Екатеринбург |
|
13 сентября 2023 г. |
Дело N А60-1697/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Жаворонкова Д.В., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - министерство, заинтересованное лицо) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель министерства - Капустина М.В. (доверенность от 08.09.2023, диплом).
Индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Матющенко Владимир Васильевич (далее - заявитель, ИПГК(Ф)Х Матющенко В.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к министерству о признании незаконным отказа в выплате субсидии на приобретение сельскохозяйственной специальной техники (трактора), выраженного в форме решения об отказе в предоставлении государственной услуги от 17.11.2022 N 06-03-09/22799.
постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе министерство, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы настаивает на том, что материалами дела подтвержден факт непредоставления получателем субсидии копии платежных поручений, подтверждающих проведение получателем или грантополучателем оплаты имущества и (или) лизинговых платежей (за исключением получателей или грантополучателей, приобретающих имущество с использованием аккредитивной формы расчета), что является основанием для принятия министерством решения об отказе в предоставлении субсидии согласно подпункту 2 пункта 42 Порядка предоставления субсидии на поддержку технической и технологической модернизации, инновационного развития сельскохозяйственного производства, утверждённого постановлением Правительства Свердловской области от 09.04.2014 N 298-ПП (далее - Порядок).
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах, установленных статьей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и это не противоречит материалам дела согласно договора поставки от 20.07.2022 N 3, заключенного между ООО "Агрокомплект" (поставщик) и ГК(Ф)Х Матющенко В.В. (покупатель), последнему выставлен счет от 20.07.2022 на оплату трактора К-742МСТ-1 стоимостью 15 772 700 руб.
21.07.2022 между Пестовым М.В. (Заимодавец) и Матющенко В.В. (Заемщик) заключен договор займа, согласно которому Заимодавец передает в собственность Заемщика денежные средства в размере 15 772 700 руб. со сроком возврата 24.12.2025 с уплатой процентов по ставке 1% годовых.
17.08.2022 согласно товарной накладной N 249, акту приема-передачи трактор поставлен и передан ИП ГК(Ф)Х Матющенко В.В., которым в адрес Пестова М.В. направлено письмо о совершении платежей в размере 15 772 700 руб. за него в адрес ООО "Агрокомплект" по договору поставки от 20.07.2022 N 3.
Согласно чек-ордерам от 28.07.2022, 17.08.2022, 19.09.2022 обозначенная сумма внесена Пестовым в адрес ООО "Агрокомплект" с назначением платежа: по счету от 20.07.2022 за ИП ГК(Ф)Х Матющенко В.В.
09.11.2022 предприниматель обратился в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии на поддержку технической и технологической модернизации, инновационного развития сельскохозяйственного производства в целях возмещения части затрат на приобретение трактора К-742МСТ-1.
В ответ на обращение предпринимателя, Министерство со ссылкой на подпункт 2 пункта 42 Порядка, оспариваемым решением отказало в предоставлении субсидии (гранта в форме субсидии), поскольку в ходе рассмотрения заявления выявлено отсутствие документов (копий платежных поручений на оплату трактора заявителем), представлены копии чеков, согласно которым оплата трактора К-742МСТ-1 произведена сторонним физическим лицом - Пестовым М. В.
Находя отказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о несоответствии оспариваемого отказа требованиям действующего законодательства.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, решение и действия (бездействие) - незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемыми актом, решением и действиями (бездействием) прав заявителя.
По смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее-БК РФ, Кодекс) предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Порядок предоставления субсидии на поддержку технической и технологической модернизации, инновационного развития сельскохозяйственного производства утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 09.04.2014 N 298-ПП.
Согласно пункту 5 Порядка право на получение субсидии имеют юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области, прошедшие отбор и (или) признанные победителями областного смотра-конкурса по результатам производственной деятельности в соответствии с порядком и (или) положением, утверждаемыми Постановлениями Правительства Свердловской области.
В соответствии с пунктом 37 Порядка определены условия предоставления субсидии, одним их которых является - оплата имущества приобретенного по договору купли-продажи, произведенная получателем в полном объеме и подтвержденная документами, указанными в пункте 38 Порядка.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 38 Порядка для реализации права на получение субсидии получатель предоставляет в территориальный отдел Министерства или Министерство (в случае отсутствия территориального отдела Министерства на соответствующей территории), в частности, копии платежных поручений, подтверждающие проведение получателем или грантополучателем оплаты имущества и (или) лизинговых платежей (за исключением получателей или грантополучателей, приобретающих имущество с использованием аккредитивной формы расчета).
Основанием для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии (гранта в форме субсидии) является, в том числе непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 38 настоящего порядка (подпункт 2 пункта 42 Порядка).
Как указывалось выше оспариваемый отказ вынесен министерством на основании подпункта 2 пункта 42 Порядка, ввиду неподтверждения заявителем произведенных затрат на приобретение трактора К-742МСТ-1, поскольку оплата произведена третьим лицом.
Руководствуясь положениями статьи 313 и главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей заемные отношения, суды правомерно заключили, что нормами закона не установлены ограничения права на получение субсидии в случае использования денежных средств, полученными по договорам займа или кредита.
Установив, что заявителем представлены достаточные доказательства произведенных затрат на покупку трактора К-742МСТ-1, а доказательств того, что заемные средства использованы на цели, не предусмотренные Порядком предоставления субсидии, министерством не представлены, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации и подпунктм 2 пункта 42 Порядка, обоснованно пришли к выводу об отсутствии у министерства правовых оснований для вынесения оспариваемого отказа в предоставлении субсидии, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 данного Кодекса.
Фактические обстоятельства судами первой и апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доказательств, опровергающих выводы судов, заявителем кассационной жалобы не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Право установления фактических обстоятельств и оценки доказательств, принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы министерства о том, что оно действовало исключительно в соответствии с требованиями Порядка, устанавливающего процедуру представления субсидии, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и правомерно ими отклонены с учетом вывода о соблюдении заявителем предъявляемых требований для получения субсидии.
В целом доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм процессуального и материального права, выражают лишь несогласие с выводами судов, сделанными по результатам исследования обстоятельств настоящего дела и имеющихся в нем доказательств, и подлежат отклонению по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену принятых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
...
Установив, что заявителем представлены достаточные доказательства произведенных затрат на покупку трактора К-742МСТ-1, а доказательств того, что заемные средства использованы на цели, не предусмотренные Порядком предоставления субсидии, министерством не представлены, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации и подпунктм 2 пункта 42 Порядка, обоснованно пришли к выводу об отсутствии у министерства правовых оснований для вынесения оспариваемого отказа в предоставлении субсидии, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 сентября 2023 г. N Ф09-5689/23 по делу N А60-1697/2023