Екатеринбург |
|
16 августа 2023 г. |
Дело N А07-26253/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2023 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Поротниковой Е. А., Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Управление, антимонопольный орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2023 по делу N А07-26253/2022 Арбитражного суда Республики Башкортостан
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению о признании незаконным решения по делу N ТО 002/06/99-842/2022 от 01.06.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственный комитет Республики Башкортостан по конкурентной политике (далее - Комитет), общество с ограниченной ответственностью "УралСпецСтрой" (далее - общество "УралСпецСтрой").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2023 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по делу N ТО 002/0699-842/2022 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок от 01.06.2022.
В кассационной жалобе Управление просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
В кассационной жалобе антимонопольный орган настаивает на необоснованности объединения в один лот трех заказчиков на выполнение работ по благоустройству городских территорий, которые не являются смежными, что, по мнению Управления, ограничивает круг участников закупки.
В отзывах на кассационную жалобу Комитет, Администрация просят оспариваемое постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 17.03.2022 между заказчиками (Администрацией городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, Администрацией городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, Администрацией городского округа закрытое территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан) заключено соглашение о проведении совместного аукциона на выполнение работ по "Благоустройству территорий в рамках реализации проектов - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях".
В Единой информационной системе 18.03.2022размещено извещение о проведении электронного аукциона от 18.03.2022 N 0101500000322000057 на выполнение работ по "Благоустройству территорий в рамках реализации проектов - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях" для заказчиков: Администрации городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, Администрации городского округа закрытое территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан.
На основании поручения Федеральной антимонопольной службы России в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), в отношении Заказчика (Администрация городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан) при осуществлении закупки N0101500000322000057 "Благоустройству территорий в рамках реализации проектов- победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях", антимонопольным органом проведена внеплановая проверка.
По результатам проверки вынесено решение от 01.06.2022 по делу N ТО 002/06/99-842/2022, в котором антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в действиях заказчика нарушений части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, выразившихся в объединении в один лот нескольких заказчиков на выполнение работ по Благоустройству городских территорий в рамках реализации мероприятий по формированию современной городской среды на территории Республики Башкортостан на 2022 год, которые не являются территориально смежными: проектно-сметной документацией предусмотрены работы на территории город Белебей, город Кумертау и закрытого административно-территориального образования город Межгорье.
Полагая, что решение является незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что требования, установленные ответственным заказчиком по трем не смежным территориям выполнения работ по благоустройству, являются недопустимыми.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд указал на то, что использование совместной закупки является правом объединившихся заказчиков, спорная совместная закупка соответствует статье 25 Закона о контрактной системе, имеет идентичный предмет, и не может быть в силу закона ограничена ввиду территориальной удаленности заказчиков.
Суд округа, проверив материалы дела с учетом доводов, изложенных в кассационной жалобе, не может согласиться с законностью обжалуемого постановления апелляционного суда в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заказчикам требовалось осуществить благоустройство территорий в рамках реализации проектов - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях на сумму 288 748 070,00 рублей.
Согласно заявке на закупку путем проведения совместного аукциона ответственным Заказчиком является Администрация городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан.
В пункте 2.2 типового соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона в Республике Башкортостан (Приложение N 1 к приказу Государственного комитета Республики Башкортостан по конкурентной политике от "10" августа 2021 года N 139) предусмотрено, что ответственный заказчик обеспечивает соблюдение Заказчиками требований законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан к информации о потребностях в товарах (работах, услугах) на поставку (выполнение работ, оказание услуг), в отношении которых требуется заключить государственный или муниципальный контракт.
Ответственный Заказчик объединил в один лот 3 (трех) Заказчиков на выполнение работ по Благоустройству городских территорий в рамках реализации мероприятий по формированию современной городской среды на территории Республики Башкортостан на 2022 год, которые не являются территориально смежными: проектно-сметной документацией предусмотрены работы на территории города Белебей, города Кумертау и закрытого административно-территориального образования город Межгорье.
