г. Пермь |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А50-28997/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Васильевой Е.В., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя: Зубова Ю.А. паспорт, по доверенности от 06.05.2022, диплом (до и после перерыва); Лобанцев Д.А. паспорт, по доверенности от 06.05.2022, диплом (после перерыва);
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества "Пермский региональный оператор ТКО",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 января 2023 года
по делу N А50-28997/2022
по заявлению акционерного общества "Пермский региональный оператор ТКО" (ОГРН: 1225900008883, ИНН: 5903153085)
к администрации Кировского района города Перми (ОГРН: 1025901610415, ИНН: 5908011006)
об оспаривании предостережений,
третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (ОГРН: 1125902007043, ИНН: 5902293883),
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Пермский региональный оператор ТКО" (далее - заявитель, АО "ПРО ТКО", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в сфере благоустройства, выданных 21.09.2022 администрацией Кировского района г. Перми (далее - заинтересованное лицо, администрация): N 569, учетный номер 59221705900003529013; N 570, учетный номер 59221705900003529234; N 571, учетный номер 59221705900003529648; N 572, учетный номер 59221705900003529838; N 573, учетный номер 59221705900003529978; N 574, учетный номер 59221705900003530155; N 575, учетный номер 59221705900003530684; N 576, учетный номер 592217059000035309263; N 577, учетный номер 59221705900003531309.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.01.2023 (резолютивная часть решения объявлена 10.01.2023) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о несогласии с решением суда, поскольку судом не учтено, что под видом предостережений администрация обязывает общество совершать действия, которые не входят в компетенцию оператора; Основы ценообразования, утвержденные Постановлением Правительства от 30.05.2016 N 484, не возлагают на регионального оператора обязанность по приобретению контейнеров и (или) бункеров для их размещения в местах накопления ТКО; таким образом, региональный оператор не является субъектом нарушения, связанного с ненадлежащим содержанием контейнерной площадки; ст.ст. 14, 15, 16 Закона N 131-ФЗ, ст. 8 Закона N 89-ФЗ, п.п. 3, 4 Правил N 1039, Постановление Правительства Пермского края от 08.06.2018 N 309-п не устанавливают обязанность регионального оператора по содержанию контейнерной площадки; в соответствии с заключенными соглашениями о предоставлении контейнеров в пользование (предостережения NN 574, 569, 571, 572) контейнеры для складирования ТКО предоставлены потребителю (договор оказания жилищно-коммунальных услуг), следовательно, обязанность по содержанию контейнеров в исправном состоянии лежит на органе местного самоуправления.
Представитель заявителя доводы жалобы поддерживает в полном объёме, просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение отменить.
Администрация Кировского района г. Перми и Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми с жалобой не согласны по основаниям, изложенным в письменных отзывах на апелляционную жалобу. Решение суда считают законным и обоснованным, просят оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судом рассмотрено заявление Администрации Кировского района г. Перми о рассмотрении дела 23.03.2023 в отсутствие представителя и в порядке статьи 159 АПК РФ удовлетворено.
На основании ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 23.03.2023 объявлен перерыв до 30.03.2023 до 15 час. 15 мин.
30.03.2023 судебное заседание продолжено, состав суда и секретарь судебного заседания прежние.
Явившиеся в судебное заседание представители заявителя доводы жалобы поддерживают в полном объёме, просят апелляционную жалобу удовлетворить, решение отменить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, АО "ПРО ТКО" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), оказывает коммунальную услугу по обращению с ТКО потребителям в Пермском крае.
30.10.2019, 05.03.2020 Пермское краевое государственное унитарное предприятие "Теплоэнерго", которое прекратило деятельность в результате реорганизации в форме преобразования в АО "ПРО ТКО", заключило с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми соглашения о размещении контейнеров в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в Кировском районе города Перми.
В период с февраля 2020 года до августа 2022 года между региональным оператором и администрацией Кировского района города Перми велась переписка по вопросам приведения в соответствие с установленными требованиям мест накопления ТКО, в том числе ремонта и замены поврежденных емкостей для сбора ТКО.
