Екатеринбург |
|
28 сентября 2023 г. |
Дело N А50-33098/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Лукьянова В.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домен" (далее - Общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 06.04.2023 по делу N А50-33098/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проводится с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края.
В судебном заседании в Арбитражном суде Пермского края присутствуют представители Управления Федеральной антимонопольной службы Пермского края (далее - Управление, административный орган) - Карапетьян С.К. (доверенность от 21.07.2023 N 38, служебное удостоверение, диплом), Чернобровкин Е.В. (доверенность от 09.01.2023 N 2).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению об оспаривании постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06.04.2023 требования Общества оставлены без удовлетворения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество ссылается на неполное рассмотрение судами совокупности фактических обстоятельств настоящего спора, просит указанные судебные акты отменить, полагая нарушенными нормы процессуального права. Просит принять новый судебный акт, производство по делу прекратить.
В обоснование кассационной жалобы указывает, что Общество не является субъектом естественных монополий; утратило статус теплосетевой организации и не может являться субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ; административным органом допущено превышение представленных ему полномочий; применение аналогии закона недопустимо в рассматриваемом деле.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют доводы, указанные в апелляционной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит требования Общества оставить без удовлетворения, судебные акты без изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество на основании договора аренды от 10.09.2014 владеет центральным тепловым пунктом (далее - ЦТП). В ЦТП размещено оборудование, посредством которого осуществляется преобразование параметров теплоносителя (135-60°С), поступающего из магистральной тепловой сети, к необходимым параметрам системы отопления потребителей (90-65°С). Через указанный ЦТП транзитом производится подача тепловой энергии на многоквартирные дома по адресам:
г. Пермь, ул. Веры Засулич, дома 44, 46, 46А, 48, 50, 50А, 52, 54, 54А (далее - жилой фонд).
В административный орган поступило заявление публичного акционерного общества "Т Плюс" о нарушении действующего законодательства со стороны Общества путем препятствования передаче тепловой энергии к потребителям жилого фонда.
В рассматриваемом случае отопительный сезон для жилого фонда начался 19.09.2022, при этом включение циркуляционных насосов на ЦТП Обществом произведено 01.10.2022 после заседания комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Обществом 17.10.2022 повторно отключены циркуляционные насосы на ЦТП, в связи с этим теплоснабжение жилого фонда снова прекратилось.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола от 07.12.2022 N 059/04/9.21-1300/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением от 21.12.2022 N 059/04/9.21-1300/2022 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.
Общество, не согласившись с постановлением административного органа, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания обжалуемого постановления незаконным и подлежащим отмене и отказал в удовлетворении требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Оснований для иного вывода у суда кассационной инстанции не имеется в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, выступают общественные отношения в области соблюдения безопасности технологического присоединения к электрическим сетям, подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения.
Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, состоит в нарушении правил, в том числе, подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения.
Субъективная сторона административного правонарушения может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Субъектами административного правонарушения являются не только субъекты естественной монополии, но и собственники или иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей, вне зависимости от возмездного или безвозмездного характера оказания услуг по транспортировке воды по своим водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по своим канализационным сетям.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, рассматривают должностные лица федерального антимонопольного органа и его территориальных органов (статья 23.48 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) услуги по передаче тепловой энергии отнесены к естественно-монопольному виду деятельности.
Согласно части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения осуществляется антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу части 5 статьи 4.2 Закона N 190-ФЗ обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения контролируется в соответствии с настоящим Федеральным законом, антимонопольным законодательством Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Российской Федерации Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя и Правилами недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 2 Закона N 190-ФЗ тепловая сеть включает в себя совокупность устройств, на которых установлено оборудование (центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенное для передачи энергии от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В соответствии с пунктом 6 статьи 17 Закона N 190-ФЗ собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2115 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила недискриминационного доступа) собственники и иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям тепловой энергии, теплоносителя, теплопотребляющие установки которых присоединены в установленном порядке к таким тепловым сетям.
Федеральная антимонопольная служба российской Федерации в письме от 10.03.2021 N ВК/17438/21 (далее - Письмо ФАС) разъяснила, что действия хозяйствующих субъектов, являющихся собственниками (иными законными владельцами) тепловых сетей, нарушающие требования, предусмотренные пунктами 3, 4 Правил недискриминационного доступа, могут быть рассмотрены на предмет совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. В таких случаях следует устанавливать, является ли такой собственник или иной законный владелец тепловых сетей хозяйствующим субъектом согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и субъектом естественной монополии в соответствии со статьей 3 Закона N 147-ФЗ.
При этом необходимо отметить, что в соответствии со статьями 2, 3 Закона N 147-ФЗ субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый на территории Российской Федерации производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии. Принадлежность хозяйствующего субъекта к субъектам естественных монополий определяется путем выявления факта осуществления им деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона N 147-ФЗ, а также соответствия его признакам, указанным в статье 3 Закона N 147-ФЗ.
Деятельность Общества, которую оно должно осуществлять в силу возложенной на него Правилами недискриминационного доступа обязанности в связи с владением теплосетевым имуществом, продолжает отвечать признакам естественно-монопольной деятельности.
В связи с этим Общество является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения.
Материалами дела подтверждены факты позднего подключения, а также прекращения Обществом теплоснабжения жилого фонда.
Однако суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о доказанности в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, лишь за позднее включение Обществом циркуляционных насосов на ЦТП 01.10.2022.
Судами верно установлено, что прекращение теплоснабжения с 17.10.2022 было вызвано порывом на подающем трубопроводе тепловой сети, устранение которого произведено обществом с ограниченной ответственностью "РесурсЭнергоТранс" 18.10.2022, что подтверждается письмом администрации Индустриального района г. Перми от 19.10.2022 N 059-16-01-18/2-923 и справкой от 31.01.2023.
Таким образом, с учетом указанных норм законодательства, вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, является правомерным.
С учетом положений статьи 23.48 КоАП РФ и Письма ФАС, довод о том, что Управление превысило свои полномочия в сфере контроля деятельности Общества, отклоняется.
В оспариваемом постановлении административным органом обоснованно указано, что у Общества имелась возможность для соблюдения норм действующего законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не усматривается.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
При определении меры ответственности за совершение правонарушения административным органом принято во внимание, что правонарушение совершено впервые, в связи с этим, с учетом положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ обществу назначено наказание в виде предупреждения.
Оснований для квалификации правонарушения малозначительным судами на основании статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Общества не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств, установленных по делу, в связи с этим судом округа отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены актов судов первой и апелляционной инстанций, а также удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 06.04.2023 по делу N А50-33098/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домен" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами верно установлено, что прекращение теплоснабжения с 17.10.2022 было вызвано порывом на подающем трубопроводе тепловой сети, устранение которого произведено обществом с ограниченной ответственностью "РесурсЭнергоТранс" 18.10.2022, что подтверждается письмом администрации Индустриального района г. Перми от 19.10.2022 N 059-16-01-18/2-923 и справкой от 31.01.2023.
Таким образом, с учетом указанных норм законодательства, вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, является правомерным.
С учетом положений статьи 23.48 КоАП РФ и Письма ФАС, довод о том, что Управление превысило свои полномочия в сфере контроля деятельности Общества, отклоняется.
...
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
При определении меры ответственности за совершение правонарушения административным органом принято во внимание, что правонарушение совершено впервые, в связи с этим, с учетом положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ обществу назначено наказание в виде предупреждения.
Оснований для квалификации правонарушения малозначительным судами на основании статьи 2.9 КоАП РФ не установлено."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 сентября 2023 г. N Ф09-6238/23 по делу N А50-33098/2022