Екатеринбург |
|
12 октября 2023 г. |
Дело N А07-25574/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сафроновой А. А.,
судей Сидоровой А. В., Мындря Д. И.
при ведении протокола помощником судьи Тороповым Н.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Нефаз" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.05.2023 по делу N А07-25574/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, принял участие представитель муниципального унитарного предприятия "Нефтекамскводоканал" - Хамидуллин Р.Ф. (доверенность от 14.07.2023 N 51-23);
В судебном заседании, в зале суда, принял участие представитель публичного акционерного общества "Нефаз" - Асхадуллин Д.М. (доверенность от 09.01.2023 N 01).
Муниципальное унитарное предприятие "Нефтекамскводоканал" (далее по тексту также - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к публичному акционерному обществу "Нефаз" (далее- ответчик, общество "Нефаз") о взыскании 728 203 руб. 50 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения за январь - апрель 2021 года, 2 912 814 руб. платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за январь - апрель 2021 года (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения исковых требований, далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.05.2023 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 решение оставлено без изменения.
Общество "Нефаз" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное исследование обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, просит названные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды при разрешении спора не верно применили положения Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), поскольку ответчик является транзитной организации и приоритетным в данном случае является метод отбора проб, а не расчетный способ определения размера соответствующей платы.
Общество "Нефаз" указывает на то, что ранее стороны придерживались результата анализов проб сточных вод в контрольных канализационных колодцах, согласованных в договоре холодного водоснабжения и водоотведения от 15.05.2015 N 480-ВК.
В отзыве на кассационную жалобу, Предприятие просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, между Предприятием и обществом "НефАЗ" заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 15.05.2015 N 480-ВК (далее - договор от 15.05.2015), в соответствии с условиями которого организация водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ОВКХ, Предприятие), осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать Абоненту (обществу "НефАЗ") через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую и техническую) воду.
Абонент обязался оплачивать холодную (питьевую и техническую) воду (далее - холодную воду) установленного качества в объеме, определенном данным договором. ОВКХ обязалась осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с данным договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с подпунктом "р", пункта 14 договора, ОВКХ осуществляет контроль за соблюдением Абонентом нормативов по составу сточных вод, а так же за соблюдением Абонентом требований к составу и свойствам сточных вод установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (далее - НВ на ЦСВО).
В подпункте "г" пункта 15 и пункту 22 договора от 15.05.2015 отражены право ОВКХ на беспрепятственный доступ к местам отбора проб воды и обязанность Абонент обеспечить представителям ОВКХ беспрепятственный доступ к местам отбора проб; оповещение Абонента осуществляется любым доступным способом позволяющими подтвердить его получение, а уведомление Абонента осуществляется не позднее 15-и минут до начала процедуры отбора проб.
Согласно подпункту "е" пункта 22 договора от 15.05.2015 в случае невозможности отбора проб сточных вод в порядке предусмотренном договором, отбор проб сточных вод осуществляется в соответствии с правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации.
Судами установлено, что письмом от 15.12.2021 N 01-01/2404 Предприятие просило общество "НЕФАЗ" обеспечить беспрепятственный доступ сотрудника, отвечающего за отбор проб (инженера-технолога Рьяновой И.А) на территорию предприятия по адресу г. Нефтекамск, ул. Янаульская, дом 3 (далее - объект).
Ответным письмом от 02.02.2021 общество "НЕФАЗ" уведомило Предприятие о том, что пропуска для сотрудников ОВКХ возможно оформить за два дня до въезда на территорию.
Фактический допуск на предприятие общества "Нефаз" для сотрудника по отбору проб Предприятия был разрешен Абонентом лишь в исходящем письме от 05.05.2021, более чем через 4,5 месяца с момента подачи заявки.
В отсутствие возможности осуществить отбор проб истец произвел расчет платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за спорный период расчетным способом, размер которой составил 3 682 222 руб. 50 коп.
В порядке досудебного урегулирования спора истец направил в адрес ответчика претензии от 12.07.2021 N 01-02/1268, от 24.11.2021 N 01-02/2012, от 16.02.2022 N 01-02/205 с требованием о погашении задолженности, которые оставлена ответчиком без ответа и без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из доказанности наличия на стороне ответчика обязанности уплатить плату за сброс сточных вод с превышением ПДК и негативное воздействие на ЦСВ, а также правильности расчета размера задолженности.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Выводы судов соответствуют нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами N 644.
