Екатеринбург |
|
25 сентября 2023 г. |
Дело N А50-19442/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенков В. А.,
судей Суспициной Л.А., Рябовой С.Э.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемортан И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Урал-Лес" (далее - общество "Урал-Лес") на решение Арбитражного суда Пермского края от 14.02.2023 по делу N А50-19442/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2023 по тому же делу.
Судебное заседание проводится с использованием системы веб-конференции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством онлайн-заседания приняли участие представители:
Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - Кучукбаева М.А. (доверенность от 27.01.2023 N 30-01-10-14);
общества "Урал-Лес" - Масалева Н.Е. (доверенность от 31.07.2023).
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к обществу "Урал-лес" о взыскании неустойки по договору аренды лесного участка от 29.06.2011 N 610 в размере 219 377 руб. 16 коп. (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статья 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14.02.2023 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Урал-Лес" просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Кассатор полагает, что судами период взыскания пени определен неправильно, отметив, что новый расчет взыскиваемой суммы с заявлением об уточнении исковых требований, истцом не представлен, при этом истец требовал взыскать с ответчика пени за период с 01.01.2021 по 30.06.2022 (согласно исковому заявлению). Кроме того, полагает, что суды фактически взыскали пени в сумме 46 711,68 руб., начисленные, в том числе за период действия моратория. Указывает, что расчет арендной платы на 2022 год (уведомление об изменении размера арендной платы) ответчику не направлялся, в связи с чем обязанность по оплате не возникает, неустойка начислению не подлежит. Отметил, что судами не проверен расчет долга и пени, истцом завышена сумма, на которую начислены пени; не усматриваются корректировки начисления арендной платы, отраженные в акте сверки от 30.07.2021 в расчете пени; кроме того, в расчете пени учтены не все платежи ответчика, отраженные в акте сверки. Ответчик не согласен с выводами судов об обоснованности заявленного истцом размера арендной платы за 2022 год, так как они противоречат выводам судов в деле N А50-4542/2020, применение аукционного размера арендной платы, рассчитанного для эксплуатационных лесов (сплошных рубок), к защитным лесам и выборочным рубкам неправомерно. Полагает, что размер арендной платы зависит от объема и качества древесины. Пояснил, что в рамках дела N А50-4542/2020 суд определил размер арендной платы на 2021 год (по аукционным ставкам к выборочным рубкам, но только на 2021 год), на последующие периоды ответчик согласия не давал, следовательно, не подлежат применению положения пункта 7 договора, устанавливающие размер арендной платы на 2021 года. Считает ошибочными выводы судов о том, что к любому объему использования лесного участка, переданного в аренду для лесозаготовки, подлежит применению размер арендной платы, определенного для конкретного вида и объема использования, независимо от последующего изменения характеристик лесозаготовки.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 29.06.2011 между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и обществом "Урал - Лес" (арендатор) по результатам аукциона заключен договор N 610 аренды лесного участка, по условиям которого арендатору передан во временное пользование лесной участок, площадью 5022,1602 га, местоположение: Пермский край, Кунгурский муниципальный район, Кунгурское сельское участковое лесничество (СПК "Совет"), кварталы 8, 9 (за исключением части выдела 8), 16 (за исключением части выделов 9, 10, 13, 20, 21, 23, 24), 25 (за исключением части выдела 9) Кунгурское сельское участковое лесничество (ЗАО "Колос") кварталы N 4, 5 (за исключением части выдела 16), 6 (за исключением части выделов 18, 25, 28), 12 (за исключением части выделов 7, 8, 10), 20 (за исключением части выдела 17, 23), 25, 26, (за исключением части выделов 4, 10, 11, 13, 22 выделов 23, 24, 29), Кунгурское сельское участковое лесничество (СПК "Насадский") кварталы N 9, 11 (за исключением части выделов 1, 3, 22), 20 (за исключением выдела 56), 21 (за исключением части выделов 2, 3, 8, 17, 25, выдела 32), 26 (за исключением части выделов 27, 30, 36, 39, выделов 51, 52), 27, Пермско - Сергинское участковое лесничество, кварталы N 83, 84 (за исключением выдела 2), 85 (за исключением части выделов 6, 7, 23, 24, выделов 5, 27), 86, 87 (за исключением выдела 7), 88, 89, 120 (за исключением выдела 1), 121, 123 (л.д.14-17). Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается записью о государственной регистрации 59- 5909/074/2011-022 от 16.11.2011.
Характеристика лесного участка приведена в приложении 2 к договору, в соответствии с которой лесной участок сформирован из защитных лесов (общая площадь 3397,6154 га) и эксплуатационных лесов (общая площадь 1624,5448 га), т.е. защитные леса составляет 68 % от общей площади лесного участка.
