Екатеринбург |
|
27 июля 2023 г. |
Дело N А76-47945/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Суспициной Л.А., Краснобаевой И.А.,
при ведении протокола помощником судьи Охотниковой И.Р. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущества Челябинской области (далее - Министерство, ответчик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.01.2023 по делу N А76-47945/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Челябинской области прибыли представители Министерства имущества Челябинской области - Попова Н.В. (доверенность от 10.01.2022), Катайцева Э.В. (доверенность от 10.01.2022).
В судебном заседании принял участие представитель Гадельшина Альберта Авзаловича - Калетин А.В. (доверенность от 14.06.2023, путем онлайн).
Администрация города Магнитогорска Челябинской области (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Министерству об обязании в течение 2-х лет со дня вступления в законную силу решения суда, за свой счет произвести мероприятия: - по ремонту нежилого здания (поликлиники) площадью 1479 кв. м, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, ул. Ухтомского, д.6 с кадастровым номером 74:33:1314001:956, а именно восстановить окраску и штукатурку фасада здания, восстановить кровлю, установить исправные окна и двери; - по ремонту нежилого здания (здание училища) площадью 749,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, ул. Уральская, д. 20/1 с кадастровым номером 74:33:0123005:176, а именно восстановить окраску и штукатурку фасада здания (с учетом принятого судом уточнения иска в порядке статьи 49 статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 11.01.2023 иск удовлетворен.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения
В кассационной жалобе Министерство просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению ответчика, истец не указал какие именно его права и законные интересы нарушены Министерством. Заявитель отмечает, что, удовлетворяя иск, в отсутствие доказательств возможности восстановления зданий (надлежащей технической документации или экспертизы на предмет безопасности и возможности (необходимости) производства безопасных подрядных работ в отсутствие проекта по капитальному ремонту или сносу в отсутствие доказательств бюджетного финансирования на эти цели), судом нарушен принцип безусловной исполнимости судебного акта; учитывая значительный процент износа изданий, суд не указал, каким способом необходимо их отремонтировать. Ответчики полагает неправомерным отказ в удовлетворении ходатайства ответчика о назначении экспертизы с целью определения необходимости, возможности и экономической целесообразности проведения сноса либо выполнения ремонтных работ в отношении спорных зданий. Как полагает Министерство, судами не дана оценка доводам ответчика о том, безопасно ли ремонтировать спорные объекты недвижимости, имеющие значительный процент износа, не учтено, что ответчиком представлялись доказательства подтверждающие признание спорных зданий аварийными, ветхими; намерение Министерства не осуществлять эксплуатацию спорных зданий; проведение мероприятий по охране зданий; нецелесообразности или неисполнимости восстановления фасадов зданий. Ответчик ссылается также на составление протокола судебного заседания с нарушениями. Заявитель отмечает, что спорные здания проданы по договорам купли-продажи от 23.01.2023 иным лицам.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить оспариваемые постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 16.12.2020 N КУВИ-002/2020-49071726 на земельном участке с кадастровым номером 74:33:1314001:2452, общей площадью 3209 кв. м, расположенном по адресу: Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Ухтомского, д.6, находится объект недвижимости с кадастровыми номерами 74:33:1314001:956. Земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Указанный объект недвижимости с кадастровым номером 74:33:1314001:956 является нежилым зданием - поликлиника, общей площадью 1479 кв. м, является собственностью Челябинской области.
Согласно выписке из ЕГРН от 16.12.2020 N КУВИ-002/2020-49069158 на земельном участке с кадастровым номером 74:33:0123005:8, общей площадью 5686,99 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Челябинская обл., г. Магнитогорск, Уральская, находится объект недвижимости с кадастровыми номерами 74:33:0123005:176. Земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Указанный объект недвижимости с кадастровым номером 74:33:0123005:176 является нежилым зданием - здание училища, общей площадью 749,1 кв. м, является собственностью Челябинской области.
