Екатеринбург |
|
04 октября 2023 г. |
Дело N А47-2696/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Купреенкова В. А., Краснобаевой И. А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемортан И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.03.2023 по делу N А47-2696/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 по тому же делу.
Судебное заседание проводится с использованием системы веб-конференции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
До начала судебного заседания суда кассационной инстанции от Министерства в электронном виде поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании посредством онлайн-заседания принял участие представитель индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Гарейшина Равиля Шавкатовича (далее - ИП глава КФХ Гарейшин Р.Ш.) - Гусев Г.М. (доверенность от 04.04.2022 б/н).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к ИП глава КФХ Гарейшин Р.Ш. с исковым заявлением о взыскании суммы гранта в размере 2 058 319 руб. 50 коп.
Судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общества с ограниченной ответственностью "Батыр" (далее -общество "Батыр", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.03.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Министерство обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить в полном объеме и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Заявитель жалобы указал, что по результатам проверки Счетной палаты Оренбургской области в части работ, предусмотренных локальным сметным расчетом, и включенных в акты приемки выполненных работ в сумме 2 058 319,50 рубля использованы с нарушением и не подтверждены в ходе контрольных обмеров (визуального осмотра). Податель жалобы указал, что в соответствии с приложением N 1 к дополнительному соглашению N 1 от 20.02.2021 к соглашению N 105-19/с от 18.04.2019 о предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы (далее - дополнительное соглашение N 1) "График реализации проекта" проектом было предусмотрено строительство фермы, дата окончания строительства фермы 04.2021. В соответствии с подпунктом "о" пункта 10 Соглашения N 105-19/с о предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы от 18.04.2019 грантополучатель один раз в полгода первые 24 месяца и один раз в год последующее время в течении срока действия соглашения, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом должен предоставлять в министерство отчет об использовании гранта по форме, установленной соглашением, с приложением заверенных копий документов, подтверждающих завершение очередного этапа реализации (бизнес-плана). Соответственно, в ходе реализации проекта раз в полгода ИП глава КФХ Гарейшин Р.Ш. представлял документы, свидетельствующие о его реализации. Документы, представляемые грантополучателем в Министерство, соответствовали документам, которые были предметом проверки Счетной палаты Оренбургской области. В связи с чем, кассатор полагал, что сведения, содержащиеся в представленных к отзыву документах, в том числе экспертное заключение не имели значения при рассмотрении данного дела, так как они представлены после реализации проекта и сдачи отчета о расходовании средств гранта. Таким образом, по мнению подателя жалобы, часть гранта подлежит возврату в бюджет.
В отзыве на кассационную жалобу ИП глава КФХ Гарейшин Р.Ш. просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судами, в 2019 году оказание государственной поддержки на создание и развитие (фермерского) хозяйства на территории Оренбургской области регулировалось, в частности, постановление Правительства Оренбургской области от 03.10.2012 N 857-п "О предоставлении из областного бюджета грантов на развитие семейных животноводческих ферм" (далее - Постановление N 857-п).
В рамках реализации Постановления N 857-п Министерством сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - Министерство) в 2019 году проведен конкурс по отбору проектов по развитию семейных животноводческих ферм.
По итогам конкурса одним из победителей признано крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является индивидуальный предприниматель Гарейшин Р.Ш. (далее - ответчик, глава КФХ, грантополучатель).
Между Министерством и ответчиком 18.04.2019 заключено соглашение N 105-19/с о предоставлении гранта из областного бюджета на развитие семейной животноводческой фермы (далее - соглашение).
По условиям соглашения Министерство предоставляет ответчику денежные средства в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы (далее - грант) в размере 10 200 000 руб. путем перечисления на его расчетный счет, а ответчик принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по развитию семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленном соглашением.
Факт предоставления денежных средств ответчику подтверждается платежными поручениями N 151401 от 24.05.2019.
В соответствии с планом расходов соглашения, с участием средств гранта предусмотрено:
- строительство фермы - 10 150 000 руб.;
- приобретение: - доильной установки - 1 200 000 руб.;
- охладителя молока объемом 1500 л - 350 000 руб.;
- пресс-подборщика - 530 000 руб.;
- племенного поголовья КРС (50 нетелей) - 5 000 000 руб.
Всего общая стоимость проекта составила 17 230 000 руб. (в т.ч. 10 200 000 руб. - грант, 3 030 000 руб. - собственные средства, 4 000 000 руб. - заемные средства).
Подпунктом "б" пункта 10 соглашения определено, что глава семейной животноводческой фермы обязан использовать грант в соответствии с планом расходов, являющимся неотъемлемой частью соглашения. Одним из пунктов плана расходов соглашения является "Строительство фермы" стоимостью 10 150 000 руб.
