращение в суд с иском о признании сделки недействительной в интересах муниципального образования установлено пунктом 4 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (с учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2011 N 16402/10).
Согласно статье 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений ГК РФ.
Пунктом 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ установлено, что под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Предметом оценки по настоящему делу являются приложения N N 1, 2 и дополнительное соглашение от 10.01.2022 N 2 к контракту от 27.04.2021 N 55/21 на оказание услуг по организации горячего питания, заключенному между МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 103 г. Челябинска" и АО "Уральский комбинат питания".
В соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) предусматривается, что питание детей, обучающихся по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования в образовательных организациях, детей, пребывающих в организациях отдыха детей и их оздоровления (далее - дети в организованных детских коллективах), а также в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях организуется непосредственно указанными организациями и предусматривает в обязательном порядке наличие горячего питания с учетом норм обеспечения питанием детей в организованных детских коллективах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1).
Согласно части 2 названной статьи Закона N 29-ФЗ при организации питания детей в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи образовательные организации и организации отдыха детей и их оздоровления обязаны, в том числе соблюдать нормы обеспечения питанием детей в организованных детских коллективах, а также санитарно-эпидемиологические требования к организации питания детей в организованных детских коллективах, к поставляемым пищевым продуктам для питания детей, их хранению
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что в целях организации питания детей федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляются разработка норм обеспечения питанием детей в зависимости от возрастной категории детей, их физиологических потребностей и состояния здоровья.
Вопросы организации питания и обеспечения питанием лиц, обучающихся в образовательных организациях, и определяющие полномочия соответствующих органов по данным вопросам, содержатся в статье 37 Закона N 273-ФЗ.
Частью 1 и частью 2.1 статьи 37 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (часть 7 статьи 79 Закона N 273-ФЗ).
Часть 1 статьи 28 Закона N 52-ФЗ регламентирует, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 N 32 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения (СанПиН 2.3/2.4.3590-20), в пункте 1.2 которого предусмотрено, что санитарные правила распространяются на юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по оказанию услуг общественного питания населению (далее - предприятия общественного питания.
Главой 8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 установлены особенности организации общественного питания детей.
Согласно пункту 8.1. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 при формировании рациона здорового питания и меню при организации общественного питания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, уходу и присмотру за детьми, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг (далее - организованные детские коллективы и детские организации соответственно) должны соблюдаться следующие требования:
в организованных детских коллективах общественное питание детей должно осуществляться посредством реализации основного (организованного) меню, включающего горячее питание, дополнительного питания, а также индивидуальных меню для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании с учетом требований, содержащихся в приложениях N 6 - 13 к настоящим Правилам. В организованных детских коллективах в детских организациях исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией, не допускаются (пункт 8.1.2).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при организации питания на основании контракта от 27.04.2021 N 55/21 в части меню (рациона) питания обучающихся допущены следующие нарушения:
- в нарушение требований, установленных приложением N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, которым определены требования к массе порций по различным блюдам в зависимости от возраста, а также в зависимости от класса, в котором обучаются несовершеннолетние, суммарные объемы блюд по приемам пищи, примерное четырехнедельное меню для обучающихся разработано без учета возраста обучающихся.
- в нарушение установленных таблицей N 3 приложения N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 требований, суммарные объемы блюд по приемам пищи "завтрак" для детей в возрасте от 7 до 12 лет установлены без разграничения детей на категории и классы, к которым они относятся;
- нарушение суммарного объема блюд по приему пищи "завтрак" и "обед" для детей в возрасте от 7 до 12 лет, установленного таблицей N 3 приложения N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, согласно которому "завтрак" для детей без разграничения на категории от 7 до 12 лет должен быть не менее 500 гр., "обед" не менее 700 гр. (суммарный объем "завтрака" и "обеда" должен составлять не менее 1200 гр.)