Срок действия договора установлен с 29 июня 2011 года по 28 июня 2045 года включительно (пункт 21 договора).
В соответствии с Указом Губернатора Пермского края от 05.07.2021 N 53 "О внесении изменений в Указ губернатора Пермского края от 29 декабря 2007 г. N 121 "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края", Агентство по природопользованию Пермского края переименовано в Министерство лесного хозяйства Пермского края.
На основании Постановления Правительства Пермского края от 03.09.2012 N 756-п "О Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края" (далее по тексту - Постановление), Министерство лесного хозяйства Пермского края реорганизовано в форме присоединения к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Таким образом, с 10.09.2012. Арендодателем по Договору аренды является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Арендная плата по настоящему договору составляет 3 514 657, 05 рублей в год и вносится не позднее 15 числа каждого месяца долями в размере 1/12 части годового размера арендной платы, если иное не предусмотрено приложением 3 к настоящему договору (пункты 7, 8.1 договора).
В дальнейшем в договор аренды были внесены изменения путем подписания дополнительных соглашений от 25.06.2013 N 1, от 19.12.2016 N 2, от 19.07.2017, N 3, от 29.12.2018 N 4, от 15.02.2021 N 5, от 18.11.2021 N 6.
Дополнительным соглашением от 18.11.2021 N 6 к договору аренды, п. 7 договора изложен в следующей редакции: "Арендная плата по договору исчисляется исходя из среднегодового объема использования лесов, установленного на основании таксации, проектной документации лесного участка и лесохозяйственного регламента лесничества, рассчитанная по сплошным и равномерно постепенным рубкам в эксплуатационных лесах и равномерно постепенным и добровольно-выборочным рубкам в защитных лесах, составляет 8 204 259 рублей в год. Арендная плата при иных видах рубок в эксплуатационных лесах и по рубкам в защитных лесах; предусмотренных на основании таксации, проектной документацией лесного участка и лесохозяйственного регламента лесничества, исчисляется по минимальным ставкам платы за единицу объема в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310".
Подпункт 7.5 договора изложен в следующей редакции: "Арендная плата на последующие годы (с 2022 по 2045) исчисляется ежегодно арендодателем исходя из среднегодового объема использования лесов, установленного на основании таксации, проектной документацией лесного участка и лесохозяйственного регламента лесничества".
Истец направил в адрес ответчика 30.05.2022 претензионное письмо N 30-01-20.2-2450 о погашении образовавшейся задолженности.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истцом было произведено уточнение исковых требований (в связи с оплатой долга), в соответствии с которыми Министерство просило взыскать с общества "Урал-лес" неустойку за нарушение сроков внесения арендных платежей за период с 01.01.2021 по 31.03.2022 в сумме 219 377 руб. 16 коп.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суды исходили из правомерности начисления неустойки за период с учетом введенного в 2022 году моратория.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Судами установлено, что между сторонами сложились правоотношения в связи с исполнением договора аренды лесного участка N 610 с учетом дополнительных соглашений к нему.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
Платность использования лесов в Российской Федерации закреплена пунктами 1, 2 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Одной из форм платы за использование лесов является арендная плата.
Пунктом 4 статьи 71 ЛК РФ предусмотрено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статье 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов для федеральной собственности установлены Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Ставки, предусмотренные Постановлением N 310, дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс).
Ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (далее - ставки) применяются для определения минимального размера арендной платы при использовании лесного участка, находящегося в федеральной собственности, с изъятием лесных ресурсов и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений при проведении сплошных рубок на лесных участках, находящихся в федеральной собственности (примечание 1 к ставкам платы, установленным Постановлением N 310).
При проведении выборочных рубок ставки уменьшаются на 50 процентов (далее - коэффициента 0,5), (примечание 2 к ставкам платы, установленным Постановлением N 310).
При заключении договора аренды лесного участка по результатам аукциона размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, определённого в соответствии со ст. 73 ЛК РФ, с учетом коэффициента превышения, сложившегося на торгах путем повышения начальной цены предмета аукциона (ст. 79 ЛК РФ).
На основании ч. 33 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, утверждённых Приказом Минприроды РФ от 01.12.2020 N 993, заготовка древесины осуществляется в форме рубок, установленных лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов в отношении лесных участков, предоставленных для заготовки древесины на правах аренды или постоянного (бессрочного) пользования.
При выставлении на аукцион лесного участка его характеристики, параметры и виды использования лесов должны соответствовать лесохозяйственному регламенту лесничества.
