Екатеринбург |
|
15 сентября 2023 г. |
Дело N А34-19199/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Суспициной Л.А., Купреенкова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Курганской области в лице Департамента финансов Курганской области на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области, принял участие представители:
Курганской области в лице Департамента финансов Курганской области (далее - Департамент) - Колеватов Д.Д. (доверенность от 12.07.2023), Дроздова Н.Ю., (доверенность от 24.04.2023);
акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" (далее - общество "ЭК "Восток") - Ефремова Е.А. (доверенность от 01.01.2022).
Общество "ЭК "Восток" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Курганской области в лице Департамента о взыскании за счет казны субъекта Российской Федерации убытков, связанных с предоставлением льгот многодетным семьям по оплате электроснабжения, января 2022 года по август 2022 года в размере 1 422 741 руб. 09 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Курганской области, Главное управление социальной защиты населения Курганской области.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 10.03.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение. Заявитель считает необоснованным вывод арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о том, что Указом Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" для многодетных семей предусмотрена скидка в виде 30% установленной платы за коммунальные услуги, поскольку данный акт содержит лишь предписание соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках межбюджетных отношений решить вопрос об установлении скидки с учетом предложенного размера (не ниже 30%). Кроме того, заявитель отмечает, что поскольку на уровне Курганской области соответствующая скидка многодетным семьям не установлена нормативным правовым актом Курганской области, а также отсутствует федеральный закон, который бы обязывал субъекты Российской Федерации ее установить, то в данном случае Курганская область вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу предоставления льгот многодетным семьям. Курганская область осуществляет собственное правовое регулирование в рамках полномочий, определенных подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, путем принятия собственных нормативных правовых актов. Однако по вопросу предоставления льгот многодетным семьям при оплате коммунальных услуг нормативные правовые акты, договоры (соглашения) в Курганской области отсутствуют, следовательно, по мнению заявителя, расходное обязательство Курганской области по предоставлению указанных льгот не установлено и поэтому взыскание с Курганской области связанных с этим убытков является незаконным, противоречит положениям ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявитель отмечает, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт оказания услуг и факт несения убытков. При этом представленный истцом расчет исковых требований сам по себе не может являться доказательством без наличия документов, подтверждающих данный расчет. Кроме того, Департамент ссылается на отсутствие возможности проверить расчет исковых требований, поскольку из него не следует, какой именно формулой руководствовалась организация, а с учетом того, что данный расчет в каждом конкретном случае производится в зависимости от оснащения каждого т конкретного дома приборами учета и других критериев, в данном случае материалы дела не содержат доказательств ни одного из вышеперечисленных показателей ни по одной многодетной семье.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ЭК "Восток" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество "ЭК "Восток", являясь поставщиком электроэнергии на территории Курганской области, в период с января 2022 года по август 2022 года осуществляло меры социальной поддержки в отношении потребителей - многодетных семей, путем предоставления им скидки по оплате электроснабжения в размере 30%.
В число потребителей истца входят и потребители, которым на основании Федерального закона Российской Федерации в качестве меры социальной поддержки должна предоставляться льгота по оплате коммунальной услуги - электрической энергии (в том числе на общедомовые нужды).
В период с января 2022 года по август 2022 года истец надлежащим образом исполнял обязательство по предоставлению льгот многодетным семьям, проживающим на территории Кетовского муниципального округа Курганской области, в результате чего у истца образовались убытки в общей сумме 1 422 741 руб. 09 коп.
В подтверждение данных обстоятельств истец представил в материалы дела расчеты по возмещению льгот по оплате за электроснабжение за период с января 2022 года по август 2022 года, расчеты по каждому абоненту с приложением документов, подтверждающих право на льготу.
Истец направил в адрес ответчик претензию от 19.09.2022 N И-ПД-В- КГН-2022-55055 с требованием в течение 30 дней с момента направления претензии возместить расходы по предоставлению льгот многодетным семьям. Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из доказанности предоставления истцом льгот многодетным семьям в заявленном размере, отнесения данных обязательств к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу положений статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение социальной защиты населения относится к расходам, совместно финансируемым за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Указа от 05.05.1992 N 431 правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
В пункте 3 данного Указа от 05.05.1992 N 431 Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление предусмотренных мер социальной защиты.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон N 184-ФЗ включена статья 26.3.1. "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 26.3 данного Закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 названной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статьей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Средства компенсаций на осуществление государственных полномочий, переданных субъекту Российской Федерации, должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации целевым назначением согласно Федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год.
Таким образом, поскольку обязательства по возмещению льгот многодетным семьям отнесено к совместному ведению бюджетов, то обязанность по реализации данной меры поддержки населения относится к полномочиям субъекта Российской Федерации с последующей компенсацией из федерального бюджета в порядке межбюджетных трансфертов.
Толкование положений статьей 26.3.1 Федерального закона N 184-ФЗ дано Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 30.11.2015 N 303-ЭС15-8812 и 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501, согласно которым в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, принимая во внимание, что к предмету ведения субъекта Российской Федерации - Курганской области относятся вопросы социальной защищенности многодетных семей, а выплата пособий на оплату коммунальных услуг льготникам, относится к федеральному регистру и признается расходным обязательством субъекта Российской Федерации, учитывая, что факт предоставления льгот многодетным семьям и размер убытков подтверждены материалами дела, доказательства отсутствия вины ответчика в материалы дела не представлены, суды правомерно удовлетворили исковые требования о взыскании с Курганской области в лице Департамента убытков в заявленном размере в виде компенсации дохода, недополученного в связи с реализацией электроснабжения многодетным семьям по льготной цене.
Довод Департамента об отсутствии на уровне субъекта Российской Федерации нормативно-правовых актов, регулирующих порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетных семей, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 09.04.2002 N 68-О, пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления в течение длительного времени, достаточного для его устранения, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан.
Довод Департамента о том, что денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению льгот указанной категории граждан из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации Курганской области не направлялись, обоснованно отклонен судами с учетом того, что недостаточность финансирования не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него обязательств. При недостаточности собственных денежных средств у субъекта Российской Федерации для возмещения указанных льгот он не лишен возможности урегулировать соответствующий вопрос в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Ссылка Департамента на непроверяемость расчета исковых требований, представленного в материалы дела, отклонена судом апелляционной инстанции с учетом дополнительно представленных обществом "ЭК "Восток" в суд первой инстанции расчетов объема и стоимости поставленного энергоресурса, предоставленных скидок за спорный период по каждому потребителю.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Курганской области в лице Департамента финансов Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Департамента об отсутствии на уровне субъекта Российской Федерации нормативно-правовых актов, регулирующих порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетных семей, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 09.04.2002 N 68-О, пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления в течение длительного времени, достаточного для его устранения, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан.
Довод Департамента о том, что денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению льгот указанной категории граждан из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации Курганской области не направлялись, обоснованно отклонен судами с учетом того, что недостаточность финансирования не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него обязательств. При недостаточности собственных денежных средств у субъекта Российской Федерации для возмещения указанных льгот он не лишен возможности урегулировать соответствующий вопрос в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 сентября 2023 г. N Ф09-4766/23 по делу N А34-19199/2022