В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, пункту 118 Правил N 644, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены названными Правилами.
Согласно пункту 1 статьи 30.2 Закона N 416-ФЗи пункту 194 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 указанных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены данными Правилами.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета (пункт 119 Правил)
Пункт 123(4) Правил N 644 предусмотрена формулу расчета размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод для обозначенных в данном пункте объектов абонентов (при наличии любого из условий), в том числе, если для отбора сбрасываемых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начисляется без анализа отобранных организацией водопроводно-канализационного хозяйства проб сточных вод, в случае, если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод (отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов) или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев, предусмотренных пунктом 123(4) Правил N 644.
Такой подход к применению упрощенного порядка расчета платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, предусмотренного пунктом 123(4) Правил N 644, изложен Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в решении от 16.12.2020 N АКПИ20-722.
То есть, законодателем установлена презумпция наличия загрязняющих веществ, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения, в сточных водах абонентов, категории которых определены в пункте 119 Правил N 644.
В силу пункта 203 Правил N 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;
расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле: Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 настоящих Правил.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор от 15.05.2015, переписку сторон, учитывая недопуск на территорию ответчика представителей истца для отбора проб, отсутствие за пределами территории ответчика канализационного колодца, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, суды пришли к выводу об обоснованности начисления истцом платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения и сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод расчетным способом, предусмотренным пунктами 123(4) и 203 Правил N 644.
Оснований не согласиться с оценкой фактических обстоятельств, произведенной судами первой и апелляционной инстанций, у суда кассационной инстанции не имеется.
Довод ответчика о том, что он является транзитной организацией подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм права и не соответствующий пункту 2 Правил N 644, статям 16, 17 Закона N 416-ФЗ, поскольку для отнесения общества "Нефаз" к организациям оказывающим услуги по транспортировке сточных вод, сбрасываемых иными лицами, ответчик должен обладать соответствующим тарифом на транспортировку сточных вод, таким тарифом ответчик не обладает.
Довод ответчика о том, что ранее стороны придерживались результатов анализов проб сточных вод в контрольных канализационных колодцах, а в спорном периоде истцом не правомерно применен расчетный способ определения размеры соответствующей платы подлежит отклонению, поскольку с внесением изменений в Закон N 416-ФЗ и Правила N 644 у организаций ВКХ появилось право рассчитывать указанные виды плат путем обора сточных вод в контрольном канализационном колодце, либо производить их расчет расчетным методом (без отбора проб), в случает если абонент соответствует критериям, указанным в пункте 123 (4) и пункте 203 Правил N 644.
Доводы общества "Нефаз", аналогичные приведенным в кассационной жалобе, исследованы и мотивированно, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют представленным доказательствам, и основаны на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу решения и постановления, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.05.2023 по делу N А07-25574/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сафронова |
Судьи |
А.В. Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод ответчика о том, что он является транзитной организацией подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм права и не соответствующий пункту 2 Правил N 644, статям 16, 17 Закона N 416-ФЗ, поскольку для отнесения общества "Нефаз" к организациям оказывающим услуги по транспортировке сточных вод, сбрасываемых иными лицами, ответчик должен обладать соответствующим тарифом на транспортировку сточных вод, таким тарифом ответчик не обладает.
Довод ответчика о том, что ранее стороны придерживались результатов анализов проб сточных вод в контрольных канализационных колодцах, а в спорном периоде истцом не правомерно применен расчетный способ определения размеры соответствующей платы подлежит отклонению, поскольку с внесением изменений в Закон N 416-ФЗ и Правила N 644 у организаций ВКХ появилось право рассчитывать указанные виды плат путем обора сточных вод в контрольном канализационном колодце, либо производить их расчет расчетным методом (без отбора проб), в случает если абонент соответствует критериям, указанным в пункте 123 (4) и пункте 203 Правил N 644."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 октября 2023 г. N Ф09-6542/23 по делу N А07-25574/2022