г. Челябинск |
|
24 мая 2023 г. |
Дело N А07-27755/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Колясниковой Ю.С., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2023 по делу N А07-27755/2020.
Администрация Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Шаверма по-Питерски" (далее - ответчик 1, ООО "Шаверма по-Питерски"), обществу с ограниченной ответственностью "Натуральные продукты" (далее - ответчик 2, ООО "Натуральные продукты") об обязании освободить земельный участок с кадастровым номером 02:55:020211:5471, площадью 12 кв.м, расположенный по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, проспект Октября, рядом с домом N 91 (ООТ "Гимназия им. Р. Гарипова") путем сноса нестационарного объекта торговли ООО "Шаверма по-Питерски" (типа "киоск") в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу; в случае неисполнения ответчиками решения суда в течение 10 дней с момента вступления его в законную силу взыскать с ООО "Шаверма по-Питерски", ООО "Натуральные продукты" неустойку в размере 50 000 руб. за каждый просроченный месяц до фактического исполнения решения суда (с учетом уточнения предмета исковых требований, т. 1 л.д. 148-150).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмет спора, привлечены Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление), Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2023 (резолютивная часть от 06.02.2023) в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
С указанным решением суда не согласилась Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее податель указал, что ответчикам о нарушенных ими правах стало известно задолго до подачи искового заявления в суд, однако мер по узаконению права пользования земельным участком ответчики не предпринимали. Апеллянт сослался на то, что в случае если для целей размещения нестационарного торгового объекта (далее - НТО) законодательство субъекта Российской Федерации (муниципального образования) предусматривает оформление договора, сам по себе факт включения определенного торгового объекта в утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов в отсутствие соответствующего договора аренды земельного участка или договора на право размещения НТО (не заключался, истек срок действия, расторгнут) не является достаточным основанием для размещения объекта на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности. Доказательств как заключения ответчиками договора на размещение НТО, так и обращения о заключении указанного договора, в материалы дела представлено не было.
Податель жалобы не согласился с выводом суда первой инстанции о наличии преимущественного права у ответчиков на заключение договора на размещение спорного НТО, полагал, что данный вывод противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в виду вмешательства государственных органов (суда) в деятельность органов местного самоуправления. Апеллянт считал, что в отсутствие заключенного в установленном порядке договора аренды земельного участка, правовые основания для самовольного нахождения объекта ответчика на спорном земельном участке отсутствуют.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2023 апелляционная жалоба была принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании 10.05.2023.
К дате судебного заседания в суд первой инстанции от ООО "Натуральные продукты" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик 2 просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Протокольным определением от 10.05.2023 в судебном заседании был объявлен перерыв до 17.05.2023.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание до и после перерыва их представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Администрацией города Уфа (арендодатель) и ООО "Натуральные продукты" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 106/к-04 от 14.09.2004 (далее также - договор, т. 2 л.д. 5-8), по условиям п. 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район пр. Октября, рядом с домом N 91, для использования в целях занимаемые временными, передвижными, киосками общественного питания "Пирожки из Печи", в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 6 кв.м.
В силу п. 3.1 договора срок аренды устанавливается с 06.09.2004 по 05.09.2005. В соответствии со ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) стороны установили, что условия договора применяются к отношениям, возникшим между сторонами с 01.03.2003.
Согласно п. 3.2 договора по истечении срока, указанного в п. 3.1 договора, договор может быть продлен по соглашению сторон.
На основании п. 3.4 договора продление настоящего договора на неопределенный срок по истечения срока его действия исключается при любых обстоятельствах.
По акту приема-передачи от 14.09.2004 земельный участок из земель поселений, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район пр. Октября, рядом с домом N 91, был передан в арендное пользование ООО "Натуральные продукты" (т. 2 л.д. 12).
Управлением 25.03.2020 с составлением акта осмотра и установления фактического использования земельного участка (территории) был произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 02:55:020211:5471, расположенного по адресу Орджоникидзевский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан рядом с домом N 91 (ООТ "Гимназия им. Р. Гарипова"), площадью 4 079 кв.м, по результатам которого было установлено, что спорный земельный участок используется для размещения нестационарного объекта торговли "Шаверма по-Питерски" (типа "киоск"). В акте указано, что предпринимательскую деятельность осуществляет ООО "Шаверма по-Питерски" (т. 1 л.д. 9-15).