Решением Магнитогорского городского собрания депутатов от 31.10.2017 N 146 утверждены Правила благоустройства территории города Магнитогорска (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил организация благоустройства территории города предусматривает реализацию комплекса мероприятий, осуществляемых с соблюдением периодичности их проведения и в соответствии с установленными Правилами требованиями по уборке территории города, по содержанию фасадов и иных архитектурных элементов зданий, сооружений, некапитальных нестационарных объектов, малых архитектурных форм, других элементов благоустройства, выполнению работ по озеленению территории и содержанию зеленых насаждений, освещению территории, проведению земляных работ при строительстве, ремонте и реконструкции, праздничному оформлению города, иными предусмотренными Правилами требованиями, а также контроль за соблюдением Правил.
В целях реализации Правил на территории города Магнитогорска постановлением Администрации города Магнитогорска от 22.11.2013 N 15845-П утверждены Требования к внешнему архитектурному облику города Магнитогорска (далее - Требования).
В связи с многочисленными обращениями граждан Администрацией проведен визуальный осмотр объектов капитального строительства города, в том числе нежилого здания (поликлиники), расположенного по адресу: г. Магнитогорск, ул. Ухтомского, д. 6 с кадастровым номером 74:33:1314001:956, и нежилого здания (здание училища), расположенного по адресу: г. Магнитогорск, ул. Уральская, д. 20/1 с кадастровым номером 74:33:0123005:176.
По результатам осмотра нежилого здания (поликлиника) площадью 1479 кв. м, расположенное по адресу: г. Магнитогорск, ул. Ухтомского, д. 6 с кадастровым номером 74:33:1314001:956 составлен акт осмотра от 29.03.2021 с фототаблицами, согласно которому недвижимое имущество находится в неудовлетворительном состоянии, а именно: на части фасада здания отсутствует окраска и штукатурка, окна здания разбиты, входные двери отсутствуют, дверные и оконные проемы частично заколочены фанерой. Часть кровли здания разрушена. Территория, прилегающая к зданию не огорожена, доступ на участок свободный. Исходя из имеющихся данных усматривается, что заброшенное состояние здания и возможность доступа к нему создает угрозу для жизни и здоровья третьих лиц.
По результатам осмотра нежилого здания (здание училища) площадью 749,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Магнитогорск, ул. Уральская, д. 20/1 с кадастровым номером 74:33:0123005:176 составлен акт осмотра от 29.03.2021 с фототаблицами, согласно которому недвижимое имущество находится в неудовлетворительном состоянии, а именно: на большей части фасада здания отсутствует окраска и штукатурка. Исходя из имеющихся данных усматривается, что неудовлетворительное состояние здания не соответствует требованиям, предъявляемым к нежилым зданиям Правилами благоустройства территории города Магнитогорска и создает препятствия для формирования комфортной и безопасной городской среды.
Ссылаясь на то, что ответчиком допущено нарушение Требований, не устранены замечания, выявленные в ходе осмотра нежилых зданий, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя иск, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Избранный способ и порядок защиты права должны соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Целью судебной защиты является реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно части 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа, а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (абзац 18 части 1 статьи 2 Закона N 131-ФЗ).
В силу части 1 статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Согласно подпунктам 1-3 части 2 статьи 45.1. Закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать, в том числе, вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ.
Полномочиями по решению вопросов местного значения наделены органы местного самоуправления (ст. 2 Закона N 131-ФЗ).
Таким образом, органы местного самоуправления не только утверждают правила благоустройства, но и осуществляют контроль за их соблюдением.
В порядке реализации указанных полномочий решением Магнитогорского городского собрания депутатов утверждены Правила N 146.
