Екатеринбург |
|
25 августа 2023 г. |
Дело N А60-52194/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Поротниковой Е.А., Ивановой С.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Связь-Инвест" (далее - общество "Связь-Инвест"), на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в помещении Арбитражного суда Уральского округа приняли участие:
представитель Товарищества собственников жилья "Кузнечная 83" (далее - Товарищество) - Гордеев Н.В. (доверенность от 19.04.2023, диплом);
представитель Администрации Кировского района г. Екатеринбург (далее - Администрация) - Слепухина В.А. (доверенность от 03.04.2023 N 12/05/64.01-33, диплом);
представитель общества "Связь-Инвест" - Борисов Д.Н. (доверенность от 28.01.2021 N 66АА6460795, диплом).
Общество "Связь-Инвест" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в неисключении из реестра мест накоплений твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) контейнерной площадки под идентификационным номером 364109631 в виду представления Товариществом недостоверной информации; аннулировании записи в реестре мест накоплений ТКО о контейнерной площадке под идентификационным номером 364109631 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кузнечная, д. 83.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Кузнечная 83".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.12.2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Связь-Инвест" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобе общество "Связь-Инвест" ссылается на то, что в заявке Товариществом неверно указаны материалы, из которых изготовлена спорная площадка ТКО. Товарищество присваивает адрес Кузнечная, 83 N 364109631 к площадке, которая уже зарегистрирована под адресом Кузнечная, 81 N 364105137. Спорная площадка ТКО регистрировалась в реестре по заявке общества "Связь - Инвест" от 13.01.2020, а Товарищество подало заявку уже в 2022 году. Соответственно бремя содержания много лет лежало на обществе "Связь-Инвест", было вложено существенное количество денежных средств, отсюда внесение в реестр спорных сведений затрагивает экономические интересы общества "Связь - Инвест".
Обращает внимание, что внесение изменений в реестр затрагивает договорные отношения между обществом "Связь - Инвест" и Екатеринбургским муниципальным унитарным предприятием "Спецавтобаза".
Общество "Связь-Инвест" указывает, что Администрация не осуществляла выезд на место расположения контейнерной площадки ТКО для проверки достоверности информации, если бы был осуществлен выезд, то очевидно было бы, что в данном секторе расположена одна единственная контейнерная площадка между многоквартирными домами (далее - МКД) N 81и N 83 по ул. Кузнечной.
В отзывах на кассационную жалобу Товарищество и Администрация просят оставить решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Связь-Инвест" является управляющей организацией для нескольких МКД в жилом комплексе "Бажовский", в частности МКД N 79 и N 81 по ул. Кузнечная, N 68 по ул. Бажова, N 20 по ул. Шевченко.
МКД N 83 по ул. Кузнечная, структурно входящий в состав жилого комплекса, ранее находился в управлении заявителя с 01.03.2008 по 24.09.2019 и с 01.02.2020 по 29.02.2020.
Начиная с 01.03.2020, указанный МКД находится в управлении Товарищества.
Для целей оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО, в том числе потребителям в МКД по ул. Кузнечная, 83, используется контейнерная площадка, расположенная во дворе жилого комплекса между домами N 81 и N 83 по ул. Кузнечная.
От Товарищества в адрес общества "Связь-Инвест" 27.05.2022 поступило уведомление (от 27.05.2022 исх. N 0590), из содержания которого следует, что указанная контейнерная площадка накопления ТКО создана Товариществом и согласована с комиссией по согласованию (переносу) мест накопления ТКО при Администрации (количество контейнеров - 10, заявитель - Товарищество, выписка из протокола N 1/04/64.16-06 от 15.02.2022).
Общество "Связь-Инвест" 01.06.2022 направило в Администрацию заявление об аннулировании записи о контейнерной площадке под идентификационным номером 364109631, ссылаясь на то, что указанная площадка уже внесена в реестр под идентификационным номером 364105137 и ее балансодержателем является общество "Связь-Инвест", что подтверждается уведомлением Администрации от 27.01.2020 N 64.01-36/001/122.
В ответ на обращение общества "Связь-Инвест" Администрация письмом от 23.06.2022 N 64.01-38/001/782 сообщила, что в реестре сведений мест накопления ТКО содержатся сведения о местах накопления ТКО под идентификационными номерами: 364105136 и 364105137 - балансодержатель общество "Связь-Инвест"; 364109631 - балансодержатель Товарищество.
Далее, ссылаясь на нормы части 1 статьи 36, части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, Администрация указала, что для решения вопроса совместного пользования собственниками помещений МКД вышеуказанной контейнерной площадкой необходимо обществу "Связь-Инвест" и Товариществу направить в Администрацию запрос о внесении изменений в графу "Пользователи".
Общество "Связь-Инвест" обратилось в арбитражный суд с иском, ссылаясь на то, что поступивший ответ от Администрации от 23.06.2022 N 64.01-38/001/782 носит формальный характер и является отказом в решении поставленного вопроса об аннулировании записи в реестре мест накоплений ТКО, а также нарушает положения пункта "а" и пункта "б" статьи 25 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" (далее - Правила N 1039), полагая, что администрацией допущено незаконное бездействие, выразившееся в неисключении из реестра мест накоплений ТКО контейнерной площадки под идентификационным номером 364109631.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству. Оснований для иного вывода у суда кассационной инстанции не имеется в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Частью 3 названной статьи установлено, что места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1039 места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Пунктом 4 Правил N 1039 предусмотрено, что в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО закреплена за организациями по обслуживанию жилищного фонда (управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме).