26.03.2020 Управлением выдано предостережение N 63 ООО "Шаверма по-Питерски" о недопустимости нарушения обязательных требований, согласно которому ООО "Шаверма по-Питерски" предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, а именно: освободить самовольно занятую муниципальную территорию, а также направить уведомление об исполнении предостережения в Управление (т. 1 л.д. 7-8).
Кроме этого, Управлением 01.06.2020 с составлением акта осмотра и установления фактического использования земельного участка (территории) был произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 02:55:020211:5471, расположенного по адресу Орджоникидзевский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан рядом с домом N 91 (ООТ "Гимназия им. Р. Гарипова"), площадью 4 079 кв.м, по результатам которого было установлено, что спорный земельный участок используется для размещения нестационарного объекта торговли "Шаверма по-Питерски" (типа "киоск"). Данный НТО принадлежит ООО "Натуральные продукты". Предпринимательскую деятельность осуществляет ООО Шаверма по-Питерски" (т. 1 л.д. 16-18).
Письмом от 21.07.2020 N 76-04-3265/37 Администрация предложила ООО "Шаверма по-Питерски" в срок до 05.08.2020 осуществить демонтаж НТО (т. 1 л.д. 19).
Администрацией 28.08.2020 в адрес ООО "Шаверма по-Питерски" и ООО "Натуральные продукты" направлены требования (претензия) об освобождении самовольно занимаемого земельного участка (т. 1 л.д. 20-21, 22, 23-24).
Требования указанных уведомлений ООО "Шаверма по-Питерски" и ООО "Натуральные продукты" добровольно не исполнены.
Письмом от 17.09.2020 N УЗ-8689 Управление, ссылаясь на истечение срока действия договора аренды земельного участка N 106/к-04 от 14.09.2004, на положения статьи 610 ГК РФ, заявило отказ от дальнейшего исполнения условий указанного договора, просило освободить занимаемый земельный участок. В указанном письме Управление также просило явиться представителя ООО "Натуральные продукты" для подписания соглашения о растяжении договора, а также уведомило, что в противном случае договор аренды будет считаться прекращенным по истечении 3-х месяцев с момента направления данного уведомления (т. 2 л.д. 13, 35-36, 37-40).
30.12.2020 Управлением в одностороннем порядке составлен акт о прекращении договора земельного участка N 106/к-04 от 14.09.2004 с 17.12.2020 (т. 2 л.д. 14).
Ссылаясь на отсутствие законных или договорных оснований для занятия спорного земельного участка для размещения нестационарного объекта торговли (типа "киоск"), Администрация 13.11.2020 обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что у ответчика 2 возникло преимущественное право на заключение договора на размещение спорного объекта без проведения торгов. Исходя из того, что спорный НТО включен в схему размещения НТО, эксплуатируется с 2004 года, о чем свидетельствует ранее заключенный договор аренды N 106/к-04 от 14.09.2004, суд пришел к выводу, что отсутствуют предусмотренные законом основания для возложения на ответчика обязанности по освобождению земельного участка.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы истца, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, в частности в случае размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Указанное правовое регулирование, предусмотренное нормами земельного законодательства было введено в ЗК РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 01 марта 2015 года.
В силу части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Исходя из положений подпункта 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), части 1 статьи 3 и части 1 статьи 6 Закона N 381-ФЗ отношения в области торговой деятельности регулируются законодательством Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Законом N 381-ФЗ.
Таким образом, законодатель установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов, допустив размещение указанных объектов без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов.
При этом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе, с оформлением договора или иных разрешительных документов на функционирование объектов (договора аренды земельного участка или на право размещения нестационарного торгового объекта, иных договоров или разрешений) и без оформления таковых.
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Башкортостан от 14.07.2010 N 296-з "О регулировании торговой деятельности в Республике Башкортостан" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.04.2011 N 98 был утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Башкортостан.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 01.06.2011 N 37/23 было утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Положение N 37/23).
Во исполнение указанного решения постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 16.09.2011 N 5325 утверждено Положение о городской комиссии по размещению нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, основной задачей которой является разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) и внесение изменений (пункт 2 Положения).
Положением N 37/23 были определены порядок и основания для размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на земельных участках, зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (пункт 1.2).
Размещение нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) осуществляется в соответствии с утвержденной Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан схемой размещения нестационарных торговых объектов (пункт 1.4 Положения N 37/23)
Порядок размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов установлен разделом IV Положения N 37/23.