Правила регулируют, в том числе вопросы уборки территории города, внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений, организации освещения территории города, размещения информации на территории города, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок, порядка проведения земляных работ, участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий, определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом Челябинской области, праздничного оформления территории города (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 4 Правил благоустройство территории города - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории города, по содержанию территории города и расположенных на территории города объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий, в том числе: 1) поддержание в чистоте и исправном состоянии зданий, сооружений и их элементов, в том числе отмосток, водостоков, навесных металлических конструкций, окон и витрин, вывесок, входных узлов, иных архитектурных элементов; 2) текущий и капитальный ремонты, окраска фасадов зданий и сооружений; 3) уборка, очистка территории города; 4) предотвращение загрязнения территории города жидкими, сыпучими и иными веществами при их транспортировке, выноса грязи на улицы города транспортными средствами, механизмами, иной техникой с территории производства работ и грунтовых дорог; 5) организация мойки транспортных средств в специально оборудованных местах; 6) озеленение, охрана, защита и воспроизводство зеленых насаждений; 7) складирование отходов производства и потребления (далее - отходы) в специально отведенных для этого местах; установка и содержание урн и контейнеров; 8) устройство и содержание в исправном состоянии дренажа, ливневой канализации, водоотводных канав, инженерных сооружений по укреплению земельных участков; 9) освещение улиц, пешеходных переходов; 10) размещение, поддержание в чистоте и в исправном состоянии объектов монументального искусства, малых архитектурных форм, в том числе скамеек, урн, бордюров, ограждений, указателей и других элементов благоустройства; 11) поддержание в чистоте территорий общего пользования, детских, игровых и спортивных площадок; 12) иные мероприятия.
В соответствии с пунктом 6 Правил собственники объектов и (или) элементов благоустройства либо лица, являющиеся пользователями объектов и (или) элементов благоустройства на основании договоров или ином предусмотренном законом основании, соблюдают чистоту и поддерживают порядок в соответствии с законодательством и Правилами.
Согласно пункту 7.4 Правил требования к внешнему архитектурному облику и содержанию гостевых маршрутов, в том числе выходящих на гостевые маршруты фасадов зданий, сооружений, размещаемых на гостевых маршрутах некапитальных нестационарных строений и сооружений, малых архитектурных форм, рекламных, информационных конструкций, элементов озеленения, осветительного оборудования, устанавливаются муниципальными правовыми актами Магнитогорского городского Собрания, администрации города, принятыми данными органами местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями.
В силу пункта 35 Правил текущий и капитальный ремонты, окраска фасадов и ограждений зданий и сооружений, реставрация с полным восстановлением или заменой разрушающихся или утраченных архитектурно-декоративных деталей, иных элементов и художественных особенностей производятся в зависимости от их технического состояния собственниками зданий и сооружений либо по соглашению с собственником иными лицами в соответствии с проектной документацией этих зданий и сооружений.
Исходя из пункта 72 статьи 34 Устава города Магнитогорска Администрация осуществляет полномочия в соответствии с законодательством, Уставом, решениями городского собрания.
В целях реализации Правил на территории города Магнитогорска постановлением Администрации города Магнитогорска от 22.11.2013 N 15845-П утверждены Требования к внешнему архитектурному облику города Магнитогорска (далее - Требования).
Требования к внешнему архитектурному облику города Магнитогорска разработаны в целях сохранения самобытности и уникальности архитектурной застройки, а также развития и поддержания эстетики визуально-пространственной городской среды и градостроительной культуры, сохранения внешнего архитектурного облика города. Требования регулируют вопросы содержания, ремонта и реставрации фасадов зданий и сооружений на территории города Магнитогорска, включая требования, предъявляемые при окраске фасадов зданий и сооружений, устройстве и эксплуатации входных групп (входов), окон, витрин, балконов, лоджий, дополнительного технического оборудования фасадов; устанавливают, в том числе, требования, предъявляемые к устройству и оборудованию вывесок, указателей, не содержащих сведения рекламного характера, знаков адресации; определяют правила размещения рекламных конструкций с учетом внешнего архитектурного облика города (пункты 1, 2 Требований).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 Требований поверхности площадей фасадов зданий от цоколя первого этажа до последнего, поверхности перекрытий арочных проездов зданий и сооружений, визуально просматриваемые с улиц или проспектов, должны полностью иметь единый цветовой тон, фактуру отделочного материала, единую архитектурную стилистику.