В силу пункта 24 Правил N 1039 по результатам рассмотрения заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр уполномоченный орган принимает решение о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр или об отказе во включении таких сведений в реестр.
Согласно пункту 25 Правил N 1039 основаниями отказа уполномоченного органа во включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр являются:
а) несоответствие заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр установленной форме;
б) наличие в заявке о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр недостоверной информации;
в) отсутствие согласования уполномоченным орган.
Пункт 1 Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 03.12.2018 N 2949 "Об определении органов, уполномоченных на согласование создания (переноса) мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и ведение реестра таких мест (площадок)" устанавливает, что на администрации районов города Екатеринбурга возложены полномочия по согласованию создания (переноса) мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и ведению реестра таких мест (площадок).
Распоряжением Главы Администрации от 15.01.2019 N 3/46/64 "О создании комиссии по согласованию создания (переноса) мест (площадок) накопления ТКО на территории Кировского района города Екатеринбурга" утверждено Положение о комиссии по согласованию создания (переноса) мест (площадок) накопления ТКО на территории Кировского района города Екатеринбурга и ведению реестра таких мест (площадок).
Судами первой и апелляционной инстанций верно установлено, что обществом "Связь-Инвест" была подана заявка на согласование создания места (площадки) накопления ТКО и на включение в реестр сведений о месте (площадке) накопления ТКО по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кузнечная, 81.
В соответствии с указанным Распоряжением Комиссией по согласованию создания (переноса) мест (площадок) накопления ТКО на территории Кировского района города Екатеринбурга и ведению реестра таких мест (площадок) принято решение согласовать создание (перенос) места (площадки) накопления ТКО по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кузнечная, д. 81, включить в реестр место (площадку) накопления ТКО по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кузнечная, д. 81 (реестровый номер 364105137).
Судами также установлено, что товариществом собственников жилья "Кузнечная 83" была подана заявка на согласование создания места (площадки) накопления ТКО и на включение в реестр сведений о месте (площадке) накопления ТКО по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кузнечная, д.83.
Комиссией по согласованию создания (переноса) мест (площадок) накопления ТКО на территории Кировского района города Екатеринбурга и ведению реестра таких мест (площадок) принято решение согласовать создание (перенос) места (площадки) накопления ТКО по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кузнечная, д. 83, включить в реестр место (площадку) накопления ТКО по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кузнечная, д. 83 (реестровый номер 364109631).
Общество "Связь-Инвест", заявляя требование об аннулировании записи в реестре мест накоплений ТКО о контейнерной площадке под идентификационным номером 364109631 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кузнечная, д. 83, утверждает, что в заявке Товариществом неверно указаны материалы, из которых изготовлена спорная площадка ТКО; товарищество присваивает адрес ул. Кузнечная, д. 83 N 364109631 к площадке, которая уже зарегистрирована под адресом ул. Кузнечная, д. 81 N 364105137.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что доказательств наличия в заявке Товарищества недостоверных сведений не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу, что у Администрации отсутствовали правовые основания для отказа во включении в реестр мест (площадок) накопления ТКО по заявке, поданной товариществом собственников жилья "Кузнечная 83", равно как и отсутствуют основания для ее аннулирования.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что отклоняя ссылки общества "Связь-Инвест" на договор от 07.09.2011 N 10/11, суды первой и апелляционной инстанций правильно указали, что согласно данному договору обществом "Связь-Инвест" оплачены работы по изготовлению продукции; вместе с тем из представленного договора не следует что данное оборудование изготовлено для целей благоустройства спорной площадки.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно приняли во внимание довод Товарищества, согласно которому в собственности заявителя не может находиться контейнерная площадка, предназначенная для нужд всех собственников помещений в МКД, так как данное имущество является общим имуществом жителей домов в жилом комплексе.
Учитывая, что по состоянию на 07.09.2011 (дата спорного договора) общество "Связь-Инвест" являлось управляющей организацией многоквартирного дома Кузнечная, 83, следовательно, при прекращении управления домом (исключения дома из лицензии заявителя) все приобретенное в целях общих нужд собственников МКД до 01.06.2020 сохраняется в составе общего имущества собственников МКД Кузнечная, 83.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что общество "Связь-Инвест", помимо зарегистрированной контейнерной площадки, расположенной по адресу:
г. Екатеринбург, ул. Кузнечная, д. 81, является лицом, обслуживающим контейнерную площадку в том же дворе (идентификатор 3.641.05136, адрес:
ул. Кузнечная, 79), учитывая, что каких-либо фактов ограничения прав собственников МКД, находящихся в управлении заявителя, не приведено, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили, что внесение Администрацией в реестр сведений о контейнерной площадке под идентификационным номером 364109631 не привело к нарушению прав и законных интересов общества "Связь-Инвест" в сфере предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы общества "Связь-Инвест судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они уже были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для их переоценки у кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Связь-Инвест" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО закреплена за организациями по обслуживанию жилищного фонда (управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме).
В силу пункта 24 Правил N 1039 по результатам рассмотрения заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр уполномоченный орган принимает решение о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр или об отказе во включении таких сведений в реестр.
Согласно пункту 25 Правил N 1039 основаниями отказа уполномоченного органа во включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр являются:"
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 августа 2023 г. N Ф09-4314/23 по делу N А60-52194/2022