Екатеринбург |
|
29 сентября 2023 г. |
Дело N А07-27755/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Лазарева С.В., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2023 по делу N А07-27755/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации - Арсланова А.Х. (доверенность от 27.12.2022 N 76-04-06943/49), Кульметьева М.Ф. (доверенность от 28.07.2023 N 76-04-04259/49);
администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Кульметьева М.Ф. (доверенность от 08.06.2023 N 01-05-05132/13).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Шаверма по-Питерски" (далее - общество "Шаверма по-Питерски"), обществу с ограниченной ответственностью "Натуральные продукты" (далее - общество "Натуральные продукты") об обязании освободить земельный участок с кадастровым номером 02:55:020211:5471, площадью 12 кв.м, расположенный по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, проспект Октября, рядом с домом N 91 (ООТ "Гимназия им. Р. Гарипова") путем сноса нестационарного объекта торговли общества "Шаверма по-Питерски" (типа "киоск") в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу; в случае неисполнения обществом "Шаверма по-Питерски" и обществом "Натуральные продукты" решения суда в течение 10 дней с момента вступления его в законную силу взыскать с общества "Шаверма по-Питерски", общества "Натуральные продукты" неустойку в размере 50 000 руб. за каждый просроченный месяц до фактического исполнения решения суда (с учетом уточнения требований, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принятых судом к рассмотрению).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление), Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство).
Решением суда от 13.02.2023 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. В кассационной жалобе заявитель указывает, что обществами "Шаверма по-Питерски" и "Натуральные продукты" о нарушенных ими правах стало известно задолго, до обращения Администрации в арбитражный суд с рассматриваемым иском. Заявитель кассационной жалобы выражает несогласие с выводами судов о том, что в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан у общества "Натуральные продукты" возникло преимущественное право на заключение договора на размещение спорного объекта без проведения торгов, поскольку это противоречит положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в виду вмешательства государственных органов (суда) в деятельность органов местного самоуправления. Также Администрация в кассационной жалобе указывает на ошибочность выводов судов о том, что внесение арендной платы обществом "Натуральные продукты" за фактическое пользование, свидетельствует о правомерности размещения нестационарного торгового объекта, поскольку внесение арендных платежей за фактическое пользование земельным участком является обязанностью обществ "Шаверма по-Питерски" и "Натуральные продукты". По мнению заявителя кассационной жалобы, сам по себе факт включения определенного торгового объекта в утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов в отсутствие соответствующего договора аренды земельного участка или договора на право размещения нестационарного торгового объекта не является достаточным основанием для размещения объекта на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности. Заявитель кассационной жалобы настаивает на том, что обществами "Шаверма по-Питерски" и "Натуральные продукты" в материалы дела не представлены доказательства заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта или доказательства обращения о заключении указанного договора, каких-либо иных доказательств, подтверждающих правовые основания занятия указанными общества спорного земельного участка в материалы дела также не представлены. Администрация в кассационной жалобе утверждает, что Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Положение N 37/23) не закреплена обязанность ни за Администрацией района, ни за иными органами о необходимости доведения информации до юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В дополнении к кассационной жалобе администрация выражает несогласие с выводами судов о законности размещения нестационарного торгового объекта после прекращения договора аренды земельного участка. Также в дополнения к кассационной жалобе заявитель обращает внимание суда округа на то обстоятельство, что из актов осмотра и установления фактического использования земельного участка (территории) от 25.03.2020 N 588/о, от 01.06.2020 N 1545/о, от 27.10.2021 N 2065/о следует, что общество "Шаверма по-Питерски" фактически занимает не 6 кв.м., а 12 кв.м., чем грубо нарушает условия заключенного с ним договора. Администрация в дополнениях к кассационной жалобе указывает на то, что ежемесячная плата по договору аренды на размещение нестационарного торгового объекта существенно превышает размер платы по ранее заключенному договору аренды земельного участка.
Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Управлением представлены отзывы на кассационную жалобы заявителя, согласно которым доводы изложенные в кассационной жалобе администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Управление поддерживают, просят отменить оспариваемые судебные акты.
Проверив законность судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между администрацией города Уфа (арендодатель) и обществом "Натуральные продукты" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 14.09.2004 N 106/к-04 (далее - договор), по условиям пункта 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район пр. Октября, рядом с домом N 91, для использования в целях занимаемые временными, передвижными, киосками общественного питания "Пирожки из Печи", в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 6 кв. м.