21.09.2022 по результатам выездного обследования территории администрация выдала обществу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в сфере благоустройства N 569, N 570, N 571, N 572, N 573, N 574, N 575, N 576, N 577 (л.д. 11-19).
В предостережениях указано, что общество не обеспечило технически исправными контейнерами места накопления отходов по следующим адресам в Кировском районе города Перми: ул. 5-я Каховская, 70, ул. Фруктовая, 1, ул. Магазинная, 4, ул. Высокая, 79, ул. Запольская, 20, ул. Каляева, 53, ул. Заборная, 88, ул. Новосельская, 75, ул. Мореходная, 52, на поверхностях контейнеров имеются дефекты, коррозия металла, отсутствуют крышки контейнеров.
Не согласившись с указанным предостережениями, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Не усмотрев оснований для признания оспариваемых предостережений недействительными, суд первой инстанции оставил заявление без удовлетворения.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, 168 АПК РФ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно подп. 18 п. 1 ст. 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу п. 2 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В п. 1, 6 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ указано, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно пункту 2 Правил N 1156 под контейнерной площадкой понимается место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров; под контейнером понимается мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов.
В силу действия положений пунктов 9, 10 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Согласно п. 13(1) Правил N 1156 региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Из материалов дела судом установлено, что администрацией проведено обследование мест накопления ТКО в частном секторе на территории Кировского района города Перми по адресам: ул. 5-я Каховская, 70, ул. Фруктовая, 1, ул. Магазинная, 4, ул. Высокая, 79, ул. Запольская, 20, ул. Каляева, 53, ул. Заборная, 88, ул. Новосельская, 75, ул. Мореходная, 52, в ходе которого установлено, что контейнеры для складирования ТКО не пригодны для эксплуатации: на поверхностях контейнеров имеются дефекты, коррозия металла, отсутствуют крышки, что послужило основанием для выдачи обществу оспариваемых предостережений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что расходы на приобретение контейнеров для складирования ТКО включены в тарифы на услуги регионального оператора в Пермском крае. При этом заявителем не представлены доказательства того, что расходы по замене или ремонту спорных контейнеров превышают 1 процент валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Далее, установив, что указанные в предостережениях контейнеры являются собственностью АО "ПРО ТКО", предоставлены им в пользование на основании соглашений о размещении контейнеров в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, заключенных с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, суд первой инстанции пришел к выводу, что обязанность по замене или ремонту контейнеров не может быть возложена на орган местного самоуправления или собственника земельного участка (управляющую организацию), так как спорные контейнерные площадки не расположены на придомовой территории многоквартирных домов и не приобретались за счет средств местного бюджета или собственников помещений в многоквартирных домах.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьей 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В Правилах N 1156 (пункт 2) определено, что потребителем является собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В утвержденной Правилами N 1156 форме типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлено, что потребитель обязан не допускать повреждения контейнеров, сжигания твердых коммунальных отходов в контейнерах, а также на контейнерных площадках, складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов (подпункт "д" пункта 13).
Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2018 N 309-п (далее - Порядок N 309-п).
Согласно п. 2.8 Порядка N 309-п создание, организация и содержание мест накопления и сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территорий, прилегающих к месту погрузки твердых коммунальных отходов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.5-2.7, 2.9 настоящего Порядка, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Пермского края в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Бремя создания, организации и содержания мест накопления и сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территорий, прилегающих к месту погрузки твердых коммунальных отходов, обеспечивающих обращение с твердыми коммунальными отходами, крупногабаритными отходами членов садоводческих и (или) огороднических некоммерческих товариществ, лежит на данных некоммерческих товариществах (п. 2.9 Порядка N 309-п).
В силу п. 2.18. Порядка N 309-п лица, ответственные за содержание мест накопления и сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, обязаны обеспечить ежедневную уборку мест накопления и сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и прилегающих к ним территорий, очистку от снега и льда, отходов, в том числе на прилегающей территории, содержание контейнеров, бункеров и специально предназначенных емкостей в исправном состоянии.
Согласно п. 2.19. Порядка N 309-п контейнеры, бункеры и специально предназначенные емкости предоставляются потребителям региональным оператором (региональными операторами), оператором (операторами) в соответствии с условиями заключенных договоров с региональным оператором (региональными операторами).
