г. Пермь |
|
19 июня 2023 г. |
Дело N А60-1697/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Герасименко Т.С., Якушева В.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.
с участием представителя Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области Капустиной М.В. по доверенности от 11.01.2023 с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел";
лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 апреля 2023 года
по делу N А60-1697/2023
по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Матющенко Владимира Васильевича (ИНН 665201649102, ОГРН 308665219200011)
к Министерству агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817)
о признании незаконным отказа в выплате субсидии на приобретение сельскохозяйственной специальной техники (трактора), выраженного в форме решения об отказе в предоставлении государственной услуги N 06-03-09/22799 от 17.11.2022,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Матющенко Владимир Васильевич (далее - заявитель, ГК(Ф)Х Матющенко В.В.) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - Министерство) о признании незаконным отказа в выплате субсидии на приобретение сельскохозяйственной специальной техники (трактора), выраженного в форме решения об отказе в предоставлении государственной услуги N 06-03-09/22799 от 17.11.2022.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13 апреля 2023 года заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Министерства в выплате субсидии, выраженный в решении об отказе в предоставлении государственной услуги N 06-03-09/22799 от 17.11.2022. На Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Матющенко Владимира Васильевича.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что основанием для вынесения Министерством оспариваемого решения явилось отсутствие в представленном заявителем пакете документов копий платежных поручений, подтверждающих, что возмещаемые за счет субсидии затраты фактически понесены (и при этом понесены они именно заявителем, а не третьим лицом). Порядок не ограничивает права получателей на получение субсидии в случае использования ими для приобретения субсидируемой техники заемных средств, полученных по договорам займа, но при этом пунктом 37 Порядка установлено, что обязательство по оплате техники должно быть исполнено получателем субсидии лично, и выполнение этого обязательства должно быть подтверждено конкретными документами - платежными поручениями. В данном конкретном случае основанием для отказа послужило непредставление получателем указанных платежных поручений и не соблюдение им положений пункта 37 Порядка, а не осуществление субсидируемой деятельности за счет заемных средств, как о том пишет суд первой инстанции. Считает, что принимая оспариваемое решение Министерство действовало исключительно в соответствии с требованиями Порядка, устанавливающего процедуру предоставления субсидии.
В судебном заседании представитель Министерства на доводах жалобы настаивал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела установлено, что 20.07.2022 между ООО "Агрокомплект" (поставщик) и ИП Матющенко В.В. (покупатель) заключен договор поставки N 3 на поставку трактора К-742МСТ-1 стоимостью 15 772 700 руб., выставлен счет на оплату от 20.07.2022.
21.07.2022 между Пестовым М.В. (Заимодавец) и ИП ГК(Ф)Х Матющенко В.В. (Заемщик) заключен договор займа, согласно которому Пестов М.В. передает в собственность ИП ГК(Ф)Х Матющенко В.В. денежные средства в размере 15 772 700 руб. со сроком возврата 24.12.2025 с уплатой процентов по ставке 1% годовых.
21.07.2022 между Пестовым М.В. (Залогодержатель) и ИП ГК(Ф)Х Матющенко В.В. (Залогодатель) заключен договор залога, согласно которому ИП ГК(Ф)Х Матющенко В.В. передает в залог трактор К-742МСТ-1 в целях обеспечения обязательств по договору займа от 21.07.2022.
17.08.2022 согласно товарной накладной N 249, акту приема-передачи трактор поставлен и передан ИП ГК(Ф)Х Матющенко В.В.
ИП ГК(Ф)Х Матющенко В.В. в адрес Пестова М.В. направлено письмо о совершении платежей за ИП ГК(Ф)Х Матющенко В.В. по договору поставки N 3 от 20.07.2022 в адрес ООО "Агрокомплект".
Согласно чекам-ордерам от 28.07.2022, 17.08.2022, 19.09.2022 денежные средства в адрес ООО "Агрокомплект" на общую сумму 15 772 700 руб. внесены Пестовым М.В. с назначением платежа: по счету от 20.07.2022 за ИП ГК(Ф)Х Матющенко В.В.
09.11.2022 заявитель обратился в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии на поддержку технической и технологической модернизации, инновационного развития сельскохозяйственного производства в целях возмещения части затрат на приобретение трактора К-742МСТ-1.
17.11.2022 Министерство решением N 06-03-09/22799 отказало в предоставлении субсидии (гранта в форме субсидии), поскольку в ходе рассмотрения заявления выявлено отсутствие документов копий платежных поручений на оплату трактора заявителем, представлены копии чеков, согласно которым оплата трактора К-742МСТ-1 произведена сторонним физическим лицом - Пестовым Михаилом Владимировичем.
