Екатеринбург |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А60-1865/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Поротниковой Е.А., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - Управление) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в Арбитражном суде Уральского округа присутствуют представители Управления - Николаева Ж.В. (доверенность от 09.01.2023 N 01-01-05-28/77, паспорт, диплом); Коровина А.А. (доверенность от 09.01.2023 N 01-01-05-28/84).
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению о признании недействительным предостережения от 11.11.2022 N 66-09-15/37-11541-2022 (далее - предостережение от 11.11.2022).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.04.2023 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным предостережение Управления от 11.11.2022, обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать; ссылается на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В обоснование жалобы указывает, что правомерно констатировало возможное нарушение санитарных норм и направило предостережение в адрес регионального оператора, Администрации.
Управление считает, что приведенные доводы о необходимости доказывания административным органом при выдаче предостережения вины Общества, выяснение причин невозможности выполнения обязательных требований в виду действия третьих лиц (общества с ограниченной ответственностью "КомТранс") установлении факта совершения нарушения, подтверждения данного факта документально, не могут быть приняты во внимание с учетом целевой направленности оспариваемого предостережения и его предупреждающего характера; предостережение, содержащее законные требования, основанные на нормах действующего законодательства, относящиеся к обязательному выполнению хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги в данной сфере, не может являться незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения; указывает, что судами в полном объеме выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела; все обстоятельства доказаны; выводы судов соответствуют обстоятельствам дела; нарушения или неверное применение норм материального или процессуального права отсутствуют.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в рамках осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в адрес Управления поступило письменное обращение жителей (от 25.10.2022 вх. N 66-09-13651/ж-2022) с жалобой о ненадлежащем предоставлении Обществом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
По итогам рассмотрения сведений, содержащихся в поступившем обращении, в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) Обществу объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 10.11.2022 N 66-09-15/37-11541-2022. Также Обществу предложено обеспечить условия для сбора и вывоза ТКО (крупногабаритных отходов) от индивидуальных жилых домов.
В территориальный отдел от Общества 25.11.2022 поступили возражения на предостережение (от 25.11.2022 вх. N 66-09-14728).
В адрес Общества 30.11.2022 направлен ответ на возражения (от 30.11.2022 исх. N 66-09-15/37-02-12259-2022), в котором доводы Общества отклонены со ссылками на действующее законодательство в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Полагая, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 11.11.2022 противоречит требованиям закона и нарушает права Общества, оно обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что предостережение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Оснований для иного вывода у суда кассационной инстанции не имеется в связи со следующим.
Руководствуясь статьей 198, пунктом 5 статьи 200 АПК РФ, частью 1 статьи 45, частью 1 статьи 49 Закона N 248-ФЗ, пунктом 6.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, пунктом 17 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1005 суды первой и апелляционной инстанций верно установили, что вынесение предостережения является допустимым профилактическим мероприятием, выносимым Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, цель которого заключается в принятии мер по недопущению в будущем нарушений обязательных требований, которые могут повлечь для контролируемого лица применение в отношении него конкретных мер административного наказания. Предостережение является документом, информирующим контролируемое лицо об обстоятельствах, которые могут привести к нарушению обязательных требований.
Материалами дела установлено, что в с. Серебрянка Горноуральского городского округа услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором (Обществом) посредством вывоза ТКО с оборудованных контейнерных площадок.
Обратившаяся с жалобой Черепанова Л.А является собственником жилых помещений, которые не входят в зону охвата контейнерных площадок, не включены в графики вывоза ТКО бесконтейнерным способом.
При этом региональным оператором начисления по указанным жилым домам потребителя за коммунальную услугу по обращению с ТКО оператором производятся ежемесячно, что подтверждается квитанциями.
Общество является региональным оператором в сфере обращения с ТКО на территории Северного административно-производственного объединения (АПО-1) Свердловской области на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО от 18.05.2018, заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации (части 1, 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления") в соответствии с Региональной программой в области обращения с отходами (приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 25.05.2018 N 225 "Об утверждении региональной программы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с ТКО, на 2019-2030 годы", далее - Региональная программа); Территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31.03.2020 N 185 (в редакции приказов от 15.11.2021 N 499, от 12.05.2022 N 222, от 23.11.2022 N 631, далее - Территориальная схема); Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Публичная оферта Общества о заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО опубликована в выпуске N 229 (8529) Областной газеты от 12.12.2018, что свидетельствует о заключении между собственниками домовладений и региональным оператором публичного договора на оказание услуги по обращению с ТКО на условиях опубликованного типового договора (абзац 4 пункта 8(17) Правил N 1156).
Пунктом 3 типового договора предусмотрен способ складирования ТКО - в контейнеры, в том числе крупногабаритных отходов - на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов.
Кроме того, с учетом заключения договора с лицом, обратившимся с жалобой, на условиях типовой формы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отметили, что местоположение контейнерной площадки определяется территориальной схемой.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что, вопреки доводам Управления материалами дела подтверждается факт оказания услуг по сбору и вывозу ТКО.
Отсутствие домов, где проживают потребители, в реестре мест (площадок) накопления ТКО, не свидетельствует о том, что услуга по обращению с ТКО данным потребителям не оказывается, на что обоснованно указали суды первой и апелляционной инстанций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра (далее - Правила N 1039), которые определяют, в том числе, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию указанного реестра.
