Екатеринбург |
|
21 июля 2023 г. |
Дело N А50-28997/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Ивановой С.О., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Кировского района г. Перми (далее - Администрация) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2023 по делу N А50-28997/2022 Арбитражного суда Пермского края.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми (далее - Департамент) поступило ходатайство от 23.05.2023 N 01264 о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Акционерное общество "Пермский региональный оператор ТКО" (далее - общество "ПРО ТКО", общество, региональный оператор) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в сфере благоустройства, выданных 21.09.2022 Администрацией: N 569, учетный номер 59221705900003529013; N 570, учетный номер 59221705900003529234; N 571, учетный номер 59221705900003529648; N 572, учетный номер 59221705900003529838; N 573, учетный номер 59221705900003529978; N 574, учетный номер 59221705900003530155; N 575, учетный номер 59221705900003530684; N 576, учетный номер 592217059000035309263; N 577, учетный номер 59221705900003531309.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.01.2023 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2023 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация ссылается на ненадлежащую оценку ее доводов, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В обоснование кассационной жалобы приводит доводы о том, что общество "ПРО ТКО", как региональный оператор, является собственником контейнеров, предоставил их в пользование на основании соглашений о размещении контейнеров в месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), соответственно обязан производить замену или ремонт контейнеров, которые в ходе эксплуатации потеряли товарный вид, утратили свои функции, на что в тарифе имеется соответствующий процент.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ПРО ТКО" указывает, что судом апелляционной инстанции правомерно проанализированы нормы федерального законодательства, регулирующего спорные правоотношения и сделан обоснованный вывод об удовлетворении исковых требований.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "ПРО ТКО" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказывает коммунальную услугу по обращению с ТКО потребителям в Пермском крае.
Пермское краевое государственное унитарное предприятие "Теплоэнерго", которое прекратило деятельность в результате реорганизации в форме преобразования в общество "ПРО ТКО", 30.10.2019 и 05.03.2020 заключило с Департаментом соглашения о размещении контейнеров в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в Кировском районе г. Перми (далее - Соглашения).
В период с февраля 2020 года до августа 2022 года между региональным оператором и Администрацией велась переписка по вопросам приведения в соответствие с установленными требованиям мест накопления ТКО, в том числе ремонта и замены поврежденных емкостей (контейнеров, бункеров) для сбора ТКО.
По результатам выездного обследования территории 21.09.2022 Администрация выдала обществу "ПРО ТКО" предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в сфере благоустройства N 569, N 570, N 571, N 572, N 573, N 574, N 575, N 576, N 577. В предостережениях указано, что общество не обеспечило технически исправными контейнерами места накопления отходов по 3 следующим адресам в Кировском районе г. Перми:
ул. 5-я Каховская, 70, ул. Фруктовая, 1, ул. Магазинная, 4, ул. Высокая, 79, ул. Запольская, 20, ул. Каляева, 53, ул. Заборная, 88, ул. Новосельская, 75, ул. Мореходная, 52, на поверхностях контейнеров имеются дефекты, коррозия металла, отсутствуют крышки контейнеров.
Не согласившись с указанным предостережениями, общество "ПРО ТКО" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, не усмотрев оснований для признания оспариваемых предостережений недействительными, оставил заявление без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции, посчитал, что принятое по настоящему делу судебное решение подлежит отмене как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение дела, с неправильным применением норм материального права.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания бездействия органа власти незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: действие (бездействие) должно не соответствовать закону или иному нормативно-правовому акту и нарушать права и законные интересы граждан, организаций в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ региональный оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора; отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; ТКО являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В силу правил статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктами 1, 8 (1) Правил N 1156 предусмотрено, что лица (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели), владеющие зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, являются собственниками ТКО (потребителями).
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме (далее - МКД), в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
При этом собственники помещений в МКД согласно статье 39 ЖК РФ несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД в пределах долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления МКД относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с пунктом 2 постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного МКД, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен МКД.
В силу подпункта "д" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, входят работы по организации и содержанию мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" на управляющую организацию возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Администрацией проведено обследование мест накопления ТКО в частном секторе на территории Кировского района г. Перми по адресам:
ул. 5-я Каховская, 70, ул. Фруктовая, 1, ул. Магазинная, 4, ул. Высокая, 79, ул. Запольская, 20, ул. Каляева, 53, ул. Заборная, 88, ул. Новосельская, 75, ул. Мореходная, 52, в ходе которого выявлено, что контейнеры для складирования ТКО не пригодны для эксплуатации: на поверхностях контейнеров имеются дефекты, коррозия металла, отсутствуют крышки, что послужило основанием для выдачи обществу оспариваемых предостережений.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что расходы на приобретение контейнеров для складирования ТКО включены в тарифы на услуги регионального оператора в Пермском крае. При этом обществом "ПРО ТКО" не представлены доказательства того, что расходы по замене или ремонту спорных контейнеров превышают 1 процент валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Далее, установив, что указанные в предостережениях контейнеры являются собственностью общества "ПРО ТКО", предоставлены им в пользование на основании соглашений о размещении контейнеров в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, заключенных с Департаментом, суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу, что обязанность по замене или ремонту контейнеров не может быть возложена на орган местного самоуправления или собственника земельного участка (управляющую организацию), так как спорные контейнерные площадки не расположены на придомовой территории МКД и не приобретались за счет средств местного бюджета или собственников помещений в МКД.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и из материалов дела следует, что между Пермским краевым государственным унитарным предприятием "Теплоэнерго" (правопредшественник общества "ПРО ТКО") и Департаментом заключены Соглашения о размещении.
