Екатеринбург |
|
29 сентября 2023 г. |
Дело N А50-7286/2023 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Черкезова Е.О. рассмотрел кассационную жалобу Пермской таможни (далее - Таможня) на решение Арбитражного суда Пермского края от 09.06.2023 по делу N А50-7286/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2023 по тому же делу.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после истечения установленного определением суда о принятии жалобы к производству срока для представления отзыва на неё.
Индивидуальный предприниматель Танцуев Даниил Сергеевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Таможне о признании незаконным и отмене постановления от 06.03.2023 N 10411000-266/2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Предприниматель обратился 22.03.2023 в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Таможне о признании незаконным и отмене постановления от 06.03.2023 N 10411000-265/2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Определением от 28.04.2023 дела N А50-7286/2023, N А50-7288/2023 в порядке статьи 130 АПК РФ объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу номера "А50-7286/2023".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.06.2023 (резолютивная часть от 22.05.2023) исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным и отменено постановление Таможни от 06.03.2023 N 10411000-265/2023 о назначении индивидуальному предпринимателю административного наказания по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. Постановление от 06.03.2023 N 10411000-266/2023 признано незаконным и изменено. Назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 руб. Требования в остальной части оставлены без удовлетворения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Таможня просит указанные судебные акты отменить, так как они являются незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В обоснование указывает, что в рассматриваемой ситуации положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1, части 5 статьи 4.4 КоАП РФ не подлежат применению, функции таможенных органов по ведению таможенной статистики не являются одним из видов государственного контроля (надзора).
В целом доводы, указанные в кассационной жалобе, повторяют доводы, указанные в апелляционной жалобе.
Законность состоявшихся по делу судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286, 288.2 АПК РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 24.01.2023 Предприниматель предоставил статистические формы учета перемещения товаров Таможне с применением электронного документооборота через личный кабинет с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
В статистической форме N 10411000/240123/С155796 указано, что Предприниматель вывез из Российской Федерации в Республику Беларусь товары различных наименований общей стоимостью 4026 руб., страна происхождения товара - Россия, покупатель - физические лица, Беларусь, отчетный период - декабрь 2022 года.
В статистической форме N 10411000/240123/С155792 указано, что Предприниматель вывез из Российской Федерации в Республику Казахстан товары различных наименований общей стоимостью 2796 руб., страна происхождения товара - Россия, покупатель - физические лица, Казахстан, отчетный период - декабрь 2022 года.
В ходе проверки предоставленных Предпринимателем статистических форм N N 10411000/240123/С155796, 10411000/240123/С155792 Таможней установлено нарушение срока их предоставления. Требуемый срок: не позднее 20.01.2023, тогда как они были предоставлены Предпринимателем 24.01.2023.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Предпринимателя 20.02.2023 должностным лицом Таможни протоколов об административных правонарушениях по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, с учетом того, что ранее Предприниматель привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела должностным лицом Таможни в пределах полномочий, предусмотренных статьей 23.8 КоАП РФ, вынесены постановления о назначении административного наказания от 06.03.2023 N 10411000-266/2023, N 10411000-265/2023, которыми Предприниматель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. по каждому постановлению.
Не согласившись с указанными постановлениями, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании постановлений от 06.03.2023 N 10411000-266/2023, N 10411000-265/2023 незаконными и подлежащими отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях Предпринимателя состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, соблюдении порядка, срока привлечения к административной ответственности и отсутствии оснований для освобождения от административной ответственности. Вместе с тем, применив положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, суд признал постановление Таможни от 06.03.2023 N 10411000-265/2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении незаконным и подлежащим отмене. Также суд, применив положения частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ, счел возможными уменьшить размер административного штрафа до 25 000 руб. по постановлению от 06.03.2023 N 10411000-266/2023.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Оснований для иного вывода у суда кассационной инстанции не имеется в связи со следующим.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 руб.
В Примечании 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ указано, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В силу пунктов 1, 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Закон N 289-ФЗ) статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации. Обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза.
Аналогичная обязанность закреплена в пункте 5 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Правила N 891).