Полагая, что отказ в предоставлении субсидии является незаконным и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78).
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", Законом Свердловской области от 04 февраля 2008 года N 7-ОЗ "О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области" и Постановлением Правительства Свердловской области от 19.04.2017 N 264-ПП "Об утверждении Перечня другого движимого имущества, необходимого для производства, переработки, хранения и (или) реализации сельскохозяйственной продукции" Постановлением Правительства Свердловской области от 09.04.2014 N 298-ПП утвержден Порядок предоставления субсидии на поддержку технической и технологической модернизации, инновационного развития сельскохозяйственного производства (далее - Порядок).
Указанный порядок определяет категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидии на поддержку технической и технологической модернизации, инновационного развития сельскохозяйственного производства (далее - субсидия), цели, условия, процедуру предоставления субсидии, а также процедуру возврата субсидии в случае нарушения условий, предусмотренных при предоставлении субсидии.
Согласно подпункту 1 пункта 7 Порядка субсидия (грант в форме субсидии) предоставляется в целях возмещения части фактически понесенных получателем или грантополучателем затрат, подтвержденных платежными документами, указанными в пункте 38 настоящего порядка, произведенных в период с 1 октября отчетного финансового года по 30 сентября текущего финансового года на оплату имущества, приобретенного по договору купли-продажи (без учета налога на добавленную стоимость и затрат на доставку, установку, монтаж, пусконаладочные работы).
В пункте 37 Порядка определены условия предоставления субсидии, одним их которых является - оплата имущества приобретенного по договору купли-продажи, произведенная получателем в полном объеме и подтвержденная документами, указанными в пункте 38 Порядка.
В соответствии с пунктом 38 Порядка для реализации права на получение субсидии получатель предоставляет в территориальный отдел Министерства или Министерство (в случае отсутствия территориального отдела Министерства на соответствующей территории) следующие документы:
1) заявление;
2) справку с указанием номера расчетного счета получателя или грантополучателя, открытого в российской кредитной организации, на который в последующем будет перечислена субсидия (грант в форме субсидии);
3) справку-расчет о причитающейся субсидии (гранте в форме субсидии) на поддержку технической и технологической модернизации, инновационного развития сельскохозяйственного производства, подготовленную по форме, определенной правовым актом Министерства (далее - справка-расчет);
4) копию договора купли-продажи имущества, заключенного между производителем (продавцом) и получателем или грантополучателем, а в случае приобретения имущества по договору лизинга - копии договора лизинга, заключенного между лизинговой компанией и получателем или грантополучателем, графиков осуществления лизинговых платежей, актов приема-передачи имущества, справки, подтверждающей цену предмета лизинга (в случае отсутствия информации о цене предмета лизинга в договоре лизинга);
5) копии платежных поручений, подтверждающих проведение получателем или грантополучателем оплаты имущества и (или) лизинговых платежей (за исключением получателей или грантополучателей, приобретающих имущество с использованием аккредитивной формы расчета) (подп. 5 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 04.08.2022 N 529-ПП);
6) копии счетов-фактур или универсальных передаточных документов и (или) накладных;
7) копии актов приема-передачи объекта основных средств (форма N ОС-1) на имущество, приобретенное получателем или грантополучателем - юридическим лицом по договору купли-продажи (для имущества, требующего монтажа, - после ввода его в эксплуатацию);
8) копии акта о приеме (поступлении) оборудования (форма N ОС-14), акта о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма N ОС-15), графика выполнения работ, утвержденного руководителем получателя или грантополучателя (для имущества, приобретенного получателем или грантополучателем - юридическим лицом по договору купли-продажи, требующего монтажа и не введенного в эксплуатацию);
9) копию паспорта самоходной машины (транспортного средства) с отметкой о регистрации или выписку из электронного паспорта самоходной машины (транспортного средства) и копию свидетельства о регистрации машины (транспортного средства), копии документов (паспортов или руководств (инструкций) по эксплуатации), позволяющих определить изготовителя, марку, модель, дату выпуска и заводской номер имущества, сертификата соответствия (одобрения типа транспортного средства) или декларации о соответствии;
10) копию документа о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации (для имущества, соответствующего требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719);
11) копию справки, выданной производителем (продавцом) или лизинговой компанией, подтверждающей, что имущество до даты его приобретения получателем или грантополучателем по договору купли-продажи или передачи получателю или грантополучателю по договору лизинга ранее не эксплуатировалось (в случае отсутствия указанной информации в договоре купли-продажи имущества или в договоре лизинга имущества).
