Екатеринбург |
|
05 сентября 2023 г. |
Дело N А71-12752/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Перемышлева И. В., Сирота Е. Г.,
при ведении протокола помощником судьи Пушкаревой Е.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - Общество) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители:
Общества - Тихонова Т.В. (доверенность от 01.02.2023);
индивидуального предпринимателя Алиева Асифа Агаббы оглы (далее -Предприниматель) - Мальчикова Н.В. (доверенность от 25.05.2022).
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Предпринимателю о взыскании 47 321 руб. 19 коп. долга за период с июля 2019 г. по июль 2022 г. (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечены Администрация главы и Правительства Удмуртской Республики, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.
Решением суда от 23.01.2023 в удовлетворении исковых требований отказано. С ответчика в пользу истца взыскано 59 руб. 32 коп. в возмещение расходов по оплате госпошлины. Истцу из федерального бюджета возвращено 479 руб. 42 коп. государственной пошлины.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2023 решение суда отменено, исковые требования удовлетворены частично. С Предпринимателя в пользу Общества взыскано 7925 руб. 0301300016917000056 коп. задолженности, 400 руб. 99 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит решение суда отменить полностью, постановление апелляционного суда отменить в части, направить дело на новое рассмотрение, полагая возможным применить норматив накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) для объектов торговли, равного 74,86 кг, утвержденный пунктом 2 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 12.09.2019 N 421, указывая, что в спорный период норматив являлся действующим.
В отзыве на кассационную жалобу Предприниматель указывает на необоснованность изложенных в ней доводов, просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, Предпринимателю на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 38 кв. м (торговый павильон), расположенное по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, в 20 метрах по направлению на юг от жилого дома, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск ул. Челюскина, д. 112а.
Общество, являясь региональным оператором по обращению с ТКО, в период с июля 2019 г. по июль 2022 г. оказав услуги по обращению с ТКО Предпринимателю, предъявило последнему для оплаты УПД, которые в полном объеме не оплачены.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между сторонами не заключен.
По расчету истца сумма задолженности ответчика составляет 52 535 руб. 07 коп. С учетом последней оплаты по контррасчету сумма исковых требований составила 47 321 руб. 19 коп.
Поскольку направленная истцом в адрес ответчика претензия с предложением об оплате образовавшейся задолженности, оставлена последним без ответа и удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции установил, что действующие нормативы накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов торговли продовольственными товарами на территории Удмуртской Республики в настоящее время отсутствуют.
Согласно пояснениям третьих лиц, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики разработан проект Постановления Правительства Удмуртской Республики о внесении изменений в Постановление Правительства Удмуртской Республики 06.04.2018 N 107, которым предлагаются для утверждения нормативы накопления ТКО для двух категорий объектов: объекты торговли непродовольственными товарами 11,26 за 1 кв. м общей площади. Объекты торговли, за исключением объектов торговли непродовольственными товарами - 19,62 за 1 кв. м общей площади.
Исходя из того, что установить норматив на момент рассмотрения настоящего дела не представляется возможным, предлагаемые нормативы находятся на согласовании, суд первой инстанции счел, что в рассматриваемой ситуации, применение ответчиком в контррасчете норматива 19,62, является правомерным.
Судом также установлено, что ответчику на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 38 кв. м (торговый павильон), расположенное по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск в 20 метрах по направлению на юг от жилого дома, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск ул. Челюскина, д. 112а. Помещения имеют следующие назначения: тамбур - 2,0 кв. м, торговый зал - 7,8 кв. м, склад - 23,7 кв. м, моечная - 2,25 кв. м, санузел - 2,25 кв. м. Часть объекта недвижимости ответчика имеет назначение складского и подсобных помещений, следовательно, накопление ТКО в указанных помещениях не предполагается ввиду отсутствия в них какой-либо деятельности.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что расчет необходимо производить исходя из площади 14.3 кв. м.
По расчету ответчика стоимость услуг по обращению с ТКО Предпринимателя за период времени с 01.07.2019 по 31.07.2022 составила 4944 руб. 40 коп. Установив, что ответчиком услуги по обращению с ТКО в сумме 4944 руб. 40 коп. оплачены, суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, исковые требования удовлетворил в части, правомерно исходя из следующего.
Как установили суды, в рассматриваемом случае правоотношения сторон сложились из фактического оказания возмездного оказания услуг по обращению с ТКО, подлежащими регулированию положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и специальными нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
Ввиду того, что в материалы дела не представлен заключенный между сторонами договор (подписанный обеими сторонами), осуществление своей деятельности Предпринимателем не оспаривается, суд апелляционной инстанции верно исходил из того, что правоотношения между сторонами подлежат регулированию условиями типового договора.
Как установил апелляционный суд, материалами дела подтверждается факт оказания истцом услуг по обращению с ТКО за период с 01.07.2019 по 31.07.2022.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" утверждены Правила, устанавливающие порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Общество согласно представленным в суд апелляционной инстанции полагает возможным применить усредненный норматив, исходя из следующего расчета: 74,86 кг (отмененный норматив) + 19,62 (принятый норматив) = 94,48 / 2 = 47,24 кг/на 1 кв. м площади.