На основании пунктов 9, 10, 16 Правил N 891 статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 названного Порядка. Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом установлено, из материалов дела следует и Предпринимателем не оспаривается, что с учетом отгрузки товаров в Республику Беларусь, в Республику Казахстан в декабре 2022 года, он был обязан предоставить Таможне статистическую форму учета перемещения товара не позднее 20.01.2023. Однако фактически представил ее 24.01.2023, что свидетельствует о наличии в действиях Предпринимателя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ под повторным совершением правонарушения понимается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.
В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Материалами дела подтверждается, что ранее Предприниматель постановлениями Таможни от 04.05.2022 N 10411000-494/2022 (вступило в законную силу 24.05.2022), от 19.05.2022 N 10411000-582/2022 (вступило в законную силу 02.06.2022) привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ. Срок, в который Предприниматель считается подвергнутым административной ответственности, 24.05.2023 и 02.06.2023 соответственно.
Спорные правонарушения совершены Предпринимателем 24.01.2023, то есть в период, когда Предприниматель в силу статьи 4.6 КоАП РФ считался подвергнутым административному наказанию.
Таким образом, Предприниматель повторно не исполнил требования, установленные законодательством о таможенном регулировании, в связи с этим подлежит привлечению к ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, совершенного Предпринимателем, Таможней доказаны, что подтверждается материалами дела и Предпринимателем не оспорено.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не усматривается.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для квалификации правонарушения малозначительным судами на основании статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.
Довод Таможни о том, что оспариваемые административные правонарушения выявлены не в рамках государственного контроля (надзора), а в рамках ведения таможенной статистики, и потому невозможно применение части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, законно отклонен судами на основании следующего.
Отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
В силу пункта 3 части 5 статьи 2 Закона N 248-ФЗ положения данного Федерального закона не применяются к организации и осуществлению отдельных видов государственного контроля (надзора), в том числе, таможенного контроля.
Таможенный контроль относится к видам государственного контроля (надзора), но осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и Законом N 289-ФЗ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а не в рамках Закона N 248-ФЗ.
При этом из понятия государственного контроля (надзора), изложенного в части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, не следует, что под таким государственным контролем (надзором) подразумевается государственный контроль, осуществляемый в рамках Закона N 248-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Как установлено материалами дела, дела об административных правонарушениях рассмотрены Таможней одновременно. При этом Предприниматель привлечен к административной ответственности за каждое нарушение с вынесением разных постановлений о привлечении к административной ответственности.
Судами установлено, что Таможней в отношении Предпринимателя фактически проведено одно контрольное мероприятие.
Федеральной таможенной службы в пункте 4 письма от 11.04.2022 N 01-11/19860 до сведения региональных таможенных управлений доведено, что с учетом изменений, внесенных в статью 4.4 КоАП РФ Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", если выявлены административные правонарушения по одной статье (части статьи) КоАП РФ, то совершившему их лицу назначается наказание как за совершение одного административного правонарушения (часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ).
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что Предпринимателю следовало назначить административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление от 06.03.2023 N 10411000-265/2023 правомерно признано незаконным.
Рассмотрев довод Таможни о невозможности применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ к постановлению от 06.03.2023 N 10411000-266/2023, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что Таможня ошибочно указывает на применение судами указанных положений при снижении штрафа. Исходя из текста оспариваемых судебных актов следует, что суды при принятии решения руководствовались частями 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ. В связи с этим указанный довод Таможни отклоняется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Таможни не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств, установленных по делу, в связи с этим судом округа отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
В связи с этим оснований для отмены актов судов первой и апелляционной инстанций, а также удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 09.06.2023 по делу N А50-7286/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Пермской таможни - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральной таможенной службы в пункте 4 письма от 11.04.2022 N 01-11/19860 до сведения региональных таможенных управлений доведено, что с учетом изменений, внесенных в статью 4.4 КоАП РФ Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", если выявлены административные правонарушения по одной статье (части статьи) КоАП РФ, то совершившему их лицу назначается наказание как за совершение одного административного правонарушения (часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ).
...
Рассмотрев довод Таможни о невозможности применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ к постановлению от 06.03.2023 N 10411000-266/2023, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что Таможня ошибочно указывает на применение судами указанных положений при снижении штрафа. Исходя из текста оспариваемых судебных актов следует, что суды при принятии решения руководствовались частями 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ. В связи с этим указанный довод Таможни отклоняется."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 сентября 2023 г. N Ф09-5640/23 по делу N А50-7286/2023