В силу пункта 3.1 договора срок аренды устанавливается с 06.09.2004 по 05.09.2005. В соответствии со статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны установили, что условия договора применяются к отношениям, возникшим между сторонами с 01.03.2003.
Согласно пункту 3.2 договора по истечении срока, указанного в пункте 3.1 договора, договор может быть продлен по соглашению сторон.
На основании пункта 3.4 договора продление настоящего договора на неопределенный срок по истечения срока его действия исключается при любых обстоятельствах.
По акту приема-передачи от 14.09.2004 земельный участок из земель поселений, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район пр. Октября, рядом с домом N 91, был передан в арендное пользование обществу "Натуральные продукты".
Управлением 25.03.2020 с составлением акта осмотра и установления фактического использования земельного участка (территории) был произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 02:55:020211:5471, расположенного по адресу Орджоникидзевский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан рядом с домом N 91 (ООТ "Гимназия им. Р. Гарипова"), площадью 4 079 кв. м, по результатам которого было установлено, что спорный земельный участок используется для размещения нестационарного объекта торговли общества "Шаверма по-Питерски" (типа "киоск"). В акте указано, что предпринимательскую деятельность осуществляет общество "Шаверма по-Питерски".
Управлением 26.03.2020 выдано предостережение N 63 обществу "Шаверма по-Питерски" о недопустимости нарушения обязательных требований, согласно которому обществу "Шаверма по-Питерски" предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, а именно: освободить самовольно занятую муниципальную территорию, а также направить уведомление об исполнении предостережения в Управление.
Кроме этого, Управлением 01.06.2020 с составлением акта осмотра и установления фактического использования земельного участка (территории) был произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 02:55:020211:5471, расположенного по адресу Орджоникидзевский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан рядом с домом N 91 (ООТ "Гимназия им. Р. Гарипова"), площадью 4 079 кв. м, по результатам которого было установлено, что спорный земельный участок используется для размещения нестационарного объекта торговли общества "Шаверма по-Питерски" (типа "киоск"). Данный нестационарный торговый объект принадлежит обществу "Натуральные продукты". Предпринимательскую деятельность осуществляет общество "Шаверма по-Питерски".
Письмом от 21.07.2020 N 76-04-3265/37 Администрация предложила обществу "Шаверма по-Питерски" в срок до 05.08.2020 осуществить демонтаж нестационарного торгового объекта.
Администрацией 28.08.2020 в адрес обществ "Шаверма по-Питерски" и "Натуральные продукты" направлены требования (претензия) об освобождении самовольно занимаемого земельного участка.
Требования указанных уведомлений общества "Шаверма по-Питерски" и "Натуральные продукты" добровольно не исполнены.
Письмом от 17.09.2020 N УЗ-8689 Управление, ссылаясь на истечение срока действия договора аренды земельного участка от 14.09.2004 N 106/к-04, на положения статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявило отказ от дальнейшего исполнения условий указанного договора, просило освободить занимаемый земельный участок. В указанном письме Управление также просило явиться представителя общества "Натуральные продукты" для подписания соглашения о растяжении договора, а также уведомило, что в противном случае договор аренды будет считаться прекращенным по истечении 3-х месяцев с момента направления данного уведомления.
Управлением 30.12.2020 в одностороннем порядке составлен акт о прекращении договора земельного участка от 14.09.2004 N 106/к-04 с 17.12.2020.
Ссылаясь на отсутствие законных или договорных оснований для занятия спорного земельного участка для размещения нестационарного объекта торговли (типа "киоск"), Администрация 13.11.2020 обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.
На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, в частности в случае размещения нестационарных торговых объектов.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусматривает, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Положений подпункта 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), части 1 статьи 3 и части 1 статьи 6 Закона N 381-ФЗ отношения в области торговой деятельности регулируются законодательством Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Законом N 381-ФЗ.
Таким образом, действующим законодательством установлено особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов, допустив размещение указанных объектов без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов.
При этом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе, с оформлением договора или иных разрешительных документов на функционирование объектов (договора аренды земельного участка или на право размещения нестационарного торгового объекта, иных договоров или разрешений) и без оформления таковых.
Согласно статье 5 Закона Республики Башкортостан от 14.07.2010 N 296-з "О регулировании торговой деятельности в Республике Башкортостан" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.04.2011 N 98 был утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Башкортостан.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 01.06.2011 N 37/23 было утверждено Положение N 37/23.
