Екатеринбург |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N А60-71525/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Тороповой М.В., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вторичные драгоценные металлы" (далее - общество "ВДМ", ответчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2023 по делу N А60-71525/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "ВДМ" об обязании в срок до 01.06.2023 выполнить работы по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений в размере 2,4 гектара.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2023 исковые требования удовлетворены частично. На общество "ВДМ" возложена обязанность выполнить работы по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений - 2,4 гектара в порядке, предусмотренном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2022 N 897. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Кроме того, с общества "ВДМ" в доход федерального бюджета взыскано 6000 руб. государственной пошлины.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2023 решение изменено, пункт 1 резолютивной части решения изложен в следующей редакции:
Заявленные требования удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Вторичные драгоценные металлы" (ИНН 6670213510, ОГРН 1086670016685) выполнить работы по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений - 2,4 гектара в шестимесячный срок с момента вступления настоящего постановления в законную силу.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ВДМ", ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Заявитель жалобы полагает, что, поскольку в соответствии с договором аренды от 19.06.2019 N 90/19-з видом разрешенного использования лесного участка является заготовка древесины, в связи с чем лесной участок используется в порядке статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, то изменения, внесенные в действующее законодательство для лиц, использующих леса в целях, предусмотренных статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, на ответчика не распространяются, вследствие чего он не должен выполнять работы по лесовосстановлению в двойном размере: первый раз - в порядке статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, второй раз - в соответствии с утвержденным проектом освоения лесов.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и обществом "ВДМ" (арендатор) заключен договор от 30.05.2017 N 44/17-3 аренды лесного участка, имеющего местоположение: Свердловская область, городской округ Карпинск, ГКУ СО "Карпинское лесничество", Сосновское участковое лесничество, Шомпинский участок (далее также - договор).
В соответствии с пунктом 4 договора лесной участок площадью 7,52 га предоставляется арендатору в целях использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов (строительство и эксплуатация гидротехнических сооружений (канава дренажная, дамба обвалования) и заготовки древесины.
Согласно пункту 1 договора срок его действия определен сторонами до 31.08.2031.
В силу подпункта "л" пункта 12 договора арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
По утверждению истца, площадь вырубки арендатором по договору, согласно отчету арендатора об использовании лесов по форме N 1-ИЛ за период январь-декабрь 2018 года, на основании лесной декларации арендатора от 03.07.2018 N 44/17-3, составила 2,4 гектара.
ГКУ СО "Карпинское лесничество" направило в адрес общества "ВДМ" претензионное письмо от 09.08.2022 N 318 о необходимости проведения лесовосстановления на вырубках.
В ответном письме от 02.11.2022 общество "ВДМ" сообщило, что направило в Министерство заявление о намерении провести работы по компенсационному лесовосстановлению.
Вместе с тем, как указал истец, до 15.10.2022 лесовосстановление ответчиком не выполнено.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.
По результатам рассмотрения настоящего спора суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований, возложил на общество "ВДМ" обязанность выполнить работы по лесовосстановлению на площади 2,4 гектара в порядке, предусмотренном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2022 N 897, без указания срока выполнения таких работ.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции об обоснованности заявленных исковых требований о возложении на ответчика обязанности по осуществлению мероприятий по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, поддержал. Вместе с тем апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции о необходимости выполнения ответчиком работ по лесовосстановлению в порядке, предусмотренном Правилами N 897, указав на то, что возложение соответствующей обязанности фактически лишает ответчика законодательно закрепленного права на выбор земельного участка, ограничив его только землями иных категорий, тем самым пресекая возможность выбора участка на землях лесного фонда и выполнения работ по лесовосстановлению. Также суд апелляционной инстанции посчитал необходимым установить срок проведения лесовосстановительных работ - в течение шести месяцев с момента вступления постановления суда апелляционной инстанции в законную силу.
Проверив законность обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения), а также имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются лесным законодательством, в том числе положениями Лесного кодекса Российской Федерации, которые, как верно указал суд апелляционной инстанции, являются специальными и имеют приоритет перед нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 12 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации к видам использования лесов относятся, в том числе заготовка древесины (статья 29 Лесного кодекса Российской Федерации), строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создание и расширение морских и речных портов, строительство, реконструкция и эксплуатация гидротехнических сооружений (статья 44 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
В силу пункта 2 части 2 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации воспроизводство лесов включает в себя, в том числе лесовосстановление.
Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых Лесным кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (часть 3 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 62 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (часть 1); на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Таким образом, до 01.01.2019 Лесным кодексом Российской Федерации обязанность по лесовосстановлению возлагалась на арендаторов, осуществлявших на основании договора аренды вид деятельности по заготовке древесины.
Вместе с тем Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (далее - Закон N 212-ФЗ) с 01.01.2019 в статью 62 Лесного кодекса Российской Федерации внесены изменения.
Согласно части 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 212-ФЗ) лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
Кроме того, в соответствии с Законом N 212-ФЗ Лесной кодекс Российской Федерации дополнен статьей 63.1, согласно части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Впоследствии Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 303-ФЗ") в Лесной кодекс Российской Федерации с 01.09.2021 также были внесены изменения.
Так, статья 62 Лесного кодекса Российской Федерации была дополнена частью 5, согласно которой лесовосстановление проводится лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30 и частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса.
Кроме того, статья 62 Лесного кодекса Российской Федерации была дополнена частью 6, в соответствии с которой лесовосстановление проводится в соответствии с проектом лесовосстановления, который разрабатывается в соответствии со статьей 89.1 настоящего Кодекса.