Действительно, часть 1 статьи 25 Закона о контрактной системе предоставляет право при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг проводить совместные конкурсы или аукционы.
Особенностью проведения совместных закупок является объединение потребностей разных заказчиков в один лот, по итогам проведения которых определяется один победитель, выполняющий одновременно условия контракта в отношении каждого из заказчика (по итогам проведения торгов заключается не один контракт, а множество контрактов по числу заказчиков).
Положения названной нормы обеспечивают баланс между эффективным и рациональным использованием средств при проведении конкурсов и аукционов, в том числе сокращением издержек на их проведение, и воспрепятствованием необоснованному ограничению числа участников закупок.
Вместе с тем из правового анализа положений Закона о контрактной системе следует, что объединение лотов не должно входить в противоречие с общими принципами, закрепленными в статье 8 данного закона, в части создания равных условий для обеспечения конкуренции, а также требованиями Закона о защите конкуренции, запрещающей при проведении торгов совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При проведении совместных закупок заказчики должны учитывать не только однородность приобретаемых товаров (работ, услуг), но и обеспечить конкурентность проводимых закупок.
Независимо от количества лотов их формирование не может быть произвольным, поскольку необоснованное укрупнение лота негативно влияет на количество участников закупки, способных принять участие в торгах, имеющих трудовые и иные ресурсы для надлежащего исполнения условий контракта, но не имеющих в наличии финансовых ресурсов, позволивших бы им практически одновременно, в определенный промежуток времени, внести (иметь в наличии) установленное денежное обеспечение.
Исходя из указанных положений, принимая во внимание заложенный статьей 8 Закона о контрактной системе принцип равнодоступности при проведении торгов, учитывая объединение в один лот работ на не связанных между собой территориях, одна из которых является закрытым административно-территориальным образованием, имеющим в силу положений Закона Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" особый статус, учитывая, что в рассматриваемом случае Управлением проводилась проверка в порядке контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе, а не Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", суд округа соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что установленные ответственным заказчиком требования ограничивают круг участников закупки и нарушают положения части 2 статьи 8 закона о контрактной системе.
Поскольку судом первой инстанции фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно применены нормы материального права, тогда как судом апелляционной инстанции, напротив, допущено неправильное применение данных норм, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что постановление апелляционного суда от 24.04.2023 подлежит отмене, а решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.01.2023 - оставлению в силе.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2023 по делу N А07-26253/2022 Арбитражного суда Республики Башкортостан отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.01.2023 по делу N А07-26253/2022 оставить в силе.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Независимо от количества лотов их формирование не может быть произвольным, поскольку необоснованное укрупнение лота негативно влияет на количество участников закупки, способных принять участие в торгах, имеющих трудовые и иные ресурсы для надлежащего исполнения условий контракта, но не имеющих в наличии финансовых ресурсов, позволивших бы им практически одновременно, в определенный промежуток времени, внести (иметь в наличии) установленное денежное обеспечение.
Исходя из указанных положений, принимая во внимание заложенный статьей 8 Закона о контрактной системе принцип равнодоступности при проведении торгов, учитывая объединение в один лот работ на не связанных между собой территориях, одна из которых является закрытым административно-территориальным образованием, имеющим в силу положений Закона Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" особый статус, учитывая, что в рассматриваемом случае Управлением проводилась проверка в порядке контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе, а не Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", суд округа соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что установленные ответственным заказчиком требования ограничивают круг участников закупки и нарушают положения части 2 статьи 8 закона о контрактной системе.
Поскольку судом первой инстанции фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно применены нормы материального права, тогда как судом апелляционной инстанции, напротив, допущено неправильное применение данных норм, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что постановление апелляционного суда от 24.04.2023 подлежит отмене, а решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.01.2023 - оставлению в силе."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 августа 2023 г. N Ф09-5035/23 по делу N А07-26253/2022