Лесохозяйственный регламент Кунгурского лесничества 2008 года не предусматривал равномерно-постепенные и добровольно-выборочные рубки. Кроме того, таксационные материалы лесоустройства 2004 года также не предусматривали назначение указанных видов рубок. То есть при выставлении на аукцион лесного участка не были предусмотрены рубки в защитных лесах в связи с отнесением их к группе возраста древостоя как приспевающие.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предметом договора аренды являлись не спелые и перестойные лесные насаждения в эксплуатационных лесах, а лесной участок в целом, в состав которого входят и эксплуатационные, и защитные леса.
В рамках вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Пермского края от 22.03.2018 по делу N А50-27067/2017, оставленного без изменения постановлением суда апелляционной инстанции сделан вывод о том, что "учитывая действующий императивный запрет на изменение по решению суда размера арендных платежей, определенного по результатам аукциона, не иначе как в связи с существенным изменением качественных и количественных характеристик лесного участка, суд первой инстанции правомерно определил необходимым установить размер арендной платы к выборочным рубкам в соответствии с Постановлением N 310 с применением коэффициента 0,5 к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов по договору аренды исходя из аукционной цены" (стр. 8 постановления 17 ААС от 19.07.2018).
На основании вышеуказанного судебного акта сторонами по договору было заключено дополнительное соглашение N 4 от 29.12.2018.
По результатам проведения арендатором в 2019 году таксации лесов и разработанной проектной документацией группы приспевающих лесов (в том числе в защитных лесах) перешли в группу спелых и перестойных лесов, в связи с чем стало возможно назначение рубок в указанных лесах, что подтверждается аукционной документацией и утверждённой Министерством проектной документацией, подготовленной по результатам таксации.
В связи с действующим императивным запретом на изменение по решению суда размера арендных платежей, определённого по результатам аукциона, не иначе как в связи с существенным изменением количественных и качественных характеристик лесного участка (ч. 3 ст. 74.1 ЛК РФ), размер арендной платы по договору должен быть исчислен с учётом окончательного размера арендной платы, установленного на торгах, пропорционально вновь утверждённому объёму изъятия лесов.
Способ рубки (сплошная или выборочная) лесных насаждений не является количественным или качественным показателем лесного участка и не должен влиять на размер арендной платы по договору, установленному на торгах, с учетом применения коэффициента 0,5 в соответствии с Постановлением N 310.
Таким образом, согласно утвержденной проектной документации (Приказ СЭД-30-01-02-1788 от 27.12.2019 (в редакции приказа СЭД-30-01-02-692 от 28.09.2020) объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах на арендуемом участке составил 8 310 кубометров, который составляют: 6 090 кубометров по хвойному хозяйству, 2 220 кубометров по мягколиственному хозяйству.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что требования истца в части взыскания неустойки за нарушение сроков внесения арендных платежей за период с 01.01.2021 по 31.03.2022 в сумме 219 377 руб. 16 коп. подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о несогласии с размером арендной платы, рассчитанной истцом за 2021 год, являлись предметом рассмотрения судов и были обоснованно отклонены ими с учетом следующего.
Суд кассационной инстанции в рамках дела N А50-4542/2020, руководствуясь положениями п. 11 ст. 1, ст. 74.1, 73.1, 79 ЛК РФ, ст. 166, 168, 447 ГК РФ, установил, что, предоставление выборочных рубок в спелых и перестойных лесных насаждениях (как в защитных, так и в эксплуатационных лесах) по минимальной цене (т.е. без применения повышающего коэффициента) нарушает публичные интересы на передачу лесных ресурсов в пользование по наиболее высокой цене и противоречит действующему законодательству. Определение платы по аналогии как за санитарные рубки в данном случае неприменимо, исходя из различия целей и объема рубок, а также качества древесины.
При таких обстоятельствах выборочные рубки в спелых и перестойных лесных насаждениях, не являвшихся предметом торгов, в силу принципов предоставления лесных ресурсов по наиболее высокой цене и запрета на искусственное ограничение конкуренции, должны предоставляться Арендатору, заключившему договор аренды по результатам торгов, по цене с учетом аукционного коэффициента, либо не предоставляться вообще.
Иное приведет к нарушению положений приведенных выше статей, т.е. приведет к заключению ничтожной сделки как посягающей на публичные интересы, права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
При этом, направляя дело на новое рассмотрение, суд также исходил из принципа свободы волеизъявления гражданских прав и обязанностей. Дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, в частности, для установления воли истца на изменение договора аренды лесного участка в связи с изменением объема лесопользования, оплата которого должна осуществляться в соответствии с ценой, определенной по результатам аукциона, или отказа от исковых требований, так как указанные действия не могут быть осуществлены в суде кассационной инстанции.