В соответствии с договором строительного подряда от 01.05.2019 N 08219PL3000532190138/1, заключенным с ООО "Батыр" выполнены работы по строительству фермы.
Стоимость работ по указанному договору составляет 10 150 000 рублей и соответствует сметной стоимости работ, указанной в локальном сметном расчете на строительство коровника, расположенного по адресу: Оренбургская область, Асекеевский район, с. Асекеево.
Срок начала работ: 01.05.2019, окончания: 01.09.2019.
Дополнительным соглашением от 03.07.2019 к договору строительного подряда от 01.05.2019 N 08219PL3000532190138/1 изменен срок окончания работ с 01.09.2019 на 30.05.2020.
Договором строительного подряда предусмотрено выполнение работ "Строительство фермы" в соответствии со сметной документацией.
Оплата выполненных работ по строительству фермы осуществлялась поэтапно по мере выполнения работ.
Акты выполненных работ составлялись и подписывались сторонами также поэтапно.
В ходе проверки, проводимой в сентябре - октябре 2021 года Счетной палатой Оренбургской области в рамках плановых проверочных мероприятий, в присутствии сотрудников администрации Асекеевского района выборочным методом по отдельным позициям работ, предусмотренным локальным сметным расчетом и включенным в акты о приемке выполненных работ проведены контрольные обмеры (визуальный осмотр), по результатам которых составлен акт, отражающий сопоставление объемов работ, отраженных в локальном сметном расчете, актах о приемке выполненных работ и результатах контрольных обмеров (визуального осмотра).
Согласно акту установлены отклонения, в том числе: 1) Согласно позиции 14 раздела "Стены" локального сметного расчета предусмотрено выполнение работ "Установка панелей наружных стен одноэтажных зданий длиной до 7 м, площадью до 10 кв. м" в объеме 6 шт. Согласно актам о приемке выполненных работ указанные работы не производились. Стоимость данных работ согласно локальному сметному расчету составляет 15 550 рублей.
2) Согласно позиции 22 раздела "Стены" локального сметного расчета предусмотрено выполнение работ "Наружная облицовка поверхности стен в вертикальном исполнении по металлическому каркасу профлистом" в объеме 72,5 кв. м, стоимость работ составляет 110 255 рубля.
В соответствии с актом о приеме выполненных работ за июль 2019 года от 20.07.2019 указанные работы выполнены в полном объеме.
При этом при проведении контрольных обмеров (визуального осмотра) выполнение указанных работ не подтверждено (стены, облицованные профлистом, отсутствуют). Таким образом, не подтверждено выполнение работ на сумму 110 255 рубля.
3) Согласно позиции 38 раздела "Окна" локального сметного расчета предусмотрено выполнение работ "Установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ профилей: поворотных (откидных), поворотно-откидных) с площадью проема более 2 кв. м двухстворчатых размерами 1,8x1,5 (h) - 50 шт., 1,5x1,5 (h) - 5 шт." в объеме 146,3 кв. м, стоимость работ составляет 750 896,0 рубля. В соответствии с актом о приеме выполненных работ за июль 2019 года от 20.07.2019 указанные работы выполнены в объеме 86,85 кв. м (позиция 24 раздела "Стены"), в соответствии с актом о приеме выполненных работ от 13.05.2020 указанные работы (позиция 1 раздела "Стены") выполнены в объеме 59,45 кв. м, общий объем выполненных работ соответствует объему, предусмотренному локальным сметным расчетом. Вместе с тем, при проведении контрольных обмеров (визуального осмотра) установлено, что произведена установка 4 окон размером 1,8*1,15, т.е. объем фактически выполненных работ составляет 8,28 кв. м. Таким образом, объем фактически не выполненных работ составляет 138,02 кв. м, их стоимость составляет 708 398,26 рубля.
4) Разделом "Навозоудаление" локального сметного расчета предусмотрено выполнение следующих работ: позиция 53 "Устройство каналов навозоудаления: с лотковым сечением блоков" в объеме 20,7 куб. м, стоимость работ составляет 53 816 рубля; позиция 54 "Лотки железобетонные каналов" в объеме 20,7 куб. м, стоимость работ составляет 331 530 рубля; позиция 55 "Установка решеток перекрытия каналов навозоудаления" в объеме 1,62 куб. м, стоимость работ составляет 30 487,0 рубля; позиция 56 "Транспортер скребковый, длина цепи 170 м, ТСН-2Б" в объеме 1 комплект, стоимость составляет 48 505 рубля. В соответствии с актом о приемке выполненных работ от 13.05.2020 указанные работы выполнены в полном объеме (позиция 7 - 10). При этом, при проведении контрольных обмеров (визуального осмотра) выполнение указанных работ не подтверждено (система навозоудаления отсутствует). Следовательно, не подтверждено выполнение работ, предусмотренных Разделом "Навозоудаление" на общую сумму 464 238 рубля.