Таким образом, в соответствии со статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации, как в редакции, действовавшей с 01.01.2019, так и в редакции, действующей с 01.09.2021, обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 303-ФЗ) если иное не предусмотрено настоящей статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 настоящего Кодекса.
При этом статья 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации в соответствии с Законом N 303-ФЗ дополнена частью 4, согласно которой лесовосстановление или лесоразведение, проводимое в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, может осуществляться на землях иных категорий по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка (действующие на момент возникновения у ответчика обязанности по выполнению работ по лесовосстановлению).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2022 N 897 утверждены Правила осуществления лесовосстановления или лесоразведения в случае, предусмотренном частью 4 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, действующие с 01.09.2022 и определяющие порядок осуществления лесовосстановления или лесоразведения, проводимого в соответствии с частями 1 и 2 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации на землях иных категорий, за исключением земель лесного фонда.
Приказом Минприроды России от 29.12.2021 N 1024 утверждены Правила лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления, действующие с 01.09.2022 (за исключением пункта 5 Правил лесовосстановления, утвержденных настоящим приказом, вступающего в силу с 01.03.2025).
При этом положениями всех вышеуказанных Правил предусмотрено, что соответствующие работы по лесовосстановлению осуществляются на основании проекта лесовосстановления, который составлен в порядке, предусмотренном статьей 89.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 N 307-ЭС22-5959, по смыслу статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации и Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины.
Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что лесной участок предоставлен ответчику для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов (строительство и эксплуатация гидротехнических сооружений (канава дренажная, дамба обвалования) и заготовки древесины, учитывая, что ответчик осуществил рубку лесных насаждений в период с января по декабрь 2018 года, что следует из лесной декларации и отчета об использовании лесов, при этом указанная рубка лесных насаждений на площади 2,4 га не связана исключительно с вышеуказанными целями, суд апелляционной инстанции правомерно согласился с выводами суда первой инстанции об обоснованности требований истца к ответчику о выполнении мероприятий по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, и о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по выполнению работ по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений - 2,4 га.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что лесной участок используется ответчиком для заготовки древесины в порядке статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, в связи с чем изменения, внесенные в действующее законодательство для лиц, использующих леса в целях, предусмотренных статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, на ответчика не распространяются, отклоняются судом кассационной инстанции как противоречащие установленным фактическим обстоятельствам настоящего дела и представленным в материалы дела доказательствам, в том числе содержанию договора от 30.05.2017 N 44/17-3 аренды лесного участка, согласно пункту 4 которого лесной участок предоставляется арендатору не только для заготовки древесины, но, в том числе в целях использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов (строительство и эксплуатация гидротехнических сооружений (канава дренажная, дамба обвалования) (статья 44 Лесного кодекса Российской Федерации).
Довод заявителя кассационной жалобы о возложении на ответчика обязанности по проведению работ по лесовосстановлению в двойном размере: в порядке статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации и в соответствии с утвержденным проектом освоения лесов, отклоняется судом кассационной инстанции как основанный на неверном толковании норм действующего лесного законодательства и не соответствующий фактически обстоятельствам и материалам настоящего дела.
Согласно вышеприведенному правовому регулированию осуществление работ по лесовосстановлению в соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды, а в соответствии с проектом лесовосстановления, составляемым в порядке, предусмотренном статьей 89.1 Лесного кодекса Российской Федерации, при этом соответствующий проект лесовосстановления ответчиком в материалы дела не представлен.
При указанных обстоятельствах оснований для несогласия с выводами судов в части обязания ответчика выполнить работы по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, суд кассационной инстанции не усматривает.
Суд кассационной инстанции также не усматривает оснований для несогласия с выводом суда апелляционной инстанции об отсутствии необходимости включения в резолютивную часть решения суда первой инстанции указания на проведение ответчиком работ в порядке лесовосстановления, предусмотренном Правилами N 897.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, согласно комплексному толкованию норм Лесного кодекса Российской Федерации, лесовосстановление лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляется в субъекте Российской Федерации, на территории которого проведена рубка лесных насаждений, либо по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на территориях иных субъектов Российской Федерации, определенных таким федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации), при этом возможность провести работы по лесовосстановлению на землях иных категорий (часть 4 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации), в порядке, предусмотренном Правилами N 897, является лишь альтернативой, предусмотренной по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
С учетом изложенного апелляционный суд правомерно пришел к выводу о том, что по смыслу данных норм выбор категории земель, на которых будут проводиться работы по лесовосстановлению, является правом лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, которое реализуется в заявительном порядке, в то время как обязание судом первой инстанции ответчика провести лесовосстановление в соответствии с Правилами N 897 фактически лишает последнего законодательно закрепленного права на выбор земельного участка посредством ограничения его только землями иных категорий, тем самым пресекая возможность выбора участка на землях лесного фонда и выполнения работ по лесовосстановлению.
В части указания срока проведения лесовосстановительных работ - в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу постановления суда апелляционной инстанции, суд апелляционной инстанции учел, что работы по лесовосстановлению проводятся в определенный период (весенний и осенний), в связи с чем посчитал необходимым установить ответчику для проведения работ шестимесячный срок с момента вступления настоящего постановления в законную силу, признавая его разумным и достаточным.
Самостоятельных доводов относительно выводов суда апелляционной инстанции в данной части кассационная жалоба не содержит.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм права и подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судом по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2023 по делу N А60-71525/2022 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вторичные драгоценные металлы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 сентября 2023 г. N Ф09-5463/23 по делу N А60-71525/2022