Екатеринбург |
|
05 сентября 2023 г. |
Дело N А60-3442/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Поротниковой Е.А., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - Общество) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2023 по тому же делу.
В судебном заседании в Арбитражном суде Уральского округа присутствуют:
представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление) - Туйкова Е.С. (доверенность от 03.02.2023 N 267, диплом, паспорт);
представитель Общества - Левкович А.С. (доверенность от 20.12.2022 N ПЭ/49-2023, диплом, паспорт).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению о признании незаконным и отмене постановления от 13.01.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 066/04/9.21-3910/2022 (далее - постановление Управления), предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Ашхацава Тимур Заурович (далее - Ашхацава Т.З.).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.03.2023 заявленные требования удовлетворены частично: постановление Управления признано незаконным и отменено в части привлечения Общества к административной ответственности в виде штрафа, размер которого превышает 300 000 руб. В удовлетворении остальной части требований судом отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество ссылается на неполное рассмотрение судами совокупности фактических обстоятельств настоящего спора, просит указанные судебные акты отменить, полагая нарушенными нормы материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт.
Указывает на своевременность выполнения мероприятий по технологическому присоединению Ашхацава Т.З., учитывая сроки, указанные в заключенном с заявителем дополнительном соглашении от 10.10.2022; считает допустимым заключение такого соглашения; находит неправомерным отказ Управления в передаче заявления Ашхацава Т.З. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Пермское Управление), расценивает составленный протокол об административном правонарушении как составленный с нарушением действующего законодательства.
В подтверждение Общество приводит примеры из судебной практики, ссылается на нормы действующего законодательства.
Просит суд учесть положения статьи 2.9 КоАП РФ, устанавливающие возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.
Обществом заявлено ходатайство от 24.08.2023 об уточнении своего наименования. В Единый государственный реестр юридических лиц 03.08.2023 внесены сведения о внесении изменений в Устав Общества, а именно, переименовании Общества на публичное акционерное общество "Россети Урал", что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд кассационной инстанции признает его подлежащим удовлетворению, полагает необходимым считать заявителем кассационной жалобы от 07.07.2023 по делу N А60-3442/2023 Арбитражного суда Свердловской области публичное акционерное общество "Россети Урал" (далее - Общество).
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ашхацава Т.З. обратился в Управление с заявлением от 15.11.2022 рег. N 12071-ИП/22 о нарушении Обществом антимонопольного законодательства, выразившегося в бездействии сетевой организации относительно осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств нежилой застройки, в нарушение пункта 16 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила N 861).
В отношении Общества Управлением возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол от 05.12.2022 N 066/04/9.21-3910/2022 по факту нарушения Обществом Правил N 861.
Постановлением Управления Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Полагая, что постановление Управления является незаконным, нарушает права и законные интересы Общества, в арбитражный суд было подано заявление о признании указанного постановления незаконным и подлежащим отмене.
Суд первой инстанции, не установив совокупности условий для признания оспариваемого постановления Управления незаконным и подлежащим отмене, в удовлетворении заявленных требований отказал. Вместе с тем, приняв во внимание характер административного правонарушения, фактические обстоятельства по делу, суд посчитал возможным снизить размер назначенного Обществу штрафа до 300 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Оснований для иного вывода у суда кассационной инстанции не имеется в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (часть 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ).
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
На основании части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентирован Правилами N 861 (абзац 4 пункта 2 Правил N 861).
Присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение) осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами (пункт 6 Правил N 861).
С учетом положений пункта 4 статьи 421, пункта 5 статьи 426 ГК РФ, статьи 26 Закона N 35 и подпункта "б" пункта 16 Правил N 861 следует, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать сроки (1 год), указанные в подпункте "б" пункта 16 Правил N 861. Возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению Правилами N 861 не установлена.
В подпункте "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5) разъяснено, что местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Положения абзаца 3 подпункта "з" пункта 3 Постановления N 5 относятся к административным правонарушениям, которые выражаются в бездействии в виде пассивного неисполнения непосредственно установленной правовым актом обязанности, и содержат следующие разъяснения.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.
Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (часть 2 статьи 29.5 КоАП РФ).
Судами первой и апелляционной инстанций при исследовании материалов дела установлено, что в адрес Общества через личный кабинет поступила заявка Ашхацава Т.З. от 09.09.2021 N 43-3-31034 на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации указанных энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Василия Васильева, д. 37, корпус 1, с максимальной мощностью энергопринимающих устройств 150 кВт, напряжением 0,4 кВ по третьей категории надежности электроснабжения.
По результатам рассмотрения заявки между сетевой организацией и Ашхацава Т.З. был заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 12.10.2021 N 4300071571 (далее - договор), на условиях которого осуществляется технологическое присоединение энергопринимающих устройств Ашхацава Т.З. к электрическим сетям, с приложением технических условий от 06.10.2021 N 43-ТУ-28273, содержащих перечень мероприятий по технологическому присоединению, и инструкции о порядке действий для осуществления фактического присоединения и приема напряжения, мощности.
Оплата от Ашхацава Т.З. по указанному договору поступила на расчетный счет сетевой организации 13.10.2021, что подтверждается платежным поручением N 225512.
По условиям заключенного договора сетевая организация приняла на себя обязательства выполнить мероприятия по технологическому присоединению к своим электрическим сетям энергопринимающих устройств Ашхацава Т.З., характеризующихся указанными в договоре признаками, а Общество обязалось выполнить мероприятия, предусмотренные техническими условиями, и оплатить выполнение сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению указанных энергопринимающих устройств (раздел 2 Договора).