При этом судом апелляционной инстанции принято во внимание, что при новом рассмотрении дела N А50-4542/2020 пункт 4.1 договора аренды был изложен в следующей редакции: "4.1. Арендатору передается лесной участков для заготовки древесины с годовым объёмом использования лесов 8 310 кубометров, в том числе по хвойному хозяйству 6 090 кубометров, по мягколиственному хозяйству 2220 кубометров, из них: 1) при рубке спелых и перестойных насаждений в эксплуатационных и защитных лесах - 7300 кубометров, том числе по хвойному хозяйству 5100 кубометров, по мягколиственному хозяйству 2200 кубометров, сплошные рубки 200 кубометров, в том числе по хвойному хозяйству 200 кубометров; добровольно - выборочные рубки в защитных лесах 700 кубометров, в том числе по хвойному хозяйству 400 кубометров, по мягколиственному хозяйству 300 кубометров; при равномерно - постепенные рубки в защитных лесах 3200 кубометров, в том числе по хвойному хозяйству 3000, по мягколиственному хозяйству 200 кубометров; при равномерно - постепенные рубки в эксплуатационных лесах 3200 кубометров, в том числе по хвойному хозяйству 1500, по мягколиственному хозяйству 1700 кубометров; 2) при уходе за лесами (эксплуатационные и защитные леса) 1010 кубометров, в том числе по хвойному хозяйству 990 кубометров, по мягколиственному хозяйству 20 кубометров: проходные рубки в защитных лесах - 1000 кубометров, в том числе по хвойному хозяйству 980 кубометров, по мягколиственному хозяйству 20 кубометров проходные рубки в эксплуатационных лесах - 10 кубометров, в том числе по хвойному хозяйству 10 кубометров".
На основании проверенных и утвержденных судом объемов и расчета арендной платы, Министерством было подготовлено дополнительное соглашение к договору от 18.11.2021 N 6, подписанное со стороны ответчика, прошедшее государственную регистрацию в установленном законом порядке, что подтверждается регистрационной записью от 25.11.2011 N 59/24/0000000/58-59/087/2021-26.
Из обстоятельств дела N А50-4542/2020 не следует, что при новом рассмотрении дела арендатор отказался от иска, следовательно, его воля и последующее поведение позволяют сделать вывод о том, что арендатор, уточнив заявленные требования, согласился на продолжение арендных отношений с учетом измененного объема лесопользования. При этом, вопреки позиции ответчика о расчете арендной платы на 2022 год, количественные и качественные характеристики лесного участка в порядке пункта 3 ст. 74.1 ЛК РФ не изменялись, в 2022 году размер арендной платы за пользование лесным участком по сравнению с 2021 годом изменился только в части коэффициента индексации, установленного на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363.
Доводы общества в части несогласия с размером пени, а также о взыскании пени без учета моратория были правомерно отклонены судами как документально не подтвержденные и опровергающиеся материалами дела.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом заявитель фактически ссылается не на незаконность обжалуемых судебных актов, а выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, просит еще раз пересмотреть данное дело по существу, переоценить имеющиеся в деле доказательства.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 14.02.2023 по делу N А50-19442/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "УРАЛ-ЛЕС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции в рамках дела N А50-4542/2020, руководствуясь положениями п. 11 ст. 1, ст. 74.1, 73.1, 79 ЛК РФ, ст. 166, 168, 447 ГК РФ, установил, что, предоставление выборочных рубок в спелых и перестойных лесных насаждениях (как в защитных, так и в эксплуатационных лесах) по минимальной цене (т.е. без применения повышающего коэффициента) нарушает публичные интересы на передачу лесных ресурсов в пользование по наиболее высокой цене и противоречит действующему законодательству. Определение платы по аналогии как за санитарные рубки в данном случае неприменимо, исходя из различия целей и объема рубок, а также качества древесины.
...
Из обстоятельств дела N А50-4542/2020 не следует, что при новом рассмотрении дела арендатор отказался от иска, следовательно, его воля и последующее поведение позволяют сделать вывод о том, что арендатор, уточнив заявленные требования, согласился на продолжение арендных отношений с учетом измененного объема лесопользования. При этом, вопреки позиции ответчика о расчете арендной платы на 2022 год, количественные и качественные характеристики лесного участка в порядке пункта 3 ст. 74.1 ЛК РФ не изменялись, в 2022 году размер арендной платы за пользование лесным участком по сравнению с 2021 годом изменился только в части коэффициента индексации, установленного на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 сентября 2023 г. N Ф09-5618/23 по делу N А50-19442/2022