Во исполнение указанного решения постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 16.09.2011 N 5325 утверждено Положение о городской комиссии по размещению нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, основной задачей которой является разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) и внесение изменений (пункт 2 Положения).
Положением N 37/23 определены порядок и основания для размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на земельных участках, зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (пункт 1.2).
Размещение нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) осуществляется в соответствии с утвержденной Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан схемой размещения нестационарных торговых объектов (пункт 1.4 Положения N 37/23).
В соответствии с пунктом 3.1 Положения N 37/23 договор на размещение нестационарных торговых объектов заключается по результатам торгов, за исключением случаев, установленных пунктом 3.2 настоящего Положения.
Порядок размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов установлен разделом IV Положения N 37/23.
В соответствии с пунктом 4.2 Положения N 37/23 субъекты, желающие разместить нестационарный торговый объект (объект по оказанию услуг) на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, согласно утвержденной Схеме размещения, обращаются с соответствующим заявлением в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с требованиями Положения о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.07.2016 N 281 Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.04.2011 N 98, был дополнен пунктом 17, согласно которому размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность, на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов и договора на размещение нестационарных торговых объектов, заключенного с органом местного самоуправления.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.02.2017 N 8/14 из Положения N 37/23 был исключен пункт 4.4., предусматривающий, что основанием для установки субъектом нестационарного торгового объекта (объекта по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан является договор аренды земельного участка либо договор аренды нежилого помещения.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.07.2016 N 281 решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.02.2019 N 37/22 утверждено новое Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в соответствии с пунктом 3.1 которого договор на размещение нестационарных торговых объектов заключается по результатам торгов, за исключением случаев, установленных пунктом 3.2 настоящего Положения.
Договор на размещение без проведения торгов заключается на время действия переходного периода с Субъектом, которым установлен нестационарный торговый объект до 1 марта 2015 г. на территории городского округа город Уфа РБ на основании ранее оформленного договора аренды земельного участка с тем же местоположением, предусмотренным схемой границ земельного участка, и включенного в Схему размещения.
Проанализировав указанные выше нормы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в период с 18.07.2016 по 13.02.2019 размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Уфа осуществлялось без предоставления земельного участка в аренду на основании включения уполномоченным органом нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарного торгового объекта на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденную в установленном порядке. Заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов не требовалось.
При исследовании фактических обстоятельств дела, судами установлено, что между Администрацией города Уфа (арендодатель) и обществом "Натуральные продукты" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 14.09.2004 N 106/к-04, по условиям пункта 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район пр. Октября, рядом с домом N 91, для использования в целях занимаемые временными, передвижными, киосками общественного питания "Пирожки из Печи", в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 6 кв. м.
Несмотря на условие пункта 3.4 договора, стороны не прекратили исполнение условий договора аренды земельного участка от 14.09.2004 N 106/к-04, прекращение арендных отношений не состоялось, общество "Натуральные продукты" продолжило и продолжало на протяжении длительного времени использование земельного участка, внося соответствующую арендную плату.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Администрация города Уфа или Управление заявляли возражений относительно прекращения действия договора, материалы дела не содержат.
Представленными в материалы дела документами подтверждается и сторонами не оспаривается, что только письмом от 17.09.2020 N УЗ-8689 Управление, ссылаясь на истечение срока действия договора аренды земельного участка от 14.09.2004 N 106/к-04, на положения статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявило отказ от дальнейшего исполнения условий указанного договора, просило освободить занимаемый земельный участок.
Управлением в одностороннем порядке 30.12.2020 составлен акт о прекращении договора земельного участка от 14.09.2004 N 106/к-04 с 17.12.2020.
Таким образом, учитывая изложенные выше обстоятельства, суды пришли к верному выводу о том, что до окончания 2020 г. общество "Натуральные продукты" сохраняло возможность использования спорного земельного участка на основании договора аренды земельного участка от 14.09.2004 N 106/к-04, тогда как Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями 13.11.2020, то есть до окончания срока действия договора аренды.
Кроме того, из представленных в материалы дела документов судами установлено, что на основании заявления общества "Натуральные продукты" от 20.04.2016 г. вх. N 01-02-11832 Городской комиссией по размещению нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан 07.07.2016 было принято решение о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан площадок, занимаемых функционирующими киосками по оказанию услуг общественного питания, куда включен спорный объект, расположенный по адресу: пр. Октября рядом с домом N 91, площадью 6 кв. м.