- занижение по сравнению с установленными таблицей N 2 приложения N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 массы порций блюд "завтрака" (каша, или овощное, или яичное, или творожное, или мясное блюдо, и т.д.) для обучающихся 9-11 классов из категории детей - обучающиеся кадетских классов, спортивных классов и обучающиеся, занимающиеся в учебно-тренировочных группах школы-интерната спортивного профиля, обучающиеся в муниципальных общеобразовательных организациях города Челябинска.
Судом первой инстанции также установлено, материалами дела подтверждено, что дополнительным соглашением от 10.01.2022 N 2 внесены изменения в контракт.
Между тем, с учетом заключения дополнительного соглашения условиями контракта нарушены требования, установленные таблицей N 3 приложения N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, а именно: примерным четырехнедельным меню, действующим с 10.01.2022, предусмотренный суммарный объем блюд по приему пищи "завтрак" занижен и составил менее 500 грамм для детей в возрасте от 7 до 12 лет.
- суммарные объемы блюд по приемам пищи "завтрак" для детей в возрасте от 7 до 12 лет - 500 гр. установлены без разграничения детей на категории и классы, к которым они относятся;
- предусмотренный примерным четырехнедельным меню суммарный объем блюд по приему пищи "завтрак" во все дни, "завтрак" и "обед" в дни 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 12 лет составил менее 1200 грамм, что является нарушением требований таблицы N 3 приложения N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
- занижение по сравнению с установленными таблицей N 2 приложения N 9 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 массы порций блюд "завтрака" (каша, или овощное, или яичное, или творожное, или мясное блюдо, и т.п.) для обучающихся класса 9-11 из категории детей - обучающиеся кадетских классов, что является нарушением N 2 приложения N 9 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Факт допущенных нарушений СанПиН 2.3/2.4.3590-20 подтверждается материалами дела и ответчиками в соответствии со статьей 9, 65 АПК РФ не опровергнут.
Согласно позиции ответчиков и Комитета образования, цена контракта была рассчитана от количества детодней на основании решения Челябинской городской Думы от 25.08.2020 N 11/10 "Об утверждении Порядка обеспечения питанием обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях города Челябинска за счет бюджетных ассигнований бюджета города Челябинска" (далее - Решение N 11/10) с учетом доведенного финансирования по каждой категории обучающихся на основании распоряжения Администрации города Челябинска от 26.04.2022 N 4627.
В соответствии с решением N 11/10 категория обучающихся кадетских и спортивных классов имеет право на получение льготы при организации питания. Под льготой при организации питания обучающихся понимается частичное финансирование общей стоимости питания обучающегося за счет бюджетных средств (пункт 39 решения N 11/10).
Комитет и соответчики также указали, что в учреждении реализована возможность доплаты родителей и (или) законных представителей обучающихся данных категорий с целью получения полноценного, сбалансированного питания, а также через свободную раздачу реализована возможность приобретения готовых горячих блюд, места для приема пищи в столовой оборудованы, обучающиеся имеют возможность приносить еду с собой
Таким образом, согласно позиции Комитета образования, суммарный объем блюд по нормативам СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в отношении категорий детей, имеющих право на льготу при организации питания, выполняется за счет бюджетного финансирования, а также за счет родительской платы и (или) домашнего питания.
Вместе с тем, отклоняя указанные доводы, суд первой инстанции обоснованно руководствовался выводом о том, что при разработке и формировании соответствующего муниципального заказа, обосновании начальной (максимальной) цены контракта по закупке МБОУ СОШ N 103, у Комитета образования, выполняющего функции учредителя соответствующего общеобразовательного учреждения, а также у иных уполномоченные органов местного самоуправления, имелась обязанность учесть при разработке требований технического задания к меню все обязательные к применению требования, в том числе установленные СанПиНом 2.3/2.4.3590-20.
При этом суд первой инстанции также верно исходил из того, что недостаточность бюджетного финансирования и многоканальность финансирования питания сами по себе не отменяют факт допущенных нарушений СанПиН 2.3/2.4.3590-20 при формировании меню и его отражении в Контракте, в том числе с учетом дополнительного соглашения от 10.01.2022 N 2.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии нарушений при организации питания в соответствии с контрактом в части неисполнения всех требований СанПиН 2.3/2.4.3590-20 на момент заключения контракта и дополнительного соглашения N 2 к нему.