Так, в пункте 4.2 Положения N 37/23 было указано, что субъекты, желающие разместить нестационарный торговый объект (объект по оказанию услуг) на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, согласно утвержденной Схеме размещения, обращаются с соответствующим заявлением в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с требованиями Положения о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.07.2016 N 281 Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.04.2011 N 98, был дополнен пунктом 17, согласно которому размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность, на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов и договора на размещение нестационарных торговых объектов, заключенного с органом местного самоуправления.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.02.2017 N 8/14 из Положения N 37/23 был исключен пункт 4.4., предусматривающий, что основанием для установки субъектом нестационарного торгового объекта (объекта по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан является договор аренды земельного участка либо договор аренды нежилого помещения.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.07.2016 N 281 решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.02.2019 N 37/22 утверждено новое Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в соответствии с пунктом 3.1 которого договор на размещение нестационарных торговых объектов заключается по результатам торгов, за исключением случаев, установленных пунктом 3.2 настоящего Положения.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что в период с 18.07.2016 по 13.02.2019 размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Уфа осуществлялось без предоставления земельного участка в аренду на основании включения уполномоченным органом НТО в схему размещения нестационарного торгового объекта на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденную в установленном порядке. Заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов не требовалось.
Указанное позволяет суду апелляционной инстанции отклонить довод апеллянта о том, что сам по себе факт включения определенного торгового объекта в утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов в отсутствие соответствующего договора аренды земельного участка или договора на право размещения НТО (не заключался, истек срок действия, расторгнут) не является достаточным основанием для размещения объекта на земельном участке, поскольку в спорый период правовое регулирование размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Башкортостан допускало размещение нестационарных торговых объектов только в силу факта включения уполномоченным органом НТО в схему размещения нестационарного торгового объекта на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Как следует из материалов дела, между Администрацией города Уфа (арендодатель) и ООО "Натуральные продукты" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 106/к-04 от 14.09.2004, по условиям п. 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район пр. Октября, рядом с домом N 91, для использования в целях занимаемые временными, передвижными, киосками общественного питания "Пирожки из Печи", в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 6 кв.м.
Несмотря на условие п. 3.4 договора, стороны не прекратили исполнение условий договора аренды земельного участка N 106/к-04 от 14.09.2004, прекращение арендных отношений не состоялось, ООО "Натуральные продукты" продолжило и продолжало на протяжении длительного времени использование земельного участка, внося соответствующую арендную плату. Администрация города Уфа или Управление не заявляли возражений относительно прекращения действия договора.
Только письмом от 17.09.2020 N УЗ-8689 Управление, ссылаясь на истечение срока действия договора аренды земельного участка N 106/к-04 от 14.09.2004, на положения статьи 610 ГК РФ, заявило отказ от дальнейшего исполнения условий указанного договора, просило освободить занимаемый земельный участок.
30.12.2020 Управлением в одностороннем порядке составлен акт о прекращении договора земельного участка N 106/к-04 от 14.09.2004 с 17.12.2020.
Таким образом, до окончания 2020 г. ООО "Натуральные продукты" сохраняло возможность использования спорного земельного участка на основании договора аренды земельного участка N 106/к-04 от 14.09.2004, тогда как Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями 13.11.2020, то есть до окончания срока действия договора аренды.
Кроме того, согласно письму Отдела координации торговли, общественного питания и услуг Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа N 12-07 от 24.02.2021 площадка по пр. Октября рядом с домом N 91 (Т "Гимназия им. Р.Гарипова") включена в схему размещения НТО (объектов по оказанию услуг) (т. 1 л.д. 77).
Указанное включение произведено на основании постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.08.2016 N 1333 (позиция 1205) на срок до 5 лет и актуализировано постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 24.03.2020 N 383 (позиция 1074) на срок до 7 лет.
Пунктом 3.1 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.02.2019 N 37/22, было установлено, что договор на размещение нестационарных торговых объектов заключается по результатам торгов, за исключением случаев, установленных пунктом 3.2 настоящего Положения.
Пунктом 3.2 указанного Положения (в первоначальной редакции) было предусмотрено, что договор на размещение без проведения торгов заключается в том числе на время действия переходного периода с Субъектом, которым установлен НТО до 1 марта 2015 года на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на основании ранее оформленного договора аренды земельного участка с тем же местоположением, предусмотренным схемой границ земельного участка, и включённого в Схему размещения.
В пункте 8.1 Положения было определено, что переходный период - период, необходимый для заключения договоров на размещение НТО, установленных на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на основании ранее (до 1 марта 2015 года) оформленных договоров аренды земельных участков.