5) Разделом "Отмостка, пандусы" локального сметного расчета предусмотрено выполнение следующих работ: позиция 57 "Разработка грунта вручную с креплениями в траншеях шириной до 2 м, глубиной до 2 м" в объеме 38,5 куб. м, стоимость работ составляет 10 557 рубля; позиция 58 "Устройство оснований и покрытий из песчано-гравийных или щебеночно-песчаных смесей: однослойных толщиной 12 см" в объеме 192,5 кв. м, стоимость работ составляет 6 565 рубля; позиция 59 "Смесь песчано-гравийная природная обогащенная" в объеме 192,5 куб. м, стоимость составляет 104 452 рубля; позиция 60 "Устройство покрытий: бетонных толщиной 30 мм" в объеме 192,5 кв. м, стоимость составляет 45 219 рубля; позиция 61 "Устройство покрытий: на каждые 5 мм изменения толщины покрытия добавлять или исключать к расценке 11-01-015-1" в объеме 192,5 кв. м, стоимость составляет 88 151 рубля; позиция 62 "Устройство асфальтобетонных покрытий отмостки и пандусов однослойных из литой мелкозернистой асфальто-бетонной смеси толщиной 3 см" в объеме 192,5 кв. м, стоимость составляет 59 370,0 рубля; позиция 63 "На каждые 0,5 см изменения толщины покрытия добавлять к расценке 27-07-001-01" в объеме 192,5 кв. м, стоимость составляет 19 021 рубля.
В соответствии с актом о приеме выполненных работ от 13.05.2020 указанные работы выполнены в полном объеме (позиция 11 - 17). При этом при проведении контрольных обмеров (визуального осмотра) выполнение указанных работ не подтверждено (отмостка по периметру коровника отсутствует). Следовательно, не подтверждено выполнение работ, предусмотренных Разделом "Отмостка, пандусы" на общую сумму 333 335 рубля.
6) Разделом "Полы" локального сметного расчета предусмотрено выполнение следующих работ: позиция 46 "Уплотнение грунта: щебнем" в объеме 946,6 кв. м, стоимость составляет 39 286 рубля; позиция 47 "Устройство подстилающих слоев: песчаных" в объеме 94,66 куб. м, стоимость составляет 156 545 рубля; позиция 48 "Устройство подстилающих слоев: бетонных" в объеме 47,33 куб. м, стоимость составляет 252 000 рубля; позиция 49 "Устройство стяжек: цементных толщиной 20 мм" в объеме 946,6 кв. м, стоимость составляет 140 192 рубля; позиция 50 "Армирование подстилающих слоев и набетонок сеткой" в объеме 2,84 т., стоимость составляет 10 577 рубля; позиция 51 "Сетка сварная из арматурной проволоки диаметром 3,0 мм 50х50хмм" в объеме 946,6 кв. м, стоимость составляет 90 817 рубля; позиция 52 "Устройство бетонной подготовки толщиной 15 см" в объеме 142 куб. м, стоимость составляет 668 797 рубля.
Вышеуказанные работы включены в полном объеме в акт о приемке выполненных работ от 29.05.2019 и в акт о приемке выполненных работ от 13.09.2019, то есть работы, предусмотренные разделом "Полы" локального сметного расчета, приняты к оплате дважды. Сумма завышения составляет 1 358 214 рубля.
Согласно акту Счетной палаты вышеперечисленные работы, предусмотренные локальным сметным расчетом и включенные в акты приемки выполненных работ в сумме 2 058 319,50 рубля использованы с нарушением и не подтверждены в ходе контрольных обмеров (визуального осмотра).
В адрес ИП главы КФХ Гарейшина Р.Ш. направлена уведомление - претензия от 14.12.2021 N 01-03-06/1986 о возврате части гранта, использованного с нарушением.
Согласно подпункту п. пункта 10 соглашения грантополучатель обязан, в течение 10 рабочих дней после получения уведомления, возвратить средства гранта или часть гранта путем перечисления денежных средств по реквизитам, указанным в уведомлении.
До настоящего времени ответчик средства гранта не возвратил, что послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды пришли к выводу, что ответчиком средства гранта израсходованы исключительно на строительство животноводческой фермы для КРС и помещения по переработке животноводческой продукции, что соответствует Плану расходов гранта на развитие семейной животноводческой фермы; план Расходов гранта ответчиком не изменялся, а само по себе несоответствие объемов работ и материалов, указанных в акте КС-2, фактически выполненным работам и соотносимыми с целями предоставления гранта и условиями договора подряда, не свидетельствует о нецелевом использовании ответчиком средств гранта.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет бюджетные ассигнования как предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
В соответствии с абзацем 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.