Однако, установив наличие указанных выше нарушений, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наличие таких нарушений не является достаточным основанием для признания недействительными в силу ничтожности приложения N N 1,2 к контракту и дополнительного соглашения от 10.01.2022 N 2 к контракту от 27.04.2021 N 55/21, при этом обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом или иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
На основании статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Судом первой инстанции при рассмотрении требований прокурора о признании недействительными в силу ничтожности приложений и дополнительного соглашения к контракту учтено, что контракт от 27.04.2021 N 55/21 и дополнительное соглашение N 2 к нему являются заключенными и исполнялись сторонами на протяжении 2021 и 2022 года.
Факт заключенности контракта и его исполнения в течение двух лет материалами дела подтвержден и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
В обоснование требований о признании ничтожными дополнительного соглашения и приложений к контракту, прокуратура ссылается на пункт 2 статьи 168 ГК РФ, статью 180 ГК РФ и указывает на нарушение императивных требований, установленных статьей 39 Закона N 52-ФЗ, пунктами 8.1, 8.1.2, 8.1.4, приложения N 9 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, статьи 6, части 2 статьи 33, части 1 статьи 44, частей 1, 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, а также принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в данном случае прокурором избран ненадлежащий способ защиты прав обучающихся.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является признание сделки недействительной.
В силу статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (пункт 1). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц (пункт 2). Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (пункт 3).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность (пункт 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса").
В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса" разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов (пункт 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса").
В соответствии с частью 4 статьи 37 Закона об образовании обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае Контракт был заключен в рамках конкурентной процедуры в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 44-ФЗ, при этом из позиции Комитета образования следует, что цена Контракта была рассчитана от количества детодней в соответствии с положениями Решения N 11/10, в соответствии с нормативными положениями которого размер бюджетных средств, выделяемых на бесплатное питание в день на одного обучающегося, на которого распространяется действие указанного порядка, определяется правовым актом Администрации города Челябинска.
Разделом II Решения N 11/10 определены случаи предоставления различным категориям обучающихся бесплатного питания за счет бюджетных ассигнований местного бюджета.
Организация питания в образовательных организациях города Челябинска осуществляется в рамках реализации муниципальной программы "Организация питания воспитанников и учащихся в муниципальных образовательных организациях города Челябинска", утвержденной распоряжением Администрации города Челябинска от 27.07.2018 N 8729.
Основной целью программы является обеспечение воспитанников и учащихся муниципальных образовательных организаций города Челябинска полноценным сбалансированным здоровым питанием. С 1 сентября 2020 года данной программой предусмотрены средства на организацию бесплатного горячего питания для всех обучающихся по образовательным программам начального общего образования (1-4 классы) в муниципальных образовательных организациях.
Так, в 2021 году размер бюджетных средств, выделяемых на организацию бесплатного горячего питания в день на одного обучающегося, составлял 64,29 рубля в день, в 2022 году - 68.27 рублей в день на одного обучающегося.
Бесплатное питание (за счет бюджета) организовано для отдельных категорий обучающихся, данным распоряжением установлен его дифференцированный размер в зависимости от категорий обучающихся.
Отказывая в удовлетворении требований прокуратуры, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в данном случае прокуратурой не выявлено и не установлено, что соответствующего размера бюджетного финансирования достаточно для формирования такого меню, которое в полной мере будет соответствовать всем требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20. При этом решение N 11/10 в установленном законом порядке недействующим признано не было и является действующим муниципальным нормативным правовым актом, протест на указанное решение прокурором не приносился.
Судом первой инстанции также сделан верный вывод, что само по себе обнаружение нарушений положений СанПиН 2.3/2.4.3590-20 без установления возможности в рамках выделенного финансирования обеспечить все требования по рациону питания обучающихся является недостаточным для утверждения о нарушении публичных интересов либо прав обучающихся, поскольку из материалов дела следует, что в параметры определения НМЦК по спорной закупке заложены соответствующие нормативы финансирования и определенные детодни как единица исчисления.