Из названных Соглашений видно, что спорные контейнеры региональным оператором в соответствии с пунктом 2.19 постановления Правительства Пермского края от 08.06.2018 N 309-п "Об утверждении Порядка накопления твердых "коммунальных отходов (в том числе их, раздельного накопления) - на территории Пермского края" предоставлены Потребителю для складирования твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных.
Согласно пункту 4 Соглашений потребитель обязан обеспечивать сохранность контейнеров, установленных в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов по адресам, указанным в пункте 1 Соглашений.
Указанное позволяет сделать выводы, что в соответствии с действующим законодательством и условиями заключенных соглашений о предоставлении контейнеров в пользование спорные контейнеры для складирования ТКО предоставлены потребителю и обязанность по содержанию контейнеров в исправном состоянии возложена на потребителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу, что материалами дела не подтверждено наличие оснований для выдачи предостережений.
Предостережения недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в сфере благоустройства, выданных 21.09.2022 Администрацией: N 569, учетный номер 59221705900003529013; N 570, учетный номер 59221705900003529234; N 571, учетный номер 59221705900003529648;
N 572, учетный номер 59221705900003529838; N 573, учетный номер 59221705900003529978; N 574, учетный номер 59221705900003530155;
N 575, учетный номер 59221705900003530684; N 576, учетный номер 592217059000035309263; N 577, учетный номер 59221705900003531309 не соответствуют действующему законодательству, в том числе Порядку N 309-п.
В соответствии с абзацем 2 пункта 90 Основ ценообразования расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Положения Основ ценообразования определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения и не возлагают на регионального оператора обязанность по приобретению контейнеров и (или) бункеров для их размещения в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Деятельность регионального оператора является тарифицируемой, что означает, что в расходную часть тарифа могут входить только те расходы, которые утверждены уполномоченным органом в процентном выражении к тарифу на очередной период регулирования.
Данная норма, а также положения статьи 8 Закона N 89-ФЗ, статей 14-16 Закона N 131 и пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Правилами N 1039, условия типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (Правила N 1156) не возлагают на регионального оператора обязанности по приобретению контейнеров и бункеров в каждом случае выхода названного оборудования из строя.
Доводы Администрации о том, что приобретение контейнеров (бункеров) для накопления ТКО возложены на регионального оператора и являются его прямой обязанностью и должны осуществляться исключительно за счет утвержденного тарифа, а не за счет дополнительных средств собственников и иных лиц, судом кассационной инстанции отклоняются.
Сбор отходов - это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 641) предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование осуществляется потребителями в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках.
Согласно пункту 13(1) Правил N 641 региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами N 1039.
Возложение императивной обязанности по покупке контейнеров, либо возмещения расходов региональной организацией, в случае приобретения их управляющей организацией, законом не предусмотрены.
Доводы Администрации о том, что расходы на приобретение контейнеров для сбора ТКО заложены в тариф регионального оператора, судом кассационной инстанции отклоняются. Из материалов дела и мотивировочных частей обжалуемых судебных актов не следует, что судами устанавливался в необходимой валовой выручке регионального оператора факт учета расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержания, а также возможность в следующем за периодом регулирования периоде учета данных расходов на основании пункта 11 постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами".
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на представленных в дело доказательствах, при установлении всех фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора с правильным применением норм материального и процессуального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Администрации не опровергают выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, были предметом исследования, не свидетельствуют о нарушении норм права, в связи с этим судом округа отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции, а также удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2023 по делу N А50-28997/2022 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Кировского района г. Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 13(1) Правил N 641 региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
...
Доводы Администрации о том, что расходы на приобретение контейнеров для сбора ТКО заложены в тариф регионального оператора, судом кассационной инстанции отклоняются. Из материалов дела и мотивировочных частей обжалуемых судебных актов не следует, что судами устанавливался в необходимой валовой выручке регионального оператора факт учета расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержания, а также возможность в следующем за периодом регулирования периоде учета данных расходов на основании пункта 11 постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами"."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2023 г. N Ф09-3960/23 по делу N А50-28997/2022