В соответствии с абз. 2 п. 90 Основ ценообразования расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Положения Основ ценообразования определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения и не возлагают на регионального оператора обязанность по приобретению контейнеров и (или) бункеров для их размещения в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Деятельность регионального оператора является тарифицируемой, что означает, что в расходную часть тарифа могут входить только те расходы, которые утверждены уполномоченным органом в процентном выражении к тарифу на очередной период регулирования.
Данная норма, а также положения ст. 8 Закона N 89-ФЗ, ст. 14 - 16 Закона N 131 и п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), условия типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (Правила N 1156) не возлагают на регионального оператора обязанности по приобретению контейнеров и бункеров в каждом случае.
Из материалов дела следует, что между Пермским краевым государственным унитарным предприятием "Теплоэнерго" (правопредшественник заявителя) и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми заключены Соглашения о размещении контейнеров в месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов от 30.10.2019 и от 05.03.2020 (л.д. 49, 52).
Из названных Соглашений следует, что спорные контейнеры региональным оператором в соответствии с п. 2.19 Постановления Правительства Пермского края от 08.06.2018 N 309-п "Об утверждении Порядка накопления твердых "коммунальных отходов (в том числе их, раздельного накопления) - на территории Пермского края" предоставлены Потребителю для складирования твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных.
Согласно п. 4 Соглашений о размещении контейнеров в месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов от 30.10.2019 и от 05.03.2020 потребитель обязан обеспечивать сохранность контейнеров, установленных в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов по адресам, указанным в пункте 1 Соглашений.
Указанное позволяет сделать выводы, что в соответствии с действующим законодательством и условиями заключенных соглашений о предоставлении контейнеров в пользование спорные контейнеры для складирования ТКО предоставлены потребителю и обязанность по содержанию контейнеров в исправном состоянии возложена на потребителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что материалами дела не подтверждено наличие оснований для выдачи предостережений. Предостережения недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в сфере благоустройства, выданных 21.09.2022 Администрацией Кировского района г. Перми: N 569, учетный номер 59221705900003529013; N 570, учетный номер 59221705900003529234; N 571, учетный номер 59221705900003529648; N 572, учетный номер 59221705900003529838; N 573, учетный номер 59221705900003529978; N 574, учетный номер 59221705900003530155; N 575, учетный номер 59221705900003530684; N 576, учетный номер 592217059000035309263; N 577, учетный номер 59221705900003531309 не соответствуют действующему законодательству, в том числе Порядку N 309-п Требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, принятое по настоящему делу судебное решение подлежит отмене как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение дела, с неправильным применением норм материального права (часть 1 статьи 270 АПК РФ).
По результатам рассмотрения дела, понесенные обществом расходы по оплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ суд относит на заинтересованное лицо.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета (статья 104 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 января 2023 года по делу N А50-28997/2022 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительными предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в сфере благоустройства, выданных 21.09.2022 Администрацией Кировского района г. Перми: N 569, учетный номер 59221705900003529013; N 570, учетный номер 59221705900003529234; N 571, учетный номер 59221705900003529648; N 572, учетный номер 59221705900003529838; N 573, учетный номер 59221705900003529978; N 574, учетный номер 59221705900003530155; N 575, учетный номер 59221705900003530684; N 576, учетный номер 592217059000035309263; N 577, учетный номер 59221705900003531309, как несоответствующие Постановлению Правительства Пермского края от 08 июня 2018 года N 309-п "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края".
Обязать Администрацию Кировского района г. Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "Пермский региональный оператор ТКО".
Взыскать Администрации Кировского района г. Перми (ОГРН 1025901610415, ИНН 5908011006) в пользу акционерного общества "Пермский региональный оператор ТКО" (ОГРН 1225900008883, ИНН 5903153085) 4 500 (Четыре тысячи пятьсот) рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе.
Возвратить акционерному обществу "Пермский региональный оператор ТКО" (ОГРН 1225900008883, ИНН 5903153085) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 111 от 14.02.2023.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е. Ю. Муравьева |
Судьи |
Е. В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-28997/2022
Истец: АО "ПРО ТКО"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕРМИ
Третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Пермь