При этом как обоснованно отмечено судом при ином подходе может возникнуть ситуация, при которой, не определив достижимость в рамках действующего правового регулирования и установленных нормативов финансирования реальную возможность соблюдения всех требований к меню (рациону) питания, предусмотренных СанПиН 2.3/2.4.3590-20, действующая модель организации питания будет разрушена, что также повлечет нарушение прав обучающихся на горячее питание.
Кроме того, руководствуясь пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 01.03.2020 N 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и статью 37 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", суд первой инстанции правомерно указал, что соответствующая норма части 2.1 статьи 37 Закона об образовании подлежит безусловному исполнению только с 1 сентября 2023 года.
В соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в данном случае признание недействительными приложений N N 1, 2 и дополнительного соглашения от 10.01.2022 N 2 к контракту от 27.04.2021 N 55/21 с учетом факта исполнения контракта его сторонами и невозможности прекращения его действия на будущее, не приведет к восстановлению нарушенного права, а наоборот, приведет к нарушению права обучающихся МБОУ СОШ N 103 на питание.
В данном случае материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что услуги по Контракту оказываются, питание в МБОУ СОШ N 103 фактически осуществляется, а из поведения сторон Контракта следует их намерение исполнить обязательство по Контракту. При этом прокуратурой не представлено в материалы дела доказательств того, каким образом, удовлетворение требований истца приведет к восстановлению нарушенного права отдельных категорий обучающихся МБОУ СОШ N 103.
Суд первой инстанции также обоснованно указал, что прокурором при предъявлении рассматриваемого иска не в полной мере учтены пункты 8.1.2.5 и 8.1.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, согласно которым разрешается производить замену отдельных видов пищевой продукции в соответствии с санитарными правилами и нормами в пределах средств, выделяемых на эти цели, а также допускается корректировать меню с учетом климатогеографических, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей питания населения, при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания детей основных пищевых веществ.
Из материалов дела не следует, что допущенные нарушения по спорным условиям Контракта таковы, что противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, при том само по себе несоблюдение в рассматриваемом случае положений СанПиН 2.3/2.4.3590-20 не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов и прав третьих лиц - обучающихся, с учетом как переходного периода до 01.09.2023, так и доводов соответчиков о недостаточности бюджетного финансирования.
Приведенный в апелляционной жалобы довод о том, что приложения N N 1, 2 к контракту от 27.04.2021 N 55/21, противоречат статьям 6, 33 Федерального закона N 44-ФЗ, статье 39 Федерального закона N 52-ФЗ, пунктам 8.1, 8.1.2, 8.1.4, приложения N 9 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, был также исследован судом первой инстанции и правомерно отклонен.
Отклоняя указанный довод, суд первой инстанции верно отметил, что нарушение указанных положений само по себе не свидетельствует о нарушении публичных интересов, поскольку из материалов дела следует, что условия приложения N 2 к дополнительному соглашению от 10.01.2022 N 2 к контракту от 24.07.2021 N 55/21 по своему содержанию были направлена на то, чтобы привести в соответствие с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20 условия Контракта.
С учетом изложенного, судом правомерно отказано в удовлетворении исковых требований.
Из содержания апелляционной жалобы усматривается, что ее доводы выражают несогласие и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которых не имеется и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 23.04.2013 N 16549/2012, исходя из принципа правовой определенности, судом апелляционной инстанции не может быть отменено решение (определение) суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заместитель прокурора освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.12.2022 по делу N А76-25786/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Заместителя прокурора Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-25786/2022
Истец: Зам прокурора Челябинской области, ПРОКУРАТУРА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "УРАЛЬСКИЙ КОМБИНАТ ПИТАНИЯ", МБОУ "СОШ N103 г. Челябинска"
Третье лицо: Комитет по делам образования города Челябинска, Управление Муниципальных закупок администрации города Челябинск, Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области