При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Основанием для возврата субсидии является, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Из изложенного следует, что нарушение принципа целевого характера бюджетных средств проявляется, в частности, в расходовании субсидий в целях, не соответствующих полностью или частично целям их предоставления.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 N 907-пп (в редакции от 06.04.2020) был утвержден Порядок предоставления из областного бюджета грантов на развитие семейных животноводческих ферм.
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что целью предоставления грантов является софинансирование затрат главы крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, а также крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, связанных с реализацией ими проекта по развитию семейной животноводческой фермы с высокопродуктивным скотом и высокотехнологическим оборудованием по направлению деятельности (отрасли) животноводства.
Грант предоставляется на: разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм; приобретение, строительство, реконструкцию, ремонт или модернизацию семейных животноводческих ферм; приобретение, строительство, реконструкцию, ремонт или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства; комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой (за исключением сельскохозяйственной техники, предназначенной для производства продукции растениеводства), а также их монтаж; приобретение сельскохозяйственных животных (пункт 4 Порядка).
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 264-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Одной из мер реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проводимой в сентябре - октябре 2021 года Счетной палатой Оренбургской области в рамках плановых проверочных мероприятий, в присутствии сотрудников администрации Асекеевского района выборочным методом по отдельным позициям работ, предусмотренным локальным сметным расчетом и включенным в акты о приемке выполненных работ проведены контрольные обмеры (визуальный осмотр), по результатам которых составлен акт, отражающий сопоставление объемов работ, отраженных в локальном сметном расчете, актах о приемке выполненных работ и результатах контрольных обмеров (визуального осмотра).
Согласно акту Счетной палаты, вышеперечисленные работы, предусмотренные локальным сметным расчетом и включенные в акты приемки выполненных работ в сумме 2 058 319,50 рубля использованы с нарушением и не подтверждены в ходе контрольных обмеров (визуального осмотра).
Как следует из пояснений ответчика и представленных им документов, а также сравнительной таблицы, при строительстве животноводческой фермы виды и объемы строительных работ были скорректированы с учетом особенностей эксплуатации по назначению.
Как пояснил ответчик в ходе рассмотрения дела, в ходе выполнения строительных работ выяснилось, что проведение некоторых работ нецелесообразно ввиду их нерациональности использования, значительных материальных затрат, в связи с чем было решено взамен выполнить иные работы, необходимые для функционирования фермы; кроме того, в актах, сданных с отчетными документами не были отражены выполненные работы, заложенные в изначальной смете; общая стоимость первоначальных работ; в ответ на письмо истца от 01.11.2021 с требованием предоставить пояснения по фактам неисполнения работ, указанных в актах, было сообщено, что в ходе выполнения работ в изначальную смету вносились изменения, от выполнения некоторых строительных работ пришлось отказаться, взамен них выполнить иные работы, необходимые для функционирования фермы.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу о том, что ответчик произвел расходование выделенных ему денежных средств гранта по их целевому назначению, истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не были представлены доказательства нецелевого использования ответчиком бюджетных средств (субсидии), а потому оснований для возврата средств гранта не имеется.
Отклоняя доводы заявителя, суды обоснованно исходили из того, что расходование ответчиком средств гранта на указанные в соглашении цели в соответствии с планом расходов гранта подтверждено; план расходов гранта ответчиком не изменялся; обязанность по предоставлению отчетности, предусмотренной соглашением, с приложением подтверждающих документов, выполнена; основания для возврата ответчиком полученного гранта не доказаны.
Как верно отмечено судами, несоответствие объемов работ и материалов, указанных в акте КС-2, фактически выполненным работам и соотносимыми с целями предоставления гранта и условиями договора подряда, не свидетельствует о нецелевом использовании главой КФХ Гарейшиным Р.Ш. средств гранта. Кроме того, в судебном заседании представитель Министерства не отрицала наличие выполненных работ, которые были выполнены ответчиком; подтвердила факт возведения фермы.
Довод кассатора о недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных КФХ Гарейшиным Р.Ш. в подтверждение факта использования гранта, судами признан несостоятельным ввиду не выявления соответствующих обстоятельств.
Все доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, получили правовую оценку и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Между тем суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций в силу своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.03.2023 по делу N А47-2696/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 264-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
...
Как верно отмечено судами, несоответствие объемов работ и материалов, указанных в акте КС-2, фактически выполненным работам и соотносимыми с целями предоставления гранта и условиями договора подряда, не свидетельствует о нецелевом использовании главой КФХ Гарейшиным Р.Ш. средств гранта. Кроме того, в судебном заседании представитель Министерства не отрицала наличие выполненных работ, которые были выполнены ответчиком; подтвердила факт возведения фермы."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 октября 2023 г. N Ф09-6201/23 по делу N А47-2696/2022