Екатеринбург |
|
17 августа 2023 г. |
Дело N А60-67346/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Сухановой Н. Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Красноуральское теплоснабжающее предприятие" (далее - предприятие, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.03.2023 по делу N А60-67346/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2023 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
предприятия - Обухова Е.К. (паспорт, доверенность от 05.04.2023, диплом),
Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области (далее -Управление Росгвардии, Управление, заинтересованное лицо) - Крушпелев С.В. (паспорт, доверенность от 30.12.2022, диплом)
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Росгвардии от 08.09.2022 N 12 об устранении выявленных нарушений (далее - предписание).
Решением суда от 02.032023 (судья Хачев И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2023 (судьи Якушев В.Н., Васильева Е.В., Шаламова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие, ссылаясь на неверное толкование и применение судами норм материального права, несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит указанные судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования.
Настаивая на незаконности оспариваемого предписания, предприятие считает необоснованным проведение проверки и недействительными её результаты, поскольку объект, в отношении которого проводилась проверка, не имел присвоенной ему в установленном порядке категории опасности. Кроме этого заявитель не был включен в ежегодный план проверок, проводимых в 2022 году в отношении субъектов топливно-энергетического комплекса, сформированный в соответствии с Правилами осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 N 1067 (далее - Правила N 1067).
Предприятие утверждает о том, что проведение проверки в отношении объекта, не включенного в план, является грубым нарушением данных Правил, ссылаясь в подтверждение своей позиции на постановление, вынесенное мировым судьей судебного участка N 1 Красноуральского судебного района Свердловской области о прекращении дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении предприятия по факту нарушений требований обеспечения безопасности, выявленных Управлением Росгвардии в ходе указанной проверки.
В отзыве на кассационную жалобу заинтересованное лицо просит оставить судебные акты без изменения, жалобу заявителя - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 5 по 8 сентября 2022 года Управлением Росгвардии проведена плановая проверка обеспечения требований безопасности в отношении объекта топливно-энергетического комплекса - котельная "Центральная", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Красноуральск, ул. Урицкого, д. 2, находящегося в ведении предприятия.
По результатам проверки заинтересованным лицом составлен акт от 08.09.2022 N 24 и вынесено оспариваемое предписание с требованием устранить выявленные при проверке и указанные в акте нарушения обязательных требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Срок устранения нарушений установлен до 08.09.2023.
Предприятие, не заявляя возражений по существу выданного предписания, но считая, что проверка проведена с грубыми нарушениями Правил N 1067, оспаривая законность полученных в ходе такой проверки результатов, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, признали проведение указанной проверки обоснованным, а выданное по её результатам предписание - законным.
Выводы судов соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 3 Федеральным законом от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Закона N 256-ФЗ) одной из задач обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса является осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, являются войска национальной гвардии, от лица которых на территории Свердловской области выступает Управление (пункт 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", подпункт 5 пункта 3 Приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 17.07.2018 N 304 "О некоторых вопросах Управления федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области").
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона N 256-ФЗ, федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В настоящее время данный порядок утвержден Правилами N 1067.
В соответствии с пунктом 2 части I данных Правил мероприятия по государственному контролю (надзору) включают в себя действия должностного лица (лиц) органа государственного контроля (надзора) по рассмотрению документов субъекта топливно-энергетического комплекса, проверке объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, на предмет соответствия их состояния требованиям обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с Федеральным законом "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
Государственный контроль (надзор) осуществляется путем проведения документарных и выездных проверок, которые могут носить плановый и внеплановый характер.
Согласно пункту 16 части I Правил плановая проверка проводится на основании утвержденного ежегодного плана проведения плановых проверок и предписания на проведение проверки, выдаваемого руководителем органа государственного контроля (надзора).
В соответствии с пунктом 9 части II Правил частота плановых проверок зависит от категории опасности, присвоенной объекту топливно-энергетического комплекса и не может превышать одного раза в год в отношении объектов топливно-энергетического комплекса высокой и средней категории опасности и одного раза в 3 года для объектов топливно-энергетического комплекса низкой категории опасности, начиная с даты окончания предыдущей проверки, а в случае если срок исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений не истек, - не ранее окончания срока его исполнения.