Переходный период устанавливается до 31 декабря 2020 года (пункт 8.2 Положения).
Переходный период распространяется на НТО, установленные до 1 марта 2015 года на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на основании ранее оформленных договоров аренды земельных участков с тем же местоположением, предусмотренным схемой границ земельного участка и включённых в Схему размещения (пункт 8.3 Положения).
В период действия переходного периода должны быть заключены договоры на размещение НТО, указанных в пункте 8.3 настоящего Положения (пункт 8.4 Положения).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что исходя из положений пункта 3.2. указанного Положения, ответчик 2 обладал преимущественным правом на заключение договора на размещение без проведения торгов спорного объекта.
Между тем, торги на право заключения договора на размещение НТО на спорном земельном участке Администрацией с 2016 года по настоящее время не проводились, договор на размещение НТО с ответчиком 2 также заключен не был. При этом, как уже было указано ранее, до 30.12.2020 ООО "Натуральные продукты" имело возможность легального использования земельного участка на основании договора аренды земельного участка N 106/к-04 от 14.09.2004.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что ответчикам о нарушенных ими правах стало известно задолго до подачи искового заявления в суд, однако мер по узаконению права пользования земельным участком ответчики не предпринимали; что доказательств как заключения ответчиками договора на размещение НТО, так и обращения о заключении указанного договора, в материалы дела представлено не было, отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку Администрацией также не было представлено доказательств того, что после принятия Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.02.2019 N 37/22, до ответчика 2 доводилась информация относительно необходимости переоформления договора аренды земельного участка на договор на размещение НТО до окончания срока действия переходного периода.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.10.2021 N 511 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Республики Башкортостан схем размещения нестационарных торговых объектов" установлено (подпункт 1.1 пункта 4.1), что договор на размещение нестационарного торгового объекта заключается без проведения торгов в следующих случаях: размещение на срок не более семи лет нестационарного торгового объекта, расположенного в соответствии со схемой в месте размещения, предусмотренном ранее заключенным договором аренды земельного участка, предоставленного для размещения нестационарного торгового объекта (договором на размещение нестационарного торгового объекта), если хозяйствующий субъект продолжает пользоваться земельным участком (землями), при одновременном соблюдении следующих условий:
а) отсутствие у хозяйствующего субъекта задолженности по арендной плате по ранее заключенному договору аренды земельного участка, предоставленного для размещения нестационарного торгового объекта, на дату подачи заявления, а также внесение арендной платы в полном объеме за период после истечения действия договора аренды земельного участка, предоставленного для размещения нестационарного торгового объекта, до даты подачи заявления (отсутствие у хозяйствующего субъекта задолженности по плате по ранее заключенному договору на размещение нестационарного торгового объекта на дату подачи заявления, а также внесение платы в полном объеме за период после истечения действия договора на размещение нестационарного торгового объекта до даты подачи заявления);
б) хозяйствующий субъект берет на себя обязательство разместить нестационарный торговый объект, внешний вид которого соответствует требованиям, содержащимся в правилах благоустройства территории муниципального образования, иных нормативных правовых актах, регулирующих внешний вид нестационарного торгового объекта, или привести внешний вид размещенного нестационарного торгового объекта в соответствие с указанными требованиями в срок и на условиях, установленных договором на размещение нестационарного торгового объекта.
Поскольку доказательств наличия задолженности по арендной плате по ранее заключенному договору аренды земельного участка по материалам дела не усматривается, апелляционный суд находит, что действующее в настоящее время правовое регулирование размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Башкортостан допускает возможность размещения ответчиком 2 спорного НТО без проведения торгов путем заключения договора на размещение НТО.
Доказательства того, что с ответчиком 2 не может быть заключен указанный договор на размещение НТО, истцом в материалы дела представлено не было.
Довод апеллянта о том, что ответчик 2 ранее мог разрешить вопрос с заключением данного договора, отклонен судебной коллегией, поскольку в рассматриваемой ситуации, при подаче иска еще в период действия договора аренды земельного участка N 106/к-04 от 14.09.2004, переходного периода возникшая правовая неопределенность в отношениях сторон не может быть использована против ответчика.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 265, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.02.2023 по делу N А07-27755/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.С. Жернаков |
Судьи |
Ю.С. Колясникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-27755/2020
Истец: Администрация Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ, АДМИНИСТРАЦИЯ ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: ООО "НАТУРАЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ", ООО "ШАВЕРМА ПО-ПИТЕРСКИ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН