Екатеринбург |
|
19 сентября 2023 г. |
Дело N А76-22084/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сирота Е. Г.,
судей Васильченко Н. С., Гайдука А. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Территория" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.03.2023 по делу N А76-22084/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Спецсервис" (далее - общество "Спецсервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Территория" (далее - общество "УК "Территория", ответчик) о взыскании задолженности по договору от 20.04.2020 N 38850 в сумме 153 120 руб. 18 коп. (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Определением Арбитражного суда Челябинской области от 17.03.2023 судом принят отказ общества "Спецсервис" от исковых требований в части взыскания неустойки в размере 14 391 руб. 55 коп. и почтовых расходов 259 руб. 60 коп.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Чистый город 1", Администрация Каслинского городского поселения.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.03.2023 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "УК "Территория" просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт. Общество "УК "Территория" обращает внимание на то, что судами при вынесении решения проигнорирован факт неоказания истцом услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) ответчика в спорный период, с учетом того, что истец не отрицал данный факт, ссылаясь на размещение ответчиком ТКО "на близлежащие контейнерные площадки, принадлежащие иным лицам или контейнеры общего пользования, откуда, согласно представленным выпискам из системы ГЛОНАСС, истцом осуществлялся вывоз ТБО". Заявитель кассационной жалобы ссылается на установленный судами факт неосведомленности истца о наличии у ответчика оборудованной контейнерной площадки, что само по себе свидетельствует о невозможности оказания истцом услуг по вывозу ТКО ответчика. Кассатор ссылается на то, что суды незаконно отказали в принятии в качестве надлежащего доказательства претензии, направленной ответчиком истцу от 17.12.2020 вх. N 7916, ответа от истца на указанную встречную претензию ответчику не поступало.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в 2017 году по итогам конкурсного отбора общество "Спецсервис" приняло на себя функции регионального оператора по обращению с ТКО (твердыми коммунальными отходами) на территории Кыштымского кластера Челябинской области (основание статуса Регионального оператора - Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кыштымского кластера от 23.11.2017).
Обществом "УК "Территория" в адрес регионального оператора направлено письмо от 26.03.2020 с просьбой заключить договор на услуги по обращению с ТКО и произвести вывоз ТКО с объекта по адресу: г. Касли, ул. Ленина, д. 59 А.
Общество "Спецсервис" подготовило проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, типовой договор от 20.04.2020 N 38850, и направило ответчику посредством электронной почты 08.04.2020, однако со стороны общества "УК "Территория" до настоящего момента договор не подписан, в адрес общества "Спецсервис" документы не возвращены.
По условиями договора от 20.04.2020 N 38850 истец, являющийся на основании заключенного с Министерством экологии Челябинской области соглашения от 23.11.2017 региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кыштымского кластера Челябинской области, обязуется принимать твердые коммунальные отходы (ТКО) от общества "УК "Территория" (потребитель), а потребитель обязуется оплачивать по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором.
Материалами дела подтверждено и ответчиком не оспорено, что общество "УК "Территория" ведет деятельность по адресу: Челябинская область, Каслинский район, г. Касли, ул. Ленина, д. 59 А.
В соответствии с пунктом 2.1 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц.
Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора 363 руб. 34 коп. за 1 м куб.
Размер ежемесячной платы по договору определяется с учетом цены и утвержденных в установленном порядке нормативов накопления отходов на одну расчетную единицу и количества расчетных единиц. Расчет ежемесячной платы по договору указан в Приложении N 2 к настоящему договору.
Оплата услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами должна быть осуществлена до 10-го числа месяца следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 2.2 договора).
В связи с тем, что проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 20.04.2020 N 38850 обществом "УК "Территория" не подписан, а услуги по вывозу ТКО, оказанные в период с 20.04.2020 по 31.03.2022 на общую сумму 153 120 руб. 18 коп., не оплачены, истец направил в адрес ответчика претензию от 02.12.2020 N 2587 с требованием об оплате задолженности.
Оставление претензии без ответа и удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции, с учетом отказа от исковых требований в части взыскания неустойки в размере 14 391 руб. 55 коп., удовлетворил заявленные исковые требования исходя из доказанности факта надлежащего исполнения истцом своих обязательств и отсутствия доказательств оплаты долга ответчиком.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу пункта 2 статья 782 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами N 1156, разделом I (1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Положениями Правил N 1156 установлено, что потребитель - это собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I.1 настоящих Правил.
Согласно пункту 2 Правил N 1156 под "контейнерной площадкой" понимается место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров; под "погрузкой ТКО" понимается перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частью 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
С учетом изложенного, региональный оператор (истец) не может нести ответственность за отсутствие размещенных на мест (площадок) накопления ТКО по утвержденному органом местного самоуправлению реестру, поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание таких площадок.
В соответствии с частью 9 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ деятельность регионального оператора охватывает всю территорию Челябинской области, оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов осуществляется в отношении всех без исключения потребителей в пределах зоны деятельности регионального оператора, перечисленной в договорах с операторами, перечень мест приема и передачи ТКО не является исчерпывающим. Следовательно, отсутствие поименованного в договорах с операторами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, места накопления ТКО не может служить основанием для неоказания услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению твердых коммунальных отходов.
При этом указание в статье 24.6 настоящего закона о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), подлежащих оценке при рассмотрении спора, как и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811 по делу N А57-4118/2020).
Истец является специализированной организацией, осуществляющей сбор, хранение, транспортировку и утилизацию твердых бытовых отходов в зоне деятельности ответчика. Доказательств иного в материалы настоящего дела ответчиком не представлено.
Как следует из материалов дела, приводимые возражения ответчика о ненадлежащем исполнении истцом своих обязательств по договору по вывозу ТКО не подтверждены соответствующими доказательствами.
Из материалов дела следует, что доказательств составления ответчиком и направления региональному оператору актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору, не представлено, равно как и сведений о том, что ответчик был вынужден обратиться за оказанием услуг по вывозу ТКО к иному оператору по обращению с ТКО в связи с неоказанием соответствующих услуг региональным оператором.
Потребителем также не представлены в материалы дела документы о том, что со стороны регионального оператора имеются какие-либо нарушения требований санитарных правил и норм или условий заключенного договора по обращению с ТКО, в частности, наличие несанкционированных свалок на принадлежащей ответчику территории, обращения на несвоевременный вывоз твердых бытовых отходов за вышеуказанный период, с составлением актов.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может только региональный оператор, в зоне деятельности которого находятся ТКО потребителя, при этом региональный оператор вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с ТКО, так и привлекать к этой деятельности других операторов по обращению с ТКО (разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.01.2017 "Об особенностях действия норм федерального законодательства, регулирующих деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, в 2017-2019 годах").
Как усматривается из материалов дела, истец в подтверждение исполнения своих обязательств в рамках договора в части оказания ответчику услуг по обращению с ТКО, представил в материалы дела договоры на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 29.01.2021 N 14/21, 31.01.2022 N 10/22, заключенные между обществом "Спецсервис" и обществом "Чистый город 1", акты.
Из пояснений общества "Чистый город 1" следует, что в период с 01.04.2020 по 28.02.2022 вывоз ТКО с территории ответчика не осуществлялся по причине отсутствия собственной контейнерной площадки.
Поскольку у ответчика отсутствуют собственные контейнерные площадки, учет фактического количества ТКО, образуемого обществом УК "Территория", невозможен в силу норм действующего законодательства, коммерческий учет ТКО в данном случае возможен только расчетным способом в соответствии с нормативом накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил, в частности, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
На основании пункта 19 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Размер платы определен исходя из нормативов, утвержденных Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26.06.2019 N 50/2 (единый тариф на услугу регионального оператор на период с 01.07.2019 по 30.06.2020 утвержден в размере 349 руб. 38 коп. за м. куб. ТКО), Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 18.12.2019 N 96/123 (единый тариф на услугу регионального оператора изменен и с 01.07.2020 по 30.06.2021 составлял 362 руб. 02 коп. за м. куб. ТКО), Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 16.12.2020 N 62/80 единый тариф на услугу регионального оператора изменен и с 01.07.2021 до настоящего времени составляет 416 руб. 31 коп. за м. куб. ТКО).
В связи с установкой ответчиком с 20.04.2020 собственных контейнеров для ТКО, расчет ежемесячной платы с указанной даты начал осуществляться исходя из объема, количества и графика вывоза контейнеров в рамках договора N 38850.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что истцом представлены доказательства наличия у него статуса регионального оператора в спорный период, доказательства наличия у истца тарифного и договорного обеспечения его деятельности, учитывая отсутствие претензий со стороны ответчика о невывозе его ТКО в спорный период, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что факт оказания спорной услуги истцом подтвержден.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований о взыскании задолженности.
Суд апелляционной инстанции также обоснованно указал на то, что претензия, полученная истцом 17.12.2020 вх. N 7916, не может быть принята судом апелляционной инстанции в качестве доказательства, подтверждающего факт неоказания услуг по вывозу ТКО, поскольку разделом 6 договора предусмотрен порядок фиксации нарушений по договору. Вместе с тем доказательств, подтверждающих составление акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору, в материалах дела не имеется.
Довод кассатора о том, что истец не пояснил с каких именно близлежащих площадок он осуществлял сбор ТКО, отклоняется судом округа, поскольку отсутствие поименованного в договорах с операторами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, места накопления ТКО не может служить основанием для неоказания услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению твердых коммунальных отходов.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно были отклонены как недоказанные в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание указанные выше конкретные обстоятельства по делу, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность судебных актов, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций в совокупности с учетом положений статей 67, 68, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Основания для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют в соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 названного Кодекса и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.03.2013 N 13031/12.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.03.2023 по делу N А76-22084/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Территория" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Сирота |
Судьи |
Н.С. Васильченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 сентября 2023 г. N Ф09-6174/23 по делу N А76-22084/2022