Ежегодный план проведения плановых проверок разрабатывается и утверждается до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, руководителем органа государственного контроля (надзора) в субъекте Российской Федерации по согласованию с антитеррористической комиссией в субъекте Российской Федерации (пункт 10 части II Правил).
О проведении плановой проверки субъекты топливно-энергетического комплекса, или руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса, или иное должностное лицо субъекта топливно-энергетического комплекса, на которое возложены функции по организации обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и которое наделено полномочиями по представлению интересов субъекта топливно-энергетического комплекса при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее - уполномоченные представители субъекта топливно-энергетического комплекса), уведомляются соответствующим органом государственного контроля (надзора) не позднее 3 рабочих дней до начала ее проведения (за исключением плановой проверки, проводимой по основанию, указанному в пункте 41(1) настоящих Правил) посредством направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, позволяющим подтвердить факт вручения такого уведомления, информационного письма с приложением выписки из ежегодного плана проведения плановых проверок (пункт 15 части II Правил).
В соответствии с пунктом 46 части VIII Правил по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме.
Пунктом 53 части IX Правил установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений субъектом ТЭК требований обеспечения безопасности должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: а) выдать предписание уполномоченному представителю субъекта ТЭК об устранении выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; б) составить протокол об административном правонарушении за нарушение требований обеспечения безопасности объектов топливноэнергетического комплекса в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; в) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, их предупреждению и предотвращению.
План проведения Управлением Росгвардии плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2022 год утвержден 07.09.2021 и согласован в установленном порядке с Антитеррористической комиссией по Свердловской области 22.09.2021, включен в Сводный план проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2022 год и размещен в сети Интернет.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что объект, принадлежащий заявителю, в 2015 году был категорирован и имел "низкую" категорию опасности; сведения об объекте и присвоенной ему категории опасности были внесены в федеральный реестр категорированных объектов топливно-энергетического комплекса (реестровый номер АТ-Т-66-0002498). Также сведения о предприятии и принадлежащем ему спорном объекте содержались в Плане проведения плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2022 год, утвержденном Управлением Росгвардии 07.09.2021, согласованном в установленном порядке с Антитеррористической комиссией по Свердловской области 22.09.2021. В соответствии с периодичностью проведения проверок, установленной пунктом 9 части II Правил (не чаще 1 раза в 3 года) проведение проверки в отношении объекта предприятия запланировано на сентябрь 2022 года, длительностью 10 дней.
О предстоящем проведении плановой проверки в сентябре 2022 года предприятие было письменно извещено путем направления соответствующего уведомления от 11.08.2022 N 622/7-227.
Исходя из изложенного, суды не усмотрели оснований для признания проверки незаконной, а её результатов недействительными.
Доводы заявителя, приводимые в кассационной жалобе, ранее были рассмотрены и отклонены судами как противоречащие материалам дела.
Ссылки заявителя на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Красноуральского судебного района Свердловской области, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении предприятия, суды правомерно не приняли во внимание, поскольку правовая квалификация нарушений, допущенных должностными лицами Управления Росгвардии при проверке, не относится к числу обстоятельств, на которые распространяется правило о преюдиции в соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и не является обязательной для арбитражного суда.
Суд кассационной инстанции признает справедливым замечание нижестоящих судов, о том, что смена владельца объекта топливно-энергетического объекта не является препятствием для проведения проверки и не устраняет обязанности лица, получившего предписание, выполнить требования, изложенные в нём.
Таким образом, суд кассационной инстанции признает обоснованным и законным отказ судов в удовлетворении требований предприятия.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны ранее рассмотренным судами, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба предприятия - без удовлетворения.
Поскольку при подаче кассационной жалобы заявителем уплачена государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату из бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.03.2023 по делу N А60-67346/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Красноуральское теплоснабжающее предприятие" - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Красноуральское теплоснабжающее предприятие" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 20.06.2023 N 378.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона N 256-ФЗ, федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
...
Пунктом 53 части IX Правил установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений субъектом ТЭК требований обеспечения безопасности должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: а) выдать предписание уполномоченному представителю субъекта ТЭК об устранении выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; б) составить протокол об административном правонарушении за нарушение требований обеспечения безопасности объектов топливноэнергетического комплекса в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; в) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, их предупреждению и предотвращению."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 августа 2023 г. N Ф09-4854/23 по делу N А60-67346/2022