Согласно части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
Как установлено судами и следует из материалов дела, на момент рассмотрения спора судом первой инстанции Министерство являлось собственником спорных объектов недвижимости и обязано принять меры по поддержанию их в исправном и эстетическом состоянии.
Администрацией проведен осмотр спорных объектов недвижимости, по результатам которых составлены акты осмотра объекта недвижимого имущества от 29.03.2021, в которых отражено неудовлетворительное состояние фасадов зданий.
Достоверность выявленного состояния зданий подтверждена в результате совместного осмотра зданий, произведенного 29.03.2021, результаты которого отражены в соответствующих актах.
Доказательств опровергающих указанные обстоятельства, ответчиком при рассмотрении спора в материалы дела не представлено, факт устранения выявленных нарушений обществом не доказан (статьи 8, 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Правила и Требования приняты органами местного самоуправления города Магнитогорска во исполнение полномочий, предусмотренных Законом N 131-ФЗ, и в установленном законом порядке не признаны не соответствующими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно части 3 статьи 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Бесхозяйное отношение к собственному имуществу ведет не только к нарушению эстетического, архитектурного облика города в целом, но и к созданию угрозы жизни и здоровья граждан, что не может быть признано правомерным поведением хозяйствующего субъекта с учетом наличия действующих Требований к внешнему архитектурному облику города Магнитогорска.
При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили иск, обязав ответчика произвести работы по восстановлению окраски и штукатурки фасада здания, восстановлению кровли, установлению исправных окон и дверей нежилого здания (поликлиники) расположенного по адресу: г. Магнитогорск, ул. Ухтомского, д.6 с кадастровым номером 74:33:1314001:956; по восстановлению окраски и штукатурки фасада здания (здание училища) расположенного по адресу: г. Магнитогорск, ул. Уральская, д. 20/1 с кадастровым номером 74:33:0123005:176.
В данном случае суд счел необходимым установить двухгодичный срок после вступления решения в законную силу для исполнения ответчиком вмененной обязанности.
Данный срок достаточен для исполнения присужденной обязанности, на что верно указано апелляционным судом.
Довод заявителя о том, что Министерство не является собственником зданий, спорные здания проданы по договорам купли-продажи от 23.01.202, заключенным по результатам торгов, Гадельшину А.А., индивидуальному предпринимателю Крыловой А.В. отклоняется, поскольку на момент рассмотрения спора в суде первой инстанции Министерство являлось собственником объектов недвижимости.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе повторяют доводы апелляционной жалобы, основаны на неправильном толковании приведенных норм права применительно к установленным обстоятельствам, направлены на их переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов о фактических обстоятельствах, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, в связи с чем подлежат отклонению судом кассационной инстанции в силу статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе по основаниям, указанным в мотивировочной части настоящего постановления.
Приведенные в кассационной жалобе доводы выводы судов о наличии обязанности по поддержанию принадлежащих ответчику на объектов недвижимости в надлежащем состоянии, а также о факте ее неисполнения, нарушении установленных Правил по благоустройству территории и наличии оснований для удовлетворения требования о прекращении такого нарушения путем приведения внешнего облика объектов в надлежащее состояние, соответствующее установленным требованиям, не опровергают.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными процессуальным законом.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом округа не выявлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда по настоящему делу подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.01.2023 по делу N А76-47945/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущества Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
Л.А.Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
...
Правила и Требования приняты органами местного самоуправления города Магнитогорска во исполнение полномочий, предусмотренных Законом N 131-ФЗ, и в установленном законом порядке не признаны не соответствующими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно части 3 статьи 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 июля 2023 г. N Ф09-4477/23 по делу N А76-47945/2020