Письмом Отдела координации торговли, общественного питания и услуг Администрации от 24.02.2021 N 12-07 подтверждается, что площадка по пр. Октября рядом с домом N 91 (ООТ "Гимназия им. Р.Гарипова") включена в схему размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг).
Указанное включение произведено на основании постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.08.2016 N 1333 (позиция 1205) на срок до 5 лет и актуализировано постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 24.03.2020 N 383 (позиция 1074) на срок до 7 лет.
Действующей редакцией Схемы размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено размещение нестационарного объекта "киоск", кадастровый номер земельного участка 02:55:020211:5471, площадью 6 кв. м.
Пунктом 3.1 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.02.2019 N 37/22, было установлено, что договор на размещение нестационарных торговых объектов заключается по результатам торгов, за исключением случаев, установленных пунктом 3.2 настоящего Положения.
Пунктом 3.2 указанного Положения (в первоначальной редакции) было предусмотрено, что договор на размещение без проведения торгов заключается в том числе на время действия переходного периода с Субъектом, которым установлен НТО до 1 марта 2015 года на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на основании ранее оформленного договора аренды земельного участка с тем же местоположением, предусмотренным схемой границ земельного участка, и включенного в Схему размещения.
В пункте 8.1 Положения было определено, что переходный период - период, необходимый для заключения договоров на размещение НТО, установленных на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на основании ранее (до 1 марта 2015 года) оформленных договоров аренды земельных участков.
Переходный период устанавливается до 31 декабря 2020 года (пункт 8.2 Положения).
Переходный период распространяется на НТО, установленные до 1 марта 2015 года на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на основании ранее оформленных договоров аренды земельных участков с тем же местоположением, предусмотренным схемой границ земельного участка и включенных в Схему размещения (пункт 8.3 Положения).
В период действия переходного периода должны быть заключены договоры на размещение НТО, указанных в пункте 8.3 настоящего Положения (пункт 8.4 Положения).
Учитывая изложенное, принимая во внимание пункты 3.1, 3.2 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, суды пришли к верному выводу о том, что общество Натуральные продукты" обладало преимущественным правом на заключение договора на размещение спорного объекта без проведения торгов
Между тем, как установлено судами, торги на право заключения договора на размещение НТО на спорном земельном участке Администрацией с 2016 года по настоящее время не проводились, договор на размещение нестационарного торгового объекта с обществом "Натуральные продукты" также заключен не был. При этом, как указывалось ранее, до 30.12.2020 общество "Натуральные продукты" имело возможность легального использования земельного участка на основании договора аренды земельного участка от 14.09.2004 N 106/к-04.
Довод Администрации о том, что сам по себе факт включения определенного торгового объекта в утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов в отсутствие соответствующего договора аренды земельного участка или договора на право размещения нестационарного торгового объекта (не заключался, истек срок действия, расторгнут) не является достаточным основанием для размещения объекта на земельном участке, был рассмотрен судом апелляционной инстанции и правомерно отклонен им, в виду того, что в спорый период правовое регулирование размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Башкортостан допускало размещение нестационарных торговых объектов только в силу факта включения уполномоченным органом нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарного торгового объекта на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Доводы Администрации о том, что обществам "Шаверма по-Питерски" и "Натуральные продукты" о нарушенных ими правах стало известно задолго до подачи искового заявления в суд, однако мер по узаконению права пользования земельным участком указанные общества не предпринимали; что доказательств как заключения обществами "Шаверма по-Питерски" и "Натуральные продукты" договора на размещение нестационарного торгового объекта, так и обращения о заключении указанного договора, в материалы дела представлено не было, также были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены им, так как каких-либо доказательств свидетельствующих о том, что после принятия Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.02.2019 N 37/22, до общества "Натуральные продукты" доводилась информация относительно необходимости переоформления договора аренды земельного участка на договор на размещение нестационарного торгового объекта до окончания срока действия переходного периода в материалах дела не имеется.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.10.2021 N 511 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Республики Башкортостан схем размещения нестационарных торговых объектов" установлено (подпункт 1.1 пункта 4.1), что договор на размещение нестационарного торгового объекта заключается без проведения торгов в следующих случаях: размещение на срок не более семи лет нестационарного торгового объекта, расположенного в соответствии со схемой в месте размещения, предусмотренном ранее заключенным договором аренды земельного участка, предоставленного для размещения нестационарного торгового объекта (договором на размещение нестационарного торгового объекта), если хозяйствующий субъект продолжает пользоваться земельным участком (землями), при одновременном соблюдении следующих условий:
а) отсутствие у хозяйствующего субъекта задолженности по арендной плате по ранее заключенному договору аренды земельного участка, предоставленного для размещения нестационарного торгового объекта, на дату подачи заявления, а также внесение арендной платы в полном объеме за период после истечения действия договора аренды земельного участка, предоставленного для размещения нестационарного торгового объекта, до даты подачи заявления (отсутствие у хозяйствующего субъекта задолженности по плате по ранее заключенному договору на размещение нестационарного торгового объекта на дату подачи заявления, а также внесение платы в полном объеме за период после истечения действия договора на размещение нестационарного торгового объекта до даты подачи заявления);
б) хозяйствующий субъект берет на себя обязательство разместить нестационарный торговый объект, внешний вид которого соответствует требованиям, содержащимся в правилах благоустройства территории муниципального образования, иных нормативных правовых актах, регулирующих внешний вид нестационарного торгового объекта, или привести внешний вид размещенного нестационарного торгового объекта в соответствие с указанными требованиями в срок и на условиях, установленных договором на размещение нестационарного торгового объекта.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств наличия задолженности по арендной плате по ранее заключенному договору аренды земельного участка, суды пришли к обоснованному выводу, что действующее в настоящее время правовое регулирование размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Башкортостан допускает возможность размещения обществом "Натуральные продукты" спорного нестационарного торгового объекта без проведения торгов путем заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что с обществом "Натуральные продукты" не может быть заключен указанный договор на размещение нестационарного торгового объекта, Администрацией в материалы дела представлено не было.
Довод Администрации о том, что общество "Натуральные продукты" ранее могло разрешить вопрос с заключением данного договора, был рассмотрен судом апелляционной инстанции и правомерно отклонен им, так как в рассматриваемой ситуации, при подаче иска еще в период действия договора аренды земельного участка от 14.09.2004 N 106/к-04, переходного периода возникшая правовая неопределенность в отношениях сторон не может быть использована против ответчика.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Администрацией исковых требований.
Доводы Администрации об уклонении ответчика от переоформления правоотношений, поскольку ежемесячная плата по договору на размещение нестационарного торгового объекта существенно превышает размер платы по ранее заключенному договору аренды земельного участка, не могут быть приняты во внимание, так как при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций указанные доводы не приводились, в апелляционной жалобе указанные доводы также отсутствуют, в связи с чем судами не рассматривались, соответствующие доказательства, подтверждающие обоснованность этих доводов, в материалы дела не представлялись и не исследовались, в связи с чем в силу положения статьей 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут являться основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции в виду не соблюдения принципа последовательного обжалования судебных актов.
При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем новые доводы и доказательства не могут быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 4 пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" доводы лиц, участвующих в деле, относительно фактических обстоятельств, на которые такие лица ранее не ссылались, которые не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и судами первой и апелляционной инстанций не устанавливались, не принимаются во внимание и не могут быть положены в основу постановления суда кассационной инстанции.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу, сводятся к изложению правовой позиции по иску, которая получила надлежащую правовую оценку, выводы судов об отсутствии самовольного занятия ответчиком земельного участка и наличии правовых оснований для оформления размещения НТО на новый срок не опровергают, основаны на неправильном толковании норм права и собственных представлениях заявителя об обстоятельствах дела, что свидетельствует о несогласии заявителя с оценкой доказательств и выводами судов об установленных фактических обстоятельствах, переоценка которых не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2023 по делу N А07-27755/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Представленными в материалы дела документами подтверждается и сторонами не оспаривается, что только письмом от 17.09.2020 N УЗ-8689 Управление, ссылаясь на истечение срока действия договора аренды земельного участка от 14.09.2004 N 106/к-04, на положения статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявило отказ от дальнейшего исполнения условий указанного договора, просило освободить занимаемый земельный участок.
...
Согласно абзацу 4 пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" доводы лиц, участвующих в деле, относительно фактических обстоятельств, на которые такие лица ранее не ссылались, которые не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и судами первой и апелляционной инстанций не устанавливались, не принимаются во внимание и не могут быть положены в основу постановления суда кассационной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 сентября 2023 г. N Ф09-5895/23 по делу N А07-27755/2020