Перечень оснований для принятия Министерством решения об отказе в предоставлении субсидии приведен в пункте 42 Порядка.
Основаниями для принятия Министерством решения об отказе в предоставлении субсидии являются:
1) несоответствие представленных получателем документов требованиям, указанным в пункте 38 и части второй пункта 41 Порядка;
2) непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 38 настоящего порядка;
3) недостоверность представленной получателем информации;
4) несоблюдение получателем условий предоставления субсидии (гранта в форме субсидии), указанных в пункте 37 Порядка;
5) несоответствие получателя требованиям, указанным в пункте 36 Порядка;
6) несоблюдение получателем срока представления документов, установленного приказом Министерства;
7) снижение получателем посевных площадей (кроме паров) в отчетном финансовом году по сравнению с годом, предшествующим отчетному финансовому году, за исключением случаев, когда снижение посевных площадей произошло по не зависящим от получателя и документально подтвержденным обстоятельствам;
8) снижение получателем поголовья коров в отчетном финансовом году по сравнению с годом, предшествующим отчетному финансовому году, за исключением случаев, когда снижение поголовья коров произошло по независящим от получателя обстоятельствам, документально подтвержденным компетентными органами;
9) снижение получателем, являющимся сельскохозяйственным потребительским кооперативом, закупающим на территории Свердловской области у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сырое молоко для последующей (промышленной) переработки или реализации для последующей (промышленной) переработки на территории Свердловской области, объемов закупок молока от граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в отчетном финансовом году по сравнению с годом, предшествующим отчетному финансовому году, за исключением случаев, когда снижение объемов закупок молока произошло по причине, не зависящей от получателя, и документально подтверждено сокращение поголовья коров в личных подсобных хозяйствах граждан - сдатчиков молока.
Основанием для отказа в предоставлении субсидии послужило не подтверждение произведенных затрат на приобретение трактора К-742МСТ-1, поскольку оплата произведена третьим лицом.
Судом первой инстанции правомерно учтено, что согласно договору займа от 21.07.2022, заключенному между Пестовым М.В. (заимодавец) и ИП ГК(Ф)Х Матющенко В.В. (заемщик), Пестов М.В. передает в собственность ИП ГК(Ф)Х Матющенко В.В. денежные средства в размере 15 772 700 руб. путем перечисления денежных средств на банковский счет ООО "Агрокомплект" по договору поставки N 3 от 20.07.2022.
ИП ГК(Ф)Х Матющенко В.В. в адрес Пестова М.В. направлено письмо о совершении платежей за ИП ГК(Ф)Х Матющенко В.В. по договору поставки N 3 от 20.07.2022 в адрес ООО "Агрокомплект".
Согласно чекам-ордерам от 28.07.2022, 17.08.2022, 19.09.2022 денежные средства в адрес ООО "Агрокомплект" на общую сумму 15 772 700 руб. внесены Пестовым М.В. с назначением платежа: по счету от 20.07.2022 за ИП ГК(Ф)Х Матющенко В.В.
В силу пункта 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. При этом договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Сумма займа или другой предмет договора займа, переданные указанному заемщиком третьему лицу, считаются переданными заемщику (пункт 5 статьи 807 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 313 ГК РФ кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо.
Согласно положениям главы 42 ГК РФ, регулирующей заемные отношения, по договору займа день передаются именно в собственность заемщика, то есть приобретают характер собственных средств с момента передачи. При этом гражданское законодательство не связывает момент перехода права собственности на заемные денежные средства с фактом исполнения обязанности по их возврату.
Поскольку нормами закона не установлены ограничения права на получение субсидии в случае использования денежных средств, полученными по договорам займа или кредита, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что осуществление субсидируемой деятельности за счет заемных средств не может являться основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Заявителем представлены достаточные доказательства произведенных затрат на покупку трактора К-742МСТ-1.
Доказательств того, что заемные средства использованы на цели, не предусмотренные Порядком предоставления субсидии, Министерством не представлены.
Таким образом, оснований для отказа в выплате субсидии на приобретение сельскохозяйственной специальной техники (трактора), у Министерства не имелось.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Решение суда первой инстанции принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со статьей 270 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 апреля 2023 года по делу N А60-1697/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-1697/2023
Истец: Глава КФХ Матющенко Владимир Васильевич
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