Информация, содержащая в реестре, носит информативный характер, и не порождает для субъектов гражданских правоотношений каких-либо прав и обязанностей и не может являться основанием для выводов о фактах оказания или неоказания услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с ТКО относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Обустройство мест (площадок) накопления ТКО и ведение их реестра установлены Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения реестра, утвержденными Правилами N 1039.
Требования к удаленности мест (площадок) накопления ТКО содержатся в пункте 4 норм СанПиН 2.1.3684-21.
Приказом Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 22.04.2019 N 161 разработаны и утверждены "Методические рекомендации по организации и эксплуатации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Свердловской области" (далее - Методические рекомендации), в которых содержатся рекомендации по организации мест (площадок) накопления на территории Свердловской области.
На территории частных домовладений места расположения контейнерных площадок определяются с участием домовладельцев, разрыв до жилого дома может быть сокращен по согласованию с территориальным органом Управления. Для этого органом местного самоуправления создается комиссия, в работу которой привлекаются представители территориального органа Управления. В конфликтных ситуациях вопрос сокращения разрыва от жилого дома до контейнерной площадки рассматривается административными комиссиями местных администраций (пункт 12 Методических рекомендаций).
Следовательно, организация мест (площадок) накопления ТКО возможна с отступлением от регламентированных пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояний. Порядок реализации такого отступления подробно описан в Методических рекомендациях, носит заявительный характер, и согласовывается с Управлением.
На основании раздела 5 "Места накопления отходов. Накопление ТКО на территории Свердловской области" Территориальной схемы, приоритетным способом накопления ТКО является контейнерная система накопления путем создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с санитарными нормами и правилами. Более того, одной из целей Региональной программы является развитие системы раздельного накопления ТКО и с 2020 года в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, реализуется пилотный проект по внедрению раздельного накопления ТКО.
Наличие обязанности по созданию мест (площадок) накопления ТКО, в соответствии с действующим законодательством, возложена на органы местного самоуправления.
Судами первой и апелляционной инстанций верно установлено, что права потребителей, проживающих в доме N 67 по ул. Гаревская и доме N 37 по ул. Перекопская в с. Серебрянка городской округ Нижний Тагил, не нарушены, услуга по обращению с ТКО по данным адресам оказывается надлежащим образом.
Пунктами 9, 12 Правил N 354 предусмотрено, что места расположения мест накопления определяются в соответствии со схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
По смыслу положений Правил N 1156, при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО без письменной формы местоположение контейнерной площадки по конкретному договору следует определять в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно информации, содержащейся в Приложении N 8 "Сведения о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов" к Территориальной схеме, на территории с. Серебрянка расположено 6 контейнерных площадок, при этом, в данной таблице отсутствует привязка той или иной контейнерной площадки к какому-либо потребителю или объекту, по причине того, что потребители могут использовать любую контейнерную площадку для складирования ТКО. Факт вывоза ТКО Обществом с контейнерных площадок, расположенных на территории с. Серебрянка, подтверждается данными системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, имеющимися в материалах дела и лицами, участвующими в деле, не опровергнуто.
Представленными в материалы дела данными из системы спутниковой навигации ГЛОНАСС подтверждается, что фактически вывоз ТКО с имеющихся контейнерных площадок осуществляется региональным оператором регулярно, в соответствии с нормативными требованиями.
Как верно установлено судами первой и апелляционной инстанций, у потребителей имелась фактическая возможность пользоваться услугой по обращению с ТКО, используя оборудованные контейнерные площадки, вывоз ТКО из которых осуществлялся своевременно.
Обстоятельства удаленности расположения контейнерной площадки от жилых домов потребителя в данном случае не имеют значения, поскольку на основании пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21, положений статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 Правил N 1039, региональный оператор не может нести ответственность за отсутствие размещенных на нормативно установленном расстоянии от жилого дома контейнерных площадок (мест накопления ТКО), поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание таких площадок.
С учетом изложенного, несоблюдение предусмотренных пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояний между контейнерной площадкой и жилыми домами не свидетельствует о том, что Общество не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест накопления (площадок), расположенных на большем, чем 100 м расстоянии от жилых домов.
Таким образом, суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда первой и апелляционной инстанций о том, что оспариваемое предостережение Управления от 11.11.2022 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с этим заявленные требования правомерно удовлетворены.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Управления не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств, установленных по делу, в связи с этим судом округа отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены актов судов первой и апелляционной инстанций, а также удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обстоятельства удаленности расположения контейнерной площадки от жилых домов потребителя в данном случае не имеют значения, поскольку на основании пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21, положений статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 Правил N 1039, региональный оператор не может нести ответственность за отсутствие размещенных на нормативно установленном расстоянии от жилого дома контейнерных площадок (мест накопления ТКО), поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание таких площадок.
С учетом изложенного, несоблюдение предусмотренных пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояний между контейнерной площадкой и жилыми домами не свидетельствует о том, что Общество не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест накопления (площадок), расположенных на большем, чем 100 м расстоянии от жилых домов."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 сентября 2023 г. N Ф09-5201/23 по делу N А60-1865/2023