Предприниматель представил контррасчет произведенный исходя из общей площади торгового объекта (38 кв. м) и норматива 19,62, согласно которому общая стоимость услуг по обращению с ТКО за период с 01.07.2019 по 31.07.2022 составляет 13 139 руб. 44 коп.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 28.11.2019 по делу N 3а-0339/2019 признан недействующим подпункт 2 Приложения к Постановлению Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2018 N 528 "О внесении изменения в Постановление Правительства Удмуртской Республики от 06.04.2018 N 107 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Удмуртской Республики".
Верховный Суд Удмуртской Республики указал, что нормативный правовой акт в оспариваемой части подлежит признанию недействующим со дня вступления решения в законную силу.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2018 N 29-П разъяснено, что последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования, арбитражный суд должен исходить из того, что в деле обратившегося за таким пересмотром лица данный нормативный правовой акт в части, признанной не соответствующей иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяться не может вне зависимости от того, с какого момента он признан недействующим.
Правительство Удмуртской Республики 12.09.2019 Постановлением N 421 внесло в оспариваемое постановление изменения, выделив в отдельную категорию потребителей - объекты торговли непродовольственными товарами, утвердив для них среднемесячный норматив накопления ТКО в значениях 0,813 кг (0,010 куб. м) на 1 кв. метр площади, распространив период его действия на правоотношения, возникшие с 01.08.2019.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 21.05.2020 по делу N 3а-132/2020 признан недействующим с момента принятия пункт 2 (в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 12.09.2019 N 421) и пункт 2.1 (в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 12.09.2019 N 421) нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Удмуртской Республики, утвержденных Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 06.04.2018 N 107 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Удмуртской Республики".
Правительство Удмуртской Республики 28.02.2023 Постановлением N 121 внесло в Постановление Правительства Удмуртской Республики от 06.04.2018 N 107 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Удмуртской Республики" изменения двух категорий объектов: объекты торговли непродовольственными товарами 11,26 кг за 1 кв. метр площади; объекты торговли, за исключением объектов торговли непродовольственными товарами 19,62 кг за 1 кв. метр площади.
Таким образом, как установил апелляционный суд, на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, установлен действующий норматив накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов торговли продовольственными товарами на территории Удмуртской Республики - 19,62 за 1 кв. м общей площади, в связи пришел к обоснованному выводу о том, что применение ответчиком в контррасчете норматива 19,62, является правомерным.
Относительно порядка расчета размера платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении объектов торговли, содержащих складские, офисные, подсобные помещения и т.п., суд апелляционной инстанции правильно отметил следующее.
В силу пункта 4 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269, нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении категорий объектов, на которых образуются отходы.
Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункт 6 названных Правил).
Согласно пункту 38 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 N 582-ст, магазин - это стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Аналогичное определение понятия "магазин" дано в подпункте 3 пункта 3 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в действующем законодательстве, в том числе названных правовых актах, для определенных целей используется понятие "площадь торгового зала" как часть торгового объекта.
С учетом изложенного, как верно отметил апелляционный суд, в случае, если из нормативного правового акта уполномоченного органа прямо не следует, что применительно к объектам торговли норматив накопления ТКО установлен исходя из площади торгового зала, расчет размера платы за оказание услуг по обращению с ТКО следует производить исходя из общей площади объекта - магазина, включая площадь складских, офисных, подвальных, подсобных помещений.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правильно признал верным расчет, произведенный ответчиком исходя из общей площади торгового объекта (38 кв. м) и норматива "19,62", в связи с чем пришел к правомерному выводу о том, что задолженности за вывоз ТКО за период с 01.07.2019 по 31.07.2022 составляет 13 139 руб. 44 коп.
Суд апелляционной инстанции установил, что ответчиком оплачена задолженность в размере 5 213 руб. 88 коп. (чек-ордер от 23.12.2022), в связи с чем обоснованно взыскал с Предпринимателя в пользу Общества 7925 руб. 56 коп. задолженности.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции от 23.01.2023 на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводы, изложенные в постановлении апелляционного суда, были предметом исследования, не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм права и подлежат отклонению по мотивам, изложенным в настоящем постановлении.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу норм части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2023 по делу N А71-12752/2022 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
И.В. Перемышлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правительство Удмуртской Республики 28.02.2023 Постановлением N 121 внесло в Постановление Правительства Удмуртской Республики от 06.04.2018 N 107 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Удмуртской Республики" изменения двух категорий объектов: объекты торговли непродовольственными товарами 11,26 кг за 1 кв. метр площади; объекты торговли, за исключением объектов торговли непродовольственными товарами 19,62 кг за 1 кв. метр площади.
...
В силу пункта 4 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269, нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении категорий объектов, на которых образуются отходы.
Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункт 6 названных Правил).
Согласно пункту 38 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 N 582-ст, магазин - это стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Аналогичное определение понятия "магазин" дано в подпункте 3 пункта 3 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 сентября 2023 г. N Ф09-5268/23 по делу N А71-12752/2022