В соответствии с пунктом 13(5) Правил N 861 Ашхацава Т.З. относится к категории заявителей - физических лиц, обратившихся с заявкой в целях одновременного технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 в энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, и объектов микрогенерации.
Таким образом, в данном случае срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению определяется в соответствии с пунктом 16 Правил N 861 и не может превышать 1 год.
По условиям пункта 1.3 договора срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год, то есть с 12.10.2021 по 12.10.2022.
Как усматривается из материалов дела, в рамках срока действия договора в адрес сетевой организации Ашхацава Т.З. направил запрос о ходе исполнения обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям от 07.09.2022, в ответ на который письмом от 14.09.2022 исх. N П7/ПГЭС/01-27/9062 Общество сообщило о том, что технологическое присоединение будет осуществлено до 28.02.2023.
Полагая имеющим со стороны сетевой организации нарушение положений части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, Ашхацава Т.З. обратился в Управление с жалобой на нарушение сроков технологического присоединения от 11.11.2022 исх. N 1, по результатам рассмотрения которой Управлением вынесено оспариваемое постановление.
Последующее заявление Ашхацавы Т.З. об отзыве своей жалобы от 15.12.2022 исх. N 3 не свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения.
Мероприятия по осуществлению технологического присоединения осуществлены 10.01.2023.
По результатам осуществления сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств Ашхацава Т.З. между ним и Обществом был подписан акт об осуществлении технологического присоединения от 10.01.2023 N 43-АТП-18983/3/ЮРЭС, а также акт о выполнении технических условий от 10.01.2023 N 43-АВТУ-16033, акт допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 10.01.2023 N 43-АДПУ-15951.
Ссылаясь на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в установленные сроки с учетом заключенного 10.10.2022 между Обществом и Ашхацава Т.З. дополнительного соглашения, в соответствии с которым срок выполнения мероприятий технологического присоединения к электрическим сетям продлен до 28.02.2023, Общество настаивает на отсутствии в его действиях (бездействии) события вмененного административного правонарушения.
Как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленный в подпункте "б" пункта 16 Правил N 861 является императивным, и оснований для его продления нормами действующего законодательства не предусмотрено.
Факт нарушения Обществом требований подпункта "б" пункта 16 Правил N 861, отраженный в оспариваемом постановлении, установлен судами, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами и Обществом по существу не опровергнут.
Вступившим в законную силу постановлением Управления от 11.02.2022 по делу N 066/04/9.21-4051/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Указанное постановление было исполнено 16.03.2022. Общество считается подвергнутым наказанию до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления - до 15.03.2023 включительно (часть 1 статьи 4.6, часть 2 статьи 4.8 КоАП РФ).
Повторное нарушение Обществом установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям в срок до 15.03.2023 по настоящему делу свидетельствует о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вопрос о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения подробно исследован Управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении Управления и подтверждается материалами дела.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества объективной возможности для соблюдения норм действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о своевременном принятии Обществом всех необходимых мер, направленных на соблюдение закона и недопущение правонарушения, в материалах дела не имеется.
Срок осуществления технологического присоединения, а также распределении обязательств в рамках договора между сетевой организацией и Ашхацава Т.З., четко регламентированы законодательством, не могут быть переданы на усмотрение Общества.
Нарушение сроков, гарантированных Правилами N 861, ущемляет права лиц, обратившихся в сетевую организацию, на своевременное подключение к электрическим сетям.
Дополнительные соглашения об изменении сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям сетевой организации за пределами императивно установленных Правилами N 861 сроков противоречат публичному характеру договора.
Дело об административном правонарушении возбуждено Управлением в отношении Общества по заявлению физического лица, в связи с невыполнением в установленный договором срок принятых на себя обязательств по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта Ашхацава Т.З.
Правонарушение в рассматриваемом деле выражается в форме бездействия, следовательно, местом совершения правонарушения является юридический адрес Общества, установленный материалами по делу.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
В связи с этим дело об административном правонарушении рассмотрено компетентным органом, вина Общества по вменяемому правонарушению доказана, оспариваемое постановление вынесено законно.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, признаются соответствующими обстоятельствам дела, установленными Управлением и подтвержденными материалами рассматриваемого дела.
Как следует из постановления Управления, сумма штрафа определена Управлением в минимальном размере, установленном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Снижение размера штрафа с 600 000 руб. до 300 000 руб. судом первой инстанции на основании части 3 статьи 4.1 КоАП РФ и имеющихся в материалах дела доказательствах признается правомерным, соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости.
Правовые основания для замены назначенного административного штрафа на предупреждение в порядке статей 4.1.1, 3.4 КоАП РФ отсутствуют, Общество привлекается к административной ответственности повторно.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суды не усмотрели оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Общества не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств, установленных по делу, в связи с этим судом округа отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены актов судов первой и апелляционной инстанций, а также удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
В связи с этим дело об административном правонарушении рассмотрено компетентным органом, вина Общества по вменяемому правонарушению доказана, оспариваемое постановление вынесено законно.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, признаются соответствующими обстоятельствам дела, установленными Управлением и подтвержденными материалами рассматриваемого дела.
Как следует из постановления Управления, сумма штрафа определена Управлением в минимальном размере, установленном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Снижение размера штрафа с 600 000 руб. до 300 000 руб. судом первой инстанции на основании части 3 статьи 4.1 КоАП РФ и имеющихся в материалах дела доказательствах признается правомерным, соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости.
Правовые основания для замены назначенного административного штрафа на предупреждение в порядке статей 4.1.1, 3.4 КоАП РФ отсутствуют, Общество привлекается к административной ответственности повторно.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суды не усмотрели оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 сентября 2023 г. N Ф09-5280/23